ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД МИРОМ И КРАСНОЯРСКИМ КРАЕМ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 8
§ 1.1. Глобальные экологические проблемы современности, и
возможные пути их решения 8
§ 1.2. Основные экологические проблемы Красноярского края как органичной части мира и пути их решения 17
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В
СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 32
§ 2.1. Сущность, цель и задачи экологического воспитания в современной школе 32
§ 2.2. Реализации экологического воспитания в процессе обучения географии в общеобразовательных учреждениях 40
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 52
§ 3.1. Экологическое воспитание в школах Красноярского края 52
§ 3.2. Педагогический эксперимент — воспитание экологической культуры через внеучебную деятельность 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы диссертационного исследования, определяется тем, что воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, любящим и стремящимся защищать природу родного края является одним из факторов общего обучения в общеобразовательной школе и имеет большое значение в становлении целостно развитой личности. Именно экологическая культура человека приобретает решающую роль при охране окружающей среды, а в конечном итоге — сохранении самой жизни на планете Земля.
Как справедливо отмечает Г. И. Данильченко, что итогом работы по экологическому воспитанию и образованию школьников большинство педагогов считают формирование высокой культуры поведения человека в природе, гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиту природной среды [50].
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды [5].
Важнейшей из задач обучения в современном мире, является концепция о воспитание школьников экологически грамотными, понимающими проблемы окружающей среды как общие для всего мира и Российской Федерации (России), так и специфические экологические проблемы Красноярского края.
При этом крайне важно, чтобы у обучающихся средней школы последовательно формировалось экологическое сознания и мировоззрение, имеющее в своей основе непреходящие гуманистические ценности.
Основой экологического обучения и воспитания являются понимание законов природы, географические знания, полученные как в объеме школьного курса, так и на внеклассном изучении данного вопроса. При этом большую роль, в данном процессе должна выполнять именно внеурочная деятельность, дополняя знания, полученные учащимися во время основных занятий. Данный процесс должен происходить не только в стенах учебного заведения, но и непосредственно на природе.
В настоящее время в соответствии с действующим образовательным стандартом предмет «экология», не закреплен обязательным для изучения в программе общеобразовательной средней школы.
Однако, принимая во внимание, важность экологическое воспитания и образование школьников, большое значение должно удалятся организации экологического обучения в школьном курсе географии (а также других предметах: биологии, ОБЖ). И здесь первостепенное место занимают остро стоящие проблемы окружающей среды родного Красноярского края, как органичной части общего мира.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемой экологического воспитания и обучения занимается целый ряд выдающихся ученых, педагогов-методистов: Л. П. Астанин, А. С. Бахарева, Т. А. Бобылева, С. Д. Дерябо, О. М. Дорошко, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Мамедов, Б. М. Миркин, А. А. Плешаков, И. Н. Пономарева, Н. Н. Родзевич, И. Т. Суравегина, В. А. Ясвин и другие.
Вместе с тем общий объем исследований проблемы в целом не снимает частных проблем. Указанные обстоятельство определило выбор темы настоящего магистерского диссертационного исследования. Предложения ученым-методистов, выводы и практические рекомендации, безусловно, способствуют изучению экологических проблем учащимися во время внеурочной деятельности, как составной части изучения географии средней школы, однако дальнейшие исследования данной темы являются весьма востребованными.
Объектом магистерского диссертационного исследования является образовательный процесс по изучению экологических проблем.
Предметом магистерского диссертационного исследования является — деятельность по воспитанию учащихся через изучение экологических проблем человечества и как их составной части экологических проблем Красноярского края в средней школе.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методики воспитания у учащихся экологической культуры через внеучебную деятельность.
Для достижения поставленной цели в магистерском диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1) охарактеризовать основные экологические проблемы мира и как его органичной составной Красноярского края и обозначить возможные пути их решения;
2) рассмотреть передовые примеры организации экологического воспитания как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности в школах Красноярского края;
3) на основе обобщения передового опыта разработать в качестве внеклассной формы обучения разработка методики воспитания у учащихся экологической культуры через внеучебную деятельность, применительно к школьному курсу географии.
Методологическую основу магистерского диссертационного исследования составили социологический, системно-структурный, анализ литературных источников, эмпирический — проверка эффективности разработанной методики на практике.
Теоретической основой исследования стали научные труды по теории и методики обучения школьников географии и экологии.
Нормативную базу исследования составляют современное российское законодательство регламентирующее учебную и природоохранную деятельности.
