Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое консультирование как средство развития эмоционального интеллекта подростков

Работа №167891

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы139
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 11
Глава 1. Теоретические основы развития эмоционального интеллекта у подростков, посредством группового консультирования 16
1.1. Сущность понятия эмоциональный интеллект в психологической
науке 16
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта у подростков 28
1.3. Возможности группового консультированиядля развития
эмоционального интеллекта подростков 35
Выводы по Главе 1 43
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие эмоционального интеллекта у подростков в процессе группового консультирования 45
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждение 45
2.2. Разработка и апробация программы групповых консультаций,
направленной на развитие эмоционального интеллекта у подростков 59
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента, и их обсуждение 71
Выводы по Главе 2 80
Заключение 83
Список используемых источников 85
Приложения 92


Современный мир требует от людей не только высокого уровня развития интеллекта, но и способности управления эмоциями. Развитие эмоционального интеллекта позволяет лучше понимать свои чувства и эмоции, а также чувства и эмоции других людей. Это помогает более эффективно взаимодействовать с людьми и решать конфликтные ситуации. Развитие эмоционального интеллекта также помогает улучшить качество жизни, так как позволяет лучше управлять своим эмоциональным фоном и принимать решения осознанно. В быстроменяющейся современной среде, развитие эмоционального интеллекта становится не просто актуальным, а необходимым.
В подростковом возрасте это особенно важно, так как подростки, сталкиваясь с гормональными изменениями, половым созреванием находятся в сложном эмоциональном состоянии. И в этот непростой период очень важно научить их экологично проживать это состояние, понимать себя и окружающих, и что немаловажно, управлять эмоциями и их контролировать. А также подростки находятся на пороге взрослой жизни, где столкнутся с множеством выборов, неопределенностью и необходимостью принимать важные решения самостоятельно. Необходимо подготовить подростков к этому непростому периоду взросления, сохранив и укрепив их психологическое здоровье [1].
Идея развития эмоционального интеллекта (ЭИ), как самостоятельного феномена, зарождалась из изучения социального интеллекта, вклад в который внесли - Г. Айзенк,Дж. Гилфорд,Э. Торндайк. На основе этих исследований Х. Г арднер разрабатывал теорию межличностных интеллектов и выделил внутриличностный и межличностный интеллекты. Огромный вклад в изучение эмоционального интеллекта внесли американские психологи Дж. Майер и П. Сэловей, в 1990 г. они ввели понятие «эмоциональный интеллект», как самостоятельный феномен. Д. Гоулман разработал и представил миру модель и структуру ЭИ, а также на сегодняшний день исследует нейробиологические аспекты эмоций человека. Именно Д. Гоулман определил уровень ЭИ не как данность, а как навык, который можно развивать и совершенствовать. Отечественные авторы, такие как Д.В Люсин, И.Н. Андреева разрабатывают диагностические материалы и занимаются психологическим просвещением по теме развития ЭИ для детей и подростков.
Психологическое консультирование, направленное на развитие эмоционального интеллекта, поможет подросткам пережить кризисный период и выйти из него с полезными навыками. Подростки нуждаются в помощи и доверительном общении, а психологическое консультирование поможет мягко воздействовать, с помощью специально подобранных средств и методик.
В современном мире существует противоречие между важностью развития навыков ЭИ и приоритетом в образовании на развитие только умственных способностей подростков. Несмотря на то, что развитие ЭИ необходимо для психологического благополучия и идея развития становится всё более популярной, существует нехватка структурированных разработанных программ развития ЭИ для подростков. Также существует проблема в том, что в развитии ЭИ необходимо учитывать возрастную специфику, но исследований по данной тематике недостаточно. Таким образом, данные противоречия обуславливают проблему нашей работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность группового консультирования, направленного на развитие эмоционального интеллекта подростков.
Объект исследования: процесс развития эмоционального интеллекта подростков.
Предмет исследования: групповое консультирование как средство развития эмоционального интеллекта подростков...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Диссертация на соискание степени магистра была ориентирована на теоретическое обоснование и экспериментальную апробацию программы группового психологического консультирования в интегративном подходе, с целью развития ЭИ подростков.
Актуальность проблемы развития ЭИ подростков главным образом состоит в том, что существует противоречие между важностью развития навыков ЭИ и приоритетом в образовании на развитие только умственных способностей подростков. Несмотря на то, что развитие ЭИ необходимо для психологического благополучия и идея развития становится всё более популярной, существует нехватка структурированных разработанных программ развития ЭИ для подростков.
В рамках нашего исследования мы разработали и апробировали программу группового консультирования, целью которой является повышение уровня ЭИ подростков.
В ходе теоретического анализа нами были рассмотрены основные модели ЭИ, мы будем придерживаться модели и определения понятия ЭИ Д.В. Люсина. На основе изученных структурных моделей ЭИ различных авторов, были выделены следующие компоненты ЭИ - когнитивный, эмоциональный, регулятивный, рефлексивный.
Рассмотрели особенности развития ЭИ в подростковом возрасте и возможности группового консультирования для развития ЭИ подростков.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс, реализация которого показала, что преобладающий уровень развития ЭИ у подростков - низкий. Подростки с низким уровнем ЭИ чаще не понимают, какие эмоции они переживают и почему. Также у них, зачастую, скудный эмоциональный словарь. Им сложно понять и чувства других людей, они недостаточно эмпатичны, и часто используют манипулятивные способы управления другими людьми. Развитие у подростков выделенных компонентов ЭИ - стало основной задачей нашей работы. На основании полученных результатов нами была разработана и апробирована программа развития ЭИ подростков. Целью развивающей программы является повышение уровня ЭИ подростков.
Программа разработана в интегративном подходе, с использованием техник арт-терапии, когнитивно-поведенческого подхода, эмоционально-образной терапии. В программе были использованы дискуссии, игры, арт- терапия, моделирование ситуаций, в которых подростки учились распознавать свои эмоции, вербализировать их и понимать эмоции других, что способствовало развитию ЭИ.
Анализ динамики и результатов показал, что по итогам контрольного этапа исследования по общему уровню наблюдается положительная динамика, на констатирующем этапе все участники показывали низкий уровень, на контрольном этапе 88% участников демонстрируют средний уровень общего ЭИ. Также по каждому отдельному критерию мы видим положительные изменения и повышение показателей, что доказывает эффективность и результативность проделанной групповой работы. Была проведена статистическая проверка данных, с помощью Т-критерия Вилкоксона, результаты которой отражают значимость различий, полученных данных, до и после проведения группового психологического консультирования. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Материалы работы могут быть полезны в групповом, индивидуальном консультировании, социально-психологических тренингах, семинарах и учебных программах по развитию эмоционального интеллекта подростков.



