Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие самостоятельности детей среднего дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Работа №167905

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста средствами проектной деятельности 6
1.1 Сущность и содержание понятия самостоятельность. Критерии развития
самостоятельности детей среднего дошкольного возраста 6
1.2 Характеристика детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Проектная деятельность как условие развития самостоятельности 17
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Эмпирическое исследование развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста средствами проектной деятельности 23
2.1 Исследование уровня развития самостоятельности 23
2.2 Программа развития самостоятельности детей среднего дошкольного
возраста средствами проектной деятельности 29
2.3 Анализ результатов исследования 37
Выводы по 2 главе 41
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение


Одним из главных качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально - экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом.
Развитие у детей самостоятельности в последнее время считается проблемой и все чаще становится объектом для изучения педагогами и учёными.
В современном мире жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются, не привычные действия, а творческий подход к различного рода задачам, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем дети меньше, тем их умение действовать самостоятельно слабее. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.
Задачу развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо начинать решать в дошкольном ещё возрасте.
Целесообразность формирования в дошкольном возрасте личности активно преобразующей деятельности, описывается в ряде исследований и нормативных правовых документах:
• в «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию социально активной личности, а не просто социального индивида;
• в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), одной из важных задач является - развитие самостоятельности, инициативности и ответственности ребёнка.
Большой вклад в изучение проблемы развития самостоятельности внесли такие авторы, как: С.Л. Рубинштейн, М.А. Котова, А.С. Микерина, Г. Юсупова, А.Г. Хрипкова, Н.С. Кривова, И.А. Гурина, Г.Н. Година.
Выбранная нами проблема исследования развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста является актуальной, в связи с тем, что:
в отечественной науке нет единого понимания сущности самостоятельности, определения ее места в структуре личности и твердых рекомендаций по ее формированию, так как проблема развития самостоятельности детей до сегодняшнего дня, так и не нашла в реальной практике дошкольного образования своего решения.
Проблема развития самостоятельности средствами проектной деятельности в психолого-педагогической литературе освещена мало. Это есть в трудах В.А. Деркунской, М.Б. Романовской, М.С. Волковой, но эта литература направлена на освещение проблемы развития самостоятельности средствами проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому дефицит исследований проблемы развития самостоятельности средствами проектной деятельности у детей среднего дошкольного возраста обусловил выбор темы и цели исследования.
Цель исследования: выявить и обосновать условия развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого — педагогические условия развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста и охарактеризовать процесс развития самостоятельности.
2. Охарактеризовать детей среднего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать проектную деятельность как условие развития самостоятельности.
4. Подобрать методы эмпирического исследования.
5. Исследовать уровень развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста.
6. Разработать и реализовать программу развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
7. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования:
Развитие самостоятельности детей среднего дошкольного возраста будет успешным, если:
• будут определены критерии и уровни развития самостоятельности дошкольников;
• проведена диагностика уровня развития самостоятельности;
• реализована программа развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
При проведении исследования использовались следующие методы:
на теоретическом уровне: изучение литературы (реферирование), теоретический анализ, обобщение;
на эмпирическом уровне: наблюдение;
интерпретационные методы: количественный и качественный анализ данных, методы статистической обработки данных.
Эмпирической базой нашего исследования стало образовательное пространство Детский центр «Мэри Поппинс» г. Красноярска. Выборочную совокупность констатирующего исследования составили 8 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития самостоятельности детей дошкольного возраста является актуальной в наши дни, так как это связанно с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе. Также рассмотрели требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования к формированию самостоятельности дошкольников, и пришли к выводу, что формирование самостоятельности является необходимой предпосылкой готовности дошкольника к школьному обучению.
Мы проанализировали понятие «самостоятельность» в педагогических исследованиях, и в контексте нашего исследования под понятием «самостоятельность детей среднего дошкольного возраста» мы понимаем способность ребёнка себя занять, способность чем-то заниматься самому определенное время, без помощи взрослых, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, ответственность за опыт своей деятельности, свои поступки.
На первом этапе эмпирического исследования мы подобрали методики и провели диагностику, направленную на определение уровня самостоятельности детей среднего дошкольного возраста. Нами был предложен метод наблюдения по выявленным критериям. В результате мы получили такие данные: на констатирующем этапе эмпирического исследования мы выявили, что в группе испытуемых дошкольников преобладают дети со средним уровнем самостоятельности. Поэтому следующим этапом эмпирического исследования явился этап формирующего эксперимента. И заключался он в разработке и реализации программы с привлечением детей к проектной деятельности.
Следующим этапом исследования была контрольная диагностика изменений уровня самостоятельности детей среднего дошкольного возраста, по методикам, которые использовались в первичной диагностике. В результате мы получили такие данные: на контрольном этапе эмпирического исследования мы выявили, что в группе испытуемых дошкольников преобладают дети с высоким уровнем самостоятельности.
Уровень развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста, как подтверждает наше исследование, успешно протекает при создании педагогических условий, стимулирующих детей к активной, результативной, творческой деятельности в дошкольных учреждениях: включение детей в проектную деятельность.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, подтверждены основные положения гипотезы, в полном объеме решены поставленные задачи.



