Введение 3
Глава 1. Особенности развития синдрома профессионального выгорания 8
1.1 Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы
развития 8
1.2 Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной
школы 24
Глава 2. Экспериментальное изучение профессионального выгорания у педагогов начальной школы 34
2.1 Организация, методы и методики исследования 34
2.2 Результаты исследования и их анализ 44
Глава 3. Профилактика синдрома профессионального выгорания у педагогов начальной школы 51
3.1 Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального
выгорания 51
3.2 Возможная программа профилактики синдрома эмоционального
выгорания педагогов начальной школы 64
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложение
Профессия учителя, педагога, - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно - исторического опыта.
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии достаточно недавно, около 20 лет тому назад. Оно стало широко использоваться в лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постоянного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, воспитателей, психологов и менеджеров.
В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия учителя остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав постоянно меняются.
В 70-е годы ХХ столетия исследователи обратили внимание на часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). На определенном этапе своей деятельности они неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них часто развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Было обнаружено, что эти изменения вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Так появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание».
Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. В настоящее время существует единая точка зрения на сущность эмоционального выгорания и его структуру. C. Маслач определяет данное понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам».
В последние годы особенно остро встала проблема сохранения психического здоровья педагогов. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями в установлении контакта с учениками. Не каждый педагог в состоянии выдерживать психоэмоциональное напряжение, так как к проблемам профессиональной деятельности могут добавляться трудности в семейной, личной жизни, проблемы в общении с коллегами и так далее. Непосильная эмоциональная и физическая нагрузка, необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с ограниченным кругом людей - все это осложняет жизнь педагога. В результате, не находя сил противостоять внутренним и внешним воздействиям, педагог начинает срываться от накопленного стресса, испытывать глубокое физическое утомление, отдаляться от детей, от общения с ними, - возникает синдром выгорания у педагогов. Последствия синдрома, проявленного даже у отдельных учителей, негативно сказываются на деятельности всего коллектива.
Синдром эмоционального выгорания представляет собой совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных психологических переживаниях, мотивационно-установочной деформации и ухудшении психофизического самочувствия. Выгорание как проявление профессиональной дезадаптации ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни людей. При этом наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также на здоровье всей организации.
Актуальность исследования эмоционального выгорания у педагогов обуславливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания - психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в данной сфере.
Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных психологических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Ведь от здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его обучающих. Действие многочисленных эмоциогенных факторов вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию.
Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли, коммуникации.
В связи с этим проблемой исследования является необходимость знания симптомов выгорания педагогов начальной школы, а также профилактика данного синдрома для предотвращения необратимых последствий.
Исследования профессионального и эмоционального выгорания представлены в зарубежной науке: C. Maslach, S. Jakson, E. Aronson, A. Pines, S. Walker, M. Cole, M.P. Leiter и др., и отечественной практике: В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк, Е.С. Старченкова и др.
Цель исследования - изучить синдром эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и методы его профилактики.
Задачи исследования:
- изучить состояние данной проблемы в научной литературе;
- рассмотреть особенности развития синдрома выгорания у педагогов начальной школы;
- отобрать комплекс методик, позволяющих выявить причины развития синдрома эмоционального выгорания педагогов начальной школы;
- исследовать уровень профессионального выгорания у педагогов начальной школы.
- определить способы и средства профилактики и устранения синдрома эмоционального выгорания.
База исследования: МБОУ СОШ №13 и МБОУ СОШ №16 г. Красноярска.
Объект: педагоги начальных классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности синдрома профессионального выгорания педагогов начальной школы.
Гипотеза: уровень эмоционального выгорания педагога начальной школы взаимосвязан с удовлетворенностью работой в процессе длительной профессиональной деятельности и зависит от его педагогического стажа и возраста.
Для достижения цели и реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы:
1) Теоретические: анализ психолого -педагогической литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические: анкетирование, диагностика уровня эмоционального выгорания по В.В. Бойко, опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (автор - К. Маслач).
3) Методы качественного и количественного анализа результатов исследования.
Методологической основой исследования выступили труды зарубежных исследователей синдрома эмоционального выгорания (Буриш М., Маслач К., Морроу Э.), а также труды отечественных психологов, раскрывающие особенности синдрома эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов, отмечены особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (81 наименований). Объем выпускной квалификационной работы составляет 89 страниц. В работе содержится 4 таблицы и 3 рисунка.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы, вслед за К. Маслач, определяем синдром эмоционального выгорания как сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее вследствие продолжительной эмоциональной нагрузки.
К признакам эмоционального выгорания можно отнести следующие:
- чувство постоянной усталости;
- потеря мотивации и профессиональных перспектив;
- негативное восприятие своей профессиональной подготовки;
- отрешенность и чувство одиночества;
- снижение удовлетворения и чувства выполненного долга, душевные страдания;
- социальная самоизоляция;
- перенос своих неурядиц на других и др.
Основной целью профилактики эмоционального выгорания у педагогов является предупреждение появления у них данного синдрома. Существуют следующие показания к профилактической психологической работе по вопросам эмоционального выгорания педагогов: неадекватно завышенный уровень притязаний в профессиональной деятельности, экстремально высокая субъективная значимость профессиональной деятельности, сниженная способность соблюдать дистанцию по отношению к работе.
С целью изучения уровня риска возникновения эмоционального выгорания у педагогов нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «СОШ №13» и МБОУ «СОШ №16» г. Красноярска. Выборка исследования представлена педагогами начальной школы в количестве 20 человек.
По результатам диагностики уровня риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов, мы констатируем, что у 47,5% испытуемых высокий уровень риска возникновения синдрома эмоционального выгорания, умеренный уровень выявлен у 30% педагогов и низкий уровень у 22,5% учителей. Проанализировав результаты диагностики педагогов, была составлена программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Целью программы является профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов через сплочение педагогического коллектива школы и снятие психоэмоционального напряжения. В программе профилактики синдрома эмоционального выгорания использовались методы арттерапии, психогимнастики и элементы тренинга общения.
В ходе проведения теоретического анализа изученности проблем эмоционального выгорания было выявлено, что синдром эмоционального выгорания - это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы
Наиболее популярная модель выгорания разработана К. Маслач и С. Джексон. Она включает три группы симптомов (факторов): эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.
В последние годы в образовательной системе особенно острой встала проблема сохранения психического здоровья педагогов. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
В ходе проведения практического исследования уровня эмоционального выгорания педагогов была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко).
Анализ результатов исследования свидетельствует о следующем:
Доминирующими симптомами эмоционального выгорания педагогов являются: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неадекватного эмоционального реагирования», «расширение сферы экономии эмоций».
Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания не носит монотонный возрастающий характер, существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога.
Кроме того, исследование показало, что эмоциональное выгорание в большей степени проявляется у педагогов с повышенной тревожностью, обидчивостью, подозрительностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что зависимость возникновения синдрома профессионального выгорания от возраста и стажа педагогов в процессе профессиональной деятельности существует. Следовательно, поставленная цель исследования - достигнута, гипотеза - подтверждена.