ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Возрастные особенности младших школьников при
формировании фонетико-графических умений 6
1.2. Методы формирования фонетико-графических умений у
младших школьников 13
1.3. Лингвистические основы формирования фонетико-графических
умений младших школьников 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОНЕТИКО-ГРАФИЧЕКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Характеристика методик диагностирования фонетико-графических
умений младших школьников 27
2.2. Выявление актуального уровня фонетико-графических умений
младших школьников 29
2.3. Комплекс упражнений по совершенствованию фонетико -
графических умений обучающихся 34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложение А 55
Приложение Б 58
Приложение В 60
Приложение Г 62
Приложение Д
Актуальность исследования. В современном образовании обучение учащихся фонетико-графическим умениям непосредственно влияет на речевое развитие, успешное обучение в школе. Оно находится в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней обучения [17]. В результате обучения в начальной школе формируется способность выделять, различать, характеризовать языковые единицы, решать практические задачи, связанные с безошибочным написанием слов и предложений, соблюдать основные принципы устного и письменного общения для успешного решения коммуникативных задач. Эти знания важны также для становления навыков правописания, для развития орфографической зоркости, для освоения таких разделов языка, как лексика, морфемика, грамматика. Хотя до школы ученики практически овладевают звуковым строем речи, но это не означает, что еще до специального обучения первоклассники в состоянии разделить слово на слоги, произнести последовательно каждый звук в слове. Необходима целенаправленная работа над формированием указанных выше умений, что, в свою очередь, предполагает овладение такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение некоторых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов, их своеобразии по сравнению с буквами и т. п. Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырех видов речевой деятельности человека: слушания (аудирования), говорения, чтения и письма. Также необходимы они и для усвоения произносительных норм, соблюдение которых позволяет без помех осуществлять коммуникативную деятельность [39].
Исследователи выделяют несколько важнейших факторов усвоения фонетических знаний при овладении младшими школьниками устной и письменной речью: а) с опорой на фонетические знания обучающиеся овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте; б) фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм); в) фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования у учащихся ряда орфографических навыков, и, в частности, правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов; г) фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз в структуре предложений и т. п.; д) знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи [46].
Проблемы формирования фонетических умений у детей младшего школьного возраста освещены в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В их работах описана методика обучения фонетике; предложены различные задания и упражнения, способствующие формированию фонетико-графических умений; фонетические ошибки и их причины. На основе анализа работ таких ученых, как Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, А.И. Воскресенская, В.Г. Горецкий, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский и др. были установлены основные способы ведения фонетической работы. Эти способы помогают привлекать внимание детей к звукам речи как к предмету анализа и развивают способности их слышать, то есть выделять из общего потока и определять их характеристики.
Обучение звуковому анализу и синтезу строится на переходе от практически действенного этапа к чувственному и в дальнейшем к умственному. Актуальность обусловлена тем, что учащиеся начальных классов испытывают определенные трудности в проведении звукового анализа слова, классификации звуков на протяжении всего периода обучения
Тема исследования: Возможности развития фонетико-графических умений младших школьников на уроках русского языка посредством специальных упражнений.
Объект: уровень развития фонетико-графических умений младших школьников.
Предмет: специальные упражнения, направленные на развитие фонетико-графических умений у младших школьников.
Цель: выявление актуального уровня сформированности фонетико-графических умений, а также создание специальных упражнений, направленных на развитие фонетико-графических умений обучающихся начальных классов.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую и
лингвистическую литературу по теме исследования;
2) разработать параметры и обосновать диагностические критерии уровня развития фонетико-графических умений обучающихся;
3) разработать диагностическую программу исследования;
4) выявить актуальный уровень сформированности фонетико-графического умения (констатирующий эксперимент);
5) проанализировать полученные результаты;
6) разработать специальные упражнения, направленные на развитие фонетико-графических умений у младших школьников.
Методы исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы;
2) Констатирующий эксперимент;
3) Анализ результатов эксперимента.
База исследования: МБОУ «Зыковская СОШ», Красноярский край, Березовский район, с. Зыково, 1 «в» класс.
Гипотеза исследования: у обучающихся первого класса фонетико-графические умения находятся преимущественно на низком и среднем уровне и характеризуются такими критериями, как умения различать твердые и мягкие согласные; определять ударные слоги; определять количественное соотношение букв и звуков.
Проанализировав литературу, мы можем определить структуру и содержание работы при изучении фонетико-графических умений младших школьников. В ходе работы определили возрастные особенности и необходимость изучения фонетики и графики школьников определенного возраста, начальной школы и продолжения изучения в 5 классе.
Для развития речи школьника необходимо обладать знаниями из области графики и фонетики уже с первых дней обучения в школе. В методической литературе представлено несколько классификаций упражнений. В.А. Добромыслов предложил в своих работах для учащихся свою классификацию упражнений, которая основана на преобладающем виде логических операций.
Содержание обучения фонетике определяется программой по русскому языку, где особое внимание уделяется совершенствованию артикуляционных навыков, работе над нормами ударения и интонацией. В результате изучения данного раздела ставится цель сформировать следующие умения и навыки: слышать и различать звуки; отличать звуки от букв; развивать умение находить ударные слоги и делать на них акцент; обозначать звуки речи на письме в соответствии с принятыми нормами; уметь пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями. А от того, насколько хорошо усвоил учащийся раздел фонетики, зависит и его грамматическая составляющая: сможет ли он правильно написать тот или иной звук, букву или даже целое слово.
Фонетическая система русского языка явление сложное и многоплановое. Ее основу составляет классификация звуков речи.
Основными понятиями, умениями и навыками в области фонетики и графики, учащиеся овладевают уже в букварный период. Они получают сведения о звуках и буквах, гласных и согласных, и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых, парных и непарных согласных, делают звукобуквенный анализ слов. В дальнейшем эти знания систематизируются и конкретизируются, включаются в решение новых познавательных задач. Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т.д.), получают представление о возможном расхождении произношения и обозначения звуков в слове.
В первом классе учащиеся изучают звуки речи: гласные (ударный, безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение, учат алфавит.
На протяжении всего курса фонетики осуществляется знакомство с важнейшими нормами литературного произношения: произношение гласных в первом предударном слоге, произношение некоторых звуковых сочетаний (например, твердый и мягкий согласный перед [э], сочетание [шт] в некоторых словах, произношение слов: что, конечно). Фонетический разбор прививает детям необходимые с орфоэпической точки зрения умения и навыки: умение на слух воспринимать звуковой состав слова, выделять нужный звук, не смешивать звук и букву, правильно определять место ударения.
В работе над фонетическими представлениями учащихся следует обращать внимание на такие условия:
- постоянное сопоставление звукового и буквенного составов единиц языка;
- установка на фиксацию всех расхождений в ситуациях звук/буква;
- проговаривание, артикуляция, скандирование, отработка голоса;
- тренировка слуха, тренировка пишущей руки;
- образцы хорошего произношения.
В ходе констатирующего исследования было выявлено, что у учеников 1 «В» класса уровень фонетико-графических умений находится преимущественно на низком уровне, мы можем скорректировать данные умения путем разработки, в дальнейшем, заданий, направленных на повышение таких умений, как: слышать и различать звуки; отличать звуки от букв; находить ударные слоги и делать на них акцент; обозначать звуки речи на письме в соответствии с принятыми нормами.
С целью развития фонетико-графического навыка, были разработаны специальные упражнения:
- Упражнения, направленные на развитие умения разграничение твердых и мягких согласных;
- Упражнения, направленные на развитие умения определение ударного слога;
- Упражнения, направленные на развитие умения разграничение количественного соотношения звуков и букв.
Мы предполагаем, что данные специальные упражнения будут результативны при развитии фонетико-графического навыка у младших школьников.
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»//[Электронный ресурс].-Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения:
25.08.2023)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) (Система Гарант)
3. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение / Р.И.
