РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХОРЕОГРАФИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХОРЕОГРАФИИ 6
1.1. Понятие саморегуляции: характеристика, показатели 6
1.2. Хореография как средство развития саморегуляции дошкольников 14
1.3. Влияние хореографии на развитие саморегуляции детей старшего
дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Описание методик исследования 25
2.2. Результаты исследования уровня саморегуляции детей старшего
дошкольного возраст 26
2.3. Психолого-педагогическая программа, направленная на развитие
саморегуляции детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с элементами хореографии 33
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХОРЕОГРАФИИ 6
1.1. Понятие саморегуляции: характеристика, показатели 6
1.2. Хореография как средство развития саморегуляции дошкольников 14
1.3. Влияние хореографии на развитие саморегуляции детей старшего
дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Описание методик исследования 25
2.2. Результаты исследования уровня саморегуляции детей старшего
дошкольного возраст 26
2.3. Психолого-педагогическая программа, направленная на развитие
саморегуляции детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с элементами хореографии 33
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность исследования. Проблема сформированное саморегуляции у старших дошкольников, контроль над собственным поведением является одной из наиболее важных задач в психолого-педагогической деятельности. С различными аспектами саморегуляции связаны исследования авторов К.А. Абульхановой-Славской, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой и др.
Проблема саморегуляции актуальна для всех образовательных организаций, так как в каждой из них присутствуют дети, которые имеют свой уровень саморегуляции. Но наибольшая актуальность формирования саморегуляции происходит на этапе дошкольного образования. Психологическая саморегуляция в жизни человека играет большую роль, т.к. вся человеческая история состоит из множества форм деятельности, поступков, коммуникаций и других видов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольная саморегуляция, реализующая все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, внешних условий, социальных явлений и т.д., является основным фактором субъектного бытия человека [12].
Часто случается так, что дети при переходе в школу не могут привыкнуть к новым условиям среды. Они бывают трудноуправляемыми и часто не готовы к обучению. Что же требуется сделать в дошкольном возрасте, чтобы ребенок был психологически устойчив и готов управлять процессом саморегуляции, находясь в школе?
В настоящие время появляется существенная проблема развития процессов саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. Обуславливается это многочисленными изменениями в системе образования, а также моральными изменениями в обществе, происходит изменение семейных ценностей, т.к. современная школа предъявляет к ученикам первого класса очень высокие требования. В XX веке важнейшей составляющей подготовки ребенка к школе считалось умение ребенка управлять своим поведением и контролировать действия. Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Л. И. Цеханская и другие ученые акцентировали необходимость формирования у ребенка умений сознательно подчинять свои действия заданному правилу, действовать по образцу и словесной инструкции взрослого. Эти умения не теряют актуальность и в условиях современного образования [17;19].
Высокую актуальность в 21 веке приобретают занятия танцами. Танцы являются одним из способов саморегуляции психологического состояния. Именно в двадцатом веке танец приобрел новую смысловую нагрузку. Танцы способствуют индивидуальному самовыражению и физической интеграции, гармонизации эмоционального состояний человека.
Цель исследования: изучить возможности развития саморегуляции детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с элементами хореографии.
Задачи исследования:
1. Сделать анализ понятия саморегуляции.
2. Рассмотреть хореографию как средство развития саморегуляции.
3. Раскрыть влияние хореографии на развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста
4. Выявить уровень саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу, направленную на развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с элементами хореографии, а также подтвердить ее эффективность.
Объект исследования: саморегуляция детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: упражнения с элементами хореографии как средство развития саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что упражнения с элементами хореографии будут эффективны в развитии саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические: тестирование;
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Методики: «Домик» (Н.И. Гуткина); «Какие предметы спрятаны в рисунка?» (Р.С. Немов); «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).
