Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ОСВОЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №167866

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Изучение фразеологических единиц в начальной школе как теоретическая проблема 6
1.1 Психолого-педагогические особенности развития словарного запаса младших школьников 6
1.2. Основные направления работы по развитию речи при изучении фразеологизмов в начальной школе
1.3 Сведения о фразеологических единицах в программах и учебниках для
начальной школы 15
1.4 Фразеологические единицы в лексической системе русского языка 32
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 41
ГЛАВА II. Исследование словарного запаса младших школьников в работе над фразеологическими единицами на уроках филологического цикла 42
2.1 Диагностика исходного состояния знаний и умений младших школьников
по применению фразеологизмов 42
2.2 Комплекс упражнений, направленных на совершенствование словарного
запаса младших школьников при изучении фразеологических единиц 49
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В


Словарный запас является лингвистической категорией, влияющей на качественные свойства речи. Развитие словарного запаса можно считать одной из ключевых метапредметных компетенций, способствующих улучшению целого ряда коммуникативных качеств личности школьника. В этом смысле особенно актуально коммуникативное направление в современной методике русского языка, где акцент делается на изучение языка как главного средства общения. М.Р. Львов [24-28], Т.А. Ладыженская [22], Т.Г. Рамзаева [24], Б.Г. Горецкий [25] и другие ученые считают, что развитие словарного запаса необходимо осуществлять путём ознакомления учащегося со всем богатством языковых средств русского языка, в число которых входят фразеологизмы. По мнению К.Д. Ушинского, который подчёркивал важность использования фразеологизмов в речи, необходимо изучать данные лексические средства с первых лет обучения в школе. Аналогичную позицию занимал В.В. Виноградов [7], рассматривавший в своих работах языковые свойства фразеологизмов. Посредством данных языковых средств формируется образность языка.
Фразеологизмы считаются одним из важных языковых средств, несущих в себе отпечаток культуры. Их можно считать своеобразным маркёром семантической системы языка, улучшающим его качественные свойства. Эту позицию отстаивает Ю. П. Солодуб, которая считает фразеологизмы точкой пересечения культуры и языка. А, следовательно, изучение фразеологизмов в школе позволяет сформировать у учащегося правильные представления о национальной языковой культуре [52].
В методике изучения русского языка для начальных школ Большое внимание фразеологическому материалу уделял К.Д. Ушинский. Он считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги с первых страниц «Азбуки», с тем чтобы «ребёнок взглянул на предметы зорким глазом народа и выразился его метким словом». К проблеме изучения фразеологизмов обращались многие учёные. В теории непреходящее значение имеют работы А.А. Шахматова и В.В. Виноградова, в которых были подробно описаны семантические и структурно-грамматические свойства фразеологических единиц. О.С. Ахманова, Н.М. Шанский, А.И. Молотков продолжили исследования в этой области. В методическом аспекте фразеологические единицы изучались М.А. Рыбниковой, М.Р. Львовым и Т.Г. Рамзаевой и другими, а также некоторыми авторами, рассматривавшими конкретные приёмы работы с отдельными фразеологизмами [25, с. 35].
Несмотря на то что есть определённые достижения, проблема усвоения фразеологизмов учащимися начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения не нашла ещё должного решения: не разработаны принципы отбора фразеологического материала, нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками, не созданы соответствующие статьи и пособия. Практически работа над фразеологизмами сводится в основном к выяснению значения как оборотов и выражений, которые встречаются при чтении художественных текстов [9, с.25].
Объект исследования: процесс совершенствования словарного запаса младших школьников при изучении фразеологических единиц.
Предмет исследования: фразеологические единицы как средство совершенствования словарного запаса младших школьников
Гипотеза: в развитии словарного запаса младших школьников преобладающими являются средний и низкий уровень. Возможности совершенствования словарного запаса в начальной школе определяются уяснением понятия фразеологизма, выделением их в тексте, пониманием значений фразеологических оборотов, употреблением в речи посредством использования фразеологических единиц.
Цель работы: изучение возможностей совершенствования словарного запаса младших школьников в работе над фразеологическими единицами.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Анализ психолого-педагогических особенностей развития словарного запаса младших школьников;
2. Определение основных направлений работы по развитию речи при изучении фразеологизмов в начальной школе;
3. Исследование словарного запаса младших школьников в работе над фразеологическими единицами на уроках филологического цикла;
4. Разработка комплекса упражнений, направленных на совершенствование словарного запаса младших школьников при изучении фразеологических единиц.
