ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Содержание понятия «личная безопасность» в психолого-педагогической
литературе 9
1.2. Особенности формирования культуры личной безопасности в младшем
школьном возрасте 17
1.3. Пути формирования культуры личной безопасности у младших
школьников 23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностическая программа исследования культуры личной безопасности
младших школьников 32
2.2. Выявление актуального уровня сформированности культуры личной
безопасности у младших школьников 46
2.3. Разработка программы занятий кружка «Азбука безопасности» для
младших школьников 55
Выводы по главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Содержание понятия «личная безопасность» в психолого-педагогической
литературе 9
1.2. Особенности формирования культуры личной безопасности в младшем
школьном возрасте 17
1.3. Пути формирования культуры личной безопасности у младших
школьников 23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностическая программа исследования культуры личной безопасности
младших школьников 32
2.2. Выявление актуального уровня сформированности культуры личной
безопасности у младших школьников 46
2.3. Разработка программы занятий кружка «Азбука безопасности» для
младших школьников 55
Выводы по главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Приложения
Актуальность исследования. Обеспечение сохранения здоровья и жизни подрастающего поколения является основной целью и главной задачей общества. Жизненной необходимостью и гарантией сохранения здоровья и жизни ребенка в условиях мегаполиса и современного образа жизни является ознакомление обучающихся младшего школьного возраста с основными и значимыми правилами безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности в младшем школьном возрасте. Наибольшая и значимая часть трудной для восприятия информации, которую учителям нужно доносить до детей, является обучение основной осведомленности и компетенции в области безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста, так как использование полученной информации и способность применить полученные знания для повседневной жизнедеятельности тесно связаны с сохранностью жизни и здоровья обучающихся.
Также в условиях современных тенденций можно назвать несколько причин растущего каждым годом количества происшествий в повседневной жизнедеятельности. Например, количество автомобилей во дворах, на улицах мегаполисов и автомагистралях; количественное увеличение пожаров в домашних условиях; рост чрезвычайных ситуаций криминального характера; стабильное количество чрезвычайных ситуаций, связанных с электричеством, бытовым газом и водой. Актуальность данной проблемы заключается именно в увеличивающейся ежегодно статистике чрезвычайных ситуаций в повседневной жизнедеятельности в настоящее время в нашей стране в целом и каждого населенного пункта в отдельности. Особенно актуальна эта проблема для обучающихся младшего школьного возраста в рамках повседневной жизнедеятельности.
Статистические данные говорят о высоком проценте среди пострадавших детей - а именно: детей в возрасте 7-11 лет. В общеобразовательных учреждениях ведется работа по теме нашего исследования. Выбор верной оценки и принятия правильного и единственно верного решения в жизненной ситуации - залог сохранения здоровья и жизни ребенка. Безопасности детства и безопасному поведению ребенка в настоящее время уделяется большое внимание со стороны государства, общества и системы образования. Задачи сохранения здоровья детей и формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья, в современных условиях рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии развития системы образования. Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности отдельной личности, в частности ребёнка, принадлежит образованию. Новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования был введен термин «безопасный образ жизни», а также представлено детальное описание интеграции безопасного образа жизни в процессе обучения - от выполнения правил до формирования установок и ценностей. Безопасному образу жизни также уделяется внимание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где указывается на необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Культура здорового и безопасного образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Чтобы жить в современной, порой агрессивной по отношению к человеку социоприродной среде, и сохранить здоровье необходимо иметь сформированную систему навыков поведения. Для этого в процессе образования необходимо сосредоточиться на решении проблемы поиска педагогических условий и средств, которые позволят сделать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих осмысленным и привлекательным, а потребность в безопасном поведении - насущной и актуальной для каждого ребенка.
Личная безопасность - междисциплинарное понятие, охватывающее самые разнообразные аспекты жизнедеятельности человека. Оно включает широкий спектр представлений о безопасности от элементарного выживания в природе до взаимодействия людей в социуме. Культура личной безопасности включает в себя наличие знаний о безопасном поведении в природе, в быту, в общении личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
Вопросы личной безопасности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.)
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, З. Фрейда и др.
В педагогике вопросы формирования у ребёнка культуры личной безопасности активно обсуждаются в связи с тем, что компетентность каждого отдельно взятого ребёнка в этой области, в конечном итоге, образует фундамент безопасности жизнедеятельности общества, а это, в свою очередь, влияет на уровень национальной безопасности государства.
