Введение 3 - 6
Глава I. Теоретические основы развития устной речи обучающихся различных нозологий 7 - 38
1.1. Понятие «устная речь», «инклюзивное образование». Характеристика
нозологий ЗПР и НОДА 7 - 15
1.2. Описание особенностей развития устной речи младших различных нозологий 16 - 29
1.3. Развитие устной речи в образовательной практике начального образования 30 - 38
Выводы по первой главе 39
Глава II. Сравнительное изучение актуального состояния устной речи младших школьников (нормотипичных и с ограниченными возможностями здоровья 40 - 63
2.1. Методика выявления актуального состояния объекта исследования
(диагностическая программа и описание методик) 40 - 44
2.2. Описание выявленного состояния и объяснение полученных результатов
2.3. Описание коррекционных методик, направленных на развитие устной
речи 58 - 66
Выводы по второй главе 67 - 68
Заключение 69 - 70
Библиография 71 - 77
Приложения
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена тем, что в образовательных организациях реализуется обновленный федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [1] и федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС ОВЗ обучающихся ОВЗ) [2], который предъявляет требования к обучающимся с различными нозологиями.
В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе и для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. У каждой нозологии свои трудности в овладении устной речью, поэтому педагог сталкивается с проблемой подбора методов, способов и форм работы, как целым классом, так и индивидуально [51].
Ребенок, поступивший в школу, владеет родным языком в меру своих интеллектуальных потребностей. Он может задать простые вопросы и ответить на них, готов слушать некоторое время интересный для него рассказ и способен выполнить несложные словесные инструкции. Но его высказывания надо все время поддерживать, вызывая на разговор, так как самостоятельная монологическая речь совершенно не развита. Он плохо пересказывает даже короткий текст, стараясь повторить его почти буквально, а не передать своими словами. В прочтенном ему рассказе он не может выделить главную мысль и разбить его на составные части. Он понимает в окружающем больше, чем умеет передать словами. Желая рассказать о чем- нибудь, что его поразило, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, вследствие чего его изложение делается малопонятным [37].
В содержании ФГОС НОО содержатся предметные результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку, связанные с темой нашего исследования, а именно: сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Одной из основных задач реализации содержания по ФГОС НОО является: развитие
диалогической и монологической устной речи [18].
Данная работа актуальна в текущее время, так как, к сожалению, число обучающихся категории ОВЗ растет с каждым годом, соответственно, эти дети требуют специального подхода не только дома, но и в школах, в условиях инклюзивного образования. Чтобы обучение таких детей давало результаты и было двигателем их развития, учителями должны применяться методики обучения развития устной речи, мы предложим некоторые из них .
Чтобы понять специфику каждого ребенка категории ОВЗ, мы должны рассмотреть трудности при освоении устной речи детьми категории ОВЗ.
В своем исследовании мы рассматривали нормотипичных обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) и нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА). Нормотипичный или нейротипичный (Neurotypical) — сокращение от «неврологически типичный» (neurologically typical) - это человек, соответствующий статистической психической норме, то есть без психических расстройств, входящий в медицинские границы нормы [27].
Инклюзивное образование позволяет обучающимся категории ОВЗ обучаться в одном классе с нормотипичными обучающимися, а значит у них есть возможность развиваться, получить образование.
Тема нашей работы: «Возможности развития устной речи младших школьников (нормотипичных и с ограниченными возможностями здоровья) в условиях инклюзивного образования».
Объект исследования: процесс развития устной речи у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования: актуальное состояние развития устной речи младших школьников различных нозологий.
Гипотеза: уровень развития устной речи определяется смысловой целостностью, лексико-грамматическим оформлением высказывания, самостоятельностью выполнения задания и различается у нормативных младших школьников и детей категории ОВЗ различных нозологий.
Цель исследования: изучить актуальное состояние устной речи у нормотипичных обучающихся и категорий ОВЗ (ЗПР и НОДА), предложить методики для развития устной речи в условиях инклюзивного образования.
Наша работа носит в основном практическую направленность, т.к. позволит учителям применять сформулированные нами методические рекомендации по развитию устной речи для устранения актуальных трудностей детей категории ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Цель, объект и предмет исследования определили круг следующих задач:
1. Проанализировать специальную литературу на предмет выявления способов работы с развитием устной речи у нормотипичных младших школьников и категории ОВЗ (ЗПР и НОДА).
2. Выполнить теоретическое описание процесса развития устной речи обучающихся различных нозологий.
3. Подобрать критерии, позволяющие оценить уровень развития устной речи.