База и выборка исследования: Краевая спортивная школа по художественной и эстетической гимнастике. 20 девочек старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Практическая значимость исследования: педагоги-психологи могут использовать психолого-педагогическую программу, направленную на развития саморегуляции детей старшего дошкольного возраста посредством с элементами хореографии в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть: две главы, заключение, список использованных источников, состоящего из 50 источников..
Проблема саморегуляции актуальна для всех образовательных организаций, так как в каждой из них присутствуют дети, которые имеют свой уровень саморегуляции. Но наибольшая актуальность формирования саморегуляции происходит на этапе дошкольного образования. Психологическая саморегуляция в жизни человека играет большую роль, т.к. вся человеческая история состоит из множества форм деятельности, поступков, коммуникаций и других видов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольная саморегуляция, реализующая все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, внешних условий, социальных явлений и т.д., является основным фактором субъектного бытия человека [12].
Часто случается так, что дети при переходе в школу не могут привыкнуть к новым условиям среды. Они бывают трудноуправляемыми и часто не готовы к обучению. Что же требуется сделать в дошкольном возрасте, чтобы ребенок был психологически устойчив и готов управлять процессом саморегуляции, находясь в школе?
В настоящие время появляется существенная проблема развития процессов саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. Обуславливается это многочисленными изменениями в системе образования, а также моральными изменениями в обществе, происходит изменение семейных ценностей, т.к. современная школа предъявляет к ученикам первого класса очень высокие требования. В XX веке важнейшей составляющей подготовки ребенка к школе считалось умение ребенка управлять своим поведением и контролировать действия. Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Л. И. Цеханская и другие ученые акцентировали необходимость формирования у ребенка умений сознательно подчинять свои действия заданному правилу, действовать по образцу и словесной инструкции взрослого. Эти умения не теряют актуальность и в условиях современного образования [17;19].
Высокую актуальность в 21 веке приобретают занятия танцами. Танцы являются одним из способов саморегуляции психологического состояния. Именно в двадцатом веке танец приобрел новую смысловую нагрузку. Танцы способствуют индивидуальному самовыражению и физической интеграции, гармонизации эмоционального состояний человека.
Цель исследования: изучить возможности развития саморегуляции детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с элементами хореографии.
Задачи исследования:
1. Сделать анализ понятия саморегуляции.
2. Рассмотреть хореографию как средство развития саморегуляции.
3. Раскрыть влияние хореографии на развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста
4. Выявить уровень саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу, направленную на развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с элементами хореографии, а также подтвердить ее эффективность.
Объект исследования: саморегуляция детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: упражнения с элементами хореографии как средство развития саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что упражнения с элементами хореографии будут эффективны в развитии саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические: тестирование;
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Методики: «Домик» (Н.И. Гуткина); «Какие предметы спрятаны в рисунка?» (Р.С. Немов); «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).
База и выборка исследования: Краевая спортивная школа по художественной и эстетической гимнастике. 20 девочек старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Практическая значимость исследования: педагоги-психологи могут использовать психолого-педагогическую программу, направленную на развития саморегуляции детей старшего дошкольного возраста посредством с элементами хореографии в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть: две главы, заключение, список использованных источников, состоящего из 50 источников..
По окончанию проведения данного исследования можно сделать вывод, что проблема формирования саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста является актуальной в настоящие время.
Изучив теоретические основы и проанализировав психолого-педагогическую литературу выяснилось, что от уровня сформированности саморегуляции в дошкольном возрасте напрямую зависит их успеваемость в начальной школе. У старшего дошкольника, который не может контролировать различные сферы саморегуляции, в дальнейшем возникают трудности, приводящие к отставанию в учебе. Многие авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют особое внимание именно произвольной саморегуляции.
Исходя из теоретического анализа понятие «произвольная саморегуляция» - это целенаправленный процесс управления собственными психологическими и физиологическими процессами, а также поступками, действиями и поведением, направленными на объект или субъект. Саморегуляция является важным новообразование старшего дошкольного возраста, которая отвечает за такие психологические процессы, как мотивация, целеполагание, планирование, контроль и самоконтроль.
