Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Военно-патриотическое воспитание обучающихся старшей школы на базе клуба «Витязь»

Работа №167869

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2024
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Сущностная характеристика патриотического воспитания 7
1.2 Возрастные особенности подростков, влияющие на формирование 15
чувства патриотизма 15
1.3 Военно-патриотические мероприятия как средство формирования 18
патриотизма 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ 24
2.1. Выявление исходного уровня сформированности патриотизма у 24
Подростков 24
2.2. Экспериментальная программа по формированию чувства патриотизма
среди подростков ««Патриоты»» 26
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов 34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Патриотическое воспитание является важным направлением работы в сфере образования, особенно в контексте формирования российской гражданской идентичности, которая активно усиливается в текстах ФГОС. Это означает, что при планировании и реализации образовательных программ необходимо уделять должное внимание формированию гражданской патриотической позиции у обучающихся.
Патриотическое воспитание - изучение обучающихся истории и культуры своей Родины. Цель состоит в том, чтобы обучающиеся понимали, какую ценность имеет их национальное наследие, и как они могут внести свой вклад в его сохранение и развитие.
Патриотическое воспитание также направлено на формирование положительного отношения к России и ее ценностям. Это позволяет учащимся развивать патриотические чувства и гордость за свою страну. Они осознают, что их действия и выборы могут иметь влияние на благополучие России и ее граждан.
Важным аспектом патриотического воспитания является также формирование у обучающихся навыков социальной ответственности и активного гражданства. Это позволяет им влиять на социальный и политический процесс в своей стране, проявлять гражданскую активность и заботиться о благе общества.
Для успешной реализации патриотического воспитания в текстах ФГОС необходимо учитывать особенности каждой возрастной группы обучающихся. Методы и подходы должны быть привлекательными и доступными для детей и подростков, чтобы заинтересовать их и создать условия для развития патриотических ценностей.
Таким образом, патриотическое воспитание в текстах ФГОС играет важную роль в формировании российской гражданской идентичности. Оно направлено на развитие гордости за свою страну, активное участие в жизни общества и гражданскую ответственность. Планирование и реализация образовательных программ должны учитывать эти цели и помогать учащимся стать осознанными и активными гражданами России.
В период смены ценностных ориентиров меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей прошлого поколения, а также изменение традиционных для страны моральных норм и нравственных устоев. В российском обществе стал все более ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Поэтому одной из важнейших задач современного российского образования является обеспечение духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Снижение ценности отечества, к сожалению, наблюдается из года в год от 5 к 11 классу. Младшие подростки с большим рвением участвуют в мероприятиях патриотической направленности, с интересом изучают историю, обж и физкультуру. К 9-му классу количество мероприятий для подростков в патриотическом направлении сокращается, на первое место выходит профориентация и обучающиеся перестают ценить отечество устойчиво позитивно. К 11-му классу ситуация незначительно улучшается, но достичь высокой оценки, как 5 классе, не удаётся. Почему так меняются взгляды детей на свою Родину.
Проблема патриотического воспитания обучающихся в педагогике достаточно широко представлена в трудах А. Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Л. Н. Толстого. Среди исследователей данной проблемы можно выделить: Л.А. Бублика, К. Ф. Горского, М. Дробышевского, Г. К. Королевича, С.С. Коцевича, К. А. Кулинковича, Р.С Пионову, А. Осмоловского, Г. Г. Петроченка, В.И. Римашевского, Г. Т. Сивакова, В. Д. Шелухо и мн. др.
Обладая такими возможностями, как нетрадиционные активные формы работы, обязательной включенностью каждого учащегося в процесс организации и (или) участия в мероприятии, позволяя испытывать сильные чувства сопричастности к действительно важному и великому народу России. Но для этого необходим поиск, обоснование и разработка специальных условий, которые будут эффективно этому способствовать.
Изученные литературные и научные положения и обусловили наш выбор темы исследования: Военно-патриотическое воспитание обучающихся старшей школы на базе клуба «Витязь»
Цель исследования: выявление возможностей военно-патриотических мероприятий как средства формирования чувства патриотизма у подростков.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования: военно-патриотические мероприятия как средство формирования патриотизма у подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанный нами комплекс мероприятий сможет повысить чувства патриотического воспитания средствами внеурочной деятельности в военно-патриотическом клубе «Витязь».
Для достижения нашей цели и проверки гипотезы мы сформулировали следующие задачи:
• Выполнить содержательную характеристику патриотического воспитания с общенаучной и педагогической позиции.
• Изучить психологические особенности подростков, влияющие на процесс формирования у них чувства патриотизма.
• Определить формы и специфику военно-патриотических мероприятий, способствующих формированию патриотизма у подростков.
• Выявить особенности формирования чувства патриотизма у подростков.
• Разработать и частично апробировать программу формирования чувства патриотизма в процессе реализации воспитательной работы в школе.
