Введение
Глава 1. Безопасное поведение младших школьников дома в отсутствии взрослых как психолого-педагогическая проблема 9
1.1. Безопасное поведение младших школьников: содержание понятия и егохарактеристика9
1.2. Учет возрастных особенностей в процессе формирования безопасного поведения младших школьников 17
1.3. Описание безопасного поведения как процесса формирования его в образовательной практике начальной школы
Выводы по главе 126
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня знаний норм безопасного поведения младших школьников дома в отсутствии взрослых 28
2.1. Методика диагностики уровня знаний младших школьников о безопасном поведении дома28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента
2.3. Программа расширения знаний младших школьников о безопасном
поведении дома
Выводы по главе 2 49
Заключение 50
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. Сегодня очевидна необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с ростом потенциально опасных для жизни ситуаций, проявлениями разрушительных сил природы, увеличением количества промышленных аварий, социального и экологического неблагополучия, а также отсутствием навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.
В Письме Министерства просвещения Российской Федерации «Об обеспечении надежности в образовательных учреждениях» указывается, что решение задачи безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В этом письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников образовательных учреждений. Этот вопрос также нашел свое отражение и в ФГОС от 17.10.2013г. № 1155.
Экспертами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть новообразование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного и младшего школьного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Храмцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного и младшего школьного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.
Надежность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач современного образования. При этом важно не только оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников является, очевидно, актуальной, но явно недостаточно разработанной. Противоречие между необходимостью формирования знаний и навыков основ безопасного поведения детей младшего школьного возраста и отсутствием системы методической работы по формированию основ надежного поведения детей позволило обозначить проблему и определить тему исследования: «Возможности расширения знаний норм безопасного поведения младших школьников дома в отсутствии взрослых».
Объект исследования: процесс расширения знаний норм безопасного поведения младших школьников дома в отсутствии взрослых.
Предмет исследования: актуальное состояние знаний младших школьников о нормах безопасного поведения дома в отсутствии взрослых и условия его изменения.
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально изучить актуальное состояние знаний младших школьников о нормах безопасного поведения дома в отсутствие взрослых и составить программу их расширения.
Гипотеза исследования: актуальное состояние знаний младших школьников о нормах безопасного поведения дома в отсутствии взрослых определяется знанием правил их поведения с незнакомыми людьми, при пожаре; правил безопасного обращения с лекарствами, бытовыми электроприборами и находится преимущественно на среднем уровне.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
Рассмотреть содержание понятия «безопасное поведение младших школьников» и дать его характеристику.
Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников для последующего учета в процессе формирования их безопасного поведения.
Изучить способы повышения готовности младших школьников действовать в опасных ситуациях.
Представить методики диагностики уровня знаний младших школьников о безопасном поведении дома.
Описать результаты диагностики уровня знаний младших школьников о безопасном поведении дома.
Представить программу расширения знаний младших школьников о безопасном поведении дома.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- диагностика при помощи методик;
- качественный и количественный анализ данных.
Методики исследования:
- методика «Неоконченное предложение» (автор Сакс Леви);
- методика опроса (авторы Б. Паскаль и И. Бернулли);
- методика анкетирования (автор Ф. Гальтон);
- анализ ситуаций «Правильно ли поступили?» (авторы Дж. Эткинсон, Й. Уилсон).
Выборка испытуемых: учащиеся 2-го класса МБОУ Орджоникидзевская СОШ в количестве 14 человек (5 девочек и 9 мальчиков).
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методических сведений, касающихся содержания понятия «безопасное поведение младших школьников»; в уточнении возрастных особенностей в процессе формирования безопасного поведения младших школьников; в рассмотрении разнообразных способов повышения готовности младших школьников действовать в опасных ситуациях.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
- педагогами начального звена с целью оптимизации своей профессиональной деятельности в отношении расширения знаний младших
школьников о безопасном поведении дома;
- студентами, обучающимися по психолого-педагогическому и естественнонаучному направлению, с целью самоподготовки к тематическим семинарам и практическим занятиям;
- молодыми профессорами, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных и методических сведений.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы и снабженными выводами, заключением, списком литературы и приложением.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, экспериментально изучить актуальное состояние знаний младших школьников о нормах безопасного поведения дома в отсутствие взрослых и составить программу их расширения. Достижению цели исследования способствовала реализация поставленных задач.
По итогам решения первой исследовательской задачи было рассмотрено понятие «безопасное поведение младших школьников». В проведенном исследовании под безопасным поведением младших школьников решено понимать выполнение учащимся норм и правил, обеспечивающих сохранение его жизни и здоровья, минимизацию негативных влияний окружающей среды.
