Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «Я УМЕЮ. Я МОГУ. Я НАУЧИЛСЯ»

Работа №167903

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2022
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО 8
1.1. Понятие самостоятельности в научных литературных источниках 8
1.2. Возрастные особенности самостоятельности в дошкольном возрасте .... 22
1.3. Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 33
Выводы по главе 1 50
Глава 2. ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 52
2.1. Предпроектное исследование самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 52
2.2. Содержание проекта по развитию самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста «Я умею. Я могу. Я научился» 62
2.3. Оценка результативности реализации проекта 77
Выводы по главе 2 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 95

На сегодняшний день обществу необходимы люди, которые отличаются целенаправленностью действий, активностью, умению творчески мыслит, находить пути выхода из трудных ситуаций, действовать самостоятельно.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие самостоятельности детей. Необходимо воспитать инициативного человека, который сможет достигать цель деятельности без посторонней помощи, и сумеет самостоятельно принимать решения в ситуации выбора [69].
Самостоятельность является одним из качеств, которые необходимы современному человеку. Родители и педагоги, учитывая возраст ребенка, ждут от него определенной степени самостоятельности в выполнении повседневных дел, познавательной деятельности, организации свободной деятельности и т. д. Не менее существенно и то, что большинство детей стремятся к независимости от взрослых (Е.О. Смирнова [58], Ю.Б. Гиппенрейтер). По мнению исследователей, в старшем дошкольном возрасте дети испытывают потребность быть самостоятельными в выборе вида деятельности и ее содержания.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данный возрастной период благоприятен для формирования основ самостоятельности, о чем свидетельствуют работы А.В. Запорожец,
А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, С. Л. Рубинштейн и др.
Исследование проблемы развития самостоятельности осуществляется в разных аспектах. Изучается структура самостоятельности и соотношение ее компонентов (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); сущность и природа самостоятельности дошкольника (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); взаимосвязь самостоятельности с психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); этапы, методы и условия развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова).
Именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития самостоятельности детей: развитие мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, Ю Семенова), формирование продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим его миром (C. Римашевская, О.В. Афанасьева), появление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес). Все это создает реальную основу для развития самостоятельности старшего дошкольника.
Задачу развития творчески активной и самостоятельной личности необходимо начинать решать именно в дошкольном детстве. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности. Своевременное развитие такого качества, как самостоятельность расширяет возможности познания мира, общения, создает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения в будущем.
По мнению исследователей Е.О. Смирновой, Ю.Б. Гиппенрейтер, в старшем дошкольном возрасте дети испытывают потребность быть самостоятельными в выборе вида деятельности и ее содержания. Авторы считают, что концу дошкольного возраста дети могут добиться определенного уровня проявления самостоятельности, а именно: готовы проявлять самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; могут принимать собственные решения.
Таким образом, возникают противоречия:
- между ролью самостоятельности как личностного качества в развитии дошкольников и недостаточной изученностью механизмов, путей развития самостоятельности дошкольников;
- между сензитивностью старшего дошкольного возраста к развитию самостоятельности и недостаточной практической разработанностью психолого-педагогических условий развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- между желанием ребенка дошкольного возраста действовать самостоятельно, реализуя свои замыслы в разнообразных видах детской деятельности и реальными условиями, созданными в образовательной среде современного детского сада, которые не всегда позволяют ребенку проявлять свою самостоятельность.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать проект развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - проект «Я умею. Я могу. Я научился» как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Проектная идея: развитию самостоятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации будет способствовать реализация проекта «Я могу. Я умею. Я научился», содержание которого включает: психологическое просвещение педагогов, включение старших дошкольников в игровую деятельность (игровая технология квест-игра), развитие саморегуляции деятельности, создание центров активности в развивающей предметно-пространственной среде, представляющей дошкольнику возможности проявления самостоятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие самостоятельности в психолого-педагогической литературе.
2. Определить проявления самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать проект развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста «Я умею. Я могу. Я научился» и оценить его результативность.
Методологическая основа исследования представлена следующими положениями:
- системный подход (П.К. Анохин, В.Н. Бехтерев, В.А. Ганзен, Е.П. Ильин, Б.Ф. Ломов, Ж. Пиаже, В.Д. Шадриков и др.);
- субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славвская,
A. В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев,
B. А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, В.Д. Шадриков и др.);
- субъектно-развивающий подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Е.В. Шорохова и др. ).