1. Авдулова Т.П. Психология Подросткового Возраста. М.: Академия, 2012. 394 с.
2. Акимова А.М, Резанович И.В. Использование психогимнастики как средства коррекции межличностных отношений подростков // Инновационные научные исследования: сетевой журнал. 2021. №1-1(3). C. 84-91
3. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «Эмоциональный интеллект» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. С. 71-75
4. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: МИФ, 2013. 430 с.
5. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 208 с.
6. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального
интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57-65
7. Андреева И.Н. Структура и типология эмоционального
интеллекта.: дис. док. псих. наук: 19.00.01: утв. 17.10.2017. М., 2017. 48 с.
8. Анохина А.С. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2.
9. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: Мифы и реальность. //Психология. Психофизиология. 2009. С. 4¬10
10. Богайчук Д.С., Власова Ю.А. Сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект» в психологических теориях. // Тенденции развития науки и образования. 2020. С. 7-12
11. Валиуллина Е.В. Компоненты эмоционального интеллекта в юношескомвозрасте. // Вестник белгородского института развития образования. 2020. №3. С. 85-93
12. Вальтер Холл, Айхингер А. Психодрама в детской групповой терапии. М.: Генезис, 2005. 330 с.
13. Водяха С.А. Эмоциональный интеллект и склонность к употреблению психоактивных веществ в юношеском возрасте. // Педагогическое образование в России. 2023. №1. С. 87-94
14. Выготский Л.С. Психология. СПб.: Речь, 2010. 1004 с.
15. Гайнанова Л.Р. Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. №1...79


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