Волейбол как средство физического воспитания студентов специального учебного отделения вуза
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ВОЛЕЙБОЛ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 7
1.1 Физическая культура студентов 7
1.2 Теоретические основы игры 18
1.3 Моделирование - инструмент прогнозирования результата 27
1.4 Влияние тренировок по волейболу на организм занимающихся... 44
1.5 Волейбол для специального учебного отделения вуза 53
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 59
2.1 Организация исследования 59
2.2 Методы исследования 59
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ВОЛЕЙБОЛ НА СПЕЦИАЛЬНОМ ОТДЕНИИ ВУЗА И
ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 6 4
3.1 Экспериментальное обоснование методики занятий по волейболу в
специальном учебном отделении вуза 64
3.2 Оценка эффективности разработанной методики занятий по
волейболу в специальном учебном отделении вуза 8 2
ВЫВОДЫ .89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ГЛАВА 1. ВОЛЕЙБОЛ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 7
1.1 Физическая культура студентов 7
1.2 Теоретические основы игры 18
1.3 Моделирование - инструмент прогнозирования результата 27
1.4 Влияние тренировок по волейболу на организм занимающихся... 44
1.5 Волейбол для специального учебного отделения вуза 53
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 59
2.1 Организация исследования 59
2.2 Методы исследования 59
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ВОЛЕЙБОЛ НА СПЕЦИАЛЬНОМ ОТДЕНИИ ВУЗА И
ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 6 4
3.1 Экспериментальное обоснование методики занятий по волейболу в
специальном учебном отделении вуза 64
3.2 Оценка эффективности разработанной методики занятий по
волейболу в специальном учебном отделении вуза 8 2
ВЫВОДЫ .89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
Актуальность. Изучение истории культуры позволяет выявить генетические связи и проследить процесс формирования физической культуры в элемент системы "культура", а в процессе исторического развития - и в самостоятельную систему - сферу социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Древнейшим компонентом физической культуры является физическое воспитание, которое возникло еще в первобытном обществе, позднее возникают спорт и физическая рекреация.
Студенты представляют собой особую социальную группу с характерными специфическими условиями жизни, находящуюся в зоне действия многих неблагоприятных факторов. В этот период жизни происходит изменение социального статуса и прежнего стереотипа поведения, мышления, организации учебной деятельности. Это требует интенсификации психологических, физиологических процессов и мобилизации физических резервов организма, особенно в первые годы обучения в вузе.
Проведенные исследования показывают, что процесс обучения в вузе связан, в том числе, со снижением физических нагрузок за счет увеличения времени, затрачиваемого на учебную деятельность. Недостаток физических нагрузок закономерно приводит к снижению физической работоспособности студентов.
Физическое воспитание как учебная дисциплина выполняет в высшей школе важную социальную роль, способствуя подготовке высококвалифицированных специалистов и включает физическую рекреацию. Физическая рекреация обусловлена потребностями студентов с ослабленным здоровьем (специальное учебное отделение) в средствах восстановления сил с целью улучшения здоровья и повышения работоспособности до уровня студентов основной медицинской группы. Средства реабилитации, предотвращения неблагоприятных влияний и устранения нежелательных последствий нарушения здоровья этих студентов требуют тщательного подбора и дозировки физических упражнений.
Поэтому, совершенствование физического воспитания студентов специального отделении вуза становится все более актуальным.
Цель исследования: разработка модельной характеристики игровой деятельности в волейболе студентов специального учебного отделения и на этой основе эффективную программу тренировки овладения приемами игры и повышения функциональных возможностей организма.
Задачи исследования: Исходя из рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Исследовать проблему физического воспитания студентов специального учебного отделения вуза в теоретическом и практическом аспектах.
2. Разработать модельную характеристику игровой деятельности в волейболе студентов специального учебного отделения вуза и на этой основе программу тренировки, направленную на овладение приемами игры и повышения функциональных возможностей организма.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанной игровой модели, а также результативность программы тренировки овладения приёмами игры и повышения функциональных возможностей организма.
Предметом исследования является модельная характеристика игровой деятельности студентов в высших учебных заведениях и спортивные игры, как средство физического воспитания.
Объектом исследования является процесс по физическому воспитанию студенток специального учебного отделения вуза и спортивная игра «Волейбол», как средство физического воспитания и рекреации в специальном учебном отделении в высших учебных заведениях.
Гипотеза. В качестве основы нашего предположения являются следующие положения:
1. Исследования функционального состояния и ростовых показателей студенток специального учебного отделения позволят нам определить уровень возможностей по овладению физическими упражнениями исследуемого контингента.
2. Изучение теории игр будет способствовать формированию моделей соревновательного игрового противоборства игроков с разными физическими возможностями.
