ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГОВ- ПСИХОЛОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА 10
1.1. Теоретико-методологические основы исследования понятия
«профессиональная рефлексия» 10
1.2. Структура и уровни профессиональной рефлексии студентов
педагогов-психологов в процессе обучения в высшей школе 28
1.3. Педагогическое обеспечение развития профессиональной рефлексии
студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза 49
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 65
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА 67
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза 67
2.2. Содержание и реализация педагогического обеспечения развития
профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза 78
2.3. Анализ и интерпретация результатов педагогического обеспечения развития профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов
в образовательном процессе вуза 87
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 111
Актуальность исследования. В государственной целевой программе развития образования на 2013-2020 годы говорится о необходимости подготовки грамотных специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности на уровне мировых стандартов. Это определяет необходимость подготовки грамотных специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности. Реализация этой цели связана с успешностью профессионального развития студентов, где рефлексивной деятельности должно отводиться особое место как важнейшему механизму, обеспечивающему достаточный уровень сформированной его самопознания, самоопределения, самоорганизации, саморегуляции, самореализации.
В образовательном процессе студентов педагогов-психологов профессиональная рефлексия играет определяющую роль, так как нацеливают будущего специалиста на самоанализ результатов собственной профессиональной деятельности, всесторонний анализ поведения и деятельности детей и их родителей, межличностное взаимодействие и т.д. В связи с этим профессиональная рефлексия является важным качеством будущих педагогов-психологов, необходимым для осуществления профессиональной психолого-педагогической деятельности, самообразования и саморазвития будущего специалиста.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что, несмотря на имеющиеся теоретические и экспериментальные разработки по вопросу развития профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов, эта проблема разработана недостаточно.
На значимость рефлексии как важнейшей составляющей процесса становления человека в аспекте профессионального развития, а также как средства осмысления им собственной деятельности, открывающим путь к самосовершенствованию, самоанализу, самокоррекции указывали Н.Г. Алексеев; К.Я. Вазина; Г.П. Щедровицкий. Изучению особенностей рефлексии в отечественной педагогике посвящены психолого¬педагогические исследования Ю.Н. Кулюткина. Вопросы развития педагогических способностей к рефлексивному обучению рассмотрены в трудах А.А. Бизяевой; В.А. Сластенина; В.Г. Богина.
Возможности использования рефлексивной образовательной деятельности в образовательном процессе и стратегии рефлексивного обучения проанализированы в работах В.Ю. Дударева; Д.Е. Матвеева; И.А. Бочкарёвой; С.И. Заир-Бек.
Вместе с тем, несмотря на то, что профессиональная рефлексия выступает важнейшей категорией современной науки, составляющей педагогической деятельности, приходится констатировать низкую степень разработанности теоретических и прикладных аспектов её развития у студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза.
Таким образом, можно говорить о существующем противоречии: между объективной необходимостью развития профессиональной рефлексии будущих педагогов-психологов в образовательном процессе вуза и недостаточной разработанностью его педагогического обеспечения в теории и практике высшего образования.
Обнаруженное противоречие определило проблему исследования, которая состоит в недостаточной научной разработанности педагогического обеспечения развития профессиональной рефлексии студентов педагогов- психологов в образовательном процессе вуза.
Необходимость разрешения обозначенного противоречия и поиск решения проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза».
Объект исследования: развитие профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза.
Предмет исследования: педагогическое обеспечение развития профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза.
Цель исследования: теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить результативность педагогического обеспечения развития профессиональной рефлексии студентов педагогов- психологов в образовательном процессе вуза.
Гипотеза исследования: развитие профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза будет результативным, если:
- на теоретическом уровне рассматривать профессиональную рефлексию как профессионально важное качество, заключающееся в оценочном осмыслении себя как субъекта профессиональной деятельности;
- на практическом уровне реализовать педагогическое обеспечение, предусматривающее организацию двух этапов: погружения в кризис и сопровождения при выходе из него, а также реализацию комплекса педагогических условий:
- актуализацию потребности студентов в профессиональной рефлексии,
- создание рефлексивной среды в ходе профессионально -
педагогической подготовки в вузе,
- включение студентов педагогов-психологов в решение проблемных задач и педагогических ситуаций.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели исследования в соответствии с объектом и предметом исследования, решались следующие задачи:
1) раскрыть сущностные характеристики понятия профессиональная рефлексия;
2) выявить и теоретически обосновать педагогическое обеспечение развития профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза;
3) в опытно-экспериментальной работе проверить результативность педагогического обеспечения развития профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза.
