ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД МИРОМ И КРАСНОЯРСКИМ КРАЕМ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 8
§ 1.1. Глобальные экологические проблемы современности, и
возможные пути их решения 8
§ 1.2. Основные экологические проблемы Красноярского края как органичной части мира и пути их решения 17
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В
СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 32
§ 2.1. Сущность, цель и задачи экологического воспитания в современной школе 32
§ 2.2. Реализации экологического воспитания в процессе обучения географии в общеобразовательных учреждениях 40
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 52
§ 3.1. Экологическое воспитание в школах Красноярского края 52
§ 3.2. Педагогический эксперимент — воспитание экологической культуры через внеучебную деятельность 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД МИРОМ И КРАСНОЯРСКИМ КРАЕМ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 8
§ 1.1. Глобальные экологические проблемы современности, и
возможные пути их решения 8
§ 1.2. Основные экологические проблемы Красноярского края как органичной части мира и пути их решения 17
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В
СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 32
§ 2.1. Сущность, цель и задачи экологического воспитания в современной школе 32
§ 2.2. Реализации экологического воспитания в процессе обучения географии в общеобразовательных учреждениях 40
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 52
§ 3.1. Экологическое воспитание в школах Красноярского края 52
§ 3.2. Педагогический эксперимент — воспитание экологической культуры через внеучебную деятельность 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы диссертационного исследования, определяется тем, что воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, любящим и стремящимся защищать природу родного края является одним из факторов общего обучения в общеобразовательной школе и имеет большое значение в становлении целостно развитой личности. Именно экологическая культура человека приобретает решающую роль при охране окружающей среды, а в конечном итоге — сохранении самой жизни на планете Земля.
Как справедливо отмечает Г. И. Данильченко, что итогом работы по экологическому воспитанию и образованию школьников большинство педагогов считают формирование высокой культуры поведения человека в природе, гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиту природной среды [50].
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды [5].
Важнейшей из задач обучения в современном мире, является концепция о воспитание школьников экологически грамотными, понимающими проблемы окружающей среды как общие для всего мира и Российской Федерации (России), так и специфические экологические проблемы Красноярского края.
При этом крайне важно, чтобы у обучающихся средней школы последовательно формировалось экологическое сознания и мировоззрение, имеющее в своей основе непреходящие гуманистические ценности.
Основой экологического обучения и воспитания являются понимание законов природы, географические знания, полученные как в объеме школьного курса, так и на внеклассном изучении данного вопроса. При этом большую роль, в данном процессе должна выполнять именно внеурочная деятельность, дополняя знания, полученные учащимися во время основных занятий. Данный процесс должен происходить не только в стенах учебного заведения, но и непосредственно на природе.
В настоящее время в соответствии с действующим образовательным стандартом предмет «экология», не закреплен обязательным для изучения в программе общеобразовательной средней школы.
Однако, принимая во внимание, важность экологическое воспитания и образование школьников, большое значение должно удалятся организации экологического обучения в школьном курсе географии (а также других предметах: биологии, ОБЖ). И здесь первостепенное место занимают остро стоящие проблемы окружающей среды родного Красноярского края, как органичной части общего мира.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемой экологического воспитания и обучения занимается целый ряд выдающихся ученых, педагогов-методистов: Л. П. Астанин, А. С. Бахарева, Т. А. Бобылева, С. Д. Дерябо, О. М. Дорошко, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Мамедов, Б. М. Миркин, А. А. Плешаков, И. Н. Пономарева, Н. Н. Родзевич, И. Т. Суравегина, В. А. Ясвин и другие.
Вместе с тем общий объем исследований проблемы в целом не снимает частных проблем. Указанные обстоятельство определило выбор темы настоящего магистерского диссертационного исследования. Предложения ученым-методистов, выводы и практические рекомендации, безусловно, способствуют изучению экологических проблем учащимися во время внеурочной деятельности, как составной части изучения географии средней школы, однако дальнейшие исследования данной темы являются весьма востребованными.
Объектом магистерского диссертационного исследования является образовательный процесс по изучению экологических проблем.
Предметом магистерского диссертационного исследования является — деятельность по воспитанию учащихся через изучение экологических проблем человечества и как их составной части экологических проблем Красноярского края в средней школе.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методики воспитания у учащихся экологической культуры через внеучебную деятельность.
Для достижения поставленной цели в магистерском диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1) охарактеризовать основные экологические проблемы мира и как его органичной составной Красноярского края и обозначить возможные пути их решения;
2) рассмотреть передовые примеры организации экологического воспитания как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности в школах Красноярского края;
3) на основе обобщения передового опыта разработать в качестве внеклассной формы обучения разработка методики воспитания у учащихся экологической культуры через внеучебную деятельность, применительно к школьному курсу географии.