Формирование знаний о безопасном поведении - процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, однако именно в период обучения в школе заложенные в раннем и дошкольном детстве знания об основах сохранения здоровья и безопасности Особое значение в этом процессе принадлежит периоду обучения в школе, так как именно в этом возрасте закладываются знания об основах здоровья и его безопасности.
Значительную роль в формировании культуры безопасного поведения играют родители школьников, которые ещё в раннем детстве приучают детей следовать нормам безопасности, предостерегают их от опасностей, учат избегать потенциально опасных ситуаций. В то же время нельзя не признать, что с поступлением ребёнка в школу контроль его жизнедеятельности родителями ослабляется. Более того, если в детском саду ребёнок проводил целый день, находясь под присмотром воспитателей, то после школьных занятий до возвращения родителей с работы младший школьник фактически предоставлен самому себе - домой из школы он идёт без сопровождения взрослых, все элементарные бытовые дела, связанные с самообслуживанием, осуществляет самостоятельно. Соответственно, и соблюдение правил безопасности на улице, в общественных местах, дома становится зоной ответственности самого ребёнка.
Существенные изменения в социальной ситуации развития ребёнка в младшем школьном возрасте, возросшие требования к его самостоятельности диктуют необходимость обеспечения его такими знаниями и практическими навыками, которые позволят ему находиться в безопасности в любых ситуациях.
Несмотря на объективную необходимость в осуществлении деятельности по формированию у младших школьников культуры личной безопасности, следует признать, что целенаправленное и планомерное обучение детей основам безопасности жизнедеятельности осуществляется на степени основного общего образования. Таким образом, имеет место очевидное противоречие между признанием педагогическим сообществом значимости работы по формированию культуры личной безопасности в начальной школе и отсутствием в учебных планах начальной школы специальных учебных дисциплин. Наличие данного противоречия обусловливает актуальность темы настоящего исследования и его проблематику, концентрирующуюся вокруг поиска дополнительных ресурсов формирования у младших школьников культуры личной безопасности.
Целью выполнения настоящей выпускной квалификационной работы является выявление возможностей формирования культуры личной безопасности у младших школьников на занятиях кружка «Азбука безопасности».
В качестве объекта исследования выступает процесс формирования культуры личной безопасности младших школьников.
Предметом исследования является рабочая программа занятий кружка «Азбука безопасности».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть содержание понятия «личная безопасность» в психолого-педагогической литературе;
2) Определить особенности формирования культуры личной безопасности в младшем школьном возрасте;
3) Охарактеризовать существующие пути формирования культуры личной безопасности в младшем школьном возрасте;
4) Оценить актуальный уровень сформированности культуры личной безопасности у младших школьников;
5) Разработать и апробировать программу работы кружка «Азбука безопасности» для младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что уровень сформированности культуры личной безопасности младших школьников определяется количеством единиц знаний (правильных ответов) по вопросам безопасного поведения школьников дома, на природе (лесотундра) в разные времена года, на улице, при встрече с незнакомыми людьми и находится преимущественно на среднем и низком уровне.
В процессе выполнения работы применялись следующие методы:
- общетеоретические методы исследования (анализ литературных источников, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы исследования (педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, опрос).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования представленных в работе методических материалов учителями начальных классов при осуществлении ими кружковой внеурочной деятельности по направлению формирования основ безопасности жизнедеятельности.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Также в условиях современных тенденций можно назвать несколько причин растущего каждым годом количества происшествий в повседневной жизнедеятельности. Например, количество автомобилей во дворах, на улицах мегаполисов и автомагистралях; количественное увеличение пожаров в домашних условиях; рост чрезвычайных ситуаций криминального характера; стабильное количество чрезвычайных ситуаций, связанных с электричеством, бытовым газом и водой. Актуальность данной проблемы заключается именно в увеличивающейся ежегодно статистике чрезвычайных ситуаций в повседневной жизнедеятельности в настоящее время в нашей стране в целом и каждого населенного пункта в отдельности. Особенно актуальна эта проблема для обучающихся младшего школьного возраста в рамках повседневной жизнедеятельности.