В результате решения второй задачи исследования были охарактеризованы возрастные особенности младших школьников для последующего учета в процессе формирования их безопасного поведения. Установлено, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте выступает учебная деятельность, поэтому именно в ее рамках целесообразно расширять знания младших школьников о безопасном поведении дома.
На основании решения третьей задачи исследования были рассмотрены способы повышения готовности младших школьников действовать в опасных ситуациях. Выявлено, что для развития такой готовности в младшем школьном возрасте могут быть использованы следующие способы: наблюдения, экскурсии, словесные методы (рассказ, объяснение, беседа), метод иллюстраций, упражнения, практические задания, разноуровневые задания и пр.
В рамках решения четвертой исследовательской задачи была представлена методика диагностики уровня знаний младших школьников о безопасном поведении дома. Она включала в себя методику «Неоконченное предложение» С. Леви (направленную на выявление знаний правил поведения с незнакомыми людьми), методику опроса Б. Паскаля и И. Бернулли (направленную на выявление знаний о безопасном обращении с лекарствами), методику анкетирования Ф. Гальтона (направленную на выявление знаний о безопасном поведении при пожаре), анализ ситуаций «Правильно ли поступили?» Дж. Эткинсона, Й. Уилсона (направленную на выявление знаний о безопасном обращении с опасными бытовыми электроприборами).
В результате решения пятой задачи исследования были описаны результаты диагностики уровня знаний младших школьников о безопасном поведении дома. По итогам диагностики было выявлено, что у испытуемых младших школьников недостаточно знаний правил безопасного поведения дома. Незнание правил поведения в опасных ситуациях (пожар, утечка газа, общение с незнакомыми людьми, поведение в лифте и на балконе) отсутствие знаний о безопасном обращении с опасными предметами дома (лекарства, электроприборы), незнание правил оказания первой медицинской помощи стало недопустимым.
По итогам решения заключительной, шестой, исследовательской задачи, была представлена программа расширения знаний младших школьников о безопасном поведении дома. В рамках программы поставлены цель, перечислены задачи, описан контингент участников, представлены принципы реализации и основные методы, направления деятельности, содержание программы, приведена примерная схема проведения занятий.
Качественный и количественный анализ данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что актуальное состояние знаний младших школьников о нормах безопасного поведения дома в отсутствии взрослых определяется знанием правил их поведения с незнакомыми людьми, при пожаре; правил безопасного обращения с лекарствами, бытовыми электроприборами и находится преимущественно на среднем уровне.
1. Абаскалова, Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. - Новосибирск : АРТА, 2011. - 303 с.
2. Абрамова, С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности / С.В. Абрамова ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Сахалинский гос. ун-т». - Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2012. - 243 с.
3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника : избранные псих. труды / П.П. Блонский ; под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской
; Академия педагогических и соц. наук, Московский психолого-соц. институт. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2017. - 574 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография : цикл статей / Л.И. Божович. - М. : Питер, 2018. - 400 с.
5. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова,
Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2017. - № 3. - С. 338-353.
6. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер. - М. : Владос-Пресс, 2015. - 296 с.
7. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М. : Академия, 2011. - 624 с.
8. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков ; Моск. гос. обл. ун-т. - М. : Академический Проект ; М. : Альма Матер, 2015. - 206 с.
9. Все о младшем школьнике / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 399 с.
Выготский. - М. : Смысл, 2013. - 1136 с.
11. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2013. - 512 с.
12. Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Роженко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2019. - 288 с.
13. Гафнер, В.В. Педагогика безопасности : предпосылки возникновения нового научного направления в педагогике / В. Гафнер // Основы безопасности жизнедеятельности : информ.-метод. изд. для преподавателей. - 2014. - № 1. - С. 24-27.
14. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка : содержание и структура учебной деятельности / В.В.
Давыдов // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М. : Академия, 2011. - С. 91-94.
15. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш ; под ред. В.Е. Клочко. - М. : Владос-Пресс, 2015. - 263 с.
16. Казанцев, Г. Безопасность жизнедеятельности в
образовательных учреждениях / Г. Казанцев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2011. - № 9. - С. 14-17.
17. Колбанов, В.В. Методология формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях / В.В. Колбанов // Современные проблемы формирования и укрепления здоровья : сб. научных статей Международной научно-практич. конф. - Брест : Альтернатива, 2013. - С. 186-190.
18. Кузнецова Кузнецова, Л.В. Шманева. - М. : ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014. - 74 с.
19. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М. : Эксмо, 2019. - 176 с.
20. Кулаковский, О.А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни / О.А. Кулаковский // Образование в современной
школе. - 2015. - № 5. - C. 37-41.
21. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2019. - 423 с.
