Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников при работе со связным текстом 6
1.1. Сущность понятия «связная речь» 6
1.2. Основные этапы порождения и восприятия речи 11
1.3. Возрастные особенности порождения и восприятия связной речи у
младших школьников 17
1.4. Основные направления работы над связной речью в начальной школе....21
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Исследование актуального уровня развития речи младших школьников при работе со связным текстом 29
2.1. Диагностика уровня развития речи при работе со
связным текстом в начальной школе 29
2.2. Результаты проведения диагностических методик по выявлению уровня
развития речи младших школьников при работе со связным текстом 34
2.3. Описание комплекса упражнений, направленного на развитие речи
младших школьников при работе со связным текстом 39
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 55
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Приложение 3
Для того чтобы воспитать всесторонне развитую личность, необходимо хорошо владеть речью. В настоящее время проблема развития связной речи у младших школьников не утратила своей актуальности. Связная речь - это необходимый канал усвоения информации и передачи своих мыслей другим. Одной из важных задач, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом, является формирование умений понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте, определять основную мысль текста, передавать содержание воспринимаемого текста путем ответа на предложенные вопросы; уметь строить монологические и диалогические высказывания; воспринимать содержание предлагаемого материала и уметь работать с ним.
Многие ученые отмечают проблемы связной устной и письменной речи у младших школьников. Обучающимся становится непросто пересказывать тексты, отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Они затрудняются составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета. Это тормозит процесс обучения, мешает общаться с окружающими, а самое главное, замедляет процесс развития личности говорящего. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе.
Только через речевую деятельность, через ее восприятие и говорение, дети смогут овладеть родным языком в полной мере. Следовательно, необходимо создавать условия, чтобы обучающиеся смогли хорошо овладеть связной речью и грамотно выражать свои мысли, успешно общаться.
Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как Н.И. Жинкин, П.П. Блонский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Т. А. Ладыженская, Е.И. Никитина, М.С. Соловейчик, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, В.И. Яшина, М.М. Алексеева, И.А. Зимняя и многие другие.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития речи младших школьников и разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование речи при работе со связным текстом.
В качестве объекта исследования выступает процесс развития связной речи младших школьников.
Предметом исследования является актуальное состояние уровня развития речи младших школьников при работе со связным текстом и способы его изменения.
Гипотеза данной работы заключается в том, что развитие связной речи младших школьников находится преимущественно на среднем уровне. Данную гипотезу можно проверить при помощи трех выбранных нами критериев: умение определять связи между компонентами текста; умение выстраивать текст в логическом порядке; умение использовать средства связи при порождении текста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ методической литературы по работе над совершенствованием речи младших школьников при изучении связного текста;
2) определить критерии оценки уровня развития речи младших школьников при работе со связным текстом;
3) подобрать методики, позволяющие выявить актуальный уровень развития речи младших школьников при работе со связным текстом;
4) провести констатирующий эксперимент;
5) обработать результаты исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм;
6) провести содержательный анализ результатов исследования и подтвердить или опровергнуть гипотезу;
7) разработать комплекс упражнений, направленный на развитие речи младших школьников при работе со связным текстом.
При написании работы применялись следующие методы исследования:
1) теоретические методы: анализ литературы по теме исследования, сравнение эксперимента; 2) эмпирические методы:
констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база: МБОУ Гимназия 16 Центрального района города Красноярска, 3 «Б» класс.
В соответствии с целью работы, была определена ее структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе работы по теме исследования нами был проведён анализ методической литературы, изучены понятия «речь» и «связная речь».
Были подобраны методики, позволяющие выявить актуальный уровень развития речи младших школьников при работе со связным текстом и проведен констатирующий эксперимент.
При изучении проблемы развития речи у младших школьников при работе со связным текстом нами был сделан анализ результатов проведенного исследования. Он представлен в виде диаграмм и таблиц, которые демонстрируют актуальный уровень развития речи при работе со связным текстом.
