Возможности развития навыка скорочтения у младших школьников с помощью специальных упражнений
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Определение скорочтения 6
1.2 Возрастные особенности младшего школьного возраста, влияющие на
обучение скорочтению 11
1.3 Методы и приемы развития скорочтения в начальной школе 18
ГЛАВА II 30
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ 30
2.1 Диагностическая программа определения актуального уровня развития скорочтения у третьеклассников 30
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 33
2.3 Комплекс упражнений, направленных на развитие навыка скорочтения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
ГЛАВА I 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Определение скорочтения 6
1.2 Возрастные особенности младшего школьного возраста, влияющие на
обучение скорочтению 11
1.3 Методы и приемы развития скорочтения в начальной школе 18
ГЛАВА II 30
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ 30
2.1 Диагностическая программа определения актуального уровня развития скорочтения у третьеклассников 30
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 33
2.3 Комплекс упражнений, направленных на развитие навыка скорочтения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Тема «Возможности развития навыка скорочтения у младших школьников с помощью специальных упражнений» является актуальной, так как современный мир быстро меняется и требует от людей постоянно обновлять свои знания и умения. При этом чтение остается одним из важнейших навыков, необходимых для получения новой информации, саморазвития, обучения и т.д.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чтение рассматривается как средство, которое служит личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, а также решает задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не развиваются спонтанно.
По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно. После тестирования и анкетирования учащихся оказалось, что существует фактор №1 - скорость чтения. Проведенные исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих детей 53% учатся хорошо и отлично, а среди медленно читающих таких учащихся бывает не более 4%. [199,6]
Многочисленные проверки в общеобразовательных школах выявили, что развитию скорости чтения у учеников уделяется очень мало внимания. В результате в 1-м классе дети читают в среднем со скоростью 48 сл./мин., а в 1,- м классе - 138 сл./мин. При этом около 10% учащихся 4-8 классов читают со скоростью не более 60 сл./мин.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. И начинать эту работу нужно уже в начальной школе - сразу после окончания этапа обучения грамоте. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребенок читал со скоростью не ниже 120-150 слов в минуту. В начальной школе он должен овладеть прочным, полноценным и обстоятельно усвоенным навыком чтения - и осуществить это невозможно без совершенствования технической стороны процесса чтения.
По мнению В.Н. Зайцева, оптимальная скорость чтения - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. [19,7]
Чтение представляет собой основное средство обучения — это своего рода инструмент, который позволяет понять мир, а также сформировать и развивать у ребенка его интеллектуальный потенциал. Выражение «умение читать» охватывает широкий спектр определений. Так, сюда можно отнести умение ребенка складывать слоги в слова, а также умение эмоционально воспринимать текст и осознавать прочитанное. Продуктивность работы ребенка с теми или иными текстами зависит от того, какие методы обработки этого текста использует читатель.
Чтение представляет собой сложную психологическую деятельность, в первую очередь, это процесс семантического восприятия письменной речи и ее осознания.
Объект исследования - процесс формирования навыка скорочтения у младших школьников в ходе учебной деятельности на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - актуальный уровень развития навыка скорочтения у третьеклассников.
Цель данного исследования - выявление уровня развития навыка скорочтения и разработка комплекса заданий, направленных на формирование навыка скорочтения у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику практическим упражнениям для совершенствования навыков скорочтения, их возможностям и границам применения;
- определить критерии и показатели сформированности навыка скорочтения у младших школьников;
- провести диагностику, направленную на выявление сформированности навыка скорочтения у младших школьников;
- проанализировать результаты эксперимента и сделать выводы;
- на основе полученных результатов и выводов разработать комплекс заданий, направленных на развитие навыка скорочтения у младших школьников.
Методы исследования: теоретический (анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования) и эмпирический (констатирующий эксперимент).
Исследование проводилось на базе «МБОУ Солонцовская СОШ им. Генерала С. Б. Корякова» п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края. В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса в количестве 25 человек.
Гипотеза исследования - навык скорочтения у младших школьников развит преимущественно на низком уровне.
Структура работы отображает содержание, результаты и логику исследования. Включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чтение рассматривается как средство, которое служит личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, а также решает задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не развиваются спонтанно.
По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно. После тестирования и анкетирования учащихся оказалось, что существует фактор №1 - скорость чтения. Проведенные исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих детей 53% учатся хорошо и отлично, а среди медленно читающих таких учащихся бывает не более 4%. [199,6]
Многочисленные проверки в общеобразовательных школах выявили, что развитию скорости чтения у учеников уделяется очень мало внимания. В результате в 1-м классе дети читают в среднем со скоростью 48 сл./мин., а в 1,- м классе - 138 сл./мин. При этом около 10% учащихся 4-8 классов читают со скоростью не более 60 сл./мин.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. И начинать эту работу нужно уже в начальной школе - сразу после окончания этапа обучения грамоте. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребенок читал со скоростью не ниже 120-150 слов в минуту. В начальной школе он должен овладеть прочным, полноценным и обстоятельно усвоенным навыком чтения - и осуществить это невозможно без совершенствования технической стороны процесса чтения.
По мнению В.Н. Зайцева, оптимальная скорость чтения - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. [19,7]
Чтение представляет собой основное средство обучения — это своего рода инструмент, который позволяет понять мир, а также сформировать и развивать у ребенка его интеллектуальный потенциал. Выражение «умение читать» охватывает широкий спектр определений. Так, сюда можно отнести умение ребенка складывать слоги в слова, а также умение эмоционально воспринимать текст и осознавать прочитанное. Продуктивность работы ребенка с теми или иными текстами зависит от того, какие методы обработки этого текста использует читатель.
Чтение представляет собой сложную психологическую деятельность, в первую очередь, это процесс семантического восприятия письменной речи и ее осознания.
