ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Определение скорочтения 6
1.2 Возрастные особенности младшего школьного возраста, влияющие на
обучение скорочтению 11
1.3 Методы и приемы развития скорочтения в начальной школе 18
ГЛАВА II 30
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ 30
2.1 Диагностическая программа определения актуального уровня развития скорочтения у третьеклассников 30
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 33
2.3 Комплекс упражнений, направленных на развитие навыка скорочтения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Тема «Возможности развития навыка скорочтения у младших школьников с помощью специальных упражнений» является актуальной, так как современный мир быстро меняется и требует от людей постоянно обновлять свои знания и умения. При этом чтение остается одним из важнейших навыков, необходимых для получения новой информации, саморазвития, обучения и т.д.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чтение рассматривается как средство, которое служит личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, а также решает задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не развиваются спонтанно.
По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно. После тестирования и анкетирования учащихся оказалось, что существует фактор №1 - скорость чтения. Проведенные исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих детей 53% учатся хорошо и отлично, а среди медленно читающих таких учащихся бывает не более 4%. [199,6]
Многочисленные проверки в общеобразовательных школах выявили, что развитию скорости чтения у учеников уделяется очень мало внимания. В результате в 1-м классе дети читают в среднем со скоростью 48 сл./мин., а в 1,- м классе - 138 сл./мин. При этом около 10% учащихся 4-8 классов читают со скоростью не более 60 сл./мин.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. И начинать эту работу нужно уже в начальной школе - сразу после окончания этапа обучения грамоте. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребенок читал со скоростью не ниже 120-150 слов в минуту. В начальной школе он должен овладеть прочным, полноценным и обстоятельно усвоенным навыком чтения - и осуществить это невозможно без совершенствования технической стороны процесса чтения.
По мнению В.Н. Зайцева, оптимальная скорость чтения - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. [19,7]
Чтение представляет собой основное средство обучения — это своего рода инструмент, который позволяет понять мир, а также сформировать и развивать у ребенка его интеллектуальный потенциал. Выражение «умение читать» охватывает широкий спектр определений. Так, сюда можно отнести умение ребенка складывать слоги в слова, а также умение эмоционально воспринимать текст и осознавать прочитанное. Продуктивность работы ребенка с теми или иными текстами зависит от того, какие методы обработки этого текста использует читатель.
Чтение представляет собой сложную психологическую деятельность, в первую очередь, это процесс семантического восприятия письменной речи и ее осознания.
Объект исследования - процесс формирования навыка скорочтения у младших школьников в ходе учебной деятельности на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - актуальный уровень развития навыка скорочтения у третьеклассников.
Цель данного исследования - выявление уровня развития навыка скорочтения и разработка комплекса заданий, направленных на формирование навыка скорочтения у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику практическим упражнениям для совершенствования навыков скорочтения, их возможностям и границам применения;
- определить критерии и показатели сформированности навыка скорочтения у младших школьников;
- провести диагностику, направленную на выявление сформированности навыка скорочтения у младших школьников;
- проанализировать результаты эксперимента и сделать выводы;
- на основе полученных результатов и выводов разработать комплекс заданий, направленных на развитие навыка скорочтения у младших школьников.
Методы исследования: теоретический (анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования) и эмпирический (констатирующий эксперимент).
Исследование проводилось на базе «МБОУ Солонцовская СОШ им. Генерала С. Б. Корякова» п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края. В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса в количестве 25 человек.
Гипотеза исследования - навык скорочтения у младших школьников развит преимущественно на низком уровне.
Структура работы отображает содержание, результаты и логику исследования. Включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Скорочтение - это способность более быстрого восприятия текстовой информации, позволяющая увеличить скорость чтения с 200 до 600 и более слов в минуту. За счет использования специальных методов чтения, к числу которых относятся - подавление артикуляции, расширение поля зрения, прекращение регрессий, повышение внимания и умение находить ключевые слова и фразы.
Когда мы говорим о формировании навыка скорочтения у младших школьников, очень важно учитывать все их возрастные особенности. Одним из таких факторов является артикуляция. Многие дети в этом возрасте ещё не полностью овладели всеми звуками и звукосочетаниями, что может повлиять на их способность быстро и легко читать. Поэтому, когда мы работаем над улучшением скорочтения, мы должны также изучать и подавлять проблемы с артикуляцией.
Ещё одним фактором, который может затруднить развитие навыка скорочтения у младших школьников, является малое поле зрения. Дети в этом возрасте могут иметь проблемы с фокусированием взгляда на тексте и поэтому считывают его слишком медленно. Поэтому мы должны обращать внимание на развитие визуальных навыков и способности быстро переходить от одной строки к другой.
Регрессия - это ещё один фактор, который может затруднить развитие навыка скорочтения у младших школьников. Дети в этом возрасте могут часто возвращаться к предыдущим словам и фразам, что может замедлить их чтение. Поэтому мы должны научить детей читать без регрессии, развивая у них память и способность к смысловой догадке (антиципации).