Теоретико-методологической основой исследования являются методологические подходы и принципы:
- личностно-ориентированный, акцентирующий внимание на личностные особенности обучаемого, его интересы, наклонности, индивидуальные особенности (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Л.В. Занков, В.А. Сластёнин, И.С. Якиманская и др.);
- системный, позволяющий моделировать образовательное пространство современного вуза, выявлять и изучать основополагающие принципы его построения и развития (Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, Ю.П. Поваренков, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.);
- философские, психолого-педагогические и методические положения о рефлексивных процессах;
- научно-методические представления о сущности и структуре рефлексии и рефлексивного обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.П. Звенигородская, Н.Г. Иванцивская, С.В. Кривых, В.Я. Лехциер, И.В. Муштавинская, В.В. Пантелеева, Ю.Ю. Романова, А.С. Шаров, Д.Б. Эльконин и др.), в том числе опыта рефлексивного обучения в вузах (Е.В. Анфалов, Л.Н. Бережнова, А.С. Дузь, Д.А. Костюк, А.В. Олейников, Н.Л. Романенко, Б.Т. Тухватуллин и др.);
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс методов исследования, адекватных его предмету:
1) теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы зарубежного и отечественного опыта по проблеме исследования;
2) эмпирические: методы психологической диагностики (методика определения уровня рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Понамарёва; определение уровня сформированности педагогической рефлексии Е.Е. Рукавишниковой; методика определения рефлексивности мышления О. С Анисимова, тест на оценку самоконтроля личности в общении М. Снайдер); методы активного обучения, анализа результатов деятельности (анализ сочинений), констатирующий и формирующий эксперимент;
3) качественные и количественные методы обработки данных, методы математической статистики (критерий Манна-Уитни).
База исследования. ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева». В эксперименте приняли участие 69 студентов, членов студенческой организации «Психологический клуб» на базе КГПУ им. В.П. Астафьева и обучающиеся в Институте психолого-педагогического образования (ИИПО). Экспериментальная работа проводилась со студентами 1-3 курсов, обучающихся по направлению 44.03.02 Психология образования, профили Практическая психология в образовании, психолого-педагогическое образование, Психология и педагогика дошкольного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты работы докладывались на I Международной научно¬практической конференции «Современные проблемы и направления развития системы образования и подготовки кадров» (г. Санкт-Петербург 31.10.2016 г.), I Международной научно-практической конференции «Современный менеджмент в здравоохранении и социальной сфере» (г. Самара 31.01.2017 г.), XVII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века» (г. Красноярск, апрель 2016 г.).
По результатам исследования опубликованы 3 статьи:
Дубинская Т.В. Проблема формирования рефлексивной деятельности будущих педагогов-психологов в процессе обучения в высшей школе // Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров. Сборник научных трудов по материалам I международной НПК 31 октября 2016 г. СПб.: НОО Профессиональная наука (РИНЦ). С. 322-337.
Дубинская Т.В. Условия развития профессиональной рефлексии будущих педагогов-психологов в процессе обучения в высшей школе. Современный менеджмент в здравоохранении и социальной сфере I международной НПК 31 января 2017 г. Самара: НОО Профессиональная наука (РИНЦ). С. 4-22.
Дубинская Т.В. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональной рефлексии студентов педагогов- психологов в образовательном процессе вуза // Alma mater (ВАК). М., 2017. № 6. (ВАК).
Внедрение результатов осуществлялось на базе студенческой организации «Психологический клуб» КГПУ им. В.П. Астафьева; в работе Второй краевой открытой школы технологий «Образование. Карьера. Успех»; в рамках мастер-класса XVIII форума «Молодёжь и наука XXI века», посвящённого 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева.
Научная новизна заключается в обосновании, разработке и осуществлении в опытно-экспериментальной работе педагогического обеспечения развития профессиональной рефлексии студентов педагогов- психологов в образовательном процессе вуза, предусматривающего организацию двух этапов: погружения в кризис и сопровождения при выходе из него, а также реализацию комплекса педагогических условий: диагностику уровня развития профессиональной рефлексии у студентов педагогов- психологов, актуализацию профессиональной мотивации, осознание сущностных характеристик профессиональной рефлексии, включение студентов педагогов-психологов в решение проблемных задач и педагогических ситуаций.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении, обосновании и реализации педагогического обеспечения, способствующего развитию профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза. Разработанные материалы исследования (семинары-практикумы, тренинговые занятия, наработки круглых столов, мастер-классов и т.д.) могут быть использованы в образовательном процессе высших учебных заведений, реализующих программы психолого-педагогического направления.