Аванесов. - М.: Просвещение, 1984. - 383 с.
4. Акишина А.А. Учимся читать. Для преподавателя русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 256 с.
5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя» / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
6. Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия.- Л., 1976. - 16 с.
7. Возрастные возможности усвоения знаний (Младш. Классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. - М: Просвещение, 1966. - 442 с.
8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Т.С. Михальчик, В.М. Матюхина и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
9. Горецкий В.Г. Азбука 1 класс / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская [и др.] УМК «Школа России», 1 класс в 2-х частях, - М.: Просвещение, 2018. - 127 с.
10. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1992. - 457 с.
11. Добромыслов В.А. Трудные вопросы грамматики и правописания / В.А. Добромыслов, Д.Э. Розенталь. - М.: Учпедгиз, 1958. - 315 с.
12. Добромыслов В.А. Вопросы методики преподавания русского языка в средней школе / В.А. Добромыслов. - Москва: изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 24 с.
13. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии / П.С. Жедек. - Томск, 2009. - 87 с.
14. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии младших школьников // Вопросы психологии. 1978. - №2. - 102 — 109 с.
15. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 1976. - 288 с.
16. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Программа курса «Русский язык». М., 2021.
17. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Учебник «Русский язык» 1 класс. М.: Просвещение, 2022.
18. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Учебник «Русский язык» 2 класс. Издание: Просвещение, 2022.
19. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Учебник «Русский язык» 3 класс. Издание: Просвещение, 2022.
20. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Учебник «Русский язык» 4 класс. М.: Просвещение, 2022.
21. Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для студ.
филол. фак. высш. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин. - М.: Издательский
центр «Академия», 2006. - 256 с.
22. Кожевников В.Ю. История русской графики / В.Ю. Кожевников. - М., 2003.
23. Кутявина С. В. Поурочные разработки по родном русскому языку.
1 класс (к УМК О. М. Александровой и др.) / С.В. Кутявина. - М.: Просвещение, 2019-2021 гг. - 127 с.
24. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс. Учебная тетрадь. В 2-х частях. ФГОС. / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение/Бином, 2021 г. - 64 с.
25. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.:
Просвещение, 2013. -214 с.;
26. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных
классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121
«Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
27. Львов М.Р. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1989. - 140 с.
28. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах - М.: Просвещение, 2016 - 431 с.;
29. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2019. - 464 с.;
30. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя /Н.Е. Богуславская [и др] /Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
31. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие / Л.Д. Мали. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - 220 с.
32. Методика обучения русскому языку в начальной школе. Учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов / под ред. Мачулиной М.А. - Пятигорск: ООО «РИА-КМВ», 2018. - 116 с.
33. Методика обучения русскому языку. Практикум: учеб. пособие для СПО / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. - 2-е изд., испр. и доп. (Серия : Профессиональное образование). - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 319 с.
34. Петровский А.В. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Инфра-М, 2005. - 512 с.
35. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого («Школа России») / О.И. Дмитриева. - М.: Просвещение, 2019-2021 гг. выпуска. - 176 с
36. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения:
Учебное пособие для студентов/Под ред. Соловейчик М.С. - М.:
Просвещение, 2018. - с. 383;
37. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина [и др]. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с.
38. Сальникова Т.П. Методика обучении грамоте / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 144 с.
39. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 322 с.
40. Узорова О.В. 12000 мини-заданий по русскому языку на каждый день: 1-4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - Москва: Издательство АСТ 2021, - 160 с.
41. Федина Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение
начального образования 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата / Л.В. Федина. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 132 с.
42. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Просвещение, 2014 - 143 с.;
43. Цукерман Г.А. Задачи построения коллективно-распределенной учебной деятельности // Экспериментальные исследования по проблемам общей, социальной и дифференциальной психологии / Г.А. Цукурман. - М., - 1979. - 98—103 с.
44. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды / Д.Б. Эльконин.
- М.: Педагогика, 1989. - 560 с.