ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 8
1.1. Психолого-педагогические основы развития саморегуляции
деятельности 8
1.2. Особенности саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. 16
1.3. Психолого-педагогические условия развития саморегуляции
деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями 23
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ СРЕДСТВАМИ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКИ ... 33
2.1. Исследование актуального состояния проблемы развития
саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста с определенными образовательными потребностями 34
2.2. Психолого-педагогическая работа по развитию саморегуляции
деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями 42
2.3. Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы .... 62
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЯ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
Актуальность исследования. Проблема формирования самостоятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов приобретает особую актуальность в современной действительности. Усиление требований к ученику начальной школы, рассматриваемому в качестве самостоятельного субъекта образовательного процесса, его умениям и навыкам самоорганизации и саморегуляции познавательной деятельности, приводит к пониманию необходимости создания специальных педагогических условий, направленных на целенаправленное формирование компонентов самостоятельной деятельности, на предыдущем возрастном этапе.
Однако анализ федеральных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования, образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных организациях, начальной школе, позволяет констатировать, что данной проблематике не уделяется достаточного внимания (ФГОС ДО, ФГОС НОО) [66], [67]. Современный воспитанник детского сада, ученик начальной школы практически не имеет возможности самостоятельного планирования и организации собственной познавательной деятельности, ее контроля и оценивания.
Проблемами формирования самостоятельной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возрастов занимались такие отечественные ученые как И.А. Зимняя, А.А. Люблинская, Г.И. Жаренкова, Н.В. Бабкина. В трудах современных исследователей особое внимание уделяется осмыслению возрастного формата, сензитивного для формирования такого интегрального качества личности, как самостоятельность. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок должен получить опыт независимости и социальной ответственности, соответствия требованиям и отстаивания собственных интересов и позиции.
Особую актуальность приобретает вопрос развития саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста, имеющих особые образовательные потребности. Для таких детей включение в познавательную деятельность, организуемую взрослым, освоение компонентов самостоятельной практической и учебной деятельности, является необходимым условием результативной коррекционно-развивающей работы, фактором дальнейшего интеллектуального развития.
Анализ результатов научных исследований по вопросам развития саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями позволили выявить противоречие: между существующей потребностью в современной практике образования в развитии саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями и отсутствием специальных условий, направленных решение данной проблемы.
Выделенное противоречие позволило выявить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие развитию саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями? Таким образом, мы определили тему исследования: «Развитие саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста особыми образовательными потребностями средствами Монтессори-педагогики».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать, апробировать и определить результативность психолого-педагогических условий по развитию саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Объект исследования - процесс коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методологическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику актуального уровня развития саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
3. Разработать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия по развитию саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
4. Провести оценку результативности психолого-педагогических условий саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Проанализировать полученные результаты и сформулировать основные выводы по работе.
Гипотеза исследования: развитию саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями будет способствовать создание следующих психолого¬педагогических условий:
- изучение особенностей развития саморегуляции деятельности у детей на этапе планирования и построения индивидуального образовательного маршрута;
- использование элементов свободной работы по методу М. Монтессори при организации коррекционно-развивающих занятий;
- применение форм индивидуальной работы, работы в мини¬группе и групповой работы и их последовательно-поэтапное введение в процесс психолого-педагогической работы с детьми.
Научная значимость исследования:
- раскрыта сущность и содержание понятия «саморегуляция деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»;
- определены и апробированы психолого-педагогические условия по развитию саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Практическая значимость:
- внедрены психолого-педагогические условия по развитию саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями;
- экспериментально доказана результативность психолого-педагогических условий по развитию саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, анализ методик, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент (адаптированная методика оценки уровня сформированности учебной деятельности младших школьников (Г.В. Репкина, Е.В. Заика), наблюдение, метод экспертного опроса специалистов, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
3. Математические: методы количественной и качественной обработки данных экспериментальной работы.
Базой исследования был выбран частный детский центр г. Красноярска. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Сроки проведения экспериментальной работы с декабря 2018 по февраль 2020.
1. Результаты исследования представлены на XI Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», опубликованы:
Рыбакова О.Г., Черкасова Ю.А. Психолого-педагогические условия развития саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями //Молодежь и наука XXI века: материалы XI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Красноярск, 18-25 мая 2020 г. (Электронное издание).