Методологической основой нашего исследования являются:
• концептуальные идеи педагогов-психологов, рассматривающих возрастные и психические особенности младших школьников (Л. С. Выготский, М. В. Дубровина, А. В. Криницына, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.», которые нацелены на совершенствование системы патриотического воспитания, прежде всего в общеобразовательных организациях.
• Концепция духовно-нравственного воспитания Российских школьников.
Для проверки гипотезы и решения сформулированных нами задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы; анализ систематизация и обобщение педагогического опыта;
• эмпирические методы: анкетирование, опрос, наблюдение,
педагогический эксперимент;
• методы качественной и количественной обработки результатов.
База исследования: МКОУ «Предивинская СОШ». В экспериментальной и контрольной работе принимали участие ученики 9-11 классов в количестве 15 человек.
Этапы и сроки исследования:
I этап (сентябрь - ноябрь 2023 г.) - теоретический - изучение психолого-педагогической и специальной научной литературы, конкретизация проблемы и темы исследования, разработка методологии и обоснование теоретических положений исследования, проектирование экспериментальной работы.
II этап (декабрь - апрель 2023/2024 г.) - экспериментальный -
организация и проведение констатирующего этапа эксперимента. Разработка и реализация формирующей программы в условиях реального образовательного процесса. Анализ полученных результатов, корректировка программы.
III этап (май - июнь 2024г.) - заключительный. Организация и
проведение контрольного этапа эксперимента. Анализ и систематизация результатов экспериментальной работы, построение выводов. Окончательное оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке экспериментальной программы внеурочной деятельности, направленной на формирование патриотического воспитания обучающихся 9-11 классов.
Эмпирические материалы могут быть использованы преподавателями ОБЖ, классными руководителями, педагогом организатором, советников директора по воспитанию в образовательном процессе основной школы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, в которых отражены теоретическая и экспериментальная части исследования, списка литературы (50 источников), 5 приложений. Содержание изложено на странице, включает 3 таблицы и 3 диаграммы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психологическую и педагогическую литературу, мы дали определение понятию «патриотическое воспитание». Под патриотическим воспитанием мы понимаем систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Раскрыв основные принципы патриотического воспитания, мы определили дальнейшие пути анализа деятельности учителей и образовательных структур, чтобы осознать какие возможности они реализуют и что необходимо сделать для более качественного формирования чувства патриотизма у подростков. Рассматривая этот вопрос с точки зрения психологии, мы выделили возрастные и индивидуальные особенности подростков, которые учителю необходимо учитывать, организуя работу по формированию чувства патриотизма.
На основе выделенных особенностей мы раскрыли возможности военно - патриотических мероприятий как средства формирования патриотизма. Военно-патриотические мероприятия рассматриваются нами как специально организованная деятельность, в процессе которой участники получают возможность проявить такие качества, как любовь к Отчизне, стремление её защитить, практические навыки стратегии и тактики, а также гордость за силу и мужество наших предков.
Далее нами была организована экспериментальная работа. На основании выделенных компонентов и критериев сформированности чувства патриотизма у подростков подобраны соответствующие методы и методики исследования и, с их помощью, проведен констатирующий этап эксперимента.
Данные выводы подтвердили необходимость разработки специальной программы, направленной на формирование чувства патриотизма среди подростков. Программа рассчитана на один год и состоит из 10 мероприятий.
Подростки стали интересоваться больше историей и у них повысилась успеваемости. Так же обучающихся стали привлекать мероприятий и благодаря своей активностью в познаниях, у них стало лучше выполнение заданий. Повысилась массовость посещений концертов, а так же подростки стали проявлять интерес в проведении их.
Таким образом, мы сравнили результаты в начале исследования и по его окончанию. Из диаграммы видно, что высокий показатель сформированности патриотизма у обучающихся 9-11 классов увеличился на 27 %, средний уменьшился на 20 %, а низкий на 7%. Отсюда, следует вывод, что благодаря нашей работе, у детей воспитывалось чувство патриотизма, благодаря всем нашим построенным военно - патриотических мероприятиям. У детей появилось большее стремление к познания и воспитанию патриотизма.
Анализ результатов экспериментальной работы позволяет сделать вывод о том, что военно-патриотические мероприятия могут выступать средством формирования чувства патриотизма среди подростков.. Таким образом, можно утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Цель работы достигнута, задачи решены.
Реализация проекта продолжается. Мы обобщаем полученную информацию и составляем сборник сценариев военно-патриотических акций, мероприятий и событий.



1. Адаменко С.С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. Вестник. 2016. №4. С. 23 - 25.
2. Аронов, А. А. Досуг как средство патриотического воспитания молодежи / А. А. Аронов, Н. С. Кадайлова // Мир образования - образование в мире. - 2015 - № 3 - С. 42-46.
3. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях: учеб. пособие, Якутск, 2012. С. 351.
4. Афанасьева М. Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / М. Л. Афанасьева. — М., 2008. — 23с.
5. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.К.Бабанский - М.: Просвещение, 1985. 6. - 208с.
