Основные признаки социального государства и их отражение в Конституции Российской Федерации (Основы социального государства, Академия Труда и Социальных Отношений (Казанский филиал))
Введение 3
Глава 1. Социальное государство: характеристика и признаки 5
1.1. Понятие и классификация социального государства 5
1.2. Принципы и признаки социального государства 10
Глава 2. Отражение признаков социального государства в Конституции Российской Федерации 15
2.1. Постсоветский период развития Российской Федерации как социального государства 15
2.2. Современное социальное государство Российская Федерация в условиях модернизации 17
Заключение 22
Список литературы 26
Россия, провозгласив себя в Конституции Российской Федерации 1993 года социальным государством, взяла на себя обязанность по эффективной организации жизни и защите прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь принципом социальной справедливости и равенства, оказывая помощь, с целью обеспечения достойного уровня жизни и возможности каждого без исключения свободно развиваться как личность. Однако, как верно отмечает ряд ученых, в современный период можно говорить лишь о низком уровне реализации конституционных норм, закрепляющих статус России как социального государства. Это подтверждается и данными компетентных органов государственной власти в сфере социальной политики, социального обеспечения в нашем государстве.
С момента закрепления в тексте Конституции Российской Федерации положения о России, как социальном государстве среди ученых и практиков ведется дискуссия о путях построения социального государства, о его понятии и сущности, при этом часто затрагивается лишь определенный спектр социальных проблем, а не уделяется комплексному изучению самого социального государства.
Целью, данной курсовой работы является исследование отражения признаков социального государства в Конституции Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели в рамках исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические представления о понятии и классификации социального государства;
2. Исследовать признаки социального государства;
3. Рассмотреть становление социального государства в Российской Федерации и отражение основных его признаков в Конституции;
4. Исследовать актуальные на современном этапе проблемы построения социального государства в России и попытаться определить пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе становления и закрепления идеи социального государства в России.
Предмет исследования составляют признаки социального государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Теоретическую основу данной работы представляют труды следующих ученых: Балюшина Ю.Л, Васильева Е.Г., Велиева Д.С., Далгатов Б.Д., Добрынин Е.Ю., Евстратов А.Э., Завьялов В.Т., Игольникова В.А., Кочеткова Л.Н., Миролюбова О.Г., Охотский Е.В., Попова Л.Е., Салихова И.С., Снежко О. А., Старостенко К.В., Съемщиков Е. А., Торлопов В.А., Фирсов М.В., Шабанов Я.В., Шапошников С.П. и другие авторы.
В ходе исследования были использованы следующие методы: индукция, анализ, статистический, информационный, сравнительно – правовой метод.
В соответствии с целью и задачами строилась и структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи работы. В первой главе «Сущность социального государства» дано понятие социального государства, обращено внимание на его классификацию, раскрыты основные признаки и принципы социального государства. Во второй главе показаны этапы становления, развития и закрепления принципов социального государства в Конституции России. В заключении делаются выводы и предложения.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы и предложения:
Представленные классификации и определения социального государства свидетельствуют о сложности и многоаспектности данного общественного института. До сих пор для ряда ученых дискуссионным остается вопрос о выборе модели социального государства для России. В.А. Торлопов отметил, что его следует решать путем компромисса, а именно необходимо опираться на консервативный тип социального государства, но по мере экономического роста вносить изменения характерные уже для социально-демократического типа, тем самым заниматься реформированием социальной сферы и решения социальных проблем по имеющимся на данный момент средствам и при этом находить новые источники финансирования.
Можно сделать вывод о руководящей роли, которую играют принципы социального государства в его собственно построении. Именно вышеперечисленные принципы (демократизм, гуманизм, социальная справедливость и т.д.) и первоначальные условия существования социального государства должны стать той движущей силой на пути к гражданскому обществу и правовому государству и в деятельности по поддержанию социального мира, обеспечения баланса интересов социальных слоев населения и групп.
На самых первых этапах формирования России, как социального государства можно говорить о ее медленном уходе к государственному регулированию социальных вопросов.