Объект исследования - процесс формирования навыка скорочтения у младших школьников в ходе учебной деятельности на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - актуальный уровень развития навыка скорочтения у третьеклассников.
Цель данного исследования - выявление уровня развития навыка скорочтения и разработка комплекса заданий, направленных на формирование навыка скорочтения у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику практическим упражнениям для совершенствования навыков скорочтения, их возможностям и границам применения;
- определить критерии и показатели сформированности навыка скорочтения у младших школьников;
- провести диагностику, направленную на выявление сформированности навыка скорочтения у младших школьников;
- проанализировать результаты эксперимента и сделать выводы;
- на основе полученных результатов и выводов разработать комплекс заданий, направленных на развитие навыка скорочтения у младших школьников.
Методы исследования: теоретический (анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования) и эмпирический (констатирующий эксперимент).
Исследование проводилось на базе «МБОУ Солонцовская СОШ им. Генерала С. Б. Корякова» п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края. В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса в количестве 25 человек.
Гипотеза исследования - навык скорочтения у младших школьников развит преимущественно на низком уровне.
Структура работы отображает содержание, результаты и логику исследования. Включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Скорочтение - это способность более быстрого восприятия текстовой информации, позволяющая увеличить скорость чтения с 200 до 600 и более слов в минуту. За счет использования специальных методов чтения, к числу которых относятся - подавление артикуляции, расширение поля зрения, прекращение регрессий, повышение внимания и умение находить ключевые слова и фразы.
Когда мы говорим о формировании навыка скорочтения у младших школьников, очень важно учитывать все их возрастные особенности. Одним из таких факторов является артикуляция. Многие дети в этом возрасте ещё не полностью овладели всеми звуками и звукосочетаниями, что может повлиять на их способность быстро и легко читать. Поэтому, когда мы работаем над улучшением скорочтения, мы должны также изучать и подавлять проблемы с артикуляцией.
Ещё одним фактором, который может затруднить развитие навыка скорочтения у младших школьников, является малое поле зрения. Дети в этом возрасте могут иметь проблемы с фокусированием взгляда на тексте и поэтому считывают его слишком медленно. Поэтому мы должны обращать внимание на развитие визуальных навыков и способности быстро переходить от одной строки к другой.
Регрессия - это ещё один фактор, который может затруднить развитие навыка скорочтения у младших школьников. Дети в этом возрасте могут часто возвращаться к предыдущим словам и фразам, что может замедлить их чтение. Поэтому мы должны научить детей читать без регрессии, развивая у них память и способность к смысловой догадке (антиципации).
Отсутствие внимания - ещё один фактор, который может затруднить развитие навыка скорочтения у младших школьников. Дети в этом возрасте могут быстро утомляться, поэтому мы должны использовать такие приёмы и методы, которые способствуют концентрации внимания и сохранению интереса к чтению.
Наше предположение о том, что уровень скорочтения у детей находится преимущественно на низком уровне не подтвердился. В ходе эксперимента выяснилось, что 52% испытуемых находятся на среднем уровне, а остальные 48% делят пополам высокий и низкий уровень.
Для повышения навыка скорочтения существуют методы, нацеленные на устранение основных причин, тормозящих скорость чтения с помощью развития внимания, памяти, восприятия, формирования навыков «зеркального чтения», с помощью навыков обработки информации, упражнения, которые способствуют развитию навыка скорочтения у младших школьников - чтение в темпе скороговорки, упражнения для развития угла зрения, для развития скорости и гибкости используется упражнение «буксир» и другие.
Когда мы говорим о формировании навыка скорочтения у младших школьников, очень важно учитывать все их возрастные особенности. Одним из таких факторов является артикуляция. Многие дети в этом возрасте ещё не полностью овладели всеми звуками и звукосочетаниями, что может повлиять на их способность быстро и легко читать. Поэтому, когда мы работаем над улучшением скорочтения, мы должны также изучать и подавлять проблемы с артикуляцией.
Ещё одним фактором, который может затруднить развитие навыка скорочтения у младших школьников, является малое поле зрения. Дети в этом возрасте могут иметь проблемы с фокусированием взгляда на тексте и поэтому считывают его слишком медленно. Поэтому мы должны обращать внимание на развитие визуальных навыков и способности быстро переходить от одной строки к другой.
Регрессия - это ещё один фактор, который может затруднить развитие навыка скорочтения у младших школьников. Дети в этом возрасте могут часто возвращаться к предыдущим словам и фразам, что может замедлить их чтение. Поэтому мы должны научить детей читать без регрессии, развивая у них память и способность к смысловой догадке (антиципации).
Отсутствие внимания - ещё один фактор, который может затруднить развитие навыка скорочтения у младших школьников. Дети в этом возрасте могут быстро утомляться, поэтому мы должны использовать такие приёмы и методы, которые способствуют концентрации внимания и сохранению интереса к чтению.
Наше предположение о том, что уровень скорочтения у детей находится преимущественно на низком уровне не подтвердился. В ходе эксперимента выяснилось, что 52% испытуемых находятся на среднем уровне, а остальные 48% делят пополам высокий и низкий уровень.
Для повышения навыка скорочтения существуют методы, нацеленные на устранение основных причин, тормозящих скорость чтения с помощью развития внимания, памяти, восприятия, формирования навыков «зеркального чтения», с помощью навыков обработки информации, упражнения, которые способствуют развитию навыка скорочтения у младших школьников - чтение в темпе скороговорки, упражнения для развития угла зрения, для развития скорости и гибкости используется упражнение «буксир» и другие.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ В ЦЕНТРЕ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА «ИМИДЖ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования навыка чтения у учащихся 1 классов с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020



