Реферат 3
Abstract 6
Введение 9
Глава 1. Теоретический анализ проблемы применения православной исповеди в процессе психологического консультирования взрослых клиентов с чувством вины 14
1.1 Понятие вины в психологической науке 14
1.2 Определение православного покаяния и исповеди в науке 33
1.3 Консультирование в православной психологии 50
Выводы к главе 1 66
Глава 2. Экспериментальное исследование применения православной исповеди в процессе психологического консультирования клиентов с чувством вины 68
2.1 Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 68
2.2 Экспериментальная работа по реализации техники православной
исповеди в процессе психологического консультирования взрослых 87
2.3. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение 104
Выводы к главе 2 113
Заключение 115
Список литературы 121
Приложение 129
Актуальность. Человеку присуще испытывать разные эмоции и чувства, как положительные, так и отрицательные. За психологической помощью, как правило, обращаются, переживая именно отрицательные эмоции и чувства. Одно из таких чувств - это чувство вины. Чувство вины может быть как осознанным, с которым клиент обращается на консультацию, а может не осознаваться и скрываться под другими жалобами и запросами клиента. Например, общей неудовлетворенностью жизнью, апатией, депрессивными состояниями. Или даже совсем не связанные с эмоциональной сферой. В ходе работы проясняется, что истинной причиной неудовлетворительных состояний, неуспеха в каком-то деле или взаимоотношениях, является именно чувство вины. Чувство вины может быть основано на реальных событиях, поступках в жизни человека, в которых имеет место быть виновность. Так и события, на которые человек реально не мог повлиять, но тем не менее человек испытывает свою вину. Вина, не зависимо от того, реальна она или нет, переживается очень тяжело. Даже не осознанная вина все равно переживается человеком на подсознательном уровне. В некоторых ситуациях человек как бы сам себя наказывает на материальном плане, находясь в неудовлетворительных для себя ситуациях. На протяжении всей истории психологии, чувство вины не оставалось без внимания ни в одном из психологических направлений. Ее изучали и в психоанализе и в гуманистическом, и в экзистенциальном направлениях. Также ее активно изучали в России. Ни одна зарубежная и отечественная теория личности не обошла стороной чувство вины. О ней писали З.Фрейд, К.Хорни, Р.Мэй, Р.Кочюнас, В.Франкл, И.Ялом, Э.Берн, Е.Ильин и другие.
Не так давно появилось новое направление в психологии, которое пока еще только проходит этап становления. Это православная психология, которая в своих взглядах опирается на христианское учение о человеке, достижения психологии и духовную составляющую человека. Православная психология берет за основу православное мировоззрение и исходит из позиции христианской антропологии о понимании человека как Образа и Подобия Божия, как единства тела, души и духа. Согласно этому, смысл человеческой жизни заключается в проживании своей жизни по законам христианской веры, что осуществляется в результате развития добродетелей и преодоления страстей. Предметом православной психологии является человек и его уникальная личность, а также все процессы формирования, развития и функционирования человеческой личности, изменения её качеств и направленности, в связи с её духовно-нравственным состоянием. Появление этого направления неслучайно. В современном материальном мире, нацеленном на успех, достижения, «личностный рост», не хватает глубокого, нравственного подхода, основанного на принципах духовности. Существующие психологические подходы в основном направлены на взращивание личности, безусловном принятии, в том числе и «греховных» проявлений. Православная же психология в первую очередь «обнажает греховность», исправляет ее, ведет к истинной духовности, к нравственным смыслам, основывается на вере в Бога, на стремлении к его подобию, исправляя свои «страсти». Как объясняет «стремление к «Богоподобию» православная психология? Это познание человеком себя, своей сущности, хорошего и плохого в себе. Это не только самопознание, это более глубокий духовный процесс, основанный на христианском понимании человеческой природы, природы греховности. Но и попытка исправления своей духовной греховности, основанная на святоотеческой аскетики, христианской вере. Соответственно основная «работа» в православной психологии происходит с помощью веры и церкви.
