Введение 7
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ 10
1.1 Понятие «психологическое время» 10
1.2 Подходы к изучению психологического времени 19
1.3 Возрастная динамика психологического времени личности 27
1.4 Теоретические основы формирования психологического времени
младшего школьника 30
1.5 Пути формирования понятия времени у детей в начальной школе 31
Вывод по главе 1 33
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 35
2.1 Организация экспериментального исследования психологического
времени младших школьников 35
2.2 Результаты экспериментального исследования 37
2.3 Программа развития психологического времени у младшего школьника 45
Вывод по главе 2 48
Список литературы 51
Приложение 57
Одной из важнейших задач для личности является задача овладения временем. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие. Несомненно, речь идет о внутреннем, т.е. психологическом времени личности. Внутреннее время — это ничто иное как способность отвлечься от объектов чувств, от внешних обстоятельств и условий, и воспринять вещи и весь окружающий мир такими, какими они объективно являются. Внутреннее время не сводится к хронологии. Кроме того, внутреннее время выступает основой организации собственной деятельности человеческого индивида. В младшем школьном возрасте этот вопрос актуален, так как суждения ребенка о прошлом, настоящем и будущем еще недостаточно сформированы. Дети младшего школьного возраста живут в основном сегодняшним днем и ближайшим будущим. Далекое будущее для младшего школьника абстрактно и не является мотивацией для какой-либо деятельности. Данная тема является крайне актуальной по нескольким причинам. Изучив теорию по проблеме психологического времени, нами был сделан вывод, что данная тема недостаточно изучена и до сих пор нет целостной теории психологического времени личности. Наличие которой важно для знания о этапах становления психологического времени у ребенка, чтобы дополнить знания и представления о генезе личности, а также для создания педагогических способов формирования и корректировки внутреннего времени ребенка. Также актуальность данной темы определяется тем, что мы живем в век информационных технологий, что сказывается на психологическом времени личности. Несформированные механизмы внутреннего времени младшего школьника под влиянием информационного потока опредмеченного в гаджетах разрушают структуру деятельности ребенка и следовательно, его развития.
Объект исследования: психологическое время личности.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности психологического времени у младшего школьника.
Цель исследования: выявить актуальный уровень сформированности психологического времени у младшего школьника.
Гипотеза исследования: Актуальный уровень сформированности психологического времени характеризуется высоким уровнем гедонистического отношения к настоящему, положительным отношением к прошлому со снижением к концу начальной школы. Развитие психологического времени возможно в условиях специально организованных занятий, направленных на развитие психологического времени у младших школьников...
В данной работе мы рассмотрели понятие психологического времени, различные подходы к его изучению и возрастную динамику развития психологического времени.
Подробнее мы рассмотрели особенности развития
психологического времени у первоклассников и учеников 4 класса, для этого мы использовали опросник временной перспективы Зимбордо, графический тест «круги Коттла» и битовую диагностику «Got rhythm».
Проведенный нами анализ ответов детей из опросника временной перспективы позволил сформулировать следующие выводы: ученики первого класса ориентированы на свое прошлое, они еще не задумываются о планировании своего настоящего и будущего. Это связано с тем, что у первоклассников высокий процент позитивного отношения к прошлому. Также преобладает гедонистическое отношение к настоящему, а именно: они не готовы в полной мере выполнять свои обязанности, которые ограничивают их свободу. К 4 классу у детей гедонистический настрой снижается, но остается наибольшим, вместе с этим растет фаталистическое отношение к настоящему.
Проведенный анализ ответов по опроснику Зимбордо показал нам, что в процессе взросления от 1 к 4 классу у детей отношение к прошлому с позитивного сменяется негативным, это можно объяснить тем, что дети накапливают негативный опыт...
1. Аарелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени // Изв. АН ЭССР. Общественные науки. - 1978. - № 27/3. - С. 268-280.
2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психол. журн. 1983. Т 4. №1
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 302 с.
4. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - Спб.: Питер, 2001. С.5-38, 106-151.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 249 с.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 232 с.
7. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. - Москва; Воронеж, 2005. - 432 с.
8. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л.И. Анцыферова // Психол. журнал. - 1993.-Т. 12, №2. -С.
9. Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические пробл. психологической теории. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 169-179.
10. Беленькая Л.Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях // Исслед. по психологии восприятия / Под ред. С.Л. Рубинштейна. - М.: Изд-во АН СССР, 1948. -С.324-358.
11. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. - М.: МПСИ, 1997. -С. 356.
12. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003.
13. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.: Высш. шк., 1998.
14. Бюлер Ш., Массарик Ф. Жизненный путь человека, 1968. 98 с.
15. Вундт В. Введение в философию / В.Вундт // Под ред. А.Л.Субботина. -М.: ЧеРо,2001.-354 с...59