Достоверность и надежность результатов исследования определяется обоснованностью исходных методологических и теоретических положений; применением надежных и валидных методов исследования; эмпирической проверкой гипотезы исследования; корректным проведением качественного анализа результатов и статистической обработкой данных.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список (95 наименований, из которых два - иностранные источники) и приложение
В образовательном процессе студентов педагогов-психологов профессиональная рефлексия играет определяющую роль, т.к. нацеливает будущего специалиста на самоанализ результатов собственной профессиональной деятельности, всесторонний анализ поведения и деятельности детей и их родителей, межличностное взаимодействие. В связи с этим профессиональная рефлексия является важным качеством будущих педагогов-психологов, необходимым для осуществления профессиональной психолого-педагогической деятельности, самообразования и саморазвития будущего специалиста.
Решая первую задачу исследования, мы в ходе анализа психолого-педагогической литературы, посвящённой вопросам становления понятия «профессиональная рефлексия»; раскрыли ее сущностные характеристики понятия. В ходе исследования было установлено, что профессиональная рефлексия студента педагога-психолога - профессионально важное качество, заключающееся в оценочном осмыслении себя как будущего профессионала.
В процессе исследования, решая вторую задачу, мы описали психолого-педагогические характеристики студентов педагогов-психологов; выделили основные компоненты, определяющие специфику развития профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов; обосновали структуру педагогического обеспечения развития профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов и условия, необходимые для его результативной реализации.
Для проведения экспериментального исследования нами был подобран комплекс методик, позволяющий определить уровень развития профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза. Данные констатирующего эксперимента подтвердили низкий уровень развития профессиональной рефлексии у студентов педагогов-психологов.
Педагогическое обеспечение развития профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза осуществлено в рамках реализации программы элективного курса в 2 этапа. Каждый этап программы включал цель, содержание, методы, средства, ведущие педагогические условия, результат.
В ходе формирующего эксперимента была доказана результативность педагогического обеспечения развития профессиональной рефлексии студентов педагогов-психологов в образовательном процессе вуза, выразившаяся в значительном изменении показателей по всем выделенным компонентам и уровням.
Таким образом, задачи исследования выполнены, и полученные в ходе ОЭР результаты подтверждают правомерность и доказанность выдвинутой гипотезы, что позволяет сделать вывод о достижении поставленной цели.
1. Абульханова-Славская К.А. Субъект и субъектность: проблема определения качеств // В кн.: Развитие психологии в системе комплексного человекознания / отв.ред.: А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. Ч. 1. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 49-62.
2. Адольф В.А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2005. 214 с.
3. Азбукина Е.Ю. Профессиональное саморазвитие современного
педагога // Научные труды sworld. 2012. № 1. С. 37-42.
4. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление //
Развитие личности. 2002. № 2. С. 92-115.
5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби. изд-во Проспект, 2003. 608 с.
6. Анисимов О.С. Акмеологические основы рефлексивной
самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994. 86 с.
7. Ахмеров P.A. Биографические кризисы личности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. 19 с.
8. Батракова С.Н. Методологические проблемы становления целостной личности // Мир психологии. 2004. № 4. С. 183-193.
9. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект): монография / Е.П. Белозерцев, И.Б. Щербакова. Воронеж: Типография им. И.А. Болховитинова, 2016. 230 с.
10. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПЕНИ им. С.М. Кирова, 2004. С. 194-197.
11. Бизяева А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1993. 23 с.
12. Бодалев А. А. Личность и общение // Избранные
психологические труды. 2-е изд. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 324 с.
13. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория - практике / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. С. 153-175.
14. Бочкарёва И.А. Пути создания рефлексивно-инновационной среды в процессе профессиональной практической подготовки студентов // Инновации в подготовке учителя / под общей ред. И.А. Бочкарёвой, Е.Н. Солововой. М., 2002. С. 54-64.
15. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс. 2002. 544 с.
16. Буторин В.Я. Философия, логика и методология науки и техники: метод. указания по курсу «Философия и методология науки» для магистрантов 1-го года обучения всех специальностей. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. 140 с.
17. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека: монография. М.: Гос. ун-т. печати, 2002. 145 с.
