Актуальное состояние развития устной речи младших школьников различных нозологий
|
Введение 3 - 6
Глава I. Теоретические основы развития устной речи обучающихся различных нозологий 7 - 38
1.1. Понятие «устная речь», «инклюзивное образование». Характеристика
нозологий ЗПР и НОДА 7 - 15
1.2. Описание особенностей развития устной речи младших различных нозологий 16 - 29
1.3. Развитие устной речи в образовательной практике начального образования 30 - 38
Выводы по первой главе 39
Глава II. Сравнительное изучение актуального состояния устной речи младших школьников (нормотипичных и с ограниченными возможностями здоровья 40 - 63
2.1. Методика выявления актуального состояния объекта исследования
(диагностическая программа и описание методик) 40 - 44
2.2. Описание выявленного состояния и объяснение полученных результатов
2.3. Описание коррекционных методик, направленных на развитие устной
речи 58 - 66
Выводы по второй главе 67 - 68
Заключение 69 - 70
Библиография 71 - 77
Приложения
Глава I. Теоретические основы развития устной речи обучающихся различных нозологий 7 - 38
1.1. Понятие «устная речь», «инклюзивное образование». Характеристика
нозологий ЗПР и НОДА 7 - 15
1.2. Описание особенностей развития устной речи младших различных нозологий 16 - 29
1.3. Развитие устной речи в образовательной практике начального образования 30 - 38
Выводы по первой главе 39
Глава II. Сравнительное изучение актуального состояния устной речи младших школьников (нормотипичных и с ограниченными возможностями здоровья 40 - 63
2.1. Методика выявления актуального состояния объекта исследования
(диагностическая программа и описание методик) 40 - 44
2.2. Описание выявленного состояния и объяснение полученных результатов
2.3. Описание коррекционных методик, направленных на развитие устной
речи 58 - 66
Выводы по второй главе 67 - 68
Заключение 69 - 70
Библиография 71 - 77
Приложения
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена тем, что в образовательных организациях реализуется обновленный федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [1] и федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС ОВЗ обучающихся ОВЗ) [2], который предъявляет требования к обучающимся с различными нозологиями.
В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе и для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. У каждой нозологии свои трудности в овладении устной речью, поэтому педагог сталкивается с проблемой подбора методов, способов и форм работы, как целым классом, так и индивидуально [51].
Ребенок, поступивший в школу, владеет родным языком в меру своих интеллектуальных потребностей. Он может задать простые вопросы и ответить на них, готов слушать некоторое время интересный для него рассказ и способен выполнить несложные словесные инструкции. Но его высказывания надо все время поддерживать, вызывая на разговор, так как самостоятельная монологическая речь совершенно не развита. Он плохо пересказывает даже короткий текст, стараясь повторить его почти буквально, а не передать своими словами. В прочтенном ему рассказе он не может выделить главную мысль и разбить его на составные части. Он понимает в окружающем больше, чем умеет передать словами. Желая рассказать о чем- нибудь, что его поразило, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, вследствие чего его изложение делается малопонятным [37].
В содержании ФГОС НОО содержатся предметные результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку, связанные с темой нашего исследования, а именно: сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Одной из основных задач реализации содержания по ФГОС НОО является: развитие
диалогической и монологической устной речи [18].
Данная работа актуальна в текущее время, так как, к сожалению, число обучающихся категории ОВЗ растет с каждым годом, соответственно, эти дети требуют специального подхода не только дома, но и в школах, в условиях инклюзивного образования. Чтобы обучение таких детей давало результаты и было двигателем их развития, учителями должны применяться методики обучения развития устной речи, мы предложим некоторые из них .
Чтобы понять специфику каждого ребенка категории ОВЗ, мы должны рассмотреть трудности при освоении устной речи детьми категории ОВЗ.
В своем исследовании мы рассматривали нормотипичных обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) и нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА). Нормотипичный или нейротипичный (Neurotypical) — сокращение от «неврологически типичный» (neurologically typical) - это человек, соответствующий статистической психической норме, то есть без психических расстройств, входящий в медицинские границы нормы [27].
Инклюзивное образование позволяет обучающимся категории ОВЗ обучаться в одном классе с нормотипичными обучающимися, а значит у них есть возможность развиваться, получить образование.
Тема нашей работы: «Возможности развития устной речи младших школьников (нормотипичных и с ограниченными возможностями здоровья) в условиях инклюзивного образования».
Объект исследования: процесс развития устной речи у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования: актуальное состояние развития устной речи младших школьников различных нозологий.
Гипотеза: уровень развития устной речи определяется смысловой целостностью, лексико-грамматическим оформлением высказывания, самостоятельностью выполнения задания и различается у нормативных младших школьников и детей категории ОВЗ различных нозологий.
Цель исследования: изучить актуальное состояние устной речи у нормотипичных обучающихся и категорий ОВЗ (ЗПР и НОДА), предложить методики для развития устной речи в условиях инклюзивного образования.