Методы исследования:
■ Теоретические (анализ теоретической, методической и психолого-педагогической литературы, анализ программ различных систем обучения);
■ Эмпирические (диагностическое тестирование, констатирующий эксперимент).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования теоретических и практических наработок в процессе изучения раздела фразеология на уроках русского языка в начальной школе.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность обучения фразеологии в начальной школе обусловлена современной концепцией языкового образования, в которой одной из ведущих является идея о необходимости познания языка как неотъемлемой части культуры народа и как средство ее отражения.
Работа над устойчивыми сочетаниями языка способствует формированию умения абстрагировать. Работа с фразеологизмами поможет дальнейшему закладыванию основ исследовательской деятельности у учеников.
Нами проводился анализ психолого-педагогических особенностей развития словарного запаса младших школьников. Было определено, что развитие словарного запаса осуществляется с раннего детства, а именно с произнесения ребёнком первого слова, и продолжается по мере его развития. В младшем школьном возраста количественные и качественные свойства словарного запаса считаются относительно прогрессивными, а следовательно, создаются условия для его пополнения. Этот процесс стимулируется учебной деятельностью, где осуществляется постоянная работа со словами: их чтение, запоминание, анализ и осмысление. Следовательно, правильно организованная педагогическая работа позволяет значительно улучшить словарный запас.
Был рассмотрен теоретический и практический аспект применения фразеологизмов для развития словарного запаса младших школьников. Одним из главных свойств, характеризующих фразеологизм как языковое средство является воспроизводимость, что выражается в их применении в речи носителями определённой языковой культуры.
Проводился констатирующий эксперимент, направленный на исследование исходных знаний и умений работы с фразеологизмами у учащихся 4 класса. Для этого была составлена диагностическая программа, в которую входят следующие критерии: уяснение понятия фразеологизмов; выделение в тексте фразеологизмов; понимание значений фразеологизмов. Для исследования этих критериев были подобраны специальные задания. Оценка их выраженности осуществляется в баллах, что подразумевает 3 уровня: низкий, средний, высокий. В результате тестирования определено, что учащиеся имеют небольшие баллы по данному исследованию. Это проявляется в ошибках, которые они допускали при выполнении диагностических заданий. Как правило, они не могли точно определить термин фразеологизм, их правильно найти и интерпретировать.
Учитывая результаты диагностики, был составлен комплекс формирующих упражнений. В процессе диагностики было определено, что учащиеся не понимают сущность фразеологизма, а следовательно, не могут правильно выделить их в тексте. Поэтому в начале формирующей работы учитель даёт учащимся теоретическую справку об определении термина фразеологизма и его основных признаках. Учитывая, что фразеологизмы представляют собой лексические средства, работа с ними имеет много схожих черт с обычными лексическими заданиями. По сути, разработанная программа основана на упражнениях поиска лексического значения языкового средства и встраивание его в контекст фразы. Начинается такая работа с обучением учащегося понятию и признакам фразеологизма. После этого начинается практическая работа, где формируются умения работы с фразеологическими оборотами. Затем проводится несколько упражнений, позволяющих закрепить данные знания. При их выполнении учитель активно помогает учащимся. Данная работа позволяет не только углубить знания о фразеологизме, но и развить умения работы с ними.



1. Азимов, Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория н практика обучения языкам) [Текст]. / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин.- М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Амосова, Н. Н., Основы английской фразеологии [Текст]./ Н. Н. Амосова - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1963. - 208 с.
3. Артемова, А.Ф. Английская фразеология: Спецкурс. Учебное пособие [Текст] / А.Ф. Артемова. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2009. - 208 с.
4. Бархин К.Б. Развитие речи в начальной школе: Методическое пособие для учителей/ Бархин К.Б.- Изд-во: М.: Учпедгиз, 1936 г.
5. Бессонова, М. С. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в младших классах [Текст] / М. С. Бессонова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 3. С. 90-94.
6. Бутюгина, Н.О. Методика обогащения лексического запаса младших
школьников средствами выразительности языка на уроках литературного чтения [Текст] / Н.О. Бутюгина // В сборнике: Реализация
компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 156-162.
7. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография: Избранные труды [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 2010. -310 с.
8. Воронцова, С.С. Роль образовательных сайтов в обогащении словарного запаса современного младшего школьника [Текст] / С.С. Воронцова, Ю.А. Натолока // Известия института педагогики и психологии образования. 2020. № 4. С. 144-147.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, - 2006. - 508 с.
10. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя языка [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., 1949. - С. 189.
11. Головня, А.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология: Лексикография: учебное пособие для иностранных студентов-филологов [Текст]./ А.И. Головня - Мн.: БГУ, 2007. - 120 с.
12. Давыдова, И.А. Расширение словарного запаса младших школьников как цель обучения русскому языку в начальной школе [Текст] / И.А. Давыдова // В сборнике: Актуальные проблемы начального общего образования: теория и практика. Материалы III Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.В. Васильева. 2019. С. 98-102.