Православное направление нам дает новые возможности как для понимания человека и его природы с более духовной точки зрения, так и новые возможности применения знаний и техник в психологическом консультировании. Особый интерес для нас представляет православная исповедь, используемая в православной психологии, на положительный эффект которой обратили внимание психологи уже давно. Еще в философский период развития, когда психология именовалась «Наукой о Душе», Августин Аврелий впервые ввел понятие «Интроспекция», под которым в то время понималась исповедь. Он один из первых обнаружил пользу «очищения души» (катарсис), которому предшествовало самопознание. Позже в трудах Вельгельма Вундта, с которого в 1879 году началась история психологии как самостоятельной науки, мы тоже встретим понятие «Интроспекция», но немного в другом качестве - как просто наблюдение за собственным сознанием. И уже с Зигмунда Фрэйда и его психоанализа начинается процесс психотерапии как исповеди. Это дает основания полагать, что в наши дни исповедь в церкви в практике психологического консультирования тоже даст хорошие результаты.
Целью данного исследования является определить эффективность применения таких методов, как православные покаяние и исповедь в рамках психологического консультирования взрослых, испытывающих чувство вины. Разработать и апробировать программу для консультирования взрослых с чувством вины с применением в процессе консультирования православной исповеди.
Объектом будет являться чувство вины у взрослых.
Предмет исследования: исповедь как способ преодоления вины у взрослых в процессе психологического консультирования.
Гипотеза: Мы предполагаем, что процесс преодоления чувства вины у взрослых будет результативным, если в процессе индивидуального психологического консультирования будут применяться религиозные методы, такие как православная исповедь. Мы полагаем, что положительный результат может быть достигнут при соблюдении следующих условий:
- человек осознает свою вину;
- человек искренне раскаивается в совершенном поступке;
- человек не имеет возможность искупить свою вину другими способами либо другие способы не привели к желаемому результату.
- человек исповедует православную веру;
- человек имеет положительный или нейтральный опыт отношений с церковью, богом и верой.
Задачи
1. Раскрыть смысл таких понятий, как: вина, совесть, раскаяние, покаяние, исповедь. Проанализировать отношение к религии в основных психологических школах, дать их краткую характеристику. Раскрыть основные аспекты православного направления в психологии.
2. Рассмотреть понятие вины в рамках разных психологических школ.
3. Проанализировать возможности применения православной исповеди в психологическом консультировании.
4. Рассмотреть православное направление в психологии и
возможности ее применения в психологическом консультировании.
5. Провести констатирующий эксперимент, разработать критерии и подобрать диагностический инструментарий.
6. Разработать и апробировать программу консультаций, с использованием православной исповеди.
Методы:
Теоретические. Анализ психологической, православной, духовной литературы и публикаций по теме исследования. Эмпирические методы (беседа, эксперимент). Тестирование. Статические.
Структура магистерской диссертации
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Вина в психологической науке определяется как эмоция, с помощью которой проявляется совесть. Это недовольство собой, переживание несоответствия моральным требованиям и невыполнения своего долга перед лицом собственного внутреннего Я или — у верующих — перед Богом. Вина чаще всего понимается как отрицательное отношение к своему поступку, угрызение совести, раскаяние, сожаление.
Совесть в психологии — это нравственное качество личности, связанное с субъективным осознанием личностью своего долга и ответственности, как перед отдельными людьми, так и перед обществом.
Раскаяние - это осознание плохого поступка и чувство сожаления и вины за совершенный поступок. Раскаяние, это первый этап покаяния. Покаяние в свою очередь более религиозный термин в Христианстве, означающий осознание своих грехов перед Богом. Покаяние - это признание своих проступков и грехов перед Богом посредством таинства исповеди, которое выражается в осознании своих грехов, раскаянии в них и в решительном желании больше не совершать таких поступков. Покаяние в Христианстве неразрывно связано с таинством исповеди.
Исповедь - это рассказ о своей провинности (реальной или воображаемой), за которую человек испытывает чувство вины, сожаления, стыд или даже страх перед кем-то или чем-то. В православии таинство исповеди - это исповедование (рассказ) своих грехов Богу через священника.
Православие - одно из главных направлений христианства, наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с 4 в. как официальная религия Византийской империи, полностью самостоятельно с момента разделения христианской церкви в 1054. Греховные страсти в православии - термин, которым в христианстве называют основные пороки, лежащие в основе множества других грехов. Современные православные авторы иногда пишут о них как о восьми смертных грехах.
Понятие вины изучалось в разных психологических школах. В психоанализе чувства вины и стыда считались базовыми состояниями невротического расстройства. Зигмунд Фрейд рассматривал конфликт между Я и Сверх - Я, когда человек поступал не так как предписывает ему его идеальное Я и тем самым испытывает чувство стыда. Вина же проявляется, когда человек нарушает некие предписываемые запреты. Оба эти состояния вызывают внутренний конфликт между Эго и Сверх - я. То есть согласно Фрейду это является невротическим расстройством. Таким образом, вину в целом он видел как проявление невроза и считал вину как негативным феноменом.