2. Результаты исследования представлены на Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Марии Монтессори», находятся в публикации:
Рыбакова О. Г., Черкасова Ю.А. Развитие саморегуляции деятельности детей с особыми образовательными потребностями средствами Монтессори- педагогики //В мире мудрых мыслей Марии Монтессори: материалы Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов г. Оренбург, 21-28 марта 2020 г. (Электронное издание)
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Проблема развития саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, являлась основной в нашем исследовании. В ходе экспериментальной работы проанализировав теоретико - методологические основы исследования, мы раскрыли такие понятия как самостоятельная деятельность, саморегуляция и саморегуляция деятельности, которые изучались в трудах таких ученых как И.А. Зимняя, А.А. Люблинская, Г.И. Жаренкова, Н.В. Бабкина К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Иванникова, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова, Я.А. Пономарева.
Анализ вышеперечисленных подходов показал, что понятие «самостоятельная деятельность» понимается как процесс выполнения работы, задач или действий субъектом самостоятельно, без посторонней помощи. Процесс происходит без непосредственного участия взрослого, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, прикладывая усилия и выражая результат своих действий.
Также выделили понятие «саморегуляция» она рассматривается, как процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Саморегуляция деятельности - процесс управления человеком собственными психологическими, физиологическими состояниями, действиями и поступками.
Результативность саморегуляции познавательной деятельности обеспечивается сформированностью следующих умений: умение определять, ставить и удерживать цель деятельности; моделировать собственную деятельность (определение условий для реализации целей); выстраивать программу действий по достижению поставленных задач; поэтапно реализовывать ее; контролировать и оценивать собственные действия; при необходимости - корректировать результаты. Сформированность данных умений предполагает наличие некоторого, исходного, уровня саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного.
На основе этих умений нами были разработаны критерии и описаны уровни с помощью которых можно оценить развитие саморегуляции деятельности детей экспериментальной группы.
Для реализации работы нами было выбрано 16 детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Исследование проводилось на базе частного учреждения г. Красноярска.
Для глубокого и качественного изучения особенностей саморегуляции деятельности детей использовалась адаптированная методика оценки уровня сформированности учебной деятельности младших школьников (Г.В. Репкина, Е.В. Заика), а также метод наблюдения и метод экспертного опроса специалистов. Диагностика, организованная на первом этапе эксперимента, позволила определить недостаточное развитие саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Общий уровень развития саморегуляции деятельности у экспериментальной группы показал, что 12 детей имеют низкий уровень, 4 - средний.
Нами были созданы и внедрены психолого-педагогические условия для развития саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями:
- использование элементов свободной работы по методу М.Монтессори при организации занятий с детьми
- поэтапное введение ребенка в работу при использовании форм индивидуальной работы, работы в мини-группе и групповой работы.
Внедряя условия, направленные на формирование критериев развития саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, проводили поэтапную работу, в которой занятия имели определенную структуру, что позволило сформировать умения необходимые для развития саморегуляции.
Внедрив психолого-педагогические условия по развитию саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, мы получили следующие результаты: интерес к деятельности у них повысился, дети более охотно включаются в процесс, время работы и сосредоточенность увеличились, большинство детей принимают познавательную задачу, осознают её требование, только некоторые из них включаясь в работу не до конца удерживают цель, большинство детей самостоятельно применяет усвоенный способ действия к заданию, несколько детей критически оценивает свои действия, на всех этапах задания, могут придумать упражнения сами. Основная часть детей просьбе может найти и исправить ошибки, в многократно повторённых действиях ошибок не допускает или легко их исправляет, лишь некоторые дети самостоятельно обнаруживают ошибки и самостоятельно вносят коррективы, совершая действия безошибочно.
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что экспериментальная работа была эффективна и способствовала развитию саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. У детей появился интерес к деятельности, они научились ставить и удерживать перед собой цель, выстраивать программу действий по достижению поставленных задач, контролировать и оценивать собственные действия, а также при необходимости - корректировать результаты. В итоге, 2 детей остались на низком уровне развития саморегуляции деятельности, 10 детей показали средний уровень, 4 - высокий уровень.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение.
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности [Текст]:. - Наука, 1980.
2. Андрущенко Н. В. Монтессори-педагогика и Монтессори- терапия [Текст]//СПб.: Речь. - 2010.-316 с.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст]: учебник / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 376 с.
4. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и
управление [Текст] /В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. 250 с.
5. Бабаева Ю. Д. и др. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: /—М.: Издательский центр «Академия. - 2000.
6. Белоус О.В. Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессионала [Текст]//Вестник ТГПУ:.. 2009. №7(85). с.5-9
7. Божович Л.И. Что такое воля [Текст]:. // Семья и школа, 1981. №1. с.32-35.
8. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения [Текст]// Вопросы психологии:. 1976. №4. с.55-68.
9. Большой психологический словарь. / Под ред. Б. Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: 2-е изд., 2002
10. Бояринцев В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности: [Текст]/В.П.Бояринцев// М., 2014. 218с.
11. Брыжинская, Г.В. Педагогика Марии Монтессори
[Текст]//Специальная педагогика: учебное пособие/под ред. Н.М.
Назаровой. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
12. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л. П. Буева// М.: Мысль, 1978. 216 с.
13. Быков А. В., Шульга Т. И. Становление волевой регуляции
онтогенезе [Текст]: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1999.168с.
14. Висангириева Е. Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] //Ростов н/Дону. - 2003.
15. Волкова Н. В., Лапочкин О. Л. Монтессори-терапия при нарушениях речевого развития [Текст]//Вопросы психического здоровья детей и подростков:. - 2017. - Т. 17. - №. S2. - С. 48-49.
16. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка[Текст] //Вопросы психологии. - 1966. - Т. 6. - С. 62-68.
17. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст]:. - Directmedia, 2014.
18. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах //М.: Педагогика. [Текст] - 1982. - Т. 4. - С. 432.
19. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Подготовка к школе [Текст]. СПб: Дельта, 2001. 256с.
20. Горшкова М. А., Мейнцер К. А., Шаврыгина О. С. Развитие самостоятельности ребенка в контексте идей Марии Монтессори [Текст] //Редакционная коллегия Председатель редакционной коллегии. - 2018. - С. 17.
21. Давыдов В. В., Рубцов В. В., Ангушев Г. И. Саморегуляция психической деятельности школьников [Текст] //Вопросы психологии. - 1980. - №. 3. - С. 161-163.
22. Деркач А.А. Акмеологический словарь [Текст]/ А.А. Деркач - М.: Издательство РАГС, 2005
23. Жаренкова Г. И. Специфика учебной деятельности [Текст]//Дети с задержкой психического развития/ [под ред. ТА Власовой, ВИ Лубовского, НА Цыпиной].-М.: Педагогика. - 1984. - С. 17-20.
24. Загвязинский В.И. Опосредованное влияние методологии на практику//Сов. Педагогика [Текст] 1990. №3, с.65-67.
25. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
26. Зейгарник Б.В. Патопсихология [Текст]/Б.В. Зейгарник - М.: Издательство Московского университета, 1986
27. Ивасева, О.В. Зайцева Ю. С. Исследование уровня развития младшего дошкольника в дидактически подготовленной по методике Марии Монтессори среде в условиях дошкольной организации / О.В. Ивасева, Ю.С. Зайцева // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. [Текст] - 2017. -164-168.
28. Калин В. К., Панченко В. И. Изучение волевой активности школьников в связи с особенностями их продуктивного мышления //Вопросы психологии. [Текст] - 1980. - Т. 10. - №. 2. - С. 93-99.
29. Касвинов С. Г. Система Выготского [Текст] //Харьков: Райдер.
- 2013.
30. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст]/ О.А.Конопкин - М.: Изд.2, испр. и доп. 2011
31. Концепция развития образования РФ до 2020г. от 29.12.2014 N
32. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников [Текст] /В.К. Котырло. Киев, 1971. 199 с.
33. Леонтьев А. Н., Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте [Текст] //Дошкольное воспитание.
- 2009. - №. 1. - С. 11-17.
34. Леонтьев А. Н. и др. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]. - Политиздат, 1975.
35. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Возрастная и педагогическая психология[Текст]: тексты/ А.Н. Леонтьев, Е.И. Исенина. М.: Норма, 2012. с.122-138.
36. Максименко Ю. Б. Особенности формирования самоконтроля в деятельности детей с задержкой психического развития [Текст] //Ленинград. - 1986.