Эффективным средством развития произвольной саморегуляции в данном возрасте считается активная творческая деятельность. Дошкольники очень любят творческую активность (танцы, рисование, пение и т.д.). Данная активность является стимулом формирования произвольных качеств. Мы считаем, что упражнения с элементами хореографии положительно воздействуют на развитие произвольной саморегуляции.
Для проведения определения уровня сформированности произвольной саморегляции были подобраны методики: «Домик» (Н.И. Гуткина), «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов) и «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Данные диагностические методики указали на проблему сформированное™ саморегуляции данной группы детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из результатов методом мы подобрали комплекс упражнений с элементами хореографии, направленных развитие процессов саморегуляции: самоконтроль, самодисциплина, действия по правилам, внимание и т.д.
Процесс формирования произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности эффективен, если она организована поэтапно и упражнения подобраны в соответствии с показателями сформированности саморегуляции на данном этапе и способностей детей.
По окончанию психолого-педагогической работы, мы провели контрольный срез, использовав уже знакомые методики. Таким образом, мы можем сделать вывод, что упражнения с элементами хореографии благоприятным образом влияют на психофизическое и психоэмоциональное состояние детей.
Полученные теоретические и практические данные подтверждают гипотезу об эффективности упражнений с элементами хореографии в развитии саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.
Выполненное эмпирическое исследование не охватывает все аспекты данной проблемы, но существенно помогает развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста посредством хореографических упражнений. Перспективным направлением дальнейших исследований может быть изучение проблемы формирования саморегуляции посредством интегрированных видов деятельности.
Изучив теоретические основы и проанализировав психолого-педагогическую литературу выяснилось, что от уровня сформированности саморегуляции в дошкольном возрасте напрямую зависит их успеваемость в начальной школе. У старшего дошкольника, который не может контролировать различные сферы саморегуляции, в дальнейшем возникают трудности, приводящие к отставанию в учебе. Многие авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют особое внимание именно произвольной саморегуляции.
Исходя из теоретического анализа понятие «произвольная саморегуляция» - это целенаправленный процесс управления собственными психологическими и физиологическими процессами, а также поступками, действиями и поведением, направленными на объект или субъект. Саморегуляция является важным новообразование старшего дошкольного возраста, которая отвечает за такие психологические процессы, как мотивация, целеполагание, планирование, контроль и самоконтроль.
Эффективным средством развития произвольной саморегуляции в данном возрасте считается активная творческая деятельность. Дошкольники очень любят творческую активность (танцы, рисование, пение и т.д.). Данная активность является стимулом формирования произвольных качеств. Мы считаем, что упражнения с элементами хореографии положительно воздействуют на развитие произвольной саморегуляции.
Для проведения определения уровня сформированности произвольной саморегляции были подобраны методики: «Домик» (Н.И. Гуткина), «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов) и «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Данные диагностические методики указали на проблему сформированное™ саморегуляции данной группы детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из результатов методом мы подобрали комплекс упражнений с элементами хореографии, направленных развитие процессов саморегуляции: самоконтроль, самодисциплина, действия по правилам, внимание и т.д.
Процесс формирования произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности эффективен, если она организована поэтапно и упражнения подобраны в соответствии с показателями сформированности саморегуляции на данном этапе и способностей детей.
По окончанию психолого-педагогической работы, мы провели контрольный срез, использовав уже знакомые методики. Таким образом, мы можем сделать вывод, что упражнения с элементами хореографии благоприятным образом влияют на психофизическое и психоэмоциональное состояние детей.
Полученные теоретические и практические данные подтверждают гипотезу об эффективности упражнений с элементами хореографии в развитии саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.
Выполненное эмпирическое исследование не охватывает все аспекты данной проблемы, но существенно помогает развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста посредством хореографических упражнений. Перспективным направлением дальнейших исследований может быть изучение проблемы формирования саморегуляции посредством интегрированных видов деятельности.



