ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОСОЗНАНИЯ ВПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ....6
1.1 Анализ подходов к толкованию термина самосознание в психологии 6
1.2 Особенности самосознания в подростковом возрасте 8
1.3 Психологические особенности подросткового возраста 12
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 23
2.1 Методическое обеспечение и организация исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования 26
2.3 Коррекционно-развивающая программа развития самосознания детей
старшего подросткового возраста 47
2.4 Результаты проведенной коррекционно-развивающей работы по
развитию самосознания у подростков 55
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
В настоящее время дети подросткового возраста считаются самыми интересными и самыми сложными из всех детских возрастов. Потому что именно в этот период меняются и формируются важные качества личности. Тема «Развитие самосознания детей старшего подросткового возраста» выбрана неслучайно, так как проблема самосознания подростков является актуальной в современном обществе: постоянные изменения в окружающей среде играет важную роль в особенностях формирования «Я-концепции». И это при том, что период взросления в жизни ребенка в подростковом возрасте сопровождается сложными физиологическими и психологическими изменениями, которые в равной степени могут привести, как к положительным новообразованиям, так и к серьезным нарушениям в развитии личности и поведения.
Одним из важных признаков особенностей этого периода являются изменения в самосознании подростков, которые становятся основой развития личности.
Харуки Мураками в своей книге «Хроники Заводной птицы» говорит о том, что «человек не может жить, не обретя самого себя. Это как почва под ногами. Нет ее - и ничего не построишь» [29].
Важным в развитии самосознания в подростковом возрасте является самоопределение. Ведь если у ребенка в этом возрасте не будет никакой жизненной цели, к которой он стремится, определенной собственной позиции, то и говорить о нем, как о сознательном человеке будет нельзя, следовательно, и уровень самосознание будет низким.
Одним из факторов самоопределения личности в подростковом возрасте должна являться «Я-концепция», то есть представление человека о самом себе, о своих внутренних ресурсах и ценностях.
Как писал У.С. Моэм: «Младенец не отдает себе отчета в том, что тело его принадлежит ему больше, чем окружающие предметы; он играет пальцами ноги, не чувствуя, что они - часть его самого и чем-то отличаются от висящей рядом погремушки; лишь постепенно, испытав боль, ребенок начинает ощущать самостоятельное существование своего тела. Индивидууму, чтобы осознать свое «я», необходим такой же опыт; однако разница заключается в том, что всякий человек ощущает свое тело как особый и самостоятельный организм, но отнюдь не каждый осознает свое «я» как самостоятельную и независимую личность. Ощущение отчужденности от других приходит обычно с половой зрелостью, но не всегда развивается до такой степени, чтобы отличие индивидуума от окружающих стало заметно ему самому. И вот людям, так же мало осознающим свое «я», как пчелы в улье, суждена в жизни удача: им куда чаще выпадает счастье, ведь их бытие делит с ними все общество, их радости только потому и становятся радостями, что ими тешатся сообща...» [18; 49].
Актуальность данного исследования заключается в исследовании развития самосознания в подростковом возрасте, как важном периоде личностного самоопределения.
Исходя из вышесказанного, можно определить:
Цель исследования: изучение развития самосознания в подростковом возрасте.
Объект исследования: самосознание подростков.
Предмет исследования: развитие самосознания в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия самосознание, особенностей самосознания в подростковом возрасте, а также методов и форм исследования.
2. Исследовать уровень самосознания в подростковом возрасте путем подобранных методик.
3. Провести анализ полученных данных и наметить пути дальнейшего развития для подростков, у которых низкий уровень самосознания.
4. Провести работу по составленной коррекционно-развивающей программе развития самосознания с группой подростков.
Гипотеза: Мы предполагаем, что разработанная коррекционно-развивающая программа будет способствовать повышению уровня самосознания детей старшего подросткового возраста.
Теоретическое обоснование: Проблемами развития самосознания занимались Столин В.В., Бернс Р., Выготский Л.С. и другие.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: сбор, анализ использованных
источников, обобщение, сравнение результатов диагностики.
2. Эмпирические методы: тестирование, анкетирование.
3. Количественная и качественная обработка данных.
Методики исследования:
1. Тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда (модификация Т.В. Румянцевой);
2. Методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева.
База и выборка исследования: образовательная организация Красноярского края № ХХ. В исследовании приняло участие 20 подростков в возрасте 13-15 лет.
Практическая значимость: заключается в разработанной коррекционно-развивающей программе, которая направлена на развитие уровня самосознания подростков.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 50 источников.