К. Хорни также считала, что чувство вины это внутриличностный конфликт человека, который происходит из его прошлого. Она считала, что окружение играет значительную роль в формировании чувства вины. А именно одобрение или неодобрение окружающих. Так же она связывала чувство вины со страхом. А именно со страхом неодобрения и считала чувство вины не причиной, а следствием этого страха. Она так же считала, что чувство вины это проявление невроза.
В экзистенциальном направлении вину рассматривали в более глубоком мировозренческом контексте. В этом направлении существует такое понятие как «Экзистенциальная вина». По мнению сторонников этого направления такая вина появляется у человека, если он осознаёт определенные обязательства перед своей жизнью и осознает насколько важно реализовать свой потенциал.
И. Ялом чувство вины связывал с ответственностью человека за свою жизнь. Он выделял невротическую, подлинную и экзистенциальную вину. По его мнению невротическая вина возникает, если человек думает о преступлении или совершает мелкие проступки по отношению к другим людям и осознает это. Но при этом продолжает поступать таким же образом. Подлинная вина возникает, когда человек совершает реальное преступление. Экзистенциальная вина возникает в том случае, если человек поступает плохо по отношению к себе. Так же такая вина возникает по мнению И.Ялома, когда человек не реализует свои таланты, способности, данные ему жизнью. Другой, не менее яркий, представитель данного направления Ролло Мэй видел проявление чувства вины в том различии, которое ощущает человек между тем кто он есть и тем кем он должен быть по его мнению. То есть конфликт между я - реальным и я - идеальным. Такой конфликт по его мнению возникает когда человек не реализует свой потенциал или не может этого сделать. Также, по мнению Ролло Мэй чувство вины может возникнуть, когда человек теряет связь с подлинным собой.
В. Франкл рассматривал вину, как нечто личное. Он считал, что вина это личное чувство и возникает она при осознании того, что человек сделал или не сделал для себя. В.Франкл считал, что вина может возникнуть в том случае, когда человек не знает зачем он живет, не имеет смысла к существованию.
Р. Кочюнас считает, что чувство вины помогает человеку понять разницу между тем какой он есть и каким должен быть.
Можно сделать вывод, что в направлении экзистенциальной психологии чувство вины тесно связано с чувством ответственности. В первую очередь с чувством ответственности перед самим собой и своей жизнью.
В гуманистической психологии Абрахам Маслоу считал, что внутреннее чувство вины возникает вследствие предательства человеком своей внутренней природы или своего истинного Я. Когда человек уклоняется от своего пути, от самореализации, которая ведет его к самоактуализации.
Представители когнитивной психологии считали, что вина возникает в том случае, когда человек берет на себя слишком много обязательств, с которыми не всегда может справиться
Основатель транзактного анализа Э. Берн считал, что чувство вины закладывается с детства и в первую очередь рядом долженствований, таких как «Ты должен...». То есть у человека с детства формируется модель поведения из позиции «Должен». Соответственно если человеку не удается реализовать определенное долженствование, то возникает чувство вины.
В отечественной психологии существенный вклад в изучение внесли И.С.Кон и Т.Г.Стефаненко.. По их мнению вина возникает, когда человек не соблюдает внутренние нормы. То есть вина - это внутренний цензор.
Проанализировав возможности применения православной исповеди в психологическом консультировании, мы пришли к выводу, что положительный результат может быть достигнут при соблюдении следующих условий:
- человек осознает свою вину;
- человек искренне раскаивается в совершенном поступке;
- человек не имеет возможность искупить свою вину другими способами либо другие способы не привели к желаемому результату.
- человек исповедует православную веру;
- человек имеет положительный или нейтральный опыт отношений с церковью, богом и верой.
Православная психология берет за основу православное мировоззрение и исходит из позиции христианской антропологии о понимании человека как Образа и Подобия Божия, как единства тела, души и духа. Согласно этому смысл человеческой жизни заключается в одухотворении и богоуподоблении, что осуществляется в результате развития добродетелей и преодоления страстей. Предметом православной психологии является человек и его уникальная личность, а также все процессы формирования, развития и функционирования человеческой личности, изменения её качеств и направленности, в связи с её духовно-нравственным состоянием. Православное консультирование рассчитано в первую очередь на оказание человеку помощи в преодолении его нарушенной целостности в связи с падшей природой, подведение к осознаванию страстных механизмов, приведших к болезни или возникновению проблемы. Работа над конкретными проблемами идет основываясь на духовной составляющей. Ведь часто оказывается, что корень проблемы лежит именно в духовной сфере.