Методологическую основу магистерского диссертационного исследования составили социологический, системно-структурный, анализ литературных источников, эмпирический — проверка эффективности разработанной методики на практике.
Теоретической основой исследования стали научные труды по теории и методики обучения школьников географии и экологии.
Нормативную базу исследования составляют современное российское законодательство регламентирующее учебную и природоохранную деятельности.
Эмпирическая основа магистерского диссертационного исследования, получена в ходе проверки эффективности разработанной методики на практике (педагогического эксперимента) во внеурочной деятельности при изучении курса географии на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа № 1», пгт Большая Мурта, Красноярского края. Для выявления актуальных экологических проблем Красноярского края, которые непосредственно волнуют его жителей, было проведено социологическое исследование — анонимное анкетирование 118 жителей Красноярского края.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что оно вносит изменения в отдельные аспекты существующей методики изучения экологических проблем Красноярского края во внеучебной деятельности при изучении школьного курса географии.
Кроме того, научная новизна исследования определяется следующими положениями, выносимыми на защиту:
1) анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования показал, что проблема экологического воспитания складывается из проблем экологического обучения и формирования экологического мировоззрения;
2) экологическое обучение и воспитание учащихся в школах Красноярского края проводится в следующих наиболее характерных формах:
а) непосредственно на школьных уроках по географии (при междисциплинарных связях с биологией, химией и ОБЖ);
б) при проведении тематических экскурсий экологической направленности (комплексных экскурсий по географии, где затрагиваются вопросы экологии);
в) во внеклассной работе со школьниками по экологии (в том числе в комплексных занятиях по географии с освещением экологических аспектов);
г) во внедрении в обучение исследовательских проектов учащихся экологической направленности, как наиболее перспективной формы обучения, направленной на активизацию их познавательной деятельности;
3) проведенный нами педагогический эксперимент на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа № 1», пгт Большая Мурта, Красноярского края, наглядно показывает, что экологическое воспитание, в том числе и через проведение внеклассных мероприятий по экологии в рамках изучения географии, значительно повышает интерес школьников к экологическим проблемам, как родного края, так и всей планеты.
Теоретическая значимость исследования применительно к методике преподавания экологии во внеурочном изучении школьного курса географии заключается в том, что было разработана и апробирована на практических занятиях система экологического воспитания школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических рекомендаций для учителей по экологическому воспитанию школьников в процессе внеурочного изучения школьного курса географии. Содержание методики апробировано во время внеурочной деятельности применительно к курсу географии средней школе.
Структура магистерской диссертации обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования, а также логикой изложения проблемы.
Магистерская диссертация) включает в себя введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключения и списка литературы (61 источник). Работа выполнена в объеме, предусмотренном Министерством просвещения РФ.
Как справедливо отмечает Г. И. Данильченко, что итогом работы по экологическому воспитанию и образованию школьников большинство педагогов считают формирование высокой культуры поведения человека в природе, гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиту природной среды [50].
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды [5].
Важнейшей из задач обучения в современном мире, является концепция о воспитание школьников экологически грамотными, понимающими проблемы окружающей среды как общие для всего мира и Российской Федерации (России), так и специфические экологические проблемы Красноярского края.
При этом крайне важно, чтобы у обучающихся средней школы последовательно формировалось экологическое сознания и мировоззрение, имеющее в своей основе непреходящие гуманистические ценности.
Основой экологического обучения и воспитания являются понимание законов природы, географические знания, полученные как в объеме школьного курса, так и на внеклассном изучении данного вопроса. При этом большую роль, в данном процессе должна выполнять именно внеурочная деятельность, дополняя знания, полученные учащимися во время основных занятий. Данный процесс должен происходить не только в стенах учебного заведения, но и непосредственно на природе.
В настоящее время в соответствии с действующим образовательным стандартом предмет «экология», не закреплен обязательным для изучения в программе общеобразовательной средней школы.
Однако, принимая во внимание, важность экологическое воспитания и образование школьников, большое значение должно удалятся организации экологического обучения в школьном курсе географии (а также других предметах: биологии, ОБЖ). И здесь первостепенное место занимают остро стоящие проблемы окружающей среды родного Красноярского края, как органичной части общего мира.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемой экологического воспитания и обучения занимается целый ряд выдающихся ученых, педагогов-методистов: Л. П. Астанин, А. С. Бахарева, Т. А. Бобылева, С. Д. Дерябо, О. М. Дорошко, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Мамедов, Б. М. Миркин, А. А. Плешаков, И. Н. Пономарева, Н. Н. Родзевич, И. Т. Суравегина, В. А. Ясвин и другие.
