ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основания формирования навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи 7
1.2. Словообразование у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня: сущность, структура, уровни сформированности 14
1.3. Дидактический потенциал комплекса логопедических упражнений в
формировании навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 20
Вывод по I главе 29
Глава II. Апробация комплекса логопедических упражнений по формированию навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово» 31
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 31
2.2. Предпроектное исследование уровня сформированности
словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 37
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа
исследования 48
2.4. Анализ и интерпретация результатов реализации завершающего этапа
проектного исследования. Оценка результативности разработанного комплекса логопедических упражнений 57
2.5. Методические рекомендации для педагогов и родителей по
формированию навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 69
Выводы по главе II 75
Заключение 77
Список использованных источников 79
Приложение А 85
Приложение Б 95
Приложение В 103
Приложение Г 106
Актуальность проектной работы. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в образовательный процесс, в том числе и детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), является актