Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся средней общеобразовательной школы с использованием
мобильных приложений 7
1.1 Понятие «самостоятельная работа» 7
1.2 Особенности организации самостоятельной работы учащихся в
условиях реализации ФГОС 11
Глава 2. Анализ электронных мобильных приложений для самостоятельного
изучения английского языка 21
2.1 Анализ возможностей электронных мобильных приложений и онлайн-
платформ для изучения английского языка 21
2.2 Дидактические разработки по использованию мобильных приложений
для самостоятельной работы по изучению английского языка в 9 классе 64
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 1 80
Приложение2 81
Приложение 3 82
Приложение 4 83
Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Основное значение в самостоятельной работе над изучаемым языком имеет не только и не столько расширение и углубление знаний, полученных в школе, сколько поддержание и совершенствование иноязычных коммуникативных умений. В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что в современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием.
Знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нем все свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может. Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством - носит индивидуализированный характер. Каждый ученик использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придает ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого отдельного ученика и как следствие его успеваемость.
Способность к самообразованию в области английского языка необходимо каждому учащемуся, так как английский язык используется 3
представителями большинства профессий и именно знание английского языка способствует успешной социализации выпускников.
Актуальность данного исследования заключается в том, что мобильные приложения являются одним из наиболее эффективных методов самостоятельного изучения английского языка. Современная система образования не должна отставать от инновационных технологий и иметь цель научить человека способности самостоятельного обучения и выработать у него мотивацию и интерес к учебе, как в стенах образовательного учреждения, так и во внешней будущей жизни. На сегодняшний день, основная цель, которую должен достичь обучающийся в изучении иностранного языка это непосредственное овладение речевыми умениями для реализации коммуникативных функций языка. Методы обучения иностранному языку при помощи электронных приложений полагаются именно на коммуникативную методику с индуктивно-сознательным и интегрированным подходами. Более того, использование мобильных приложений и онлайн-платформ для изучения английского позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Такие ресурсы предоставляют возможность изучать английский в любое время и в любом месте, а также отслеживать свой прогресс и корректировать программы обучения. Изучение английского языка - это не слепое выполнение упражнений. Электронные приложения используют алгоритмы искусственного интеллекта для анализа сильных и слабых сторон и предпочтений в обучении, адаптируя упражнения и контент в соответствии с индивидуальными потребностями ученика. Такой персонализированный подход гарантирует, что учащийся потратит больше времени на решение конкретных задач и меньше времени на повторение уже изученных тем, позволяя эффективно сосредоточить свои усилия и отслеживать свой путь к свободному владению языком. Хотя мобильные приложения имеют огромную ценность, человеческий фактор остается решающим.
...
Самостоятельная работа учащихся играет важнейшую роль в обучении. Она позволяет создать условия для саморазвития, самосовершенствования и самообразования учащихся. Так, для решения первой задачи нами были проанализированы труды таких ученых и заслуженных педагогов, как Б.П. Есипова, М.Н. Скаткина, Т.А. Ильиной, В.А. Сластенина, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней и Г.Н. Диниц и было выявлено, что большинство дидактов и педагогов определяют самостоятельную работу как деятельность, требующую руководства и организации со стороны учителя. Наиболее точно раскрыл сущность понятия «самостоятельная работа» П. И. Пидкасистый, рассматривая самостоятельную работу как средство обучения, и как форму учебно-научного познания.
Гуманистический подход в организации процесса обучения является приоритетным направления в современной системе образования. Так, для решения второй задачи мы проанализировали федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и выявили, что степень развития обучающегося измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Так, главной целью современной системы образования является воспитание личности, готовой к саморазвитию и самостоятельности.
Так как в современном мире, информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, прочно укоренившись во всех сферах жизни, мы считаем необходимым, использовать их для усовершенствования самостоятельной работы школьников. Так, одним из продуктов информационных технологий являются мобильные приложения, которые признаны одним из наиболее эффективных инструментов для самостоятельной работы над языком. Поэтому, мы предлагаем учащимся общеобразовательных школ 9 классов использовать мобильные приложения для самостоятельного изучения английского языка. С помощью современных приложений можно изучать не только лексику, но и улучшать навыки аудирования и грамматики, слушая аудиокниги, смотря аутентичные видео, читая журналы и выполняя упражнения через увлекательные игры. Более того, алгоритмы искусственного интеллекта выстроены так, что ученику будут подобраны индивидуальные курсы и материалы исходя из его потребностей. Также с помощью мобильных приложений можно следить за своим прогрессом, так как ИИ будет анализировать все выполненные задания.
Однако, во всех платформах для цифровых распространений приложений любых операционных систем представлено огромное количество приложений и учащемуся может быть достаточно сложно найти безопасное, подходящее для него приложение. По этой причине нами были подробно проанализированы 10 приложений для самостоятельного изучения английского языка. Мы разобрали каждую функцию, предлагаемую электронным приложением, описали все возможные способы изучения языка с помощью каждого из 10 электронных ресурсов и выявили 2 лучших приложения, которыми являются Quizlet и Idiom. Они являются наиболее соответствующими требованиям самостоятельной работы, а главное общедоступными, не имея каких-либо ограничений в представленных функциях.
Для решения последней задачи, нами был разработан дидактический материал для учащихся 9 классов с использованием мобильных приложений для самостоятельного изучения английского языка на примере учебника «Starlight». Здесь нам удалось показать, как легко можно интегрировать мобильные приложения в обучение даже по определенному УМК. Так, с помощью приложений можно усовершенствовать процесс обучения, делая его более эффективным и увлекательным.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Авраменко А. П., Шевченко В. Н. Мобильные приложения как инструмент геймификации языкового образование // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 64-71.
2. Акай О. М, Завгородняя Г. С., Царевская И. В. Роль интернетПтехнологий в современной концепции обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5.
3. Акбаева Х. Лексика в системе языковых средств как важнейший компонент речевой деятельности // Academy. - 2017. - № 8. - С. 46-47.
4. Алейникова О. О. Информационные технологии в обучении аудированию на занятиях английского языка // PEDAGOGY. - 2015. - № 1. - С. 34-36.
5. Амиров А. Ж., Ашимбекова А. М., Темирова А. Е. Роль современных мобильных приложений в учебном процессе вуза // Молодой ученый. - 2017. - № 1 (135). - С. 13-15.
6. Беспалов В. В. Информационные технологии: учебное пособие - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. - 134 с.
7. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся - М.: Просвещение, 1984. - 64 с.
8. Ваульчикова А. П. Сравнительный анализ мобильных приложений для изучения иностранных языков // Молодой ученый. - 2021. - № 44 (386). - С. 247-249.
9. Воевода Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 110-114.
10. Вульфович Е. В. Роль мобильного обучения в оптимизации преподавания иностранных языков // Известия ВГПУ. - 2014. - № 6 (91). - С. 161-164.
11. Диниц Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: дисс. ...канд. педагог, наук. - М., 2002. - Режим доступа: https://nauka-pedagogika.com/viewer/59380/d?#?page=
12. Еремин Ю. В, Крылова Е. А. Использование мобильных технологий в самостоятельной работе студентов по иностранному языку в неязыковом вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2014. - № 167. - С. 158-166.
13. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1961. - 240 c.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: МПСУ, 2010. - 256 c.
15. Ижунинов М. А. Перспективы использования мобильных приложений в образовании // Молодой ученый. - 2020. - № 28 (318). - С. 18¬19.
...
44 источника