Вместе с тем общий объем исследований проблемы в целом не снимает частных проблем. Указанные обстоятельство определило выбор темы настоящего магистерского диссертационного исследования. Предложения ученым-методистов, выводы и практические рекомендации, безусловно, способствуют изучению экологических проблем учащимися во время внеурочной деятельности, как составной части изучения географии средней школы, однако дальнейшие исследования данной темы являются весьма востребованными.
Объектом магистерского диссертационного исследования является образовательный процесс по изучению экологических проблем.
Предметом магистерского диссертационного исследования является — деятельность по воспитанию учащихся через изучение экологических проблем человечества и как их составной части экологических проблем Красноярского края в средней школе.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методики воспитания у учащихся экологической культуры через внеучебную деятельность.
Для достижения поставленной цели в магистерском диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1) охарактеризовать основные экологические проблемы мира и как его органичной составной Красноярского края и обозначить возможные пути их решения;
2) рассмотреть передовые примеры организации экологического воспитания как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности в школах Красноярского края;
3) на основе обобщения передового опыта разработать в качестве внеклассной формы обучения разработка методики воспитания у учащихся экологической культуры через внеучебную деятельность, применительно к школьному курсу географии.
Методологическую основу магистерского диссертационного исследования составили социологический, системно-структурный, анализ литературных источников, эмпирический — проверка эффективности разработанной методики на практике.
Теоретической основой исследования стали научные труды по теории и методики обучения школьников географии и экологии.
Нормативную базу исследования составляют современное российское законодательство регламентирующее учебную и природоохранную деятельности.
Эмпирическая основа магистерского диссертационного исследования, получена в ходе проверки эффективности разработанной методики на практике (педагогического эксперимента) во внеурочной деятельности при изучении курса географии на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа № 1», пгт Большая Мурта, Красноярского края. Для выявления актуальных экологических проблем Красноярского края, которые непосредственно волнуют его жителей, было проведено социологическое исследование — анонимное анкетирование 118 жителей Красноярского края.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что оно вносит изменения в отдельные аспекты существующей методики изучения экологических проблем Красноярского края во внеучебной деятельности при изучении школьного курса географии.
Кроме того, научная новизна исследования определяется следующими положениями, выносимыми на защиту:
1) анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования показал, что проблема экологического воспитания складывается из проблем экологического обучения и формирования экологического мировоззрения;
2) экологическое обучение и воспитание учащихся в школах Красноярского края проводится в следующих наиболее характерных формах:
а) непосредственно на школьных уроках по географии (при междисциплинарных связях с биологией, химией и ОБЖ);
б) при проведении тематических экскурсий экологической направленности (комплексных экскурсий по географии, где затрагиваются вопросы экологии);
в) во внеклассной работе со школьниками по экологии (в том числе в комплексных занятиях по географии с освещением экологических аспектов);
г) во внедрении в обучение исследовательских проектов учащихся экологической направленности, как наиболее перспективной формы обучения, направленной на активизацию их познавательной деятельности;
3) проведенный нами педагогический эксперимент на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа № 1», пгт Большая Мурта, Красноярского края, наглядно показывает, что экологическое воспитание, в том числе и через проведение внеклассных мероприятий по экологии в рамках изучения географии, значительно повышает интерес школьников к экологическим проблемам, как родного края, так и всей планеты.
Теоретическая значимость исследования применительно к методике преподавания экологии во внеурочном изучении школьного курса географии заключается в том, что было разработана и апробирована на практических занятиях система экологического воспитания школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических рекомендаций для учителей по экологическому воспитанию школьников в процессе внеурочного изучения школьного курса географии. Содержание методики апробировано во время внеурочной деятельности применительно к курсу географии средней школе.
Структура магистерской диссертации обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования, а также логикой изложения проблемы.
Магистерская диссертация) включает в себя введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключения и списка литературы (61 источник). Работа выполнена в объеме, предусмотренном Министерством просвещения РФ.
Поставленной нами в магистерском диссертационном исследовании задачи были в целом решены, а именно:
1) охарактеризованы основные экологические проблемы мира и как его органичной составной Красноярского края и обозначить возможные пути их решения;
2) рассмотрены передовые примеры организации экологического воспитания как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности в школах Красноярского края;
3) на основе обобщения передового опыта в качестве внеклассной формы обучения разработана методика воспитания у учащихся экологической культуры через внеучебную деятельность, применительно к школьному курсу географии.
Таким образом цель диссертационного исследования, а именно разработка методики воспитания экологической культуры через внеучебную деятельность, нами достигнута.