Анализ теоретических и эмпирических исследований в области психологии самосознания позволил рассмотреть такую проблему, как самосознание подростков. Это дало возможность установить взаимосвязь между понятиями самосознание и самооценка, самопонимание, самовосприятие. По мнению В.С. Мерлин: «Самосознание - это сложная психологическая структура». С ней нельзя не согласиться, ведь что может быть более сложно устроено, чем внутренний мир и внутренние переживания человека, который находится в процессе «перелома» своих ценностей, взглядов, всего мира в целом.
Исследование подросткового возраста в становлении самосознания в психологии начались более восьмидесяти лет назад, но единой теории так и не найдено, хотя все известные подходы играют огромную роль для формирования комплексного представления о самосознании.
А.Н. Леонтьев, рассматривавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал ее в как проблему «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа» [11].
Как отмечал Л.С. Выготский, что подростковый возраст характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового [12].
Поэтому важно именно в подростковый период уделить большое внимание самосознанию, чтоб ребенок не потерялся в огромном мире постоянных изменений и стрессовых ситуаций. Именно поэтому и было проведено эмпирическое исследование по определению уровня сформированности самосознания. И не случайно были выбраны тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда (модификация Т.В. Румянцевой) и методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева. Эти две методики помогли в ходе исследования выявить тех подростков, которые нуждаются в помощи по развитию самосознания. Показателями самосознания являются содержательно-структурные характеристики «Я-концепции» (по тесту Куна «Кто Я?»: «Социальное Я», «Коммуникативное Я», «Материальное Я», «Физическое Я», «Деятельное Я», «Перспективное Я», «Рефлексивное Я»). Наличие и частота встречаемости показателей по данной методике сообщает нам об уровне освещенности подростков о мире, о других людях и о самом себе.
Исследование по второй методике - методика исследования самоотношений Пантелеева - предполагало определить уровневый характер развития выраженности отдельных компонентов самосознания.
И результаты показали нам, что подросткам свойственно отражение выраженного защитного поведения, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношениям с окружающими людьми. Некоторых из них уже можно считать полностью сложившимися личностями в плане внутреннего понимания самих себя, некоторым же нужна помощь психолога для развития самосознания.
Подводя итог, можно сказать, что особенности самосознание и его содержательные характеристики очень сложны, но от того только более интересны для исследования. Не зря подростковый возраст называют переходным, переломным, оттого он настолько важен и глубок.
1. Алхилаева З.Ш., Хайбулаева Д.А., Курбанова А.Б.
Психологический портрет ребенка подросткового возраста// Мир детской психологии глазами студентов. 2018. С. 26-38. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36771598 (дата обращения 15.06.2022)
2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками, СПб: Питер, 2007. 336 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. СПб.: Питер Пресс, 2009. 400 с.
5. Босов М.С. Особенности процесса профессионального
самоопределения молодых людей в подростковом и юношеском возрасте// Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве социальная интеграция и развитие этнокультур в Евразийском пространстве. 2019. Т.2. №8. С. 328-331. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41427675 (дата обращения: 15.06.2022).
6. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период. Сборник статей «Педология юности»/ Под редакцией И. Арямова. М.: Л, 2011. 450 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под редакцией В.В. Давыдова.- М.: Олпорт Г. Личность в психологии: Перевод с англ. М.: КСП+; СПб: Ювента, 1998. 315 с.
8. Выготский Л.С. Педология подростка: собрание сочинений, 4 т./ Л. С. Выготский. М. 1984. 321 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. I. Сознание как проблема психологии поведения. Психика, сознание и бессознательное. М. 1982. 132 с.
10. Гараева З.А., Баудинова П.Х., Газиева М.З. Особенности формирования Я-концепции у подростков// Современная наука: проблемы, идеи, тенденции. 2019. С. 392-395. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36990593 (дата обращения 15.06.2022).
11. Гипенрейтер Ю.Б. Психология личности. Тексты/
Ю.Б. Гипенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Издательство МГУ, 2005. 288 с.
12. Григоренко Т.А. Программа по развитию позитивной Я- концепции у старших подростков с помощью методов арттерапии «Все грани моего Я» / Григоренко Т.А. URL: https://urok.1sept.ru/articles/602627 (дата обращения: 15.06.2022).
13. Григорович М.В. Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка// Молодой ученый, 2011 №6 Т.2. С. 92-94. URL: https://moluch.ru/archive/29/3341/(дата обращения: 15.06.2022).
14. Ерлакова У.Е. Самосознание в аспекте психологической
безопасности// Молодой ученый. 2021. №3 (345). С. 44-45. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44577187 (дата обращения: 15.06.2022).
15. Жданова С.Ю., Березина О.А. Изучение самосознания в
психологии// Пермский государственный национальный исследовательский университет. 2016. С.72-76. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31569538 (дата обращения: 15.06.2022).