37. Мартынова М.А. Изучение специфики функциональной активности полушарий головного мозга субъектов с разными уровнями саморегуляции [Текст] / М.А.Василенко//Вестник КГПУ, 2013 - С. 131-135.
38. Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет [Текст]: Познавательно-игровые занятия Издательство: Учитель, 2014. 144с.
39. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Психическая саморегуляция [Текст] // Большой психологический словарь. СПб, 2003. С. 433.
40. Монтессори М. Дети - другие [Текст] / М. Монтессори. - М.: Карапуз 2004. - 336 с.
41. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому [Текст] / М. Монтессори. - М.: Карапуз, 2000. - 271 с.
42. Монтессори-материалы. Школа для малышей. [Текст] - М.: Мастер, 1992. - 80 с.
43. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А. В. Мудрик. М.: Педагогическое общество России. 2001. 320 с.
44. Мухина В.С. Психология детства и отрочества [Текст] / В.С.Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1988
45. Петанова Е. И. Общая психология и психология личности. [Текст] - 2011.
46. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Просвещение, 1992
47. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности дошкольника и формирование активной личности [Текст] /А.К.Осницкий - М.: Знание, 1986
48. Павлов И. П. Рефлекс свободы [Текст] //СПб.: Питер. - 2001. - Т. 432.
49. Петровский А. В. и др. Общая психология. [Текст] - Просвещение, 1976.
50. Петровский, А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии [Текст] / А. В. Петровский // Вопросы психологии, 1984. №4. с.11-29.
51. Репринцева, Г.А. Совершенствование образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения принципов педагогики М. Монтессори [Текст] / Г.А. Репринцева //Инновации в науке. - 2011. - №. 5-2. - С. 106-112.
52. Репринцева Г. А. Модель комплексного сопровождения развития игровой деятельности дошкольников [Текст] //Вестник педагогических инноваций. - 2018. - №. 1. - С. 41-48.
53. Рыбакова О.Г., Черкасова Ю. А. Психолого-педагогические условия развития саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями //Молодежь и наука XXI века: материалы XI Международного научно¬практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Красноярск, 18-25 мая 2020 г. [Электронное издание].
54. Рыбакова О. Г., Черкасова Ю.А. Развитие саморегуляции деятельности детей с особыми образовательными потребностями средствами Монтессори-педагогики //В мире мудрых мыслей Марии Монтессори: материалы Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов г. Оренбург, 21 -28 марта 2020 г. [Электронное издание]
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство "Питер", 2000
56. Смирнова Е. О., Смирнова Е. О. Детская психология [Текст]: [учеб. для высш. пед. учеб. заведений по специальности 030900" Дошк. педагогика и психология"]. - Издательский дом" Питер", 2009.
57. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. [Текст] - 2006.
58. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. [Текст] М.: Институт практической психологии; Воронеж: «МОДЭК», 1998. 256 с.
59. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори: теория и практика: учебное пособие [Текст]/ М.Г. Сорокова. - М.: Академия, 2005. - 384 с.
60. Стволкова П. П., Золоткова Е. В. Возможности Монтессори- педагогики в области интеграции детей с нарушением интеллекта [Текст]//Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - 2011. - С. 123-125.
61. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учебник
[Текст]//М.: Академия. - 1999.
62. Трепачева Ж. В., Шаляпина А. В. Развитие самосознания
ребенка в русле Монтессори педагогики. [Текст]
63. Ульенкова У. В., Кисова В. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] //Дефектология. - 2001. - №. 1. - С. 26-33.
64. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г
65. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
66. Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика особенных детей: теоретико-методологический аспект. [Текст] - Красноярск: РИО КГПУ, 2002.
Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников [Текст] //Мн.:
Нар. асвета. - 1991.
68. Чеснокова Е. Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2008. - №. 9. - С. 126.
69. Эльконин Д. Б. Детская психология. [Текст] - Academia, 2004.
70. Якимова М. Н., Куликова О. А. Специфика Монтессори- терапии в реабилитации детей с особыми потребностями [Текст]//Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. - 2018. - С. 198-199.
71. Wedekind C. Freiheitsgrade von Freiarbeitsformen//Montessori. Zeitschrift fur Montessori-Paedagogik. 33 Jahrgang (1995) - Heft 3-4, S.108-115.