Теоретическую основу исследования составляют:
- теоретические концепции активности и субъектный подход, сформулированные в трудах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, В.А. Петровского, А.К. Осницкого;
- теоретические положения об особенностях развития личности дошкольника (A.B. Запорожец, H.H. Подъяков, Д.Б. Эльконин и др.);
- концепция целостного развития ребёнка дошкольника как субъекта детских видов деятельности (М.В. Крулехт);
- психолого-педагогические основы самостоятельности, А.П. Ларин, И. Молнар, З.Ф. Пономарева, А.Л. Смирнов, Т.Г. Гуськова, Г.А. Балл, А.А. Люблинская и др.);
- психолого-педагогические исследования детской игровой деятельности (Л.С. Выготский, Е.М. Гаспарова, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др. );
- концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (А.Г. Асмолов, Л.М. Кларина, С.Л. Новосёлова, В.Л. Стрелкова и др. ).
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение;
- количественный и качественный сравнительный анализ, в том числе с применением статистических методов обработки эмпирических данных.
Методики исследования:
1. Проективная методика «Типы субъектной регуляции ребёнка»
С.В. Хусаиновой, Г.С. Прыгина.
2. Методика «Особенности проявления воли дошкольников» Р.М. Геворкян.
3. Методика «Изучение произвольности и контроля у детей» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой.
Экспериментальной базой нашего исследования является МБДОУ «Детский сад» №165 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 25 воспитанников подготовительных групп в возрасте 6-7 лет.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, включающих выводы, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема самостоятельности многоаспектно рассматривалась в философских, психолого-педагогических исследованиях. В философской литературе вопросы самостоятельности рассматривались в связи с проблемой свободы и ответственности личности, взаимодействия личности и общества, общественной и личной практики (Н.А. Бердяев, А.И. Петрущик, К.К. Платонов, Д.И. Широканов и др.).
Эти подходы получили свое отражение в работах крупных отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Рассматривая вопросы самостоятельности в русле кардинальных проблем психологической науки - проблем личности, активности, деятельности, - они подчеркивали, что социальная ценность самостоятельности как качества личности определяется ее направленностью и уровнем активности человека как субъекта деятельности и отношений.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет обнаружить наличие разных подходов к трактовке самостоятельности: рассмотрение самостоятельности преимущественно с позиции волевого развития личности (В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, В.И. Селиванов) и с позиции нравственного развития как нравственного качества личности (Ш.А Амонашвили, Л.А. Высотина, Л.М. Пименова, З.Ф. Пономарева).
В современных исследованиях наиболее отчетливо проявляет себя подход к самостоятельности как интегральному качеству личности, объединяющему в себе интеллектуальную, нравственно-волевую, эмоциональную стороны личности (Т.И. Бабаева, Т.В. Быстрова, П.Н. Виноградов, Т.Е. Исаева, Е.Н. Кононко, Л.Ю. Круглова, М.Н. Силаева и др.).
Анализ исследований (Л.И. Божович, Н.А. Ветлугина, А.П. Усова, П.Г. Саморукова и др.) позволяет выделить ряд показателей проявления самостоятельности, таких как независимость действий и поступков личности, стремление без посторонней помощи реализовывать свои планы, способность инициативно, творчески ставить и решать различные задачи, умение проявлять настойчивость и ответственность в достижении поставленной цели, способность к контролю и оценке своих действий. Все это характеризует самостоятельность, как одно из ведущих качеств личности, и дает основание считать возможным и необходимым развитие его у старших дошкольников.
Закладка фундамента самостоятельности происходит в преддошкольном возрасте. Дальнейшее развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при постоянном неуклонном повышении роли детского сознания в осуществлении деятельности.
С целью развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации был разработан и реализован проект ««Я умею. Я могу. Я научился».
Основу проекта составляют организация и реализация следующих психолого-педагогических условий:
- психологическое просвещение педагогов о значимости и способах развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- обогащение предметно-пространственной среды через организацию центров активности;
- вовлечение детей в игровую деятельность в форме квест-игры;
- развитие саморегуляции деятельности детей.
Программа проекта включает в себя реализацию следующих мероприятий:
1) семинар-практикум «Организация развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации»;
2) организация центров активности в развивающей предметно-пространственной среде ДОО и вовлечение детей в активное их использование;
3) реализация квест-игр с детьми старшего дошкольного возраста («В поисках пропавших снежинок», «Сто загадок);
4) занятия включающие комплекс упражнений, направленных на развитие саморегуляции поведения и деятельности детей старшего дошкольного возраста: блок «Доверие» блок «Самопознание», блок «Саморегуляция», блок «Уверенное поведение», блок «Сотрудничество».
На рефлексивно-аналитическом этапе была проведена оценка результативности разработанного проекта развития самостоятельности «Я могу. Я умею. Я научилась».
После реализации проекта произошло снижение доли низкого уровня самостоятельности на 11,9%, повышение доли детей с высоким уровнем на 21,4%, после реализации проекта дети стали стремиться к решению задач деятельности без помощи взрослых; в большей степени стали находить себе занятия и организовывать свою деятельность (по методике Р.М. Геворкян).