Эмпирическая основа магистерского диссертационного исследования, получена в ходе проверки эффективности разработанной методики на практике (педагогического эксперимента) во внеурочной деятельности при изучении курса географии на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа № 1», пгт Большая Мурта, Красноярского края. Для выявления актуальных экологических проблем Красноярского края, которые непосредственно волнуют его жителей, было проведено социологическое исследование — анонимное анкетирование 118 жителей Красноярского края.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что оно вносит изменения в отдельные аспекты существующей методики изучения экологических проблем Красноярского края во внеучебной деятельности при изучении школьного курса географии.
Кроме того, научная новизна исследования определяется следующими положениями, выносимыми на защиту:
1) анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования показал, что проблема экологического воспитания складывается из проблем экологического обучения и формирования экологического мировоззрения;
2) экологическое обучение и воспитание учащихся в школах Красноярского края проводится в следующих наиболее характерных формах:
а) непосредственно на школьных уроках по географии (при междисциплинарных связях с биологией, химией и ОБЖ);
б) при проведении тематических экскурсий экологической направленности (комплексных экскурсий по географии, где затрагиваются вопросы экологии);
в) во внеклассной работе со школьниками по экологии (в том числе в комплексных занятиях по географии с освещением экологических аспектов);
г) во внедрении в обучение исследовательских проектов учащихся экологической направленности, как наиболее перспективной формы обучения, направленной на активизацию их познавательной деятельности;
3) проведенный нами педагогический эксперимент на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа № 1», пгт Большая Мурта, Красноярского края, наглядно показывает, что экологическое воспитание, в том числе и через проведение внеклассных мероприятий по экологии в рамках изучения географии, значительно повышает интерес школьников к экологическим проблемам, как родного края, так и всей планеты.
Теоретическая значимость исследования применительно к методике преподавания экологии во внеурочном изучении школьного курса географии заключается в том, что было разработана и апробирована на практических занятиях система экологического воспитания школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических рекомендаций для учителей по экологическому воспитанию школьников в процессе внеурочного изучения школьного курса географии. Содержание методики апробировано во время внеурочной деятельности применительно к курсу географии средней школе.
Структура магистерской диссертации обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования, а также логикой изложения проблемы.
Магистерская диссертация) включает в себя введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключения и списка литературы (61 источник). Работа выполнена в объеме, предусмотренном Министерством просвещения РФ.
Поставленной нами в магистерском диссертационном исследовании задачи были в целом решены, а именно:
1) охарактеризованы основные экологические проблемы мира и как его органичной составной Красноярского края и обозначить возможные пути их решения;
2) рассмотрены передовые примеры организации экологического воспитания как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности в школах Красноярского края;
3) на основе обобщения передового опыта в качестве внеклассной формы обучения разработана методика воспитания у учащихся экологической культуры через внеучебную деятельность, применительно к школьному курсу географии.
Таким образом цель диссертационного исследования, а именно разработка методики воспитания экологической культуры через внеучебную деятельность, нами достигнута.
В процессе исследования, мы пришли к следующим выводам:
1) в настоящее время мир испытывает многочисленные экологические проблемы, вызванные как естественными причинами, так и возникших под влиянием антропогенных факторов. Для предотвращения экологической катастрофы необходимы срочные, научно обоснованные действия при консолидации усилий государственных и общественных структур во всем мире;
2) сейчас для Красноярского края, как органичной части общего мира наиболее актуальными экологическими проблемами являются: загрязнение атмосферы промышленными предприятиями и транспортом, загрязнение поверхностных и грунтовых, загрязнение почвы, вырубка и лесные пожары, уничтожающие лесные экосистемы. Основные пути решения данных проблем края в обозримой перспективе: вынос предприятий за черту городов, развитие экологически безопасного транспорта (троллейбус, скоростной трамвай, а для краевого центра — метро), проведение комплекса противопожарных мероприятий;
3) анализ состояния реализации экологического воспитания в школах Красноярского края показывает недостаточную эффективность методов обучения в условиях традиционной классно-урочной системы. Успешное решение обозначенной проблемы возможно при использовании прогрессивных форм организации работы с учащимися, при активном использовании внеучебной деятельности, а именно: внеучебных занятий, проектной работы, кинолекториев, тематических игр, викторин с экологическим содержанием, рейды в природу, беседы о правилах поведения в ней, деятельность школьного лесничества и многое другие;
4) анализ результатов анкетирования после проведения педагогического эксперимента позволил выявить, что вдвое возросло количество учащихся (83% по сравнению с 41%), которые стали больше проявлять интерес к урокам географии. Большинство учащиеся стали задумываться о природе и проявлять к ней более бережное отношение (100%, т.е. повышение на 50%). Повысилось количество учащихся, которые стали получать больше сведений экологической направленности на внеклассных мероприятиях (от 41% до 100%) и, которые стали считать, что внеклассные мероприятия по экологии положительно влияют на отношение учащихся к природе (от 33% до 100%), оказывая ощутимый воспитательный эффект.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».от 10.07.1992 № 3266¬1 (ред. от 12.11.2012).
