Возможности синонимов в процессе обогащения словарного запаса второклассников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса обогащения словарного запаса младшего школьника в области синонимии 7
1.1 Синонимы и их роль в языке 7
1.2. Синонимы в словаре младшего школьника 15
1.3 Приемы работы с синонимами в начальной школе 19
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальное исследование словаря младших школьников в области владения синонимами 28
2.1. Диагностическая программа исследования 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
2.2. Программа формирующего воздействия, направленная на повышение
уровня владения синонимами у обучающихся второго класса. Фрагменты уроков и комплекс упражнений 33
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса обогащения словарного запаса младшего школьника в области синонимии 7
1.1 Синонимы и их роль в языке 7
1.2. Синонимы в словаре младшего школьника 15
1.3 Приемы работы с синонимами в начальной школе 19
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальное исследование словаря младших школьников в области владения синонимами 28
2.1. Диагностическая программа исследования 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
2.2. Программа формирующего воздействия, направленная на повышение
уровня владения синонимами у обучающихся второго класса. Фрагменты уроков и комплекс упражнений 33
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Язык - одна из главных ценностей человека, с ним неразрывно связана вся его жизнь. В современном обществе перед каждым человеком стоит важная задача - внимательно относиться к своей и чужой речи. Речь человека может многое сказать о его характере, уровне образования, мировоззрении, поэтому каждый носитель языка должен стремиться к хорошему пониманию всех оттенков слов своего языка, развивать высокий уровень языковой культуры.
Синонимы, а точнее их изучение оказывает не малое влияние на обогащение и разнообразие лексического запаса и, соответственно, влияет на степень освоенности дисциплинарной области начального образования. В современном мире это важнейшая проблема, которая требует особого внимания и новых путей её решения. Особо важным вопрос становится, когда речь заходит о младших школьниках, когда их словарный запас активно обогащается и это закладывает фундамент для последующей активизации лексического запаса и культуры речи.
Процесс изучения синонимов как одного из способа обогащения лексического запаса младших школьников представляет несомненный научный и практический интерес. Синонимы - это тот ресурс, который способствует разнообразию, расширению речевого лексического диапазона младших школьников.
Актуальность выбранной нами темы исследования объясняется сложностью проблем синонимии и необходимости углубленного внимания к ней уже на этапе начального обучения вследствие особенности и способности детей данного школьного возраста активно усваивать и производить отбор лексических единиц, соотнося их с ролью в жизни и деятельности человека, назначению и функциями, что является необходимым условием развития личности обучающегося, усовершенствования их языковой и коммуникативной культуры в контексте компетентностно-ориентированной парадигмы современной системы образования [2; 3; 5].
Подтверждением актуальности выбранной нами темы является требования ФГОС НОО (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) П. 12.1.4. «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.. .»[10]
Развитие словарного запаса человека - одна из ключевых задач школы. В современной школе уроки русского языка являются важнейшими в системе школьных предметов. Как известно, русский язык является как объектом, так и средством обучения школьников, так как на уроках русского языка они получают те умения и навыки, которые необходимы для получения знаний на других школьных предметах.
На уроках русского языка у обучающихся формируется красивая, грамотная, яркая речь. Большую роль в этом процессе играют синонимы - слова, сходные по лексическому значению.
Работа над синонимами и синонимичными рядами обогащает словарь учащихся, способствует точному выражению мысли, предупреждает повторы одного и того же слова, другими словами, способствует развитию речи учащихся. Данный факт определяет актуальность нашего исследования.
Способы изучения синонимов и значимости синонимических явлений в речи освещали в своих трудах такие видные лингвисты, как В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, А.Н. Гвоздев, А.И. Ефимов. Они рассматривали синонимию как важнейшее стилеобразующее средство, видели в синонимических процессах фундамент стилистической системы языка.
Проблему обогащения лексического запаса детей начальной школы посредствам разнообразных способов освещали такие ученые как Г.А. Бакулина, Н.Й. Гамбург, Ю.В. Кулеша, В.А. Кривенко, Г.И. Щукина. Большое внимание к проблеме обучения русскому языку проявляли А.В. Текучев, Л.Т. Григорян, Н.М. Шанский, Е.П. Скворцова, Т.А. Шаповалова, С.В. Козеняшева, О.В. Шурпан.
Среди учёных, посвятивших свои работы проблемам синонимов, отметим авторов словарей синонимов, таких как: А. П. Алекторову, З. Е. Александрову, В. Н. Клюеву, А. П. Евгеньеву и многих других. Вопросами развития речи, в том числе связанными с работой над значением и употреблением синонимов, занимались такие методисты, как М.С. Соловейчик - автор учебников русского языка в начальной школе, В.И. Капинос - автор учебников русского языка для средней школы.
Объект исследования - процесс обогащения словаря младших школьников в области синонимии.