Полученные данные позволили подтвердить гипотезу о том, что у обучающихся 3 класса уровень развития речи при работе со связным текстом находится на среднем уровне и выражается через умение определять связи между компонентами текста, умение выстраивать текст в логическом порядке, а также умение использовать средства связи при порождении текста.
После анализа полученных результатов и выявления проблем, с которыми сталкиваются младшие школьники при работе со связным текстом, мы определили условия, которые способствуют развитию и улучшению данного умения.
Последний этап работы заключался в подборе упражнений, необходимых для успешного решения проблем. Задания подобраны так, чтобы младший школьник мог успешно реализовать свою коммуникативную потребность.
Работа по развитию речи вносит огромный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой и социально активной личности обучающегося.
1. Агафонова В.А., Сатарова Л.А. Формирование культуры речи у младших школьников // cyberleninka URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-rechi-u-mladshih-shkolnikov/viewer(дата обращения 05.06.2021)
2. Актуальные вопросы развития речи младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических профилей / Т. А. Налимова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Кемеровский государственный университет, Новокузнецкий институт (филиал). - Казань: Бук, 2017. - 118 с.
3. Андрианова Е. Н. Сопоставительный анализ учебников русского языка с точки зрения развития связной речи у младших школьников // Журнал №7 (71). - 2020, 25.07.20. - С. 145-150.
4. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. - 2000. - №4. - С. 35-39.
5. Булохов В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся в свете теории речевой деятельности: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02. - Москва, 1994. - 37 c.
6. Бунеев Р.Н. Русский язык. 3 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Изд. 5-е, перераб. - М. : Баласс, 2015. - 176 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.; Л., 1934. - С. 311.
8. Гергиева Я. М. Развитие связной письменной речи: начальная школа //
cyberleninka URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-pismennoy-rechi-nachalnaya-shkola/viewer(дата обращения: 05.06.2021)
9. Голубь В.Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс. Практическое пособие для начальной школы. - Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2022. - С. 5-6.
10. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в IV - VIII классах. - М., 1969. - С. 103.
11. Жуковская Т.Н. Особенности преподавания русского языка по программе «Начальная школа XXI века» // infourok URL: https://infourok.ru/osobennosti-prepodavaniya-russkogo-yazika-po-programme-nachalnaya-shkola-hhi-veka-2480691.html (дата обращения: 07.06.2021)
12. Иванов С.В. Русский язык. 3 класс. Учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.
13. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
14. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для ощеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
15. Кизилова Т.Н. Система работы по развитию связной речи младших
школьников // cyberleninka URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-po-razvitiyu-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 05.06.2021)
16. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 464 с.
17. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
18. Львов М. Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
19. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 468 с.
20. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 228-291.
21. Николаева Е.В. Обучение сочинению на уроках чтения // Начальная школа: плюс До и После. - 2008. - №6. - С. 52-56.
22. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1979.
23. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1: учеб. - 14-е изд., стереотип.
- М. : Дрофа, 2009. - 158, [2] с.
24. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 2: учеб. - 14-е изд., стереотип.
- М. : Дрофа, 2009. - 141, [3] с.
25. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 : учебник / Т.Г. Рамзаева. - 18-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2013. - 158, [2] с.
26. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 кл. В 2 ч. Ч. 2 : учебник / Т.Г. Рамзаева. - 18-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2013. - 158, [2] с.
27. Рождественская Р.Л. Обучение грамоте в начальных классах: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Педагогика начального образования»). - Белгород, 2007. - 129 с.
28. Роль изложений в развитии речи // URL:
http://krasnogvard-nmc.spb.ru/ZP18/NO_Izl-2019.pdf дата обращения: 07.06.2021)
29. Русский родной язык. 2 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. - М. : Просвещение. 2019. - С. 124-128.
30. Русский родной язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2021. - С. 130.
31. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; под ред. М.С. Соловейчик. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 302 с.
32. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Л. Касаткин [и др.]; Под ред. Л.Л. Касаткина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 768 с.
33. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.А. Стародубова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - С. 5-22.
34. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 136 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М, : Просвещение РФ. - 2021. - № 286.
36. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под обз. ред. В.И, Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.