ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ
ФИЗИЧЕСКОМУ Я У ПОДРОСТКОВ 14
1.1. Сущность физического Я в психологии 14
1.2. Психолого - социальные особенности подросткового возраста 20
1.3. Психологическое консультирование как средство изменения
отношения к своему физическому Я 29
Выводы по главе 1 44
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ФИЗИЧЕСКОМУ Я У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 46
2.1. Методологическая организация исследования и обсуждение
результатов констатирующего эксперимента 46
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 56
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 69
Выводы по главе 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Приложение А 90
Приложение Б 103
Приложение В 108
Приложение Г 169
Приложение Д 177
Проблема подросткового возраста актуальна всегда. Многие вопросы остаются загадкой, как для самих подростков, так и для их родителей. Подростковый возраст из всех периодов развития человека является, пожалуй, самым проблемным, трудным и наиболее опасным, ведь это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.
Подростковый период - это самый долгий из всех этапов становления личности, который характеризуется определёнными физическими изменениями. Но вместе с тем это период, когда закладываются фундаментальные основы личностного и профессионального самоопределения.
В психологическом словаре даётся следующее определение: «Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» [29].
С самого раннего возраста ребенок формирует представление не только о своем реальном теле, но и об идеальном - сначала из взаимоотношений с мамой и близкими, потом из более широкого социального круга. Изменение внешности, когда происходит формирование фигуры, взаимосвязано с адекватным или неадекватным восприятием изменений.
Примерно к шести годам у ребенка формируется четкий образ своего тела. В это же время становятся более ясными общественные требования к физическим аспектам развития ребенка: отбирают ли его в спортивную секцию, танцевальную студию, для участия в различных детских мероприятиях, выявляются ли физические недостатки и заболевания - все это влияет на его представление о себе.
В переходном возрасте подростком собираются воедино все представления о себе, и одним из самых важных становится образ физического «Я». Подросток анализирует, принимает ли (и на каком основании) его группа сверстников, имеется ли к нему интерес со стороны противоположного пола, как это связано с его телесным развитием и так далее. Представляя свой образ тела, подросток сопоставляет его с общепринятыми стандартами красоты, привлекательности, здоровья, при этом оценивает других, сравнивает себя с ними - и делает выводы о соответствии его собственного тела социальным эталонам.
Само понятие «образ тела» ввел Пауль Шильдер, определив его как «субъективное переживание человеком своего тела», т.е. как психический пространственный образ, который, по его мнению, складывается в межличностном взаимодействии. Это своеобразная система представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле - телесно-психологическая «карта» [20]...
В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе. Это неотъемлемые компоненты «Я-концепции», от которой зависят уверенность в межличностных отношениях, выбор стратегии взаимодействия и разрешения конфликтов, и становление полноценной личности. Знания о самом себе, естественно, человеку не безразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его отношения к своему образу физического Я.
Исследованию понятия физическое «Я» посвящено множество специальных психологических исследований. Особо подчеркивается важность позитивного отношения к себе у подростков, так как особенности представлений о себе становятся основополагающими и особенно важными в этом возрасте и влияют на все сферы его дальнейшей деятельности. Образ тела самым тесным образом связан с ядром «Я» и также является составляющей базовых характеристик личности.
Рисуя образ «Я», подросток как бы предопределяет собственный путь развития, начинает жить и действовать, стремясь придерживаться намеченной линии. Роль самооценки в формировании личности подростка усиливается. Самооценка становится устойчивой и ее трудно, даже порой невозможно изменить. В этом возрасте ранее сформированный образ тела приобретает стабильность и может быть несколько изменен в результате формирования позитивного отношения к своему телу.
Именно поэтому наше исследование ориентировано на подростков, так как этот возраст позволяет, с помощью психологического консультирования и психотерапевтических методов скорректировать физический образ «Я».
В рамках нашего исследования была проанализирована научная литература по проблеме, изучены основные подходы. Рассмотрено развитие отношения к себе подростками в процессе становления личности. В соответствии с этим были определены критерии и уровни удовлетворенности своим телом, подобран диагностический комплекс методик для определения сформированности этого важного компонента самоотношения у подростков.
Констатирующий эксперимент показал, что большинство подростков имеют негативное отношение к своему телу и к себе в целом. Так же, в ходе исследования выяснилось, что подростки обладают низкой уверенностью в себе, пониженным самоуважением, оценивают себя негативно, мало проявляют интерес к своему «Я-образу», что препятствует формированию позитивного отношения к своему телу. С целью формирования адекватного отношения подростков к своему телу нами была составлена и апробирована программа группового консультирования...
1. Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа / Г.В. Акопов. Самара: Изд-во СНЦ РАН-Сам ИКП, 2002. 206 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб: Питер, 2002. 339 с.
3. Араканцева Т.А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки / Т.А. Араканцева, Е.А. Дубовская // Мир психологии. 1999. №3. С. 147-155.
4. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003
5. Арестова О.Н. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я» / О.Н. Арестова, Е.С. Шильштейн // Вестник Московского Университета, Серия 14. Психология. 1998. № 1. С. 8-18.
6. Анн Л. Ф. А68 Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. 271 с
7. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики /Е.Ю. Артемьева. М.: Изд-во МГУ, 1980. 128 с.
8. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте. Автореф. канд. диссер. СПб., 1998., 17 С.
9. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты. Психологический журнал, 1988, №3, стр. 78-86
10. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание М, 1986
11. Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 230 с.
12. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
13. Газарова Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ / Е.Э. Газарова // Психология телесности: между душой и телом / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: ACT МОСКВА, 2007. С. 558-574.
14. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984. С. 207
15. Гордеева Н.Д., Чередование видов чувствительности как основа
построения живого движения и сенсомоторного действия / Н.Д. Гордеева // Психология телесности: между душой и телом / Ред. сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: ACT МОСКВА, 2007. С. 193-211...56