22. Лысенко, Е.М. Возрастная психология / Е.М. Лысенко. - М. : Владос-Пресс, 2016. - 172 с.
23. Мельникова, Н.Ф. Педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности / Н.Ф. Мельникова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2011. - № 1. - С. 26-30.
24. Мельникова, Т.В. Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» / Т.В. Мельникова // Педагогика высшей школы. - 2015. - № 3-1 (3). - С. 113-116.
25. Методика обучения и воспитания безопасности
жизнедеятельности / сост. Ю.А. Маренчук ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. - 322 с.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология : феноменология развития,
детство, отрочество / В.С. Мухина. - 14-е изд., стереотипное. - М. :
Академия, 2012. - 656 с.
27. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье : дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. - СПб. : Питер, 2016. - 237 с.
28. Перфильева, Н.В. Формирование культуры безопасности поведения детей на дорогах / Н.В. Перфильева // Педсоветов. - 2019. - № 4. - С. 23-31.
29. Петров, С.В. Актуальные направления развития преподавания безопасности жизнедеятельности / С.В. Петров // Научный поиск. - 2015. - № 2.1. - С. 6-9.
30. Петрова, Л.И. Воспитание младшего школьника / Л.И. Петрова.
- Ростов н/Д. : Феникс, 2018. - 352 с.
31. Петрова, О.О. Возрастная психология / О.О. Петрова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 222 с.
32. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый.
- М. : Владос, 2018. - 464 с.
33. Репин, Ю. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Ю. Репин // Основы безопасности жизни. - 2017. - № 1. - С. 27-32 ; - № 2. - С. 35-40.
34. Рыкованов, В.А. Методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности / В.А. Рыкованов; М-во образования Рос. Федерации. С. Петерб. гос. лесотехн. акад. - СПб. : С. Петерб. гос. лесотехн. акад., 2012. - 110 с.
35. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М. : Аспект-Пресс, 2015. - 460 с.
36. Склянова, Н.А. Безопасность образовательного пространства : монограф. / Н.А. Склянова, И.В. Плющ, А.Ф. Гусев ; под общ. ред. Н.А. Скляновой; Мэрия г. Новосибирска. Отд. обществ. безопасности [и др.]. - Новосибирск : Изд-во СО РАМН, 2011. - 335 с.
37. Стюхина, Г.А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста : лекции / Г.А. Стюхина. - М. : Первое сентября, 2020. - 92 с.
38. Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности / Г.М. Суворова, В.Д. Горичева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2020. - 212 с.
39. Сырицына, С.И. Особенности физического и умственного развития младших школьников / С.И. Сырицына // Директор школы. - 2019. - № 4. - С. 74-80.
40. Талагаева, Ю.А. Методика обучения основам безопасности
жизнедеятельности / Ю.А. Талагаева ; Балашовский институт (филиал) ; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский
государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». - Саратов : Саратовский источник, 2018. - 88 с.
41. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Л.А. Михайлов и др. ; под ред. Л.А. Михайлова. - М. : Академия, 2019. - 286 с.
42. Тимофеева, Л.Л. Педагогические аспекты проблемы обеспечения безопасности детей : историко-культурный анализ / Л.Л. Тимофеева. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 205 с.
43. Толочко, Е.И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема / Е.И. Толочко //Человек и образование. - 2015. - № 1 (42). - С. 173-179.
44. Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности / Т.А. Хван, П.А. Хван. - 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д. : Феникс, 2013. - 415 с.
45. Чернявская, Н.М. Теория и методика обучения безопасности
жизнедеятельности / Н.М. Чернявская ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Комсомольский-на-Амуре гос. пед. ун-т». -
Комсомольск-на-Амуре : Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. ун-та, 2016. - 113 с.
46. Чугайнова, Л.В. Теория и методика обучения основам
безопасности жизнедеятельности в школе / Л.В. Чугайнова ; Минобрнауки России, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Соликамский гос. пед. ин-т». - Соликамск : СГПИ, 2012.
- 147 с.
47. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2014. - 349 с.
48. Шубина, О.Н. Характеристика методов и способов обучения по Ю.К. Бабанскому / О.Н. Шубина // Обучение и воспитание : методики и практика. - 2016. - № 30-1. - С. 146-151.
49. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М. : Академия, 2016. - 384 с.
50. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М. : Прогресс, 2016. - 344 с.
51. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006 - 120 с.
52. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. -
Екатеринбург: изд. Урал, ун-та, 1998. - 208 с.
53. Бутенко И.Л. Анкетный опросник как общение социолога с
респондентами. -М., 1989
54. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология
профессионально-ориентированного обучения/
URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html(25.08.2021)