13. Жемчугова, И.А. Активизация словарного запаса младших школьников на
уроках русского языка [Текст] / И.А. Жемчугова // В сборнике: Научные исследования и разработки студентов. Сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической конференции.
Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 53-55.
14. Жукаускене, Р. Возрастная психология [Текст]./ Р. Жукаускене - Вильнюс, 1996. 182 с.
15. Жуков, В. П. Русская фразеология, Учеб. Пособие [Текст]./ В. П.Жуков — М.: Высшая школа, 1986. — 310 с.
16. Жуков, В.П. Семантика фразеологических оборотов [Текст]. / В. П. Жуков.
- М.: Просвещение, 2014 - 258с.
17. Захарова, Е.А. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка [Текст] / Е.А. Захарова, Л.В. Мамедова // Евразийский союз ученых. 2021. № 3-1 (84). С. 24-27.
18. Иванова, Е.В., Лексикология и фразеология современного английского языка = Lexicology and Phraseology of Modern English : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст]./ Е. В. Иванова. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия».
19. Калинская, Э.В. Интеграция мультимедийных обучающих программ в развитии культуры речи младших школьников [Текст] / Э.В. Калинская //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 5 (43). С. 195-198
20. Карсакова, В.В. Обогащение лексического запаса младших школьников на
уроках русского языка [Текст] / В.В. Карсакова, Е.А. Жесткова //
Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2-1. С. 137-140.
21. Касаткин, Л. Л. Русский язык: учебник для студ. учреждений высш, проф. образования [Текст] / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л.П.Крысин и др. ; под ред. Л. Л. Касаткина. — 4-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 784 с. — (Сер. Бакалавриат).
22. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст]./ Т.А. Ладыженская, Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова. - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.
23. Лапатухин, М. С. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия [Текст]. / сост. М. С. Лапатухин. - М. : Просвещение, 1960. - 484 с.
24. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]./ М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская - М.: Просвещение, 1987.
25. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст]. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М. : Академия, 2012. - 464 с
26. Львов, М.Р. Речь учащихся средней школы [Текст]. / М.Р. Львов // Русский язык в школе. - 1981. - № 6. - С. 38-44.
27. Львов, М.Р. Словарь справочник по методике русского языка [Текст]. / М.Р. Львов. - Изд. 2 е, испр. и доп. - М., 1997. - 256 с.
28. Львов, М.Р. Характеристика словаря учащихся. Развитие речи младших школьников : сб. науч. тр. [Текст] / Отв. ред. М.Р. Львов. - М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - 143 с.
29. Макеева, С.Г. Формирование языковой компетенции младших школьников в условиях реализации образовательных стандартов [Текст] / С.Г. Макеева, И.В. Шуткина // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 55-59.
30. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пос. для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Авт. сост. Л.В. Мардахаев. - М. : Изд. Центр «Академия», 2002. - 368 с.
31. Матвеева, А. П. О преемственности в изучении лексики [Текст] / А. П. Матвеева // Русский язык в школе. 2013. № 5. С. 21-26.
32. Меннер, Е.Д. Обогащение лексического запаса младших школьников путем
обращения к лингвистическим словарям [Текст] / Е.Д. Меннер // В сборнике: Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные
вопросы, достижения и инновации. сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 151-153.
33. Микерова, Г.Г. Развитие уровня активного словарного запаса младших школьников [Текст] / Г.Г. Микерова, А.А. Павленко // Символ науки. 2017. Т. 1. № 1. С. 203-207.
34. Мокиенко, В.М. Большой словарь русских поговорок [Текст]/ В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина- М: Олма Медиа Групп, 2012. - 567 с.
35. Молотков, А.И. Фразеологический словарь русского языка [Текст]/ А.И.Молотков. -М.: Русский язык, 2014. - 241 с.
36. Некрасова, Т.П. Педагогические условия активизации словарного запаса первоклассников на уроках русского языка [Текст] / Т.П. Некрасова // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 9. С. 64-68.
37. Некрасова, Т.П. Развитие речи в начальной школе: Метод. пос. для учителей [Текст]. / Т.П. Некрасова, К.Б. Бархин. - М.: Гос. уч.пед. издво (УЧПЕДГИЗ), 1935. - 120 с.
38. Никитина Т. Г., Рогалева Е. И. Фразеологический словарь. Занимательные этимологические истории для детей./ Т. Г. Никитина, Е. И. Рогалева — М.: ВАКО, 2010. — 96 с.