3. Создание модели игры в волейбол для студенток специального учебного отделения позволит разработать эффективную программу обучения игре в волейбол;
4. Реализация в учебном процессе вышеперечисленных положений создаст условия для эффективного учебного процесса по физическому воспитанию студенток специального учебного отделения в высших учебных отделениях.
Научная новизна. В результате проведенного исследования предложен усовершенствованный подход к моделированию игр на примере спортивной игры в волейбол, определены характеристики модели команды победительницы высокого спортивного класса и команды любительской игры в волейбол для студентов специального учебного отделения вуза.
Теоретическая значимость заключается в усовершенствовании подхода к моделированию игры в волейбол как средство физического развития студентов вузе.
Практическая значимость определяется эффектом использования программы обучения спортивной игры в волейбол для студентов специального учебного отделения высших учебных заведений, методов контроля усвоения игровых тактико-технических действий и практической реализации оптимальной беговой тренировки
Студенты представляют собой особую социальную группу с характерными специфическими условиями жизни, находящуюся в зоне действия многих неблагоприятных факторов. В этот период жизни происходит изменение социального статуса и прежнего стереотипа поведения, мышления, организации учебной деятельности. Это требует интенсификации психологических, физиологических процессов и мобилизации физических резервов организма, особенно в первые годы обучения в вузе.
Проведенные исследования показывают, что процесс обучения в вузе связан, в том числе, со снижением физических нагрузок за счет увеличения времени, затрачиваемого на учебную деятельность. Недостаток физических нагрузок закономерно приводит к снижению физической работоспособности студентов.
Физическое воспитание как учебная дисциплина выполняет в высшей школе важную социальную роль, способствуя подготовке высококвалифицированных специалистов и включает физическую рекреацию. Физическая рекреация обусловлена потребностями студентов с ослабленным здоровьем (специальное учебное отделение) в средствах восстановления сил с целью улучшения здоровья и повышения работоспособности до уровня студентов основной медицинской группы. Средства реабилитации, предотвращения неблагоприятных влияний и устранения нежелательных последствий нарушения здоровья этих студентов требуют тщательного подбора и дозировки физических упражнений.
Поэтому, совершенствование физического воспитания студентов специального отделении вуза становится все более актуальным.
Цель исследования: разработка модельной характеристики игровой деятельности в волейболе студентов специального учебного отделения и на этой основе эффективную программу тренировки овладения приемами игры и повышения функциональных возможностей организма.
Задачи исследования: Исходя из рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Исследовать проблему физического воспитания студентов специального учебного отделения вуза в теоретическом и практическом аспектах.
2. Разработать модельную характеристику игровой деятельности в волейболе студентов специального учебного отделения вуза и на этой основе программу тренировки, направленную на овладение приемами игры и повышения функциональных возможностей организма.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанной игровой модели, а также результативность программы тренировки овладения приёмами игры и повышения функциональных возможностей организма.
Предметом исследования является модельная характеристика игровой деятельности студентов в высших учебных заведениях и спортивные игры, как средство физического воспитания.
Объектом исследования является процесс по физическому воспитанию студенток специального учебного отделения вуза и спортивная игра «Волейбол», как средство физического воспитания и рекреации в специальном учебном отделении в высших учебных заведениях.
Гипотеза. В качестве основы нашего предположения являются следующие положения:
1. Исследования функционального состояния и ростовых показателей студенток специального учебного отделения позволят нам определить уровень возможностей по овладению физическими упражнениями исследуемого контингента.
2. Изучение теории игр будет способствовать формированию моделей соревновательного игрового противоборства игроков с разными физическими возможностями.
3. Создание модели игры в волейбол для студенток специального учебного отделения позволит разработать эффективную программу обучения игре в волейбол;
4. Реализация в учебном процессе вышеперечисленных положений создаст условия для эффективного учебного процесса по физическому воспитанию студенток специального учебного отделения в высших учебных отделениях.
Научная новизна. В результате проведенного исследования предложен усовершенствованный подход к моделированию игр на примере спортивной игры в волейбол, определены характеристики модели команды победительницы высокого спортивного класса и команды любительской игры в волейбол для студентов специального учебного отделения вуза.
Теоретическая значимость заключается в усовершенствовании подхода к моделированию игры в волейбол как средство физического развития студентов вузе.
Практическая значимость определяется эффектом использования программы обучения спортивной игры в волейбол для студентов специального учебного отделения высших учебных заведений, методов контроля усвоения игровых тактико-технических действий и практической реализации оптимальной беговой тренировки
1. При осуществлении физического воспитания студентов в вузе наиболее сложным и противоречивым является специальное учебное отделение, комплектующееся из студентов обоего пола с ослабленным здоровьем и преобладанием женского контингента до 77%. Большинство из этих студентов обладают низкой двигательной культурой и низкой физической работоспособностью и страдают различными формами разнообразных заболеваний. Наши исследования показали, что нельзя сделать категоричное однозначное заключение о разности в функциональном состоянии по гемодинамике разных заболевании. По частоте сердечных сокращений лучшее состояние у группы с заболеванием дыхательных путей, а на последнем месте - группа с сердечно - сосудистыми заболеваниями. В то же время по минутному объему крови, т.е. по экономичности интегральной реакции на первом месте группа с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а на последнем - группа с заболеваниями внутренних органов.