Наша работа носит в основном практическую направленность, т.к. позволит учителям применять сформулированные нами методические рекомендации по развитию устной речи для устранения актуальных трудностей детей категории ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Цель, объект и предмет исследования определили круг следующих задач:
1. Проанализировать специальную литературу на предмет выявления способов работы с развитием устной речи у нормотипичных младших школьников и категории ОВЗ (ЗПР и НОДА).
2. Выполнить теоретическое описание процесса развития устной речи обучающихся различных нозологий.
3. Подобрать критерии, позволяющие оценить уровень развития устной речи.
4. Подобрать методики исследования устной речи у нормотипичных младших школьников и категории ОВЗ (ЗПР и НОДА).
5. Разработать диагностическую программу исследования.
6. Изучить актуальное состояние устной речи у нормотипичных младших школьников и категории ОВЗ (ЗПР и НОДА).
7. Предложить методические рекомендации по повышению уровня развития устной речи в практике инклюзивного образования.
Сегодня важен вопрос создания безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. А чтобы детям было проще адаптироваться к учебному заведению и новому социуму, им нужны специальные условия. Из изученной нами литературы мы пришли к выводу, что у младших школьников категории ОВЗ возникают проблемы с развитием устной речи [50].
В процессе исследования были применены следующие методы: анализ, обобщение научной литературы по теме исследования, диагностика, сравнительно - сопоставительный анализ.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СШ №70, во 2А классе. В классе обучается 15 человек, из которых 11 - нормотипичные обучающиеся, 3 - нозологии ЗПР и 1 - НОДА.
Структура: выпускная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе и для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. У каждой нозологии свои трудности в овладении устной речью, поэтому педагог сталкивается с проблемой подбора методов, способов и форм работы, как целым классом, так и индивидуально [51].
Ребенок, поступивший в школу, владеет родным языком в меру своих интеллектуальных потребностей. Он может задать простые вопросы и ответить на них, готов слушать некоторое время интересный для него рассказ и способен выполнить несложные словесные инструкции. Но его высказывания надо все время поддерживать, вызывая на разговор, так как самостоятельная монологическая речь совершенно не развита. Он плохо пересказывает даже короткий текст, стараясь повторить его почти буквально, а не передать своими словами. В прочтенном ему рассказе он не может выделить главную мысль и разбить его на составные части. Он понимает в окружающем больше, чем умеет передать словами. Желая рассказать о чем- нибудь, что его поразило, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, вследствие чего его изложение делается малопонятным [37].
В содержании ФГОС НОО содержатся предметные результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку, связанные с темой нашего исследования, а именно: сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Одной из основных задач реализации содержания по ФГОС НОО является: развитие
диалогической и монологической устной речи [18].
Данная работа актуальна в текущее время, так как, к сожалению, число обучающихся категории ОВЗ растет с каждым годом, соответственно, эти дети требуют специального подхода не только дома, но и в школах, в условиях инклюзивного образования. Чтобы обучение таких детей давало результаты и было двигателем их развития, учителями должны применяться методики обучения развития устной речи, мы предложим некоторые из них .
Чтобы понять специфику каждого ребенка категории ОВЗ, мы должны рассмотреть трудности при освоении устной речи детьми категории ОВЗ.
В своем исследовании мы рассматривали нормотипичных обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) и нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА). Нормотипичный или нейротипичный (Neurotypical) — сокращение от «неврологически типичный» (neurologically typical) - это человек, соответствующий статистической психической норме, то есть без психических расстройств, входящий в медицинские границы нормы [27].
Инклюзивное образование позволяет обучающимся категории ОВЗ обучаться в одном классе с нормотипичными обучающимися, а значит у них есть возможность развиваться, получить образование.
Тема нашей работы: «Возможности развития устной речи младших школьников (нормотипичных и с ограниченными возможностями здоровья) в условиях инклюзивного образования».
Объект исследования: процесс развития устной речи у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования: актуальное состояние развития устной речи младших школьников различных нозологий.
Гипотеза: уровень развития устной речи определяется смысловой целостностью, лексико-грамматическим оформлением высказывания, самостоятельностью выполнения задания и различается у нормативных младших школьников и детей категории ОВЗ различных нозологий.
Цель исследования: изучить актуальное состояние устной речи у нормотипичных обучающихся и категорий ОВЗ (ЗПР и НОДА), предложить методики для развития устной речи в условиях инклюзивного образования.
Наша работа носит в основном практическую направленность, т.к. позволит учителям применять сформулированные нами методические рекомендации по развитию устной речи для устранения актуальных трудностей детей категории ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Цель, объект и предмет исследования определили круг следующих задач:
1. Проанализировать специальную литературу на предмет выявления способов работы с развитием устной речи у нормотипичных младших школьников и категории ОВЗ (ЗПР и НОДА).
2. Выполнить теоретическое описание процесса развития устной речи обучающихся различных нозологий.
3. Подобрать критерии, позволяющие оценить уровень развития устной речи.
