ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ СО СВЯЗНЫМ ТЕКСТОМ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников при работе со связным текстом 6
1.1. Сущность понятия «связная речь» 6
1.2. Основные этапы порождения и восприятия речи 11
1.3. Возрастные особенности порождения и восприятия связной речи у
младших школьников 17
1.4. Основные направления работы над связной речью в начальной школе....21
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Исследование актуального уровня развития речи младших школьников при работе со связным текстом 29
2.1. Диагностика уровня развития речи при работе со
связным текстом в начальной школе 29
2.2. Результаты проведения диагностических методик по выявлению уровня
развития речи младших школьников при работе со связным текстом 34
2.3. Описание комплекса упражнений, направленного на развитие речи
младших школьников при работе со связным текстом 39
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 55
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Приложение 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников при работе со связным текстом 6
1.1. Сущность понятия «связная речь» 6
1.2. Основные этапы порождения и восприятия речи 11
1.3. Возрастные особенности порождения и восприятия связной речи у
младших школьников 17
1.4. Основные направления работы над связной речью в начальной школе....21
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Исследование актуального уровня развития речи младших школьников при работе со связным текстом 29
2.1. Диагностика уровня развития речи при работе со
связным текстом в начальной школе 29
2.2. Результаты проведения диагностических методик по выявлению уровня
развития речи младших школьников при работе со связным текстом 34
2.3. Описание комплекса упражнений, направленного на развитие речи
младших школьников при работе со связным текстом 39
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 55
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Приложение 3
Для того чтобы воспитать всесторонне развитую личность, необходимо хорошо владеть речью. В настоящее время проблема развития связной речи у младших школьников не утратила своей актуальности. Связная речь - это необходимый канал усвоения информации и передачи своих мыслей другим. Одной из важных задач, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом, является формирование умений понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте, определять основную мысль текста, передавать содержание воспринимаемого текста путем ответа на предложенные вопросы; уметь строить монологические и диалогические высказывания; воспринимать содержание предлагаемого материала и уметь работать с ним.
Многие ученые отмечают проблемы связной устной и письменной речи у младших школьников. Обучающимся становится непросто пересказывать тексты, отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Они затрудняются составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета. Это тормозит процесс обучения, мешает общаться с окружающими, а самое главное, замедляет процесс развития личности говорящего. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе.
Только через речевую деятельность, через ее восприятие и говорение, дети смогут овладеть родным языком в полной мере. Следовательно, необходимо создавать условия, чтобы обучающиеся смогли хорошо овладеть связной речью и грамотно выражать свои мысли, успешно общаться.
Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как Н.И. Жинкин, П.П. Блонский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Т. А. Ладыженская, Е.И. Никитина, М.С. Соловейчик, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, В.И. Яшина, М.М. Алексеева, И.А. Зимняя и многие другие.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития речи младших школьников и разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование речи при работе со связным текстом.
В качестве объекта исследования выступает процесс развития связной речи младших школьников.
Предметом исследования является актуальное состояние уровня развития речи младших школьников при работе со связным текстом и способы его изменения.
Гипотеза данной работы заключается в том, что развитие связной речи младших школьников находится преимущественно на среднем уровне. Данную гипотезу можно проверить при помощи трех выбранных нами критериев: умение определять связи между компонентами текста; умение выстраивать текст в логическом порядке; умение использовать средства связи при порождении текста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ методической литературы по работе над совершенствованием речи младших школьников при изучении связного текста;
2) определить критерии оценки уровня развития речи младших школьников при работе со связным текстом;
3) подобрать методики, позволяющие выявить актуальный уровень развития речи младших школьников при работе со связным текстом;
4) провести констатирующий эксперимент;
5) обработать результаты исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм;
6) провести содержательный анализ результатов исследования и подтвердить или опровергнуть гипотезу;
7) разработать комплекс упражнений, направленный на развитие речи младших школьников при работе со связным текстом.
При написании работы применялись следующие методы исследования:
1) теоретические методы: анализ литературы по теме исследования, сравнение эксперимента; 2) эмпирические методы:
констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база: МБОУ Гимназия 16 Центрального района города Красноярска, 3 «Б» класс.
В соответствии с целью работы, была определена ее структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
Многие ученые отмечают проблемы связной устной и письменной речи у младших школьников. Обучающимся становится непросто пересказывать тексты, отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Они затрудняются составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета. Это тормозит процесс обучения, мешает общаться с окружающими, а самое главное, замедляет процесс развития личности говорящего. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе.