16. Золкин А.Л. Философия самосознания: роль самосознания в процессе становления личности// ООО РПА АПР. 2013. С.63-85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23833122 (дата обращения: 15.06.2022).
17. Игнатович С.С., Сотникова Т.В. Особенности социализации детей подроскового возраста// Педагогика: история, перспективы. 2020. Т.3. №1. С. 19-26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42560347 (дата обращения: 15.06.2022).
18. Кабиева Э.М., Баркова Т.Н. Проблема самосознания в
психологической науке// Дагестанский государственный педагогический университет. 2014. С. 145-151. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25877025 (дата обращения: 15.06.2022).
19. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психол. журн. 2003. №5. С. 45-57.
20. Карташова Е.Н. Психологическая характеристика подросткового
возраста// Студенческий вестник. 2020. №4-1 (102). С. 40-43. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42432593 (дата обращения: 15.06.2022).
21. Корепанова А.О., Смирнова М.Н. Проблемы социализации личности в подростковом возрасте// Непрерывное образование всовременном мире: история, проблемы, перспективы. 2019. С. 162-164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38504770 (дата обращения: 15.06.2022).
22. Кудрявцева М.В. Особенности формирования и развития
личности в подростковом возрасте// Современная школа России. Вопросымодернизации. 2022. № 4-1 (41). С. 156-157. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48611073 (дата обращения: 15.06.2022).
23. Кукубаева А.Х., Туяков Г.Т., Тимофеев И.А. Особенности самооценки молодежи как компонента самосознания// Наука и реальность. 2021. №4(8). С. 111-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47552520(дата обращения: 15.06.2022).
24. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология / под ред. Г.М. Андреевой. М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 180-187.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982 (1975). С. 22-33.
26. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования/ В.Г. Леоньев. Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграф - комбинат», 2002. 264 с.
27. Методика исследования самоотношения (МИС) / Аладьин А.А., Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А.// Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе № . 1992. 422 с.
28. Моэм С. Бремя страстей человеческих/ С. Моэм. М.: ФТМ, АСТ, 1915. 166 с.
29. Мураками Х. Хроники Заводной Птицы/ Х. Мураками. М.: Эксмо, 2015. 816 с.
30. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. М.: АСТ, Хранитель; СПб.: Сова, 2008. 671 с.
31. Нерознак О.А. Самосознание как проблема философии//
Актуальные исследование. 2021. №39(66). С. 29-31. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46622312 (Дата обращения 15.06.2022)
32. Обухова Л.Ф. Детская Психология/ Л.Ф. Обухова. М.: Юрайт, 2013. 460 с.
33. Ондар Л.М. Самосознание в подростковом возрасте/ Л.М. Ондар// ВЕСТНИК Тувинского государственного университета, 2012. №1(12). С. 69-73.
34. Петровский А.В. Общая психология: учебник для студентов пед.институтов/ А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1976. 476 с.
35. Полушина О.Б. Влияние самосознания личности на становление
профессионального самосознания// Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. №2(11). С.73-78. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43955967 (дата обращения: 15.06.2022)
36. Реан А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков/ А.А. Реан, Н.В. Трофимова. Мн: Актуальные проблемы деятельности практических психологов, 2009. С. 6-7.
37. Речмер Э. Строение тела и характер// Психология индивидуальных различий/ Ю. Б. Гипенрейтер, В. Я. Романова. М.: Издательство МГУ, 1982. 289 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
39. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности/ Е.Т. Соколова. М.: МГУ, 1989. 216 с.
40. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 2010. 287 с.
41. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Глава 5/ Л. Д. Столяренко. Р-н-Д: Феникс, 2003. 672 с.
42. Тарасов А.А., Ефремова Е.Н. Психофизические особенности
подросткового возраста // Форум. серия: гуманитарные и экономические науки. 2022. №3(26). С. 83-88. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48501089 (Дата обращения 15.06.2022)
43. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) / Румянцева Т.В.// Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре № .СПб, 2006. С. 82-103.
44. Тихонин Д.А., Корнева Н.С. Коммуникативные установки
мальчиков и девочек старшего подросткового возраста// Профессионализм и творчество. 2018. С. 98-102. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32705250 (дата обращения: 15.06.2022).
45. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. М.: Юрайт, 2016. 406 с.
46. Третяк Я.Д. Концепции самосознания и самооценки// Форум
молодых ученых. 2019. №9(37). С. 313-317. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41232756 (Дата обращения 15.06.2022)
47. Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса/ Д.И. Фельдштейн. М.: Мир психологии и психология в мире, 1994. С. 405-416.
48. Хухлаева О.В. Психология подростка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2 -е издание, исправленное/ О. В. Хухлаева. М.: Академия, 2007. 160 с.
49. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии/ И. И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. 144 с.
50. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)/ И. В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2010. 349 с.