Статистические данные говорят о высоком проценте среди пострадавших детей - а именно: детей в возрасте 7-11 лет. В общеобразовательных учреждениях ведется работа по теме нашего исследования. Выбор верной оценки и принятия правильного и единственно верного решения в жизненной ситуации - залог сохранения здоровья и жизни ребенка. Безопасности детства и безопасному поведению ребенка в настоящее время уделяется большое внимание со стороны государства, общества и системы образования. Задачи сохранения здоровья детей и формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья, в современных условиях рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии развития системы образования. Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности отдельной личности, в частности ребёнка, принадлежит образованию. Новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования был введен термин «безопасный образ жизни», а также представлено детальное описание интеграции безопасного образа жизни в процессе обучения - от выполнения правил до формирования установок и ценностей. Безопасному образу жизни также уделяется внимание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где указывается на необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Культура здорового и безопасного образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Чтобы жить в современной, порой агрессивной по отношению к человеку социоприродной среде, и сохранить здоровье необходимо иметь сформированную систему навыков поведения. Для этого в процессе образования необходимо сосредоточиться на решении проблемы поиска педагогических условий и средств, которые позволят сделать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих осмысленным и привлекательным, а потребность в безопасном поведении - насущной и актуальной для каждого ребенка.
Личная безопасность - междисциплинарное понятие, охватывающее самые разнообразные аспекты жизнедеятельности человека. Оно включает широкий спектр представлений о безопасности от элементарного выживания в природе до взаимодействия людей в социуме. Культура личной безопасности включает в себя наличие знаний о безопасном поведении в природе, в быту, в общении личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
Вопросы личной безопасности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.)
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, З. Фрейда и др.
В педагогике вопросы формирования у ребёнка культуры личной безопасности активно обсуждаются в связи с тем, что компетентность каждого отдельно взятого ребёнка в этой области, в конечном итоге, образует фундамент безопасности жизнедеятельности общества, а это, в свою очередь, влияет на уровень национальной безопасности государства.
Формирование знаний о безопасном поведении - процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, однако именно в период обучения в школе заложенные в раннем и дошкольном детстве знания об основах сохранения здоровья и безопасности Особое значение в этом процессе принадлежит периоду обучения в школе, так как именно в этом возрасте закладываются знания об основах здоровья и его безопасности.
Значительную роль в формировании культуры безопасного поведения играют родители школьников, которые ещё в раннем детстве приучают детей следовать нормам безопасности, предостерегают их от опасностей, учат избегать потенциально опасных ситуаций. В то же время нельзя не признать, что с поступлением ребёнка в школу контроль его жизнедеятельности родителями ослабляется. Более того, если в детском саду ребёнок проводил целый день, находясь под присмотром воспитателей, то после школьных занятий до возвращения родителей с работы младший школьник фактически предоставлен самому себе - домой из школы он идёт без сопровождения взрослых, все элементарные бытовые дела, связанные с самообслуживанием, осуществляет самостоятельно. Соответственно, и соблюдение правил безопасности на улице, в общественных местах, дома становится зоной ответственности самого ребёнка.
Существенные изменения в социальной ситуации развития ребёнка в младшем школьном возрасте, возросшие требования к его самостоятельности диктуют необходимость обеспечения его такими знаниями и практическими навыками, которые позволят ему находиться в безопасности в любых ситуациях.
Несмотря на объективную необходимость в осуществлении деятельности по формированию у младших школьников культуры личной безопасности, следует признать, что целенаправленное и планомерное обучение детей основам безопасности жизнедеятельности осуществляется на степени основного общего образования. Таким образом, имеет место очевидное противоречие между признанием педагогическим сообществом значимости работы по формированию культуры личной безопасности в начальной школе и отсутствием в учебных планах начальной школы специальных учебных дисциплин. Наличие данного противоречия обусловливает актуальность темы настоящего исследования и его проблематику, концентрирующуюся вокруг поиска дополнительных ресурсов формирования у младших школьников культуры личной безопасности.
Целью выполнения настоящей выпускной квалификационной работы является выявление возможностей формирования культуры личной безопасности у младших школьников на занятиях кружка «Азбука безопасности».
В качестве объекта исследования выступает процесс формирования культуры личной безопасности младших школьников.
Предметом исследования является рабочая программа занятий кружка «Азбука безопасности».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть содержание понятия «личная безопасность» в психолого-педагогической литературе;
2) Определить особенности формирования культуры личной безопасности в младшем школьном возрасте;
3) Охарактеризовать существующие пути формирования культуры личной безопасности в младшем школьном возрасте;
4) Оценить актуальный уровень сформированности культуры личной безопасности у младших школьников;
5) Разработать и апробировать программу работы кружка «Азбука безопасности» для младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что уровень сформированности культуры личной безопасности младших школьников определяется количеством единиц знаний (правильных ответов) по вопросам безопасного поведения школьников дома, на природе (лесотундра) в разные времена года, на улице, при встрече с незнакомыми людьми и находится преимущественно на среднем и низком уровне.