В рамках экспериментальной работы были выделены критерии и уровни, характеризующие степень переживания чувства вины взрослыми. В переживании чувства вины было выделено три уровня: высокий, средний и низний. Для каждого уровня мы выделили психологические компоненты, такие как когнитивный, эмоциональный и рефлексивный. Нами был использован следующий диагностический комплекс: тест «Измерение неадаптивной вины» (O’Connor et al., 1997), адаптирован Е. В. Коротковой; методика «Воспринимаемый индекс вины» (John R. Otterbacher, David C. Munz); методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect, TOSCA) Дж. П. Тангней (1989); опросник Баса-Дарки; опросник вины Куглера — Джонс (Guilt Inventory, 1991); опросник ДУМЭОЛП — диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И.Г.Тимощук); шкала самооценки депрессии Цунга (Z-SDS), адаптация Балашовой Т.И.
На основании проведенного эксперимента мы выяснили, что чем выше у человека чувство долга, ответственности, морально-этические качества, тем сильней и интенсивней им будет переживаться чувство вины. Также в этом случае чувство стыда тоже будет повышенным. Это подтверждает, что такие понятие как чувство вины, стыда и совесть тесно связанны между собой, при увеличении одного показателя, увеличиваются почти пропорционально другие. Также люди, испытывающие чувство вины более склонны к депрессивным состояниям.
Нами была разработана программа применения православной исповеди в процессе психологического консультирования взрослых с чувством вины. Программа состоит из 10 этапов: Выявление чувства вины; осознание; раскаяние; выяснение прошлых действий; отношения с верой, церковью и Богом; информация; готовность; подготовка; покаяние и исповедь; обсуждения опыта, поддержка.
Мы подробно описали каждый из предложенных этапов. В процессе психологического консультирования мы успешно реализовали предложенную программу. Программа основывается на канонах православной церкви с соблюдением всех религиозных правил. Цель этой программы заключается в освобождении от чувства вины, а также в переориентации клиента к более духовной и осознанной жизни.
По итогам реализации программы у испытуемых после прохождения православной исповеди снизился уровень чувства вины и стыда. Также заметное понижение в сторону нормы по шкале депрессии Цунга. На прежнем уровне остался уровень сформированности морально-этических качеств личности согласно опроснику ДУМЭОЛП (составитель И.Г.Тимощук) и чувство ответственности и долга согласно опроснику Баса- Дарки. Это говорит о том, что такой духовно-религиозный метод, как православная исповедь, способствует снижению негативных чувств, таких как вина и стыд, при этом сохраняя на прежнем уровне положительные и духовные качества личности.
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт, М, 2000.
2. Августин Аврелий (Блаженный) Исповедь / Издательство
Сретенского монастыря, 2012. - 528с.
3. Авдеев Д.А. Душевные болезни, православный взгляд / М.: Лепта Книга, 2016. - 176с.
4. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия, М., 2000.
5. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, М., «Класс», 2000.
6. Алфеев Иларион Митрополит. Во что верят православные христиане / М.: Никея, 2014. - 304с.
7. Белик И. А. Дифференцированный анализ эмоций: различия между виной и стыдом // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы Всероссийского съезда психологов. СПб., 2003. Т. 1. С. 375-379.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Москва: Издательство «Э», 2017. - 352с.
9. Берн Э. Люди, которые играют в игры / Москва: Издательство «Э», 2017. - 424с.
10. Бондарец Е.В., Гордиенко Е.В. Возможности применения православной исповеди в процессе психологического консультирования / Тенденции развития науки и образования, №56, Ноябрь 2019
11. Бондарец Е.В. Чувство вины в жизни человека и в психологическом консультировании /VI Международная научно¬практическая конференция. Современная образовательная среда: теория и практика
12. Братусь Б.С. Начала христианской психологии / Учебное пособие для вузов / Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. - М.: Наука, 1995. - 236 с.
13. Брянчанинов И. Святитель. В помощь кающимся /Рязань: Зёрна- слово, 2017. - 32с.