7. Барышникова С. В. Патриотическое воспитание как сопереживание судьбе Родины / С. В. Барышникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012 - 132 с.
8. Батурина Г. И. Кузина, Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно - воспитательном процессе: пособие для воспитателей и учителей // Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». М.: Школьная пресса, 2016. №6. С. 20- 25.
9. Боголюбов Л.Н. Идеи концепции гражданского образования [Текст] // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 ноября 2003. — М.: РАО, 2007 — С. 155-159.
10. Богомолова З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Педагогика. 2016. № 2. С. 33- 35.
11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. 321 с.
12. Бузский М. П., Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества [Текст] / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков М. Б. Кусмарцев. — Волгоград: Прин Терра, 2008. — 88 с.
13. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание
школьников: сб. сочинений. М.: Просвещение, 2014. 400 с.
14. Быков А. Патриотическое воспитание в российском обществе /
А.Быков. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2013 - 276 с.
15. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] //
Педагогика. - 2006. — № 2. — С. 37-42.
16. Васнев В.А., Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы военной службы. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 240 с.
17. Волков, Б. С. Психология подростка. - М.: Академический Проект, 2017 — 240 с.
18. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных
условиях: сб. науч. трудов // АН, 2013. 220 с.
19. Выготский, Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003 - 1134 с.
20. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] / А.Н. Вырщиков. — Волгоград, 2001. — 112 с.
21. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. — 2005. — №6. — С. 59-63
22. Гинецинский В.И. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] /В.И Гинецинский. — М.: Изд-во КноРус, 2009. — 432 с.
23. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006- 2010 годы» [Текст] // Воспитание школьников. — 2006. — № 2. — С. 2-7.
24. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в
поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход [Текст]: автореф. дисс. ... доктора. пед. наук: 13.00.05 / В. В. Гладких. - Тамбов, 2011. — 50 с.
25. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011 -2015 годы» [Текст] // Собрание
законодательства РФ. — 2010. № 41(ч.П).- Ст.5250; То же [Электронный ресурс].- Доступ из справочноправовой системы «Гарант».
26. Государственная программа «Патриотическое воспитание юных граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
27. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 28.2020 годы [Текст] - М., 2013 - 261с. - Библиогр.: с.156
29. Егошина Н. Патриотическое воспитание в Республике Марий Эл / Н.Егошина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012 - 344 с.
30. Езиев А.М. Социально-психологические особенности современной
молодежи / А. М. Езиев, Д. Х. Накохова, М. Д. Напсо // Педагогика : научно- теоретический журнал. - 2018 - № 10 - С. 70-75.
31. Ефремова Г.М. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. Вестник. М.: Москва-Пресс, 2016. № 8. С. 17-19.
32.Замостьянов А. Д. Патриотическое воспитание - подступы и попытки: учеб. пособие // Народное образование. 2014. 400 с.
33.3убенко Н.Ю. Внеклассная деятельность как фактор формирования гражданственности и патриотизма подростков / Н. Ю. Зубенко // Педагогические науки. - 2010 - №1. - С.36-38. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России [Текст]: дисс. ... д-ра филос. наук: Ставрополь, 2004. — 403 с.
34. Иваненков С.П, Кусжанова А.Ж. Молодежь и патриотическое воспитание // Социология. 2014. №3. С.89- 90.
35. Ильичев Н. О сущности содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества. 2014. № 3. С . 87-89.
36. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей: метод. пособие. М., 2014. 100 с.
37. Корчажкина, О.М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования / О.М. Корчажкина // Педагогика. - 2016 - No2. - С. 16 - 25.
38. Коцарев Л.Л. Патриотическое воспитание обучающихся на уроках физики // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 16-17 ноября 1999. — М.: РАО, 2001. — С.148-149.
39. Леденев В. О патриотическом воспитании детей / В. Леденев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014 - 124 с.
40. Лутовинов В. И.. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня.//
Педагогика ) 2006. — № 5. — С. 52-59.
41. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. М.: Педагогика, 2013. 180 с.
42. Лутовинов, В.И. О концептуальных подходах к патриотическому
воспитанию учащейся молодежи [Текст] / В.И. Лутовинов, М. Резаков // Власть.
43. — 2010. — № 5. - С. 38-41.
44. Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Методические рекомендации по
совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков // Воспитание школьников. 2013. № 5. С. 12-13.
45. Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания в современной России: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. — М., 2009.
46. Москаленко М.Р. Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы: учеб. пособие. М.: Айрис-пресс, 2015. 220 с.
47. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учеб .-метод. пособие. Белгород: ИД «Белгород», 2013. 156 с.
48. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой
личности: История педагогики в России. М.: Педагогика, 2015. 280 с.
49. Сысоев Ю.В. Патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта сегодня и в прошлом: учебник для вузов. М., 2015. 152 с.
50. Чистяков С.Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования: учеб. пособие. М., 2014. 220 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