Только через речевую деятельность, через ее восприятие и говорение, дети смогут овладеть родным языком в полной мере. Следовательно, необходимо создавать условия, чтобы обучающиеся смогли хорошо овладеть связной речью и грамотно выражать свои мысли, успешно общаться.
Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как Н.И. Жинкин, П.П. Блонский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Т. А. Ладыженская, Е.И. Никитина, М.С. Соловейчик, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, В.И. Яшина, М.М. Алексеева, И.А. Зимняя и многие другие.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития речи младших школьников и разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование речи при работе со связным текстом.
В качестве объекта исследования выступает процесс развития связной речи младших школьников.
Предметом исследования является актуальное состояние уровня развития речи младших школьников при работе со связным текстом и способы его изменения.
Гипотеза данной работы заключается в том, что развитие связной речи младших школьников находится преимущественно на среднем уровне. Данную гипотезу можно проверить при помощи трех выбранных нами критериев: умение определять связи между компонентами текста; умение выстраивать текст в логическом порядке; умение использовать средства связи при порождении текста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ методической литературы по работе над совершенствованием речи младших школьников при изучении связного текста;
2) определить критерии оценки уровня развития речи младших школьников при работе со связным текстом;
3) подобрать методики, позволяющие выявить актуальный уровень развития речи младших школьников при работе со связным текстом;
4) провести констатирующий эксперимент;
5) обработать результаты исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм;
6) провести содержательный анализ результатов исследования и подтвердить или опровергнуть гипотезу;
7) разработать комплекс упражнений, направленный на развитие речи младших школьников при работе со связным текстом.
При написании работы применялись следующие методы исследования:
1) теоретические методы: анализ литературы по теме исследования, сравнение эксперимента; 2) эмпирические методы:
констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база: МБОУ Гимназия 16 Центрального района города Красноярска, 3 «Б» класс.
В соответствии с целью работы, была определена ее структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе работы по теме исследования нами был проведён анализ методической литературы, изучены понятия «речь» и «связная речь».
Были подобраны методики, позволяющие выявить актуальный уровень развития речи младших школьников при работе со связным текстом и проведен констатирующий эксперимент.
При изучении проблемы развития речи у младших школьников при работе со связным текстом нами был сделан анализ результатов проведенного исследования. Он представлен в виде диаграмм и таблиц, которые демонстрируют актуальный уровень развития речи при работе со связным текстом.
Полученные данные позволили подтвердить гипотезу о том, что у обучающихся 3 класса уровень развития речи при работе со связным текстом находится на среднем уровне и выражается через умение определять связи между компонентами текста, умение выстраивать текст в логическом порядке, а также умение использовать средства связи при порождении текста.
После анализа полученных результатов и выявления проблем, с которыми сталкиваются младшие школьники при работе со связным текстом, мы определили условия, которые способствуют развитию и улучшению данного умения.
Последний этап работы заключался в подборе упражнений, необходимых для успешного решения проблем. Задания подобраны так, чтобы младший школьник мог успешно реализовать свою коммуникативную потребность.
Работа по развитию речи вносит огромный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой и социально активной личности обучающегося.
Были подобраны методики, позволяющие выявить актуальный уровень развития речи младших школьников при работе со связным текстом и проведен констатирующий эксперимент.
При изучении проблемы развития речи у младших школьников при работе со связным текстом нами был сделан анализ результатов проведенного исследования. Он представлен в виде диаграмм и таблиц, которые демонстрируют актуальный уровень развития речи при работе со связным текстом.
Полученные данные позволили подтвердить гипотезу о том, что у обучающихся 3 класса уровень развития речи при работе со связным текстом находится на среднем уровне и выражается через умение определять связи между компонентами текста, умение выстраивать текст в логическом порядке, а также умение использовать средства связи при порождении текста.
После анализа полученных результатов и выявления проблем, с которыми сталкиваются младшие школьники при работе со связным текстом, мы определили условия, которые способствуют развитию и улучшению данного умения.
Последний этап работы заключался в подборе упражнений, необходимых для успешного решения проблем. Задания подобраны так, чтобы младший школьник мог успешно реализовать свою коммуникативную потребность.
Работа по развитию речи вносит огромный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой и социально активной личности обучающегося.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ
НАД ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - Реализация интегрированного подхода в процессе развита речи младших школьников («Русский язык» и «Литературное чтение»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Дополнительная общеобразовательная программа педагогической направленности как средство развития речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Речевое развитие младших школьников в процессе изучения имен прилагательных (Рязанский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Сжатое изложение как средство развития речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ
ОСНОВ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Сжатое изложение как средство работы над лаконичностью и точностью речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Обучение сжатому изложению как способ работы над точностью и лаконичностью речи в 5-6 классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023