После реализации проекта исследование субъектной регуляции произошло снижение доли зависимого типа субъектной саморегуляции и повышение автономного типа субъектной саморегуляции, дети стали более решительными, доминантными, обособленными в деятельности, в меньшей степени стали ожидать помощи со стороны других, более адекватно оценивают свои возможности, присутствует проекция на будущее.
Произошло снижение доли низкого уровня произвольности и, повышение доли высокого уровня произвольности и контроля , дети способны сохранять цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности. Снизилось количество обращений к помощи взрослого при возникновении трудностями, повысился уровень настойчивости и целенаправленности при выполнении задания, стремятся выполнить задание до конца.
Таким образом, после реализации проекта произошло повышение уровня и показателей самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. В целом, проведенное исследование свидетельствует о результативности разработанного и реализованного проекта по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО «Я могу. Я умею. Я научился».



1. Абульханова К.А., Рубинштейн С.Л. Ретроспектива и перспектива. // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И.Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Академический проспект, 2000. С. 13-127.
2. Акулова Е.Ф. Психолого-педагогические условия воспитания самостоятельности в младшем дошкольном возрасте // Наука, образование, общество. 2016. № 6. С. 24-47.
3. Александрова Х.Р. Особенности развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста // Студенческая наука и XXI век, 2017. № 12. С. 190-192.
4. Александрова И.В. Факторы воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте // Инновации. Наука. Образование. 2020. №5. С. 639¬645.
5. Алимова Л.У. Экспериментальное исследование по воспитанию самостоятельности детей 6-го (7-го) года жизни // Вопросы науки и образования, 2019. № 2. С. 24-28.
6. Аматьева О.П. К проблеме изучения уровней самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 258-265.
7. Амосова Е.Л. К проблеме самостоятельности дошкольников и ее формирования. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. № 9. С. 15-18.
8. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 336 с.
9. Атарова А.Н. Развитие самостоятельности старших дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С.96-102.
10. Атарова А.Н. Развивающий потенциал пространства дошкольной образовательной организации в решении задач развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста // Ученые записки Забайкальского государственного университета, 2021. № 2. С. 14-20.
11. Богданова Т.В. Самостоятельность и особенности ее становления в старшем дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2018. № 6. С. 126-130.
12. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. 672 с.
13. Власова Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде. Екатеринбург: Издек, 2000. 291 с.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена // Дошкольное образование. 2005. № 4. С. 115-120.
15. Газизова Ф.С., Бадретдинова Г.Г. Формирование
самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2019. № 2. С. 64-67.
16. Глухова М.Н. Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях современного дошкольного образования через организацию центров активности // Вестник Воронежского института развития образования. 2021. № 9. С. 3-8.
17. Голобородько Е.Е. Дефиниция самостоятельности в контексте психолого-педагогического исследования // Инновационная наука. 2015. № 6. С.25-27.
18. Голубчикова М. Г. Проблема подготовки педагогов дошкольного образования к формированию самостоятельности детей // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 5. С. 55-58.
19. Горшкова Г.В. Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 1. С. 196-197.
20. Гусарова Е.Н. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 3. С. 110-112.
21. Дайри Н.Г. О сущности самостоятельной работы // Народное образование. 1993. № 4. С. 216-217.
22. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 7. М.: ИДДК: Адепт, 2002. 321 с.
23. Дмитриева Ю.Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности. М.: МГУ, 2004. 254 с.
24. Дыбина О.В. Особенности построения и организации предметно развивающей среды с использованием модульной мебели в группах раннего возраста // Общество:социология, психология, педагогика. 2015. № 8. С.134-137.
25. Зайцева О.Ю. Воспитание самостоятельности через сюжетосложение у детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. № 7. С. 87-91.
26. Зверева С.А. Теоретические основы развития самостоятельности в трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 9. С. 991-992.
27. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность,
самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
28. Ильина К.В. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста // Интернаука. 2018. № 11. С. 64-65.
29. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. М.: Просвещение, 1980. 210 с.
30. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Детство-Пресс, 2019. 352 с.
31. Кон И.С. Психология самостоятельности // Педагогика здоровья. 1992. № 7. 216 с.
32. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д.: Госиздат. 2008. 180 с.
33. Лайкова И.В. К вопросу об использовании игровых технологий как средства развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста // Наука через призму времени. 2018. № 8. С. 48-51.
34. Ливинская О.С. Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности. 2019. № 6. С. 37-41.
35. Лисьева И.Н. Проблема формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе // Технологии образования. 2019. № 4. С. 17-20.
36. Маланов И.А. Понятие «образовательное пространство» как педагогическая категория // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1. С. 23-29.
37. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991. 112 с.
38. Машкова Т. Я - сам! // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2012. № 2. С. 24-26.
39. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Марковой Т.А. М.:Просвещение, 1992. 300 с.
40. Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности // Детский сад от А до Я. 2008. № 2. С. 17¬23.
41. Милюткина Е.А. Поддержка детской инициативы самостоятельности [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: http://www /maam.ru(дата обращения: 21.09.2021).
42. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому: статьи, советы и рекомендации / Под ред. М. В. Богусловский Г.Б. Корнетов. М.: АСТ, 2001. 280 с.
43. Москаева Ю.Е. Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста // Синергия наук. 2018. № 5. С. 1846-1851.
44. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Институт
практической психологии. Воронеж: «НПО» «МОДЭК», 1995. 356 с.
45. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. М.: Академия, 2019. 940 с.
46. Онищенко Э.В. Развитие «метода Е.И. Тихеевой» в практике современного детского сада: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1996. 19 с.
47. Орешина И.Л. Формирование самостоятельности детей
дошкольного возраста // Психология и педагогика. 2019. № 6. С. 38-41.
48. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: Мозаика-синтез, 2019. 336 c.
49. Павленко С.В. Формирование инициативы и самостоятельности как способ развития личности ребенка на этапе дошкольного детства // Вестник Воронежского института развития образования. 2019. № 6. С. 69-75.
50. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности // Основы теоретической психологии. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. : Инфра-М, 1998. С. 27-288.
51. Полякова М. Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю // Детский сад: теория и практика. 2015. № 10. С. 6-19.
52. Полякова М.Н. Предметная среда развития ребёнка дошкольного возраста. От детских садов прошлого и до наших дней // Современное дошкольное образование. 2019. № 1. С. 46-57.
53. Поливанова К.Н. Психология развития от рождения до смерти. М.: АСТ, 2010. 420 с.
54. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности. Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. 565 с.
55. Пустовойтов В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов : дис. канд. пед. наук. Брянск, 2002. 205 с.
56. Реукова О.В. Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2021. № 11. С. 90-92.
57. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследование поведения дошкольников. СПб.: Питер Принт, 2004. 272 с.
58. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа, 2006. 122 с.
59. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. 785 с.
60. Соломенникова О.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. С. 616-621.
61. Спиренкова Н.Г. Развитие теории и практики воспитания активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста в Отечественной педагогике (конец XIX - начало XXI века) // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 6. С. 68-73.
62. Спыну К.Н. Воспитание самостоятельности детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре // Проблемы современного педагогического образования / Под ред. К.Н Спыну, Э.М. Муртазаева. 2017. С. 295-301.
63. Теплюк С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника . Дошкольное воспитание. 1991. № 4. С. 67-71.
64. Удина Е.Н. Теоретические основы воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста // Проблемы научной мысли. 2018. № 9. С. 14¬19.
65. Улыбина Е.В. Сравнительный анализ развития самостоятельности здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 7. С. 181-188.
66. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студентов средних педаг. учебных заведений. М.: «Академия», 2001. 336 с.
67. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.
68. Федак Е.И. Анализ проблемы самостоятельности личности в истории педагогической мысли // Таврический научный обозреватель. 2015. №10. С. 22-24.
69. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf(дата обращения: 21.09.2021).
70. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000. 286 с.
71. Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ. Г.Ф. Швейника; общ. ред. П.С. Гуревича. М.: МПСИ: Прогресс, 2006. 247 с.
72. Хализова А. С. Отбор игр для формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста // Вестник научных конференций. 2019. № 7. С. 116-117.
73. Хисматуллина М.Е. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетно-ролевых игр // Наука XXI века: проблемы и перспективы. 2015. № 4. С. 47-49.
74. Циринг Д. А. Психология личной беспомощности: исследование уровней субъектности. М. : Академия, 2010. 410 с.
75. Чанчикова А.А. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в ДОУ. М.: АСТ. 2020. 320 с.
76. Чебровская С.В. Самостоятельность дошкольников в оценке современных исследователей // Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях: сб. материалов научно-практического семинара. Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2009. С. 199-208.
77. Чебровская С.В. Психологические условия формирования самостоятельности студентов : дис. канд. психол. наук. Комсомольск-на- Амуре, 2003. 157 с.
78. Шинкарева Н. А. Особенности и организационо-педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. № 3. С. 15¬18.
79. Шурманов В.С. Сущность и структура самостоятельности:
философские, психологические и педагогические аспекты понимания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 12. С. 81-83.
80. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 263 с.
81. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Академия, 1999. 312 с.
82. Яковлева Ю.В. Психологическое содержание, структура и
особенности самостоятельности: автореф. дис. канд. психол. наук.
Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2011. 27 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