Отсутствие внимания - ещё один фактор, который может затруднить развитие навыка скорочтения у младших школьников. Дети в этом возрасте могут быстро утомляться, поэтому мы должны использовать такие приёмы и методы, которые способствуют концентрации внимания и сохранению интереса к чтению.
Наше предположение о том, что уровень скорочтения у детей находится преимущественно на низком уровне не подтвердился. В ходе эксперимента выяснилось, что 52% испытуемых находятся на среднем уровне, а остальные 48% делят пополам высокий и низкий уровень.
Для повышения навыка скорочтения существуют методы, нацеленные на устранение основных причин, тормозящих скорость чтения с помощью развития внимания, памяти, восприятия, формирования навыков «зеркального чтения», с помощью навыков обработки информации, упражнения, которые способствуют развитию навыка скорочтения у младших школьников - чтение в темпе скороговорки, упражнения для развития угла зрения, для развития скорости и гибкости используется упражнение «буксир» и другие.
1. Акушева Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г. Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции, 2020.
2. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. № 14 (73). С. 243-244
3. Астафьева - Астафьева Л.А. Формирование навыков беглого чтения у учащихся начальной школы // Начальная школа, 2015. №5. С.10.
4. Афанасьева В.Х. Карточки для проверки навыков чтения. 80 отдельных листов, 2004. 120 с.
5. Ахмадулин Ш. Скорочтение для детей: как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное. 2015. 160 с.
6. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения. М.: Сфера, 2015. 48 с.
7. Безруких М. М., Фарбер Д. А. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка // Новые исследования. 2014. №3 (40).
8. Васильева М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой и др. М., 1994.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
10. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
11. Джелали А.В. Секреты Наполеона. Сверхпамять. Внимание. Скорочтение. М., 2004. 448 с.
12. Д. Уитч. Скорочтение: читаем в четыре раза быстрее. 2014 - 224 с.
13. Жуковский В.Н. Индивидуализация обучения технике чтения на начальном этапе средней школы: работа / В.Н Жуковский. М.: 1992. 186 с.
14. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев. - М.:Просвещение, 1991. 32 с.
15. Киселёва, Е. А. Преодоление трудностей понимания художественного текста на уроке литературного чтения в начальной школе / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2015. № 22.1 (102.1). С. 58-60.
16. Коваль Г. Содержание и дидактическая структура урока чтения в начальных классах. Учебно-методическое пособие / Г. Коваль. — Тернополь: Учебники и пособия, 2003. 184 с.
17. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
18. Кудина Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М., 1996.
19. Королева Г. Читаем быстро. Только проверенные упражнения и методики с большим количеством иллюстраций / Королева Г. - Москва: Издательство Омега-Л, 2020.
20. Кузнецова Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 81-83.
21. Лухтай Л. К. Пути совершенствования классного и внеклассного чтения // Начальная школа. 1989. №5. С.12 -13.
22. Михайлов С. Скорочтение - шаманство над книгой. 2003 - 160 с.
23. М.А. Зиганов. Скорочтение. 2013 - 214 с.
24. Начальное образование в России, инновация и практика. М.: Школа, 2014. 213 с.
25. Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., 2005.
26. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.
27.Оцениваем навыки чтения в начальных классах: методическое пособие / С. А. Хамзина, И. А. Низовская, Г. Н. Фадеева, А. Д. Мааткеримова. Бишкек: Папирус Принт, 2016.
28. Пальченко И. Т. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. 1989. № 11. С.18 -19.
29. Пинчук Т. Работа по совершенствованию техники чтения. // Начальная школа. 1997. № 11. С.11-12.
30. Посашкова Е. В. Уроки литературы в начальной школе, или, как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
31. Посашкова Е. В. Уроки внеклассного чтения в 3 классе с использованием Рабочей тетради: Метод. пособие. Екатеринбург, 2007.
32. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
33. Пронина И. В. Использование в начальной школе технологий обучения детей осмысленному скорочтению [Текст] / И. В. Пронина // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 176-178.
34. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа. 2015. № 7. С. 38-43.
35. Рудыка Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2007. № 11. С. 47-53.
36. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
37. Селиванова З.А. Метод достижения оптимальной скорости чтения учащихся начальной школы // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 3. С. 99-100.
38. Техника быстрого чтения: самоучитель по программе Школы Олега Андреева / О.А. Андреев. 10-е изд., стер. М.: СмартБук, 2011. 320 с.
39. Уитч Д. Скорочтение: читаем в четыре раза быстрее. 2014. 224 с.
40. Узлова М. В. Теоретические аспекты исследования произвольности в младшем школьном возрасте / М. В. Узлова. Текст: непосредственный // Образование и воспитание. 2023. № 2 (43). С. 68-71
41. Хамзина С. А., Низовская И. А., Фадеева Г. Н., Мааткеримова А. Д. Оцениваем навыки чтения в начальных классах: методическое пособие. Бишкек: Папирус Принт, 2016.