2. Установлено, что нет еще строгой научно-обоснованной системы физического воспитания студентов специального учебного отделения. Построение подобной системы невозможно без разработки соответствующих средств физического воздействия. Волейбол одна из самых популярных спортивных игр, которая доступна практически для любого социального слоя и возраста людей. Однако, эта игра изначально создана для высокорослых людей и развитие теории и практики этой игры идет главным образом для высокорослых спортсменов, обладающих атлетическими физическими качествами. Для девушек игра в волейбол - является социально значимым фактором. Активное общение в процессе и через игру во время отдыха увеличивает выбор друзей и шансы удачного замужества, что для девушек студенческого возраста становится особенно актуальным. Через спортивные игры решается целый ряд деловых вопросов, заводятся необходимые знакомства для продвижения по служебной лестнице, решается большой ряд социальных вопросов.
3. Изучение феномена спортивных игр, и волейбола, в частности, выдвигает перед современным научным знанием две довольно сложные проблемы. С одной стороны, необходимо выяснить главные закономерности развития теории игр для решения педагогических задач и на этой основе сформировать модель соревновательного игрового противоборства игроков, обладающих определенными физическими качествами, а с другой - обосновать педагогическую технологию тренировочной деятельности как способ реализации наиболее эффективных форм, методов и средств физического развития человека через игру. Упражнения в волейболе специалисты делят на основные и вспомогательные. Вспомогательные, в свою очередь, - на общеразвивающие и специальные. Разделение это условно, однако такой подход дает возможность лучше построить учебно-тренировочный процесс, с целью выбора из всего многообразия именно тех упражнений, которые содействуют решению основных задач обучения на определенном этапе тренировки.
4. Выявлено, что для успешной игры в волейбол надо владеть всего лишь 5-ю техническими действиями: подачей, приемом мяча, передачей, нападающим ударом и блоком. Однако, мы добавили шестое - перебрасывание - обманное атакующее действие, но чаще грубейшая ошибка - технический прием защиты при невозможности организовать атаку, заключающийся в том, что игрок перебивает мяч одной или двумя руками на сторону противника выше верхнего края сетки из любой зоны площадки. Модельная игровая характеристика команды-победительницы высокого класса по реализации основных технических действиям выглядит следующим образом: подачи - 60%, прием подач - 80%, вторая передача - 25%, нападающий удар - 40%, блокирование - 45%, защита в глубине поля - 60%, средний результат - 51.66 %. При этом один из самых высоких по рейтингу показателей: прием подач - 80%. В ходе исследования моделей спортивного мастерства определен количественный максимальный уровень владения игроком техническими действиями. Такой игрок оценивается в 72 балла.
5. Разработана модель игры в волейбол с участием студенток специального учебного отделения. Эта модель выведена логическими исследованиями с соответствующей достоверной аргументацией и представляет собой простейшую конечную цель тренировочного процесса для этого контингента студентов. Такая модель обусловлена несколькими очень важными показателями, ограничивающими уровень подготовки студенток спецмедгруппы - ростовыми показателями, уровнем физического развития, уровнем здоровья и количества учебных часов, отводимых для физического воспитания студентов конкретным вузом и образовательными стандартами. Разработанная модель оценивается в 19 баллов.
6. На основе разработанной игровой модели создана программа обучения студентов специальной медицинской группы на академических занятиях по физическому воспитанию в вузе. Проведение занятий по этой программе показали, что занятия по волейболу положительно влияют не только на улучшение игровых возможностей студенток, но и улучшают их физическое, функциональное состояние. Владение техническими действиями в волейболе у студенток специальной учебной группы достоверно возросло с 10,2% до 47,2%. Регистрация технических действий в играх между командами внутри группы в конце эксперимента выявила 33% эффективность - игра девушек стала насыщенной и азартной, а мяч иногда переходил с площадки на площадку до 5 раз с разыгрыванием мяча командой до 3-х ударов. За время эксперимента достоверно (р<0,05) уменьшилась реакция на стандартную беговую нагрузку частоты пульса с 168 (6+-15) до 155 (+-18) уд./мин. и минутного объема крови с 17,9 (+-6) до 16,1 (+-5) литров в минуту, а беговая тренировочная нагрузка увеличилась с 3 до 9 минут, что говорит о значительном и достоверном (р<0,05) повышении физической работоспособности студенток.