18. Вульфов Б.З. Рефлексия: учить, управляя // Мир образования. 1997. №1. С.63-65.
19. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // СОБР. Соч.6 в 6 т. Т.З. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. М.: педагогика, 1983. 368с.
20. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика- пресс, 1996. 533 с.
21. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. С. 236-277.
22. Голованова Н.Ф. Бакалавриат как педагогическая проблема //
Высшее образование в России. 2009. № 6. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/bakalavriat-kak-pedagogicheskaya-problema(дата обращения 29.02.2017).
23. Головин А.А. Формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема /
А.А. Головин, В.Н. Кормакова // Научный диалог. 2016. № 7 (55). С. 265-279.
24. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. М: Наука, 1999. 359с.
25. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.,1983. 21 с.
26. Давыдов В.В. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования / В.В. Давыдов, А.З. Зак. Новосибирск: Наука, 1987. 213 с.
27. Давыдова Г.И. Воспитание рефлексивной культуры учащегося в концептуальном пространстве школьного образования // Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможности периодизации: тез. докладов Международной психологической конф. М.: РГГУ, 1999. С. 31-33.
28. Двоеглазова М.Ю. Структура личностной рефлексии студентов / Диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01. М., 2008. 190 с.
29. Деркач А.А. психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих / А.А. Деркач, И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов. М.: РАГС, 1998. 250 с.
30. Дмитриева Е.Н. К проблеме определения оснований становления целостной личности будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки в вузе // Психология обучения. 2007. № 4. С. 18-34.
31. Дударев В.Ю., Семенов И.Н. Феноменология рефлексии и её изучение в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал высшей школы экономики. Т. 5. № 1. С. 101-120.
32. Ермакова Г.Г. Педагогические условия развития
профессиональной рефлексии педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 1999. 153 с.
33. Ещеркина Л.В. Проблемно-ориентированный метод обучения / Л.В. Ещеркина, А.Е. Можеевская // Южно-Уральский государственный университет. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. С. 32-35.
34. Заир-Бек С.И. Стратегии рефлексивного обучения студентов в педагогических вузах: Педагогика как учебный предмет // Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2001. 116 с.
35. Зеер Э.Ф. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления личности педагога / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Мир психологии. 2002. № 4. С. 194-203.
36. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. 128 с.
37. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. Т. 24. 2003. № 2. С. 95-107.
38. Иванцивская Н.Г. Повышение уровня педагогической рефлексии как основа непрерывной инновационной деятельности преподавателя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 1999. 17с.
39. Ильязова Л.М. На пути к рефлексивной образовательной среде вуза / Л.М. Ильязова, Л.Б. Соколова // Credo new, 2005. №1 (41). С. 207-215.
40. Исаев Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е.И. Исаев, С.Г. Косарцкий, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 57-66.
41. Карпов А.А Психология рефлексивных механизмов
деятельности: монография. М.: Институт психологии РАН, 2004. 432 с.
42. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов управления / А.В. Карпов, В.В. Пономарева. М.: ИП РАН, 2000. 283 с.
43. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45¬57.
44. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Минск: Университетское, 2000. 95 с.
45. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. 176 с.
46. Климов В.С. Психология профессионала: монография. М.;
Воронеж, 1996. 461 с.
47. Коломенский Я.Л. Социальная и педагогическая психология Я.Л. Коломинский, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
48. Ковалев С.Э. Психология рефлексии. Рефлексия как предмет психологических исследований: курс лекций. Усть-Каменогорск: Изд. ВКГУ им. С. Аманжолова, 2006. 67 с.
49. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального образования педагога. М., 1994.
50. Коровкина Т.Е. Социально-педагогическое обеспечение
профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе: дисс. ... канд. пед. наук. Кострома. 2004. 211 с.
51. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя:
Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика, 1990. 132 с.
52. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. 40 с.
53. Лефевр В.А. Рефлексия. М.: Когито-центр, 2003. 496 с.
54. Матвеев Д.Е., Беловолов В.А., Жданок А.И. Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 1. С. 145-147.
55. Матросов В.Л. Педагогическое образование: стратегия развития // Высшее образование сегодня. 2004. № 9. С. 6-10.
56. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. С. 48.
57. Мириманова М.С. Структура личности: характер особенности, самосознание. Пермь: РИО ПГПУ, 1990. 106 с.
58. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития
учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ
Академия, 2004. 320 с.