39. Павлова, А.Э. Особенности изучения фразеологизмов в современных
условиях преподавания русского языка [Текст] / А.Э. Павлова // В
сборнике: Современные проблемы преподавания русского языка и
литературы в школе и вузе. Материалы межрегиональной научно-методической конференции. Отв. редакторы Н.Г. Коптелова, М.А. Фокина. 2020. С. 106-112.
40. Пескова, А.С. Внеурочная работа по дисциплинам гуманитарного цикла как способ формирования познавательных УУД у младших школьников [Текст] / А.С. Пескова, В.В. Маркина // Вопросы педагогики. 2020. № 2-2. С. 121-124.
41. Петраш, И.А. О видах словарной работы в школе [Текст] / И.А. Петраш // В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки и образования. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2016. С. 43-46.
42. Полякова, А.В. Русский язык в начальных классах. 1-2 классы, 3-4 классы. Методика [Текст]./ А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 2012. - 112 с.
43. Пономарева, Л. А. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК
«Система развивающего обучения Л. В. Занкова». Методическое пособие с электронным приложением [Текст]. / Авт.-сост.: Л. А. Пономарева; под редакцией Е. С. Галанжиной. - М.: Планета, 2013. - 200 с. -
(Образовательный стандарт). По алфавиту
44. Поросенкова, Ю.И. Теоретические основы работы по развитию словарного запаса младших школьников [Текст] / Ю.И. Поросенкова // В сборнике: Образование 2020: актуальные вопросы и современные аспекты. сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2020. С. 102-104.
45. Попович, О. А.. Лексикология и фразеология современного русского языка : учебно-методическое пособие / Попович О. А.. Д. С. Ташимханова // Павлодар : Кереку, 2 0 1 7 .- 173 с.
46. Рахманова, Л.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: Учебное пособие [Текст]./ Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева - М.: Из-дво МГУ, Издательство «ЧеРо», 1997.- 480 с
47. Рогалёва, Е.И. Фразеологический практикум [Текст]./ Е. И. Рогалёва, Т.Г. Никитина - М.: Вако, 2012. - 94 с.
48. Розенталь, Д. Э Современный русский язык [Текст]./ Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова - М.: Айрис - пресс, 2010 - 446 с.
49. Сафарова, Н.А.К. Проблема развития речи младших школьников на лексическом уровне на уроках литературного чтения [Текст] / Н.А.К. Сафарова // В сборнике: Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. сборник статей VI Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2019. С. 117-119.
50. Серебренникова, Д.С. Речевые разминки как средство обогащения
словарного запаса младших школьников [Текст] / Д.С. Серебренникова, С.И. Люгзаева // В сборнике: Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. 2019. С. 375-377.
51. Сиротинина, О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. Пособие для учителя [Текст]. / О.Б. Сиротинина. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2012. -175 с.
52. Солодуб, Ю. П. К вопросу о совпадении фразеологических оборотов в различных языках [Текст] / Ю. П. Солодуб // Вопросы языкознания. 1982. № 2. С. 106-114.
53. Субботина, Л.А. Фразеологический словарь русского языка для школьников [Текст]./ Л.А. Субботина.- Екатеринбург: У-Фактория; -М.: АСТ Москва:Хранитель, 2008-320 с.
54. Толстова, В.Г. Обогащение словарного запаса младших школьников [Текст] / В.Г. Толстова // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 565-567.
55. Трубайчук, Л.В. Внеурочная деятельность по русскому языку как средство формирования функциональной языковой грамотности младших школьников [Текст] / Л. В. Трубайчук, Е. А. Ермакова// Начальная школа плюс до и после. - 2013. -№ 7. - с. 78- 81.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. - № 373. - Режим доступа: ййрз://минобрнауки.рф/документы/.../приказ%20Об%20утвержде нии%20373.гИ‘ (дата обращения 03.08.2020)
57. Фомина, М.И. Современный русский язык [Текст]. /М. И. Фомина. - М.: Лексикология, 2014. - 168 с.
58. Фортунатов, Ф. Ф. Сравнительное языковедение. Общий курс. Лингвистическое наследие ХХ века [Текст]./ Ф.Ф. Фортунатов. - М.: Просвещение, 2012. - 374 с.
59. Шанский, Н. М. Фразеология современного русского языка: Учеб, пособие для вузов по спец. "Русский язык и литература" [Текст]./ Н. М. Шанский — 4-е., изд., испр. и доп. СПб.: — Специальная Литература, 1996 - 192 с
60. Якубова, Г.Х. О некоторых аспектах в преподавании на уроках русского языка темы "фразеологизмы как средство выразительной речи" [Текст]. / Г.Х. Якубова, Л.А. Сафолова, М.М. Якубова // Вестник Таджикского технического университета. 2009. Т. 4-8. № 8. С. 78-80.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