Реферат 3
Введение 9
Глава.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 15
1. Состояние проблемы личностного самоопределения старших подростков в отечественной и зарубежной науке 15
2. Особенности личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте 25
3. Консультативные средства, влияющие на личностное самоопределение старших подростков 31
Выводы по первой главе 38
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 39
2.1. Методическая организация исследования личностного самоопределения
подростков 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 52
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 58
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Литература 70
Приложения 76
Актуальность темы исследования. Современное образование в чис¬ле актуальных психолого-педагогических проблем важное место отводит личностному самоопределению старших подростков. Новые Федеральные образовательные стандарты, введение профильного обучения в старшей школе предполагают более раннее личностное самоопределение. Ученики девятых классов должны выбрать профиль обучения, это же возможно при глубоком понимании и знании своих личностных свойств и характеристик, при осознании образа Я. Только знание своих индивидуальных качеств, спо¬собностей, социальной значимости и отношение к самому себе, будет спо¬собствовать принимающему соответствующие решения школьнику в буду¬щей жизни и деятельности. Как правило, самостоятельно школьники этого сделать не могут. Необходима помощь и поддержка учителей, родителей, психологов.
Личностное самоопределение в психологической литературе рассматривается как центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в жизни, системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.
Личностное самоопределение предполагает осознание собственного «Я», формирование Я-концепции. Практически все психологи указывают на старший школьный возраст как на критический период формирования «Я- концепции» личности и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс.
Проблеме изучения личностного самоопределения и развития Я- концепции было уделено немало внимания в работах отечественных и зарубежных психологов: К. А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.С. Арсентьева, Р.Бернса, А.А. Бодалева, А.В. Иващенко, И.С. Кона, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Славской, Э. Эльконина и др.
Важно отметить, что личностное развитие школьников происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Чем полнее и разнообразнее образовательная среда, чем более она значима для школьника, тем успешнее идёт его развитие...
В психологической науке личностное самоопределение рассматривается в различных аспектах: развития личности и ее самосознания (К. А. Абульханова-Славская, И.С.Кон, И.И. Чеснокова); социальной зрелости и определение жизненной позиции (Л.И. Анциферова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн); самоосуществления и самореализации личности (В. Ф. Сафин, И. П.Соболь); формирования структур целостного образа Я (Р.Бернс); специфики юношеского возраста, процессами формирования мировоззрения, социализации и выбора сферы профессиональной деятельности (Л. И. Божович, А. М. Кухарчук); идентичности и переживанию кризиса идентичности (Ш. Бюлер, Дж. Марсиа, В.Э. Франкл, Э. Эриксон).
Личностное самоопределение является существенной задачей и обстоятельством жизни подростка. Это характеризует его социальную и личностную ситуацию развития, в которых и происходит формирование личности на данном возрастном этапе.
Значимой характеристикой, знаменующей подростковый возраст является новый уровень самосознания, потребность осознания всех сторон собственной личности. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (Л.И. Божович). [12]
Эти теоретические положения легли в основу диссертационного исследования.
Для проведения констатирующего эксперимента был подобран диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей формирования личностного самоопределения старших подростков.
По результатам проведенного диагностического исследования можно сделать вывод о том, что для большинства старших подростков характерны:
- уровни образа Я: социальный, коммуникативный, материальный и физический. Это говорит о том, что у подростков не сформирована картина будущего и своего места в нем. У них мало выражена рефлексия своего внутреннего мира, оценка собственных перспектив. Они характеризуют себя по очевидным, поверхностным признакам (пол, социальный статус, увлечения, материальные блага), но при этом мало внимания уделяют своим лич¬ностным особенностям, индивидуальному стилю деятельности, жизненным, перспективам, умениям и навыкам;
- низкий уровень целеустремленности, направленности и осмысленности, неудовлетворенность собой и своей жизнью;
-низкий уровень самоотношения, неуверенность в себе, недоверие к себе и собственным способностям, недооценка духовного «Я», излишняя самокритичность, низкий самоконтроль, неспособность вызвать уважение окружающих, ригидность «Я-концепции», стремление сохранить в неизменном виде собственные качества...
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология // Учебное пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 624 с.
2. Абульханова-Славская К.А. О путях и построениях психологии личности // Психологический журнал. 1983. N 1. С. 14—29.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности - М.,1989. - 298 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. - 232 с.
6. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. - 288 с.
7. Анцыферова JI. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал №1,1994, с. 3-19
8. Арон И. С. Методы психологического сопровождения профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование № 2, 2012.
9. Ахола Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Бе-седа, направленная на решение. СПб.: Речь, 2001. - 160 с.
10. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике — СПб.: Речь, 2005.—208 с.
11. Бернс Р. Б. Я-концепция и воспитание. — М., 1989. — 169 с.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. - 398 с.
13. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб., 2001. - 304 с.
14. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 162 с.
15. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. — М.: Академический Проект, 2007. - 333 с...71