4. Подобрать методики исследования устной речи у нормотипичных младших школьников и категории ОВЗ (ЗПР и НОДА).
5. Разработать диагностическую программу исследования.
6. Изучить актуальное состояние устной речи у нормотипичных младших школьников и категории ОВЗ (ЗПР и НОДА).
7. Предложить методические рекомендации по повышению уровня развития устной речи в практике инклюзивного образования.
Сегодня важен вопрос создания безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. А чтобы детям было проще адаптироваться к учебному заведению и новому социуму, им нужны специальные условия. Из изученной нами литературы мы пришли к выводу, что у младших школьников категории ОВЗ возникают проблемы с развитием устной речи [50].
В процессе исследования были применены следующие методы: анализ, обобщение научной литературы по теме исследования, диагностика, сравнительно - сопоставительный анализ.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СШ №70, во 2А классе. В классе обучается 15 человек, из которых 11 - нормотипичные обучающиеся, 3 - нозологии ЗПР и 1 - НОДА.
Структура: выпускная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проанализировав специальную литературу, мы выделили несколько способов работы по развитию устной речи у нормотипичных младших школьников и категории ОВЗ (ЗПР и НОДА), такими способами могут быть, например: использование различных игр и практических речевых упражнений, способствующих развитию устной речи.
В ходе теоретического описания процесса развития устной речи обучающихся различных нозологий, мы увидели, что и у нормотипичных обучающихся и обучающихся категорий ЗПР и НОДА существуют проблемы с устной речью.
Изучив специальную литературу, мы выделили следующие критерии для определения уровня развития устной речи: критерий смысловой целостности, критерий лексико-грамматического оформления высказывания, критерий самостоятельности выполнения задания. По каждому критерию определяли уровень (низкий 0 - 3 баллов, средний 4 - 11 баллов, высокий 12 - 15 баллов).
В исследовании актуального состояния развития устной речи младших школьников различных нозологий использовали методику Т. А. Фотековой, провели исследования нормотипичных обучающихся и обучающихся категории ОВЗ (ЗПР и нарушение опорно-двигательного аппарата) по двум методикам «Пересказ текста» и «Составление устного рассказа по картинкам».
Нами была разработана диагностическая программа исследования развития устной речи нормотипичных обучающихся и обучающихся нозологий ЗПР и НОДА.
Анализируя, результаты исследования, мы увидели, что у обучающихся ЗПР и НОДА результаты низкие по всем критериям и в обеих методиках. Около 40% нормотипичных обучающихся нуждаются в повышении уровня развития устной речи по всем критериям. Из этого следуют, что требуется коррекционная работа по развитию устной речи младших школьников.
Нами были подобраны методики, способствующие развитию устной речи для нормотипичных обучающихся и обучающихся нозологий ЗПР и НОДА. Методики подобраны для каждого критерия: смысловой целостности и лексико-грамматического оформления высказывания, такими приемами могут быть: работа с текстом; дидактические игры («Подбери предлог»,
«Деформированный текст»).
В ходе теоретического описания процесса развития устной речи обучающихся различных нозологий, мы увидели, что и у нормотипичных обучающихся и обучающихся категорий ЗПР и НОДА существуют проблемы с устной речью.
Изучив специальную литературу, мы выделили следующие критерии для определения уровня развития устной речи: критерий смысловой целостности, критерий лексико-грамматического оформления высказывания, критерий самостоятельности выполнения задания. По каждому критерию определяли уровень (низкий 0 - 3 баллов, средний 4 - 11 баллов, высокий 12 - 15 баллов).
В исследовании актуального состояния развития устной речи младших школьников различных нозологий использовали методику Т. А. Фотековой, провели исследования нормотипичных обучающихся и обучающихся категории ОВЗ (ЗПР и нарушение опорно-двигательного аппарата) по двум методикам «Пересказ текста» и «Составление устного рассказа по картинкам».
Нами была разработана диагностическая программа исследования развития устной речи нормотипичных обучающихся и обучающихся нозологий ЗПР и НОДА.
Анализируя, результаты исследования, мы увидели, что у обучающихся ЗПР и НОДА результаты низкие по всем критериям и в обеих методиках. Около 40% нормотипичных обучающихся нуждаются в повышении уровня развития устной речи по всем критериям. Из этого следуют, что требуется коррекционная работа по развитию устной речи младших школьников.
Нами были подобраны методики, способствующие развитию устной речи для нормотипичных обучающихся и обучающихся нозологий ЗПР и НОДА. Методики подобраны для каждого критерия: смысловой целостности и лексико-грамматического оформления высказывания, такими приемами могут быть: работа с текстом; дидактические игры («Подбери предлог»,
«Деформированный текст»).
Подобные работы
- Сравнительное изучение импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2023 - Методика развития произвольного внимания глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Мониторинг сформированное™ навыков определения места звука в слове
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в интерактивной
среде
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по логоритмике
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021