59. Михайлова Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей: дис.психол. наук : 19.00.05. Л., 1990. 170 с.
60. Орлов А.А. Динамика личностного и профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии / И.В. Орлова. СПб.: Речь, 2006. 128 с.
61. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
62. Погребная О.С. Профессиональная рефлексия как универсальный механизм процесса саморегуляции педагога // Актуальные проблемы современной науки и образования. Общественные науки: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. T.VII. Ч.1. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. С. 297-302.
63. Потапова Е.А. Специфика подготовки бакалавра педагогики по профилю «Иностранный язык» // Среднее профессиональное образование. 2014. № 12. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/spetsifika-podgotovk-bakalavra- pedagogiki-po-profilyu-inostrannyy-yazyk(дата обращения 15.01.2016)
64. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное
самоопределение. М., 1996. 246 с.
65. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. С. 440.
66. Пьянкова Г.С. Развитие рефлексивных способностей будущего педагога // Научн.-метод. Вестник Вып. 5 / под ред. В.Н. Славской; отв. Ред И.Г. Маланчук; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск; М., 2004 С. 245-254.
67. Пьянкова Г.С. Рефлексия в структуре интегрльной индивидуальности профессионала: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им.
B. П. Астафьева. Красноярск, 2008. 260 с.
68. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, человек и мир. СПб.: Питер- Принт, 2003. 508 с.
69. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 712 с. (Мастера психологии).
70. Савенкова И.А. Рефлексивно-психологические аспекты
активизации профессионального самоопределения студентов будущих психологов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. Тамбов, 2002. 175 с.
71. Стеценко И.А. Формирование рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов: технологический подход / И.А. Стеценко, Г.А. Полякова // Сибирский журнал. 2011. № 10. С. 256-260.
72. Семёнов И.Н. Междисциплинарное взаимодействие московской и петербургской научной школ психологии творчества и рефлексии // Психология перед выбором будущего. М., 2006. С. 61-64.
73. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособ. Школьная пресса, 2000. 416 с.
74. Семёнов И.Н. Рефлексивная психология творчества: Концепции, экспериментатика, практика // Психология: журн. высш. шк. экономики.
2005. Т. 2. 3 4. С. 63-73.
75. Семёнов И.Н. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии / И.Н. Семенов,
C. Ю. Степанов // Наука о человеке. М.: Наука, 1989. 89 с.
76. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 1987. С. 136.
77. Сластенин В.А., Елисеев В.К. Рефлексивная культура учителя как субъекта педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2005. № 5. С. 37-42.
78. Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лёхина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова. 14-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1987. С. 433.
79. Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31-40.
80. Тимонин А.И. Концептуальные основы социально¬
педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. Кострома. 2007. 216 с.
81. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2005. 479 с.
82. Томина Е.Ф. Реализация рефлексивной концепции Дж. Дьюи в
современной высшей школе // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. № 2. URL:http://cyberleninka.ru/article/
n/realizatsiya-refleksivnoy-kontseptsiidzh-dyui-v-sovremennoy-vysshey-shkole (дата обращения 05.04.2017).
83. Хаустова О.В. Педагогические условия развития
проектировочных умений в ходе организации учебно-исследовательской деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL:http://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-usloviya-
razvitiya-proektirovochnyh-umeniy-v-hode-organizatsii-uchebno-issledovatelskoy- deyatelnosti-studentov (дата обращения 25.03.2017).
84. Хлусова А.А. Рефлексивная среда как компонент технологии формирования рефлексивной компетентности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. ИСОМ. 2011. №3. С. 51-53.
85. Цвелюх И.П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2006. 186 с.
86. Шаврина О.Ю. Педагогическая рефлексия учителя: монография. Стерлитамак: СГПИ, 2000. 148 с.
87. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
88. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005. С. 64-125.
89. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
90. Федеральные государственный образовательный стандарт ВО по
направлению подготовки 44.03.02 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения 25.03.2017).
91. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский и др. М.: ИНФРА-М, 2003. 574 с.
92. Элементы логики рефлексивных игр / В.А. Лефевр // Проблемы инженерной психологии. Вып. 4. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.
93. Юм Д. Сочинения: в 2т. М.: Мысль, 1965. Т. 1. 847 с.
94. Grant T.C. Preparing for reflective teaching. Boston, 1984. P. 85.
95. Kirby P. Development of the reflective teaching instrument / P. Kirby, C. Teddlie // Journal of research & development in Education. 1989. V.22. №4. P. 45-50.