Предмет исследования - актуальный уровень владения синонимами во 2-ом классе.
Цель исследования - определить актуальный уровень овладения синонимами во 2 классе.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень владения синонимами во 2 классе преимущественно средний, то есть второклассники, как правило, понимают значение термина “синоним”, но затрудняются в определении и сопоставлении их значений, испытывают некоторые сложности при составлении синонимического ряда.
Данная цель ставит перед нами следующие задачи:
• изучить, проанализировать и систематизировать лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу по теме ВКР;
• выявить особенности словаря младших школьников и место синонимии в нем;
• составить диагностическую программу для определения актуального уровня владения синонимами у младших школьников;
• провести констатирующий эксперимент;
• проанализировать результаты эксперимента;
• подобрать упражнения, направленные на обогащение синонимами словарного запаса младших школьников.
Теоретические основы исследования: в своем исследовании мы опирались на труды отечественных и зарубежных лингвистов, среди которых такие знаменитые ученые, как Н.С. Валгина, В.В. Виноградов, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина, М.Р. Львов и другие.
Данное исследование представляет собой несомненный практический интерес т.к. диагностика и представленные практические задания по выявлению уровня понимания и применения синонимов в контексте могут быть использованы в практической деятельности учителя русского языка.
В исследовании использованы следующие методы: теоретический и эмпирический (эксперимент).
Экспериментальной базой исследования послужил 2 «Б» класс МБОУ СШ №36 г. Красноярска.
Структуры работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Синонимы, а точнее их изучение оказывает не малое влияние на обогащение и разнообразие лексического запаса и, соответственно, влияет на степень освоенности дисциплинарной области начального образования. В современном мире это важнейшая проблема, которая требует особого внимания и новых путей её решения. Особо важным вопрос становится, когда речь заходит о младших школьниках, когда их словарный запас активно обогащается и это закладывает фундамент для последующей активизации лексического запаса и культуры речи.
Процесс изучения синонимов как одного из способа обогащения лексического запаса младших школьников представляет несомненный научный и практический интерес. Синонимы - это тот ресурс, который способствует разнообразию, расширению речевого лексического диапазона младших школьников.
Актуальность выбранной нами темы исследования объясняется сложностью проблем синонимии и необходимости углубленного внимания к ней уже на этапе начального обучения вследствие особенности и способности детей данного школьного возраста активно усваивать и производить отбор лексических единиц, соотнося их с ролью в жизни и деятельности человека, назначению и функциями, что является необходимым условием развития личности обучающегося, усовершенствования их языковой и коммуникативной культуры в контексте компетентностно-ориентированной парадигмы современной системы образования [2; 3; 5].
Подтверждением актуальности выбранной нами темы является требования ФГОС НОО (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) П. 12.1.4. «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.. .»[10]
Развитие словарного запаса человека - одна из ключевых задач школы. В современной школе уроки русского языка являются важнейшими в системе школьных предметов. Как известно, русский язык является как объектом, так и средством обучения школьников, так как на уроках русского языка они получают те умения и навыки, которые необходимы для получения знаний на других школьных предметах.
На уроках русского языка у обучающихся формируется красивая, грамотная, яркая речь. Большую роль в этом процессе играют синонимы - слова, сходные по лексическому значению.
Работа над синонимами и синонимичными рядами обогащает словарь учащихся, способствует точному выражению мысли, предупреждает повторы одного и того же слова, другими словами, способствует развитию речи учащихся. Данный факт определяет актуальность нашего исследования.
Способы изучения синонимов и значимости синонимических явлений в речи освещали в своих трудах такие видные лингвисты, как В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, А.Н. Гвоздев, А.И. Ефимов. Они рассматривали синонимию как важнейшее стилеобразующее средство, видели в синонимических процессах фундамент стилистической системы языка.
Проблему обогащения лексического запаса детей начальной школы посредствам разнообразных способов освещали такие ученые как Г.А. Бакулина, Н.Й. Гамбург, Ю.В. Кулеша, В.А. Кривенко, Г.И. Щукина. Большое внимание к проблеме обучения русскому языку проявляли А.В. Текучев, Л.Т. Григорян, Н.М. Шанский, Е.П. Скворцова, Т.А. Шаповалова, С.В. Козеняшева, О.В. Шурпан.
Среди учёных, посвятивших свои работы проблемам синонимов, отметим авторов словарей синонимов, таких как: А. П. Алекторову, З. Е. Александрову, В. Н. Клюеву, А. П. Евгеньеву и многих других. Вопросами развития речи, в том числе связанными с работой над значением и употреблением синонимов, занимались такие методисты, как М.С. Соловейчик - автор учебников русского языка в начальной школе, В.И. Капинос - автор учебников русского языка для средней школы.
Объект исследования - процесс обогащения словаря младших школьников в области синонимии.
Предмет исследования - актуальный уровень владения синонимами во 2-ом классе.