Впервые статус России, как социального государства был закреплен в Конституции Российской Федерации 1993г., но несмотря на этот положительный с одной стороны момент наша страна остается все же, как это было характерно для советского периода, государством с социально ориентированной политикой, не отвечающим должным образом всем принципам и идеям института социального государства, оно лишь медленно идет по пути его становления и развития.
Думается, что понятие «достойная жизнь» прежде всего, должно быть закреплено в законодательстве. В связи, с чем представляется необходимым изменить содержание части 1 ст.7 Конституции Российской Федерации «1. Российская Федерация является социально ориентированным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, под которым следует понимать степень удовлетворения потребностей и уровень благосостояния человека, гарантированные государством, за определенный временной промежуток его жизни, выражающаяся в предоставлении ему, а также членам его семьи качественных товаров, работ, услуг, в количестве, дающем реальную возможность всестороннего развития каждого как человека и личности, вне зависимости от каких-либо дискриминирующих признаков».
В научной литературе обращается внимание на проблему соотношения понятий «жилище» (статья 40 Конституции Российской Федерации) и «жилое помещение» закрепленное в статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как верно утверждается учеными эти понятия не совпадают, поскольку «жилище» более общее и абстрактное понятие, чем «жилое помещение». Самое главное, что только понятие «жилое помещение» отвечает признаку социального государства об обеспечении достойного уровня жизни, а соответственно является единственным средством реализации конституционного права гражданина, закрепленного в статье 40 Конституции Российской Федерации.
Социальное государство обеспечивает своих граждан работой. Однако в России еще не решена проблема безработицы. Кадровые агентства не способствуют росту занятости, а только помогают компаниям найти нужного высококвалифицированного работника. Остальными безработными они не занимаются, так как не получают за это больших денег. Поддерживая неконкурентноспособные предприятия, государство не позволило экономике «вылечиться» от кризиса. Улучшилась ситуация для высокооплачиваемого персонала, но с рабочими и инженерными кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась. Хотелось бы выделить несколько, актуальных для России, методов сокращения безработицы:
• повышение уровня инфраструктуры региона, направленного на увеличение рабочих мест в долгосрочной перспективе;
• поддержка малого бизнеса;
• предоставление безработным вакансий работы, где они могут в полной мере реализовать свой потенциал.
Существующий минимальный размер оплаты труда существенно ниже средней начисленной заработной платы и не соответствует величине прожиточного минимума. Решение этой проблемы не является новым для нашего законодателя, ведь уже на протяжении нескольких лет депутаты рассматривают вопрос об уравнении этих двух экономических показателей. Данное предложение нацелено на создание условий, не ухудшающих ситуацию в экономике и на рынке труда, а также позволяет сохранить предпринимательскую активность в реальном секторе экономики за счет постепенного увеличения фискальной нагрузки на работодателей и на наиболее уязвимые категории плательщиков страховых взносов (индивидуальных предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, нотариусов).
На протяжении ряда лет в нашей стране длится дискуссия о ставках федерального налога на доходы физических лиц. В рамках государственной социальной политики федеральный налог на доходы физических лиц имеет главенствующую роль в реализации одной из функций России, как социально направленного государства это справедливое распределение экономических ресурсов, а также обеспечение социальной защищенности населения. Поэтому в качестве предложения по решению проблем с дифференциацией налога на доходы физических лиц представляется возможным вариант прогрессивных налоговых ставок
Хотелось бы обратить внимание на еще одну важную проблему построения социального государства. Представляется необходимым до принятия социально значимых законов выносить проекты законов на широкое обсуждение. С этой целью следует включит в регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации норму, устанавливающую обязательное вынесение на всенародное обсуждение проектов законов по социальным вопросам и только после него выносить проект закона на рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Довольно часто в принятых законах делается много отсылочных норм, в которых указывается на необходимость принятия правового акта органами исполнительной власти, как показывает практика, эти органы «не торопятся» с принятием таких актов, в результате чего тормозится реализация закона. Для решения этого вопроса представляется необходимым в самой процедуре принятия социально значимых законов предусмотреть четкий срок для разработки правительственных актов.