14. Бунин И.А. Темные аллеи / Москва: АСТ, 2015. - 352с.
15. Бурбо Лиз Ответственность, обязательство, чувство вины / М.: София, 2015. - 120с.
16. Вайсс Д. Как работает психотерапия / М., 1998.
17. Василюк Ф.Е. Исповедь и психология / статья 2004г. Московский психотерапевтический журнал №4
18. Вербина Г.Г. Психология эмоций / Чебоксары: Чуваш, ун-т., 2008. - 308 с.
19. Виноградов Л. О страстях и искушениях / М.: Никея, 2017. - 168с.
20. Войно-Ясенецкий Лука святитель. Дух, душа, тело / Тула: Имидж Принт, 2013. - 128с.
21. В помощь кающимся /Коллектив авторов. Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2014. - 64с.
22. Гостев А. А. «О проблемах становления религиозно-ориентированного психологического знания» (Психология. Журнал высшей школы экономики. 2007. Т. 4. С. 35-45)
23. Грановская Р.М. Психология веры / СПб.: Издательство «Речь», 2004. - 576с.
24. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Эксмо, 2005. - 688с. - С.204
25. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание /М.: Эксмо, 2015. - 592с.
26. Добросельский П.В. Общие аспекты православной психологии / М.: Грифон, 2011. - 336с.
27. Ильин И. А. Основы христианской культуры / СПб., Питер, 2004. -188с.
28. Ильин Е.П. Психология совести: вина стыд, раскаяние / Питер; Санкт-Петербург; 2016. - 288с.
29. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / СПб.: Питер, 2018. - 784с.
30. Изард К. Психология эмоций / СПб.: Питер, 1999. 464 с.
31. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии / М.: Речь, 2007. - 355с.
32. Зенько Ю.М. Психология религии / СПб.: Алетейя, 2002. - 402с.
33. Зорин К. Гены и 7 смертных грехов / Москва: Русский Хронографъ, 2009. - 220с.
34. Карвасарский Б. Д. Психотерапия / М., 2002
35. Кемпински А. Психопатология неврозов / Варшава, 1975.
36. Козлов В.В. Интегративная психология / Москва: Психотерапия, 2007. - 528с.
37. Козлов Максим Протоиерей . 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни / М.: Сретенский монастырь, 2007. - 400с.
38. Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры / М., 1979. С. 85-113.
39. Кондратьев С.В., Кондратьева О.В. Христианская психология: учебное пособие для студентов вузов / Кондратьев С.В., Кондратьева О.В. Москва: ИНФРА-М, 2019. - 191с.
40. Константинов Ф.В. Философская энциклопедия / Под ред. В.В.Константинова, Советская энциклопедия, 1970. - 5т.
41. Конт-Спонвиль А. Философский словарь / Москва: Этерна, 2012. - 502с.
42. Кочюнас Р. Психологическое консультирование / Р.Кочюнас. 10¬е изд. стериот. Москва : Академический проект, 2017. - 222с. - С.134
43. Кравец С.Л. Православная энциклопедия / ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000
44. Крестьянкин Иоанн Архимандрит «Опыт построения исповеди / К.: Св.-Троицкий Ионинский монастырь, 2016. - 272с.
45. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / СПб, 1998. - 1536 с.
46. Лавров С. Яко с нами Бог / Изд. Задонского Рождество- Богородицкого монастыря, 2004
47. Легостаева М.В. Очерки православной психотерапии. На пути в землю Обетованную. / М.В.Легостаева. - Москва: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2018. - 320с.
48. Линде Н.Д. Психологическое консультирование / Аспект Пресс, 2018. - 272с.
49. Лоргус А. Книга о счастье / М.: Никея, 2017. - 144с.
50. Маслоу А. Мотивация и личность / А.Маслоу. 3-е изд. СПБ.: Питер, 2018
51. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия / СТСЛ, 2018. - 368с.
52. Молотников М.Д. Познать себя. Азы христианской психологии / М.: Лепта Книга, 2016. - 64с.
53. Муздыбаев К. «Переживание вины и стыда / Муздыбаев К. СПб.: Питер, 1995.
54. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Москва: Институт Общегуманитарных Исследований, 2015. - 224с. - С.98
55. Мэй Р. Смысл тревоги / Москва: Институт Общегуманитарных Исследований, 2015. - 188с.
