ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 10
1.1. Анализ изучения феномена мотивации к учению в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Личностные особенности подростков с девиантным поведением 16
1.3. Современное состояние изучения проблемы мотивации к учению
подростков с девиантным поведением 24
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 29
2.1. Организация, методы и методики исследования 29
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 33
Выводы по второй главе 46
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 48
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего этапа эксперимента 48
3.2. Содержание психолого-педагогической программы формирования
мотивации к учению подростков с девиантным поведением 55
3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента 63
Выводы по третьей главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЯ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Актуальность исследования. В младшем школьном возрасте учение - основной вид деятельности ребенка, который развивается в пределах возрастной нормы, следовательно, учебная мотивация является одним из ведущих видов мотиваций в жизни школьника. В младшем и старшем подростковом возрасте на первый план выступает интимно-личностное общение, детей начинает в большей степени интересовать общение со сверстниками, в том числе и с противоположным полом. Подростки начинают беспокоиться о своей репутации в компании сверстников, стараются показать свою самостоятельность, индивидуальность, уникальность и неповторимость собственного «Я» путем самовыражения: яркого и резкого изменения стиля одежды, своей внешности; бунтарскими поступками против уклада жизни взрослых; негативизма; стремлением к независимости от опеки со стороны родителей и т.п. Подростки в буквальном смысле пытаются бросить вызов обществу. С учетом всех особенностей подросткового возраста учебная мотивация отходит на второй план.
Однако при нормативном развитии подростка и при воздействии благоприятных внешних факторов, может, учебная мотивация и не имеет уже такое значение как для младшего школьника, но она обязательно должна занимать устойчивую позицию в учебной деятельности подростка, развиваться и не приобретать патологический характер. Подростки продолжают проявлять интерес к познавательной деятельности, самостоятельно овладевать способами перехода от одних действий к другим, развивать умения находить нестандартный способ решений тех или иных задач, развивается целеполагание и «стартовая площадка» для саморазвития личности подростка.
В психологической науке существует такое понятие как «девиантный подросток», количество которых с каждым годом только растет в общеобразовательных организациях. Девиантный подросток - это подросток поведение, которого под воздействием неблагоприятных факторов перечит установленным обществом нормам и стандартам поведения, например, культуры, морали, психического здоровья, социальным ожиданиям. Такие дети входят в «группу риска» и зачастую состоят на различных видах учета (ВШУ, СОП, КДНиЗП, психиатрический учет).
Девиантные подростки при совершении тех или иных поступков руководствуются совершенно другими мотивами нежели их сверстники с поведением соответствующим нормам и правилам современного общества. Психологи давно определили, что подростки, которые более подвержены девиациям учатся неодинаково, их успеваемость порой оставляет желать лучшего, т.к. учебная мотивация провоцируется мотивом к познавательной деятельности, который у девиантных подростков зачастую может из-за неблагоприятных воздействий быть несформирован. Следовательно, мы сталкиваемся с несформированной мотивацией к учению и низкой учебной успеваемостью...
В ходе работы над теоретической частью магистерской диссертацией на тему «Психолого-педагогическая программа формирования мотивации к учению подростков с девиантным поведением» при анализе психолого-педагогической литературы было выявлено, что понятие «мотивация к учению» на сегодняшний день имеет неоднозначное значение. Проанализировав научные труды В.Г. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой и других ученых, которые занимались проблемой мотивации, был сделан вывод, что «мотивация к учению» - это системный и весьма сложный процесс, который побуждает к активной учебной деятельности, организует, направляет и регулирует ее, а результатом такой деятельности будут являться изменения в психическом и личностном развитии человека.
На основе анализа трудов ученых, которые изучали личностные особенности подростков в области психологии девиантного поведения (Ю.А. Клейберг, Я.И. Гилинский, Е.В. Замановская, А.Е. Личко, Л.Б. Шнейдер, В. Д. Менделевич и др.), были выделены личностные особенности подростков с девиантным поведением, негативно влияющие на его окружение, разрушающие подростковую личность и духовно-нравственный устой общества в целом. Также у девиантных подростков происходят изменения в мотивационной и личностной сфере. В результате данных изменений ослабляется мотивационный компонент к учению, который может проявляться в школьной неуспеваемости, негативном отношении к школе, пропусках и незаинтересованности в учебных занятиях, отсутствии активности на уроках, нарушении дисциплины и несформированности школьных ЗУНов.
В практической части исследования особенностей мотивации к учению подростков с девиантным поведением нами был проведен констатирующий эксперимент. В результате констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что мотивация к учению девиантных подростков имеет специфические особенности развития, которые выражаются в снижении общего уровня сформированности учебной мотивации. Большинство подростков не заинтересованы в учебной деятельности, отрицательно относятся к учению и к школе в целом, не активны на уроках и т.д. Помимо этого, было выявлено, что в учебной деятельности девиантных подростков преобладают конкретные мотивы: аффилиация, коммуникативный мотив и мотив избегания неудач, а также отсутствует выраженный интерес к процессу и содержанию учения. В эмоциональном отношении к учебному процессу преобладает тревожное состояние.
С целью формирования специфических особенностей мотивации к учению подростков с девиантным поведением нами была разработана психолого-педагогическая программа, которая включает в себя серию тренинговых занятий, направленных на овладение способами борьбы с тревожным состоянием, повышение самооценки, развитие уверенности в себе и позитивного отношения к учению, формирование навыков преодоления трудных жизненных ситуаций и др. Также в программу включена работа с техниками, которые помогут подросткам организовать и планировать свое время, усваивать и приобретать учебные знания, умения и навыки. Тренинговые занятия построены с учетом использования метода психологических притч, бесед, упражнений, мини -лекции, элементов арт- терапии и др...