1. Балюшина Ю.Л. Социальное государство в России: история и современность // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Философия. Этика. Эстетика. – №1.– 2020.– С.126-129.
2. Васильева Е.Г. Социальное государство» и новая модель социальной политики в России // Власть. – 2018. – №11. – С.27-31.
3. Велиева Д. С. Проблемы конституционной концептуализации понятия «достойная жизнь» // Ленинградский юридический журнал. – 2021. – №2 (36). – С.74-84.
4. Далгатов Б.Д. Безработица и методы борьбы с ней // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №1-1. – С.143-146.
5. Добрынин Е.Ю. Конституционно-правовая характеристика Российской Федерации как социального государства: дисс. канд. юрид. наук /Е.Ю. Добрынин. – Челябинск, 2001. – 229 с.
6. Дреманова М.А. Россия-социальное государство? // Теория и практика общественного развития. Юридические науки. – №12.– 2019. – С.573-574.
7. Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства (Историко-теоретические проблемы) : дисс. канд. юрид. наук /А.Э. Евстратов. – Омск, 2005. – 234 c.
8. Завьялов В.Т. Развитие социального государства в России. Реализация принципа справедливости // Журнал «Обозреватель OBSERVER». – 2018. – №7. – С.15-22.
9. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. – 2018. – № 1(62). – С.46-50.
10. Игольникова В.А. Реализация элементов социального государства в Советской России (1917 1920 гг.) // «История государства и права». – 2021. –№ 6. – С.23-25.
11. Кочеткова Л.Н. Теория социального государства Лоренца фон Штейна // Философия и общество. – №3.– 2018. – С.69-79.
12. Кочеткова Л.Н. Теория и практика социального государства: социальнофилософский анализ : дисс. д-ра. философ. Наук / Л.Н. Кочеткова. – М., 2021. – 334 с.
13. Малофеев И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. –176 с.
14. Миролюбова О.Г. Актуальные проблемы жилищного права. Семья и жилище /О. Г. Миролюбова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2021. – С.8-10.
15. Охотский Е.В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат / Е.В. Охотский, В.А. Богучарская // Труд и социальные отношения. – 2019. – № 5(95). –С.30-44.
16. Попова Л.Е. Россия как социальное государство // Концепт. – 2017. – №S31. – С.11-15.
17. Салихова И.С. Право человека на достойную жизнь как юридическая категория // Пробелы в российском законодательстве. – №4. – 2019. – С.129-133.
18. Снежко О. А. Проблемы участия государства в осуществлении конституционного права на жилище // Конституционное и муниципальное право. – 2019. – № 9. – С.2-6.
19. Соколов И.А. Социальное государство: политические ресурсы формирования и развития в современной России :дисс. канд. полит. Наук / И.А. Соколов. – Воронеж, 2011. – 261 c.
20. Старостенко К.В. Основы социального государства / К.В. Старостенко, В.А. Кузьменков, А.А. Пушков. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2021. – 184 с.
21. Съемщиков Е. А. Россия как социальное государство (правовой аспект) // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2019. – №6. – С.250-257.
22. Торгашин И. М. Понятие «Достойная жизнь» и право на жилище // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2021. – № 24. – С.140–143.
23. Торлопов В.А. Социальное государство в России: анализ социальнополитических аспектов: дисс.д-ра социол. наук / В.А.Торлопов. – СПб.1999. – 362 с.
24. Феоктистов А.В. Сущность Российской Федерации как социального государства: конституционно-правовой анализ: дисс. канд.юрид .наук /А.В. Феоктистов – Москва. 2018. – 168 с.
25. Фирсов М.В. История социальной работы в России. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 256 с.
26. Хома Н.М. Модели социального государства: новые подходы к типологизации // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. – 2021. – №1 (144). – С.137-143.
27. Шабанов Я.В. Социальная политика Российского государства в первое постсоветское десятилетие // Власть. – 2020. – №12. – С.14-17.
28. Шапошников С.П. Социальное государство в России: историкотеоретический аспект // История государства и права. – 2020. – № 11. – С.12-15.
29. Штейн Л. История социального движения во Франции с 1789 года до наших дней. – СПб, 1872. – 305 с.