2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». М., 1991.
Научная и учебная литература
3. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие для студентов / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина // М.: Владос, 2001. — 240 с.
4. Бачинин, В. А. Психология: Энциклопедический словарь /
В. А. Бачинин // СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2005. — 272 с.
5. Бахарева, А. С. Формы экологического воспитания детей: методическое пособие для учителей и воспитателей / А. С. Бахарева // Шадринск: Издательство ШГПИ, 1998. — 128 с.
6. Геоэкология и природопользование: Понятийно-терминологический словарь / авторы — сост. В. В. Козин, В. А. Петровский // Смоленск: Ойкумена, 2005. — 576 с.
7. Грехова, Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: учебно-методическое пособие / Л. И. Грехова // М.: ЦГЛ, 2003. — 288 с.
8. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин // Ростов-на Дону: Феникс, 1996. — 376 с.
9. Добрецова, Н. В. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н. В. Добрецова // 1988. — 235 с.
10. Жигарев, И. А. Основы экологии 10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под ред. Н. М. Черновой «Основы экологии» 10-11 класс / И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова // М.: Дрофа, 2002. — 208 с.
11. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М., 1984. — 217 с.
12. Игнатова, В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В.А. Игнатова. — Тюмень, 1998. — 267 с.
13. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспирова. — М.: Гардарики, 2004. — 522 с.
14. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания: учебное
пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян // М.: Академия, 2004. — 496 с.
15. Константинов, В. М. Охрана природы / В. М. Константинов // М.: Академия, 2000. — 240 с.
16. Конюшко, В. С. Страницы экологического краеведения Учебно-методические материалы для факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро // Минск, 2000. — 145 с.
17. Краткий педагогический словарь / Г. А. Андреева и др. // М.:
В. Секачев, 2005. — 180 с.
18. Кузнецов, А. П. География 7 класс / А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева, В. П. Дронов // — М.: Просвещение, 2015. — 178 с.
19. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы /
В. С. Кукушин // Ростов на Дону, 2002. — 315 с.
20. Лобжанидзе, А. А. География. Планета Земля. 5-6 классы /
А. А. Лобжанидзе. — М. : Просвещение, 2014. — 162 с.
21. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе / Л. И. Маленкова // М., 1999. — 235 с.
22. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания: учебник для ВУЗов / Л. И. Маленкова // М.: Педагогическое общество России, 2004. — 480 с.
23. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно - методическое пособие / Л. П. Молодова // М.: ЦГЛ, 2003. — 128 с.
24. Никонорова, Е. В. Экология и культура / Е. В. Никонорова // М., 1996. — 274 с.
25.Образовательная программа «Экология». Региональный компонент содержания экологического образования: Курган, 1999. — 24 с.
26. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2005. — 720 с.
27. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский // М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
29. Российская педагогическая энциклопедия в 2 томах / Глав. ред. В. В. Давыдов // М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 607 с.
30. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. — М. : Академия, 2002. — 415 с.
31. Словарь справочник по педагогике / Авт. сост. В. А. Мижериков // М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
32. Соколова, Н. Д. Экологическое воспитание школьников: учебное
пособие / Н. Д. Соколова // Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1991. — 126 с.
33. Суравегина, И. Т. Как учить экологии: книга для учителя /
И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич // М.: Просвещение, 1995. — 96 с.
34. Урсул, А. Д. Введение в социальную экологию, в 2 частях /
А. Д. Урсул // М., 1994., ч. 2. — 267 с.
35. Хабарова, Е. И. Экология в таблицах. 10 (11) класс: справочное
пособие / Е И. Хабарова, С. А. Панова // М.: Дрофа, 2001. — 128 с.
36. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю. Л. Хотунцев // М.: Академия, 2004. — 480 с.
37. Экологическое воспитание: М., 1982. — 96 с.
38. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под редакцией Л. П. Печко // М.: Педагогика, 1984. — 245 с.
39. Экологическое образование школьников / под редакцией И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной // М., 1983. — 187 с.
40. Экология: популярный словарик / сост. В. С. Рохлов, В. Н. Беляев // М.: Академия, 1997. — 96 с.
41. Экология.: программно-методические материалы, 5-11 классы / сост. Н. В. Кузнецов // М.: Дрофа, 2000. — 224 с.