В процессе выполнения работы применялись следующие методы:
- общетеоретические методы исследования (анализ литературных источников, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы исследования (педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, опрос).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования представленных в работе методических материалов учителями начальных классов при осуществлении ими кружковой внеурочной деятельности по направлению формирования основ безопасности жизнедеятельности.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Целью выполнения настоящей выпускной квалификационной работы являлось выявление возможностей формирования культуры личной безопасности у младших школьников на занятиях кружка «Азбука безопасности». Доказана гипотеза, что к сожалению, сформированность навыков безопасного поведения младших школьников дома, на природе (лесотундра) в разные времена года, при встрече с незнакомыми людьми в процессе организации учебно-воспитательной деятельности находится преимущественно на среднем и низком уровне.
На основании вышеизложенного, рассмотрены содержания понятия «личная безопасность» в психолого-педагогической литературе. Определены особенности формирования культуры личной безопасности в младшем школьном возрасте. Охарактеризованы существующие пути формирования культуры личной безопасности в младшем школьном возрасте. Дана оценка актуальному уровню сформированности культуры личной безопасности у младших школьников. Разработана и апробирована программа работы кружка «Азбука безопасности» для младших школьников.
Использование такой модели в школах позволило вывести учеников начальной школы на общий усредненный уровень навыков безопасного поведения. Основывается этот уровень на прививании ученикам начальной школы знаний как об опасностях, с которыми человек сможет столкнуться, так и об умении определять эти опасности и делить по локации (улица, дом, природа и т.д.).
Стоит отметить, что лишь 30% учеников начальной школы с высоким показателем сформированности знаний и навыков о безопасном поведении обладают достаточными знаниями как о навыках такого поведения, так и о методиках предотвращения различных опасностей.
Ученики своими силами, без помощи или напоминания со стороны взрослых, в состоянии объяснить, почему важны и для чего нужны правила и навыки безопасного поведения, а также рассказывать о том, как предотвращать опасность.
Такой уровень говорит о недостаточном осознании детьми сущности, ценности и важности человеческой жизни, а также об осознанном отношении обучающихся к различного рода опасностям и наличии интереса к усвоению правил безопасного поведения.
Также такой уровень говорит о самостоятельных проявлениях действий, направленных на обеспечение как собственной безопасности, так и безопасности других людей, а также о точности выполнения тех действий, которые необходимы для предотвращения опасности.
На основании вышеизложенного, рассмотрены содержания понятия «личная безопасность» в психолого-педагогической литературе. Определены особенности формирования культуры личной безопасности в младшем школьном возрасте. Охарактеризованы существующие пути формирования культуры личной безопасности в младшем школьном возрасте. Дана оценка актуальному уровню сформированности культуры личной безопасности у младших школьников. Разработана и апробирована программа работы кружка «Азбука безопасности» для младших школьников.
Использование такой модели в школах позволило вывести учеников начальной школы на общий усредненный уровень навыков безопасного поведения. Основывается этот уровень на прививании ученикам начальной школы знаний как об опасностях, с которыми человек сможет столкнуться, так и об умении определять эти опасности и делить по локации (улица, дом, природа и т.д.).
Стоит отметить, что лишь 30% учеников начальной школы с высоким показателем сформированности знаний и навыков о безопасном поведении обладают достаточными знаниями как о навыках такого поведения, так и о методиках предотвращения различных опасностей.
Ученики своими силами, без помощи или напоминания со стороны взрослых, в состоянии объяснить, почему важны и для чего нужны правила и навыки безопасного поведения, а также рассказывать о том, как предотвращать опасность.
Такой уровень говорит о недостаточном осознании детьми сущности, ценности и важности человеческой жизни, а также об осознанном отношении обучающихся к различного рода опасностям и наличии интереса к усвоению правил безопасного поведения.
Также такой уровень говорит о самостоятельных проявлениях действий, направленных на обеспечение как собственной безопасности, так и безопасности других людей, а также о точности выполнения тех действий, которые необходимы для предотвращения опасности.
Подобные работы
- Формирование ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020