1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебник / А.С. Белкин. - Москва: Академия, 2000. - 142 с.
2. Блонский П.П. Дошкольный возраст / Блонский П.П. Педология. - М., 2000.-С.89-119.
3. Волкова Б.С. Психология детства. /Б.С., Волкова, Н.В. Волкова. - М.:АПО,1997. - С. 272.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В.В. Давыдова - М.: Педагогика-Пресс, - 1999. - С. 536;
5. Гнездилов Г.В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие /Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокорева, А.Б. Курдюмов.- М.: Издво СГУ, - 2013. -С. 204.
6. Гурина И.А. Проблема развития познавательной самостоятельности как качества личности в отечественной психологии / И.А. Гурина, О.В. Шпак // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 644.
7. Гуськова Т В. Что такое самостоятельный ребёнок. / Гуськова, Т В. //Дошкольное воспитание. - 1988. - №11 — С.60-64.
8. Деркунская В.А. Проектная деятельность / Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. — М.: Просвещение, 2012. - С. 108— 127.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - Санкт - Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - Санкт - Петербург: Питер, 2016. - 464 с.
11. Ефимкина, Р.П. Детская психология / Р.П. Ефимкина. - М., - 2005. -С. 220.
12. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: науч. изд. / Л.В. Жарова. - Москва, 1992. - 98 с.
13. Зверев, И.Д. Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе / И.Д. Зверев // Народное образование. - 1976. - № 3. - С. 118. 53
14. Зебзеева В.А. Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста // В сборнике: Наука сегодня: теория, практика, инновации сборник XI Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 332-339.
15. Котова М.А. Изучение уровня сформированности самостоятельности дошкольников пятого года жизни / М.А. Котова // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 12-2. - С. 91-93.
16. Котова М.А. К вопросу о формировании самостоятельности дошкольников / М.А. Котова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2015. - № 6-2. - С. 51-53.
17. Кон И. С. Психология самостоятельности /И. С.Кон // Педагогика здоровья. - М., - 1992.
18. Красникова А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей / А.Н. Красникова, А.К. Князькина, К.М. Огонькова. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - 2015. С. 153-156.
19. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов /Н.Б. Крылова // Дополнительное образование и воспитание. — 2007. — № 3. — С. 9—15
20. Лапаева И.В. Формирование самостоятельности дошкольников посредством продуктивной деятельности / И.В. Лапаева // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы Сборник статей Международной научно-практической
конференции. Отв. ред. Сукиасян А.А. - Уфа, 2015. - С. 175 - 177.
21. Лернер И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся: новые исследования в педагогике: науч. изд. / И.Я. Лернер. - Москва, 1971. - 45 с.
22. Микерина А.С. Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Детский сад: теория и практика. -2016. - № 6 (66). - С. 54-61.
23. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: учеб. пособие / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - Москва: ГНОМ и Д, 2000. - 142 с.
24. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнаука России от 17.10.2013 №1155 // Официальные документы в образовании. - 2013. - №36. - С. 22.
25. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - Москва: Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 361 с.
26. Педагогика: Большая современная энциклопедия / под ред. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 452 с.
27. Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика: учебник / Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова, Г.А. Айдашева. - Москва: Феникс, 2015. - 342 с.
28. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагова Т.С., Зуйкова М.Б. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Санкт- Петербург, 2002. - 720 с.
30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: /Учеб.пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М., 2001.
31. Чебровская С.В. Психологические аспекты самостоят 4. - С. 183-189.
32. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике: науч. изд. / Г.И. Щукина. - Москва, 1971. - 351 с.
33. Эльконин Д.Б. Детская психология // Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - С. 384.
34. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и
педагогической психологии // Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.:
Междунар. пед. акад., 1995. - 2014. - № 5(83).
35. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей /Юсупова, Г.
//Дошкольное воспитание. - 2002. - №8 — С.28-29.
36. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