42. Южакова, Т. П. Нравственно-экологическое воспитание учащихся начальных классов / Т. П. Южакова // Екатеринбург: УрГПИ, 1993. — 123 с.
Научные статьи и публикации
43. Богомолова, Н. И. Экологическое образование и воспитание в школе / Н. И. Богомолова / Образование: проблемы, поиск, решения: сборник научно методических работ. Ханты-Мансийск. — 2004. — № 7. — С. 215-228.
44. Винокурова, Н. Ф. Методологические основы формирования
экологической культуры школьников на основе идей экоразвития / Н. Ф. Винокурова, В. В. Николина О. Е. Ефимова // Образование и наука. —
2016. — № 5 (134). — С. 25-40.
45. Гумерова, О. Ю. Вредные выбросы как главный фактор негативной экологической ситуации в г. Красноярске и возможные пути решения проблемы в современных условиях / О. Ю. Гумерова // В сборнике: Современные биоэкологические исследования Средней Сибири. Материалы научно - практической конференции «БИОЭКО». Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. — 2020. — С. 8-10.
46. Гумерова, О. Ю. Изучение экологических проблем Красноярского края в школьном курсе географии как важная составляющая курса дисциплин естественнонаучного образования / О. Ю. Гумерова // Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы : материалы XX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников, Красноярск, 21 апреля 2021 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. B. П. Астафьева, 2021. — С. 21-22.
47. Гумерова, О. Ю. Проблемы преподавания географии в
общеобразовательных школах РФ в современных условиях / О. Ю. Гумерова // В сборнике: География и геоэкология на службе науки и инновационного образования. Материалы XV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня рождения геолога и краеведа Вячеслава Петровича Косованова. Красноярский государственный педагогический университет им.В. П. Астафьева. — 2020. — C. 190-192.
48. Гумерова, О. Ю. Разработка методики обучения дисциплинам
естественнонаучного цикла (на примере уроков географии) в общеобразовательных школах / О. Ю. Гумерова // В сборнике: Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы. материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Редакционная коллегия: Т. В. Голикова
(ответственный редактор), И. А. Зорков; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. — 2020. — С. 35-36.
49. Данильченко, Г. И. Экологическое образование и воспитание младших школьников / Г. И. Данильченко // Вестник «Эрлеу» — Kst. : Костанай. — 2014. — № 3 (5). — С. 126-130.
50. Ковзик, НА. Возможности курса географии средней школы в формировании экологических знаний учащихся / Н. А. Ковзик // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема — 2017. — № 3 (28). — С. 39-46.
51. Мамедов, Н. М. Основания экологического образования /
Н. М. Мамедов // Экологическое образование. — 2001. — № 3. — С. 4-8.
52. Платонова, Н. А. Уроки географии в экологическом воспитании школьника / Н. А. Платонова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (Абакан). — 2020 — № 1 (31). — С. 139-143.
53. Попова, А. Экологическое воспитание учащихся / А. Попова // Воспитание школьников. — 2001. — № 8. — С. 23-26.
54. Смольянинова, Е. В. Культурно-историческое и нравственно¬
экономическое воспитание школьников на уроках географии на примере изучения туристско-рекреационных ресурсов Чаплыгинского и Задонского муниципальных районов липецкой области / Е. В. Смольянинова, О. А. Пятых, Л. Н. Беляева, Д. С. Климов // В сборнике: Методические вопросы и инновационные технологии в преподавании географии, туризма и естественно - научных дисциплин в вузе и школе. Материалы II Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга». — 2019. — С. 110-115.
55. Соловьева, Д. В. Опыт создания экологической тропы в ходе учебной практики студентов / Соловьева Д. В., Дорофеева Л. А. // В сборнике: Байкал — Родина — Планета. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. — 2016. — С. 98-100.
56. Табалдиева, Ч. Б. Формирование экологической культуры школьников на уроках географии / Ч. Б. Табалдиева // Вестник науки и образования. — 2017. — Том 2.
57. Фадеева, Н. П. Экологическое образование в школе / Н. П. Фадеева // Здоровье детей. — 2004. — № 22. — С. 14-17.
58. Чернышева, В. А. Изучение геоэкологических проблем в школьном курсе географии / В. А. Чернышева, Л. Н. Беляева // Проблемы региональной экологии. — 2014. — № 4. — С. 228-232.
Электронные источники информации
59. Википедия. Список самых загрязнённых городов мира по версии
Института Блэксмита [Электронный ресурс] —
URL: й11рз://ги.’№1к1реб1а.огд/’№1к1/Список_самых_загрязнённых_городов_мира_ по_версии_Института_Блэксмита (дата обращения: 06.06.2023).