4. Подобрать методики исследования устной речи у нормотипичных младших школьников и категории ОВЗ (ЗПР и НОДА).
5. Разработать диагностическую программу исследования.
6. Изучить актуальное состояние устной речи у нормотипичных младших школьников и категории ОВЗ (ЗПР и НОДА).
7. Предложить методические рекомендации по повышению уровня развития устной речи в практике инклюзивного образования.
Сегодня важен вопрос создания безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. А чтобы детям было проще адаптироваться к учебному заведению и новому социуму, им нужны специальные условия. Из изученной нами литературы мы пришли к выводу, что у младших школьников категории ОВЗ возникают проблемы с развитием устной речи [50].
В процессе исследования были применены следующие методы: анализ, обобщение научной литературы по теме исследования, диагностика, сравнительно - сопоставительный анализ.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СШ №70, во 2А классе. В классе обучается 15 человек, из которых 11 - нормотипичные обучающиеся, 3 - нозологии ЗПР и 1 - НОДА.
Структура: выпускная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проанализировав специальную литературу, мы выделили несколько способов работы по развитию устной речи у нормотипичных младших школьников и категории ОВЗ (ЗПР и НОДА), такими способами могут быть, например: использование различных игр и практических речевых упражнений, способствующих развитию устной речи.
В ходе теоретического описания процесса развития устной речи обучающихся различных нозологий, мы увидели, что и у нормотипичных обучающихся и обучающихся категорий ЗПР и НОДА существуют проблемы с устной речью.
Изучив специальную литературу, мы выделили следующие критерии для определения уровня развития устной речи: критерий смысловой целостности, критерий лексико-грамматического оформления высказывания, критерий самостоятельности выполнения задания. По каждому критерию определяли уровень (низкий 0 - 3 баллов, средний 4 - 11 баллов, высокий 12 - 15 баллов).
В исследовании актуального состояния развития устной речи младших школьников различных нозологий использовали методику Т. А. Фотековой, провели исследования нормотипичных обучающихся и обучающихся категории ОВЗ (ЗПР и нарушение опорно-двигательного аппарата) по двум методикам «Пересказ текста» и «Составление устного рассказа по картинкам».
Нами была разработана диагностическая программа исследования развития устной речи нормотипичных обучающихся и обучающихся нозологий ЗПР и НОДА.
Анализируя, результаты исследования, мы увидели, что у обучающихся ЗПР и НОДА результаты низкие по всем критериям и в обеих методиках. Около 40% нормотипичных обучающихся нуждаются в повышении уровня развития устной речи по всем критериям. Из этого следуют, что требуется коррекционная работа по развитию устной речи младших школьников.
Нами были подобраны методики, способствующие развитию устной речи для нормотипичных обучающихся и обучающихся нозологий ЗПР и НОДА. Методики подобраны для каждого критерия: смысловой целостности и лексико-грамматического оформления высказывания, такими приемами могут быть: работа с текстом; дидактические игры («Подбери предлог»,
«Деформированный текст»).
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”:2 августа 2021[Электронный ресурсф/URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (25.05.2023)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N
1598 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями и дополнениями) [Электронный
ресурсф/URL:https://base.garant.ru/70862366/(25.05.2023)
3. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников/ ВЛАДОС, 2006 - 45 с
4. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников/ ВЛАДОС, 2008 - 58 с.
5. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексикограмматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития. - М., 2010.- 200 с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь/АСТ: Астрель; Москва; 2011. - 87 с.
7. Гвоздев А. Вопросы изучения детской речи/Детсво_пресс, 2007.-472 с.
8. Глухов В.П., Смирнова М.Н. Особенности связной речи у детей с комбинированным психоречевым дефектом // Современная 69 логопедия: теория, практика, перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. МГОПУ им. М.А. Шолохова. М., 2002 - 72 с.
9. Епифанцева Т. Б. и др. Настольная книга педагога-дефектолога/ Ростов н/Д: Феникс, 2007.-459 с.
10. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - Москва : Изд-во АПН РСФСР. - 1958. - 312 с.
11. Зубарева Л. В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников, Учитель, 2020 - 56 с.
12. Инклюзивное образование настольная книга, М. - 2014 г. - 170 с.
13. Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность./, _ Просвещение, 1969 - 214 с.
14. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей/М:, 1978 - 98 с.
15. Львов М. Р. Методика развития устной речи/2-ое изд. - М.
Просвещение, 1985 - 176 с.
16. Мазанова Е. В. Учусь работать со словом/2-ое изд., испр. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018 - 40 с.
17. Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03. - Москва, 1991. - 204 с
18. Переслени Н.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. - 1993. - №5. - 258 с.
19. Н. Г. Ситникова, Е. Э. Хохлова. Современный инклюзивный урок: методические рекомендации// Красноярск, 2022. - 45 с.
20. Фотекова Т. А.. Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников, Айрис Пресс М. 2007г. - 82 с.
21. Андреева А. А. Комплекс наглядных методов обучения детей с НОДА.
[Электронный ресурсф/URL: https://multiurok.ru/files/komplieks-
naghliadnykh-mietodov-obuchieniia-i-vosp.html(01.06.2023)
22. Бронникова Ю.О, канд. филол. наук, доцент. Формирование культуры
речи младших школьников на основе информационных технологий. [Электронный ресурсф/URL: http: //intj ournal .ru/wp-
content/uploads/2021/08/Bronnikova.pdf (12.11.2022)
23. Виды и функции речи в психологии. [Электронный ресурсф/URL: https://mystroimmir.ru/psihologiya/rech.html(05.09.2018)
24. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный pecypc]//URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D 1 %8F%D1%80%D0%B5%D 1 %87%D 1 %8C(12.11.2022)
25. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурса/URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE
%D 1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D 1 %82%D0%B8%D 1%8F(20.11.2022)
22. Гладышева О. Т. Нарушение связной монологической речи у младших школьников и пути коррекции на занятиях. [Электронный ресурса/URL: https://nsportal.ru/DETSKIY-SAD/RAZVITIE-RECHI/2014/06/19/NARUSHENIYA-SVYAZNOY-
MONOLOGICHESKOY-RECHI-U-DOSHKOLNIKOV-S (18.11.2022)
27. Догина Е. А. Требования к речи учащихся [Электронный ресурса/URL: https: //multiurok.ru/blog/triebovaniia-k-riechi-uchashchikhsia.html(05.01.2023)
28. Жуманова Д. О. Инклюзивное образование. Дети с задержкой
психического развтия в общеобразовательной школе/рекомендации коллегам из опыта работы/ [Электронный ресурса/URL:
https://yaaspirant.ru/wp-content/uploads/2020/07/GOST-R-7.0.5-2008-Bibliograficheskava-ssylka-.pdf(13.05.2023)
29. Инновационные педагогические технологии [Электронный
ресурса/URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6353/(05.01.2023)
30. Калак О. П. Дидактическая игра «Доскажи словечко» [Электронный ресурса/URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/08/20/didakticheskaya-igra-doskazhi-slovechko(20.12.2022)
31. Критерии. [Электронный ресурс]//Лаборатория системного анализа 2018. URL:https://systems-analysis.ru/criterion.html(05.09.2018)
32. Курбатова О. Н. Особенности обучения русскому языку и развитию речи детей с НОДА. URS:https://multiurok.ru/files/osobennosti-obucheniia-russkomu-iazyku-i-razvitiiu.html(9.01.2023)
33. Лечебная педагогика в Спб. [Электронный ресурса/URL:
https://vk.com/wall-21662477 2447(14.01.2023)
34. Малюшкина Е. Н. Внеурочная деятельность по развитию устной и письменной речи младшего школьника в условиях реализации ФГОС Методическая разработка Йошкар-Ола ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования» 2016 [Электронный ресурс]//ЦРЕ: http://edu.mari.ru/mio/DocLib32/%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%B0%D 1 %8F%20%D 1 %88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%83%D1%80%D0%BE%D 1 %87%D0%BD%D0%B0%D 1 %8F%20%D0%B4%D0%B5%D1 %8F%D 1 %82%D0%BF%D0%BE%20%D 1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D 1 %82%D0%B8%D 1 %8E%20%D 1 %83 %D 1 %81 %D 1 %82%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B8%D1 %81 %D 1 %8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D 1 %80%D0%B5%D 1 %87%D0%B8%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%95.
%D0%9D.pdf(18.12.2022)
35. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе [Электронный ресурс]//ЦРЕ: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/22/sovremennye-metody-i-priemy-raboty-po-razvitiyu-rechi(23.01.2023)
36. «Методист - практику». Серия «Педагогическая компетентность».