2. Установлено, что нет еще строгой научно-обоснованной системы физического воспитания студентов специального учебного отделения. Построение подобной системы невозможно без разработки соответствующих средств физического воздействия. Волейбол одна из самых популярных спортивных игр, которая доступна практически для любого социального слоя и возраста людей. Однако, эта игра изначально создана для высокорослых людей и развитие теории и практики этой игры идет главным образом для высокорослых спортсменов, обладающих атлетическими физическими качествами. Для девушек игра в волейбол - является социально значимым фактором. Активное общение в процессе и через игру во время отдыха увеличивает выбор друзей и шансы удачного замужества, что для девушек студенческого возраста становится особенно актуальным. Через спортивные игры решается целый ряд деловых вопросов, заводятся необходимые знакомства для продвижения по служебной лестнице, решается большой ряд социальных вопросов.
3. Изучение феномена спортивных игр, и волейбола, в частности, выдвигает перед современным научным знанием две довольно сложные проблемы. С одной стороны, необходимо выяснить главные закономерности развития теории игр для решения педагогических задач и на этой основе сформировать модель соревновательного игрового противоборства игроков, обладающих определенными физическими качествами, а с другой - обосновать педагогическую технологию тренировочной деятельности как способ реализации наиболее эффективных форм, методов и средств физического развития человека через игру. Упражнения в волейболе специалисты делят на основные и вспомогательные. Вспомогательные, в свою очередь, - на общеразвивающие и специальные. Разделение это условно, однако такой подход дает возможность лучше построить учебно-тренировочный процесс, с целью выбора из всего многообразия именно тех упражнений, которые содействуют решению основных задач обучения на определенном этапе тренировки.
4. Выявлено, что для успешной игры в волейбол надо владеть всего лишь 5-ю техническими действиями: подачей, приемом мяча, передачей, нападающим ударом и блоком. Однако, мы добавили шестое - перебрасывание - обманное атакующее действие, но чаще грубейшая ошибка - технический прием защиты при невозможности организовать атаку, заключающийся в том, что игрок перебивает мяч одной или двумя руками на сторону противника выше верхнего края сетки из любой зоны площадки. Модельная игровая характеристика команды-победительницы высокого класса по реализации основных технических действиям выглядит следующим образом: подачи - 60%, прием подач - 80%, вторая передача - 25%, нападающий удар - 40%, блокирование - 45%, защита в глубине поля - 60%, средний результат - 51.66 %. При этом один из самых высоких по рейтингу показателей: прием подач - 80%. В ходе исследования моделей спортивного мастерства определен количественный максимальный уровень владения игроком техническими действиями. Такой игрок оценивается в 72 балла.
5. Разработана модель игры в волейбол с участием студенток специального учебного отделения. Эта модель выведена логическими исследованиями с соответствующей достоверной аргументацией и представляет собой простейшую конечную цель тренировочного процесса для этого контингента студентов. Такая модель обусловлена несколькими очень важными показателями, ограничивающими уровень подготовки студенток спецмедгруппы - ростовыми показателями, уровнем физического развития, уровнем здоровья и количества учебных часов, отводимых для физического воспитания студентов конкретным вузом и образовательными стандартами. Разработанная модель оценивается в 19 баллов.
6. На основе разработанной игровой модели создана программа обучения студентов специальной медицинской группы на академических занятиях по физическому воспитанию в вузе. Проведение занятий по этой программе показали, что занятия по волейболу положительно влияют не только на улучшение игровых возможностей студенток, но и улучшают их физическое, функциональное состояние. Владение техническими действиями в волейболе у студенток специальной учебной группы достоверно возросло с 10,2% до 47,2%. Регистрация технических действий в играх между командами внутри группы в конце эксперимента выявила 33% эффективность - игра девушек стала насыщенной и азартной, а мяч иногда переходил с площадки на площадку до 5 раз с разыгрыванием мяча командой до 3-х ударов. За время эксперимента достоверно (р<0,05) уменьшилась реакция на стандартную беговую нагрузку частоты пульса с 168 (6+-15) до 155 (+-18) уд./мин. и минутного объема крови с 17,9 (+-6) до 16,1 (+-5) литров в минуту, а беговая тренировочная нагрузка увеличилась с 3 до 9 минут, что говорит о значительном и достоверном (р<0,05) повышении физической работоспособности студенток.
Подобные работы
- Баскетбол как средство реализации вариативного компонента физического воспитания учащихся
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В МИНИ-ФУТБОЛ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2015 - ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 13-17 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОБИКОЙ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование прямого нападающего удара в волейболе
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЯМОГО НАПАДАЮЩЕГО УДАРА
В ВОЛЕЙБОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