В процессе исследования, мы пришли к следующим выводам:
1) в настоящее время мир испытывает многочисленные экологические проблемы, вызванные как естественными причинами, так и возникших под влиянием антропогенных факторов. Для предотвращения экологической катастрофы необходимы срочные, научно обоснованные действия при консолидации усилий государственных и общественных структур во всем мире;
2) сейчас для Красноярского края, как органичной части общего мира наиболее актуальными экологическими проблемами являются: загрязнение атмосферы промышленными предприятиями и транспортом, загрязнение поверхностных и грунтовых, загрязнение почвы, вырубка и лесные пожары, уничтожающие лесные экосистемы. Основные пути решения данных проблем края в обозримой перспективе: вынос предприятий за черту городов, развитие экологически безопасного транспорта (троллейбус, скоростной трамвай, а для краевого центра — метро), проведение комплекса противопожарных мероприятий;
3) анализ состояния реализации экологического воспитания в школах Красноярского края показывает недостаточную эффективность методов обучения в условиях традиционной классно-урочной системы. Успешное решение обозначенной проблемы возможно при использовании прогрессивных форм организации работы с учащимися, при активном использовании внеучебной деятельности, а именно: внеучебных занятий, проектной работы, кинолекториев, тематических игр, викторин с экологическим содержанием, рейды в природу, беседы о правилах поведения в ней, деятельность школьного лесничества и многое другие;
4) анализ результатов анкетирования после проведения педагогического эксперимента позволил выявить, что вдвое возросло количество учащихся (83% по сравнению с 41%), которые стали больше проявлять интерес к урокам географии. Большинство учащиеся стали задумываться о природе и проявлять к ней более бережное отношение (100%, т.е. повышение на 50%). Повысилось количество учащихся, которые стали получать больше сведений экологической направленности на внеклассных мероприятиях (от 41% до 100%) и, которые стали считать, что внеклассные мероприятия по экологии положительно влияют на отношение учащихся к природе (от 33% до 100%), оказывая ощутимый воспитательный эффект.
1) охарактеризованы основные экологические проблемы мира и как его органичной составной Красноярского края и обозначить возможные пути их решения;
2) рассмотрены передовые примеры организации экологического воспитания как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности в школах Красноярского края;
3) на основе обобщения передового опыта в качестве внеклассной формы обучения разработана методика воспитания у учащихся экологической культуры через внеучебную деятельность, применительно к школьному курсу географии.
Таким образом цель диссертационного исследования, а именно разработка методики воспитания экологической культуры через внеучебную деятельность, нами достигнута.
В процессе исследования, мы пришли к следующим выводам:
1) в настоящее время мир испытывает многочисленные экологические проблемы, вызванные как естественными причинами, так и возникших под влиянием антропогенных факторов. Для предотвращения экологической катастрофы необходимы срочные, научно обоснованные действия при консолидации усилий государственных и общественных структур во всем мире;
2) сейчас для Красноярского края, как органичной части общего мира наиболее актуальными экологическими проблемами являются: загрязнение атмосферы промышленными предприятиями и транспортом, загрязнение поверхностных и грунтовых, загрязнение почвы, вырубка и лесные пожары, уничтожающие лесные экосистемы. Основные пути решения данных проблем края в обозримой перспективе: вынос предприятий за черту городов, развитие экологически безопасного транспорта (троллейбус, скоростной трамвай, а для краевого центра — метро), проведение комплекса противопожарных мероприятий;
3) анализ состояния реализации экологического воспитания в школах Красноярского края показывает недостаточную эффективность методов обучения в условиях традиционной классно-урочной системы. Успешное решение обозначенной проблемы возможно при использовании прогрессивных форм организации работы с учащимися, при активном использовании внеучебной деятельности, а именно: внеучебных занятий, проектной работы, кинолекториев, тематических игр, викторин с экологическим содержанием, рейды в природу, беседы о правилах поведения в ней, деятельность школьного лесничества и многое другие;
4) анализ результатов анкетирования после проведения педагогического эксперимента позволил выявить, что вдвое возросло количество учащихся (83% по сравнению с 41%), которые стали больше проявлять интерес к урокам географии. Большинство учащиеся стали задумываться о природе и проявлять к ней более бережное отношение (100%, т.е. повышение на 50%). Повысилось количество учащихся, которые стали получать больше сведений экологической направленности на внеклассных мероприятиях (от 41% до 100%) и, которые стали считать, что внеклассные мероприятия по экологии положительно влияют на отношение учащихся к природе (от 33% до 100%), оказывая ощутимый воспитательный эффект.
Подобные работы
- Воспитание экологической культуры у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2015 - НРАВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Формирование экологической культуры студентов колледжа во внеучебной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Гражданское воспитание обучающихся
в средней общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018