Цель исследования - определить актуальный уровень овладения синонимами во 2 классе.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень владения синонимами во 2 классе преимущественно средний, то есть второклассники, как правило, понимают значение термина “синоним”, но затрудняются в определении и сопоставлении их значений, испытывают некоторые сложности при составлении синонимического ряда.
Данная цель ставит перед нами следующие задачи:
• изучить, проанализировать и систематизировать лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу по теме ВКР;
• выявить особенности словаря младших школьников и место синонимии в нем;
• составить диагностическую программу для определения актуального уровня владения синонимами у младших школьников;
• провести констатирующий эксперимент;
• проанализировать результаты эксперимента;
• подобрать упражнения, направленные на обогащение синонимами словарного запаса младших школьников.
Теоретические основы исследования: в своем исследовании мы опирались на труды отечественных и зарубежных лингвистов, среди которых такие знаменитые ученые, как Н.С. Валгина, В.В. Виноградов, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина, М.Р. Львов и другие.
Данное исследование представляет собой несомненный практический интерес т.к. диагностика и представленные практические задания по выявлению уровня понимания и применения синонимов в контексте могут быть использованы в практической деятельности учителя русского языка.
В исследовании использованы следующие методы: теоретический и эмпирический (эксперимент).
Экспериментальной базой исследования послужил 2 «Б» класс МБОУ СШ №36 г. Красноярска.
Структуры работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Знания в области синонимии позволяют формулировать и доносить до окружающих свои мысли более ярко, образно, подробно и с чувством. Знание синонимических рядов помогает уйти от ненужного повторения слов в грамматических конструкциях и получить полноценное представление о различных предметах, процессах и явлениях, которые обозначаются определенными синонимичными словам.
На основе анализа лингвистической, методической и психолого-педагогической литературы можно сказать, что овладение синонимами в начальной школе является значимой частью процесса обогащения словарного запаса. Кроме того, изучение синонимов развивает у обучающихся способность продуктивно мыслить.
При ознакомлении с синонимами учителю нужно учитывать особенности развития психических процессов младшего школьника, в особенности памяти и мышления. В процессе знакомства с синонимией задействуется и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память.
Существуют по меньшей мере три подхода к определению сущности синонимов. Их специфика усматривается: 1) в тождестве или близости выражаемого содержания (содержательный критерий); 2) в способности выступать в тождественном контексте (формальный критерий, опирающийся на тождество сочетаемости); 3) в единстве семантики и сочетаемостных потенций (комплексный подход). На основе данных критериев были выделены уровни владения синонимами.
Заданий, позволивших определить актуальный уровень владения синонимами, было шесть. Каждое задание направлено на один параметр для ясности и чёткости общей картины.
В ходе констатирующего эксперимента выяснилось, что у 73% (16 обучающихся из 22) уровень овладения синонимами находится на среднем уровне. Что полностью подтвердило нашу гипотезу.
С целью повышения уровня владения синонимами мы составили комплекс упражнений по русскому языку, направленных на обогащение словарного запаса младшего школьника синонимами, то есть на повышение уровня владения синонимами. Для успешного осуществления этого процесса, учитель должен проводить работу с синонимами системно, разнообразить и постепенно усложнять задания.
В результате нашей исследовательской работы цель была достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
На основе анализа лингвистической, методической и психолого-педагогической литературы можно сказать, что овладение синонимами в начальной школе является значимой частью процесса обогащения словарного запаса. Кроме того, изучение синонимов развивает у обучающихся способность продуктивно мыслить.
При ознакомлении с синонимами учителю нужно учитывать особенности развития психических процессов младшего школьника, в особенности памяти и мышления. В процессе знакомства с синонимией задействуется и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память.
Существуют по меньшей мере три подхода к определению сущности синонимов. Их специфика усматривается: 1) в тождестве или близости выражаемого содержания (содержательный критерий); 2) в способности выступать в тождественном контексте (формальный критерий, опирающийся на тождество сочетаемости); 3) в единстве семантики и сочетаемостных потенций (комплексный подход). На основе данных критериев были выделены уровни владения синонимами.
Заданий, позволивших определить актуальный уровень владения синонимами, было шесть. Каждое задание направлено на один параметр для ясности и чёткости общей картины.
В ходе констатирующего эксперимента выяснилось, что у 73% (16 обучающихся из 22) уровень овладения синонимами находится на среднем уровне. Что полностью подтвердило нашу гипотезу.
С целью повышения уровня владения синонимами мы составили комплекс упражнений по русскому языку, направленных на обогащение словарного запаса младшего школьника синонимами, то есть на повышение уровня владения синонимами. Для успешного осуществления этого процесса, учитель должен проводить работу с синонимами системно, разнообразить и постепенно усложнять задания.
В результате нашей исследовательской работы цель была достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