56. Немов Р.С Психологический словарь / ВЛАДОС, 2007. - 560с.
57. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка / М.: Мир и образование, 2014. - 1376с.
58. Осипов А.И. Жизнь духовная / А.И.Осипов. - Москва: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018 - 272с.
59. Перлз Ф. Гештальт-семинары. М., 1998.
60. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь / М., 1990 - С.825.
61. Платонов К.К «Краткий словарь системы психологических понятий /М.: Высшая школа, 1984 - 174с.
62. Положенкова Е.Ю., Руденко А.М. Основы духовной культуры: учебное пособие / Е.Ю.Положенкова [и др.]; под ред. Е.Ю.Положенковой, А.М.Руденко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 285с.
63. Полная исповедь по десяти заповедям Божьим и девяти заповедям блаженства - коллектив авторов / М.: Сибирская Благозвонница, 2015. - 73с.
64. Преображенский А. Азы православия / Казань: Терирем, 2015. - 240с.
65. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности / Мн.: Высшая школа, 2003. - 272с.
66. Романин А.Н. Основы психотерапии / учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 208с.
67. Руденко А.М. История психологии в схемах и таблицах / Ростов- на_дону: Феникс, 2015. - 154с.
68. Савва Схиигумен. Плоды истинного покаяния / М.: Неугасаемая лампада, 2016. - 64с.
69. Семенов-Тян-Шанский А. Православный катихизис /Киев: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2014. - 15с. - С.-84
70. Семеник Д.Г., Хасьминский М.И. Выход есть всегда /М.: Олма,
2010. - 320с.
71. Семеник Д.Г. Разобраться в себе. Психологические проблемы как препятствия на пути духовной жизни и их преодоление / М.: Символик, 2017. - 64с.
72. Синайский Нил преподобный. О восьми лукавых духах / М.: Сибирская благозвонница, 2013, - 160с.
73. Склярова Т.В. Возрастная психология. От рождения до старости / Издательство ПСТГУ, 2017. - 224с.
74. Слободской Серафим. Закон божий / Киев: 2004. -800с.
75. Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 1999.
76. Столин В. В. Самосознание личности / М., 1983
77. Старшенбаум Г.В. «Переживая кризис / Ростоа-на-Дону: Феникс, 2012. - 317с.
78. Сульдина М. Вина мнимая и настоящая. Как научиться жить в мире с собой / М.:Никея, 2017. - 184с.
79. Сурожский Антоний Митрополит. Духовный азбуковик / М.: Благочестие, 2017. - 334с.
80. Сысоев Даниил священник «Беседы о страстях» / М.:
Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2014. - 144с.
81. Тангней Джей Пи, Диринг Р. Л. Стыд и вина / Гилфорд Пресс. 2002 год.
82. Ткачев Андрей Протоиерей. Почему я верю / М.: Никея, 2016. - 240с.
83. Толстой Л.Н. Анна Каренина / М.: АСТ, 2018. - 800с.
84. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка
85. Франкл В. Сказать жизни да / М.: Альпина нон-фикшн, 2017. - 239с.
86. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни / Новосибирск: Сиб.универ. изд-во, 2019. - 95с.
87. Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды / Сборник соченений. - Мн.: ООО «Попурри» , 2003. - 480с.
88. Фрейд З. Тотем и табу / Москва: Издательство «Э», 2018. - 256с.
89. Фрейд З. Будущее одной иллюзии /Москва: Издательство «Э», 2017. - 255с.
90. Фрейд З. Я и Оно / Сборник соченений. - Мн.: ООО «Попурри» , 2003. - 480с.
91. Фромм Эрих Психоанализ и религия / Э.Фромм - Москва: АСТ, 2017. - 224с.
92. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К.Хорни. СПБ.: Питер, 2013
93. Чунтонов Д.С. Чистое сердце (по трудам архимандрита Иоанна Крестьянкина, схиигумена Иоанна Алексеева, игумена Никона, Игумении Арсении) / Издательство «Братство святого апостола Иоанна Богослова», 2011. - 384с.
94. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / М.: Логус, 2002. - 156с.
95. Шеховцова Л.Ф. Православная психология в России / Электронный журнал «Психологическая наука и образование», №3, 2011
96. Шполянский Михаил священник Как приготовиться к исповеди и причастию / Москва: Отчий дом, 2006
97. Экман Пол Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / П.Экман. 2е изд. - СПБ.: Питер, 2017