Выпуск 3. Педагогическая диагностика образовательного процесса. [Электронный ресурса/URL: http: //ddtvm.ru/wp-
content/uploads/2011/11/Ped-diagnostika-obrazovatelnogo-protsessa-SHarshakova-gotovaya-v-pechat.pdf(15.12.2022)
37. Никифорова Т. Ю. Психологические особенности развития младших школьников [Электронныйресурсф/URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/(13.02.2023)
38. Особенности работы по развитию речи у детей с ограниченными
возможностями здоровья. [Электронный ресурс]//
URL: https: //starscool .ucoz.ru/Strani4ki Pe/razv.rechi. pdf(07.09.2018)
39. Особенности коррекционной работы по формированию устной речи у
младших школьников. [Электронный ресурсф/URL:
https://infourok.ru/statya-po-teme-osobennosti-korrekcionnoy-raboti-po-formirovaniyu-svyaznoy-ustnoy-rechi-u-mladshih-shkolnikov-1319205.html(12.09.2018)
40. Особенности развития речи младших школьников. Требования к речи младших школьников по М. Р. Львову. [Электронный ресурсф/URL: https://studwood.net/1895210/pedagogika/osobennosti razvitiya rechi mladshih shkolnikov trebovaniya rechi mladshih shkolnikov lvovu(13.02.2023)
41. Пашова А. Н. Особенности речевого развития учащихся младших классов с ЗПР/А. Н. Пашова//Образование и воспитание.-2021-№3- URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6268/
42. Плеханова О. А. Формирование устной речи на уроках литературного
чтения. [Электронный ресурсф/URL: https://pedsovet.su/load/145-1-0-
26721(14.03.2023)
43. Проблемы обучения детей с ОВЗ. [Электронный ресурс]// URL:https://infourok.ru/doklad-problemi-obucheniya-detey-s-ovz-3412398.html(16.09.2018)
44. Психологические особенности детей ОВЗ. [Электронный ресурс] // URL:https://gym1542.mskobr.ru/files/attach_ files/deti_ s _ovz.pdf(11.09.2018)
45. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской
валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений,
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М., 2000 [Электронный
pecypc]//URL: http:ZZpedlib.ru/Books/6Z0004/6 0004-
149.shtml#book page top(10.10.2018)
46. Развитие речи как основной фактор обучения детей ОВЗ.
[Электронный pecypc]//URL:https:ZZsmollogoped.ru/razvitie-svyaznoj-rechi-kak-osnovnoj-faktor-obucheniya-detej-s-ovz/(24.09.2018)
47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Электронный ресурсф/URL: http: //yanko .lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Do snovu obzhey psc.pdf(15.11.2018)
48. Самышкина Т. В. Актуальность и использование в условиях школьного
логопункта диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. [Электронный ресурсф/URL: https://www.art-
talant.org/publikacii/18793-aktualynosty-i-ispolyzovanie-v-usloviyah-shkolynogo-logopunkta-diagnostiki-ustnoy-rechi-mladshih-shkolynikov-tafotekovoy(20.04.2023)
49. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурсф/URL: https: //dic.academic.ru/searchall .php?SWord=%D0%BA%D 1 %80%D0%B8%D 1 %82%D0%B5%D 1 %80%D0%B8%D0%B9&from=ru&to=xx&did=dic
_fwords&stype= (18.05.2023)
50. Современное понятие интеграции и интегрированного обучения. [Электронный ресурс]// URL:https://infopedia.su/6x313c.html(23.10.2018)
51. Сухарева М. А. Современные методы и приемы работы по развитию
речи младших школьников. [Электронный ресурсф/URL:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/22/sovremennye-metody-i-priemy-raboty-po-razvitiyu-rechi(12.05.2023)
52. Толкование значений популярных слов и выражений онлайн.
[Электронный ресурсф/URL: https: //znachenie.mozaiyka.ru/articles/noda-
chto-eto-takoe-v-obrazovanii.html(23.04.2023)
53. Устная речь. [Электронный ресурс]//
URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D 1 %8F%D 1 %80%D0%B5%D 1 %87%D 1 %8C(14.10.2018)
54. Филиппова Л. С., Филиппов В. А. Русский язык и культура речи. ГОУ
ВПО ТГУ ИДО. Учебное пособие Шестое издание, переработанное. [Электронный ресурс]//иВЬ: http://iside.distance.rU/w/books/49265.pdf
(23.04.2023)
55. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ. Н. В. Кучнезова, И. А. Лигостаева. [Электронный ресурс]// /URL:https://tanita.edumsko.ru/articles/post/65140(10.05.2023)
56. Яхиббаева Л. М.Категории цельности / целостности и связности как
основные признаки текста. [Электронный ресурса/URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-tselnosti-tselostnosti-i-svyaznosti-kak-osnovnye-priznaki-teksta/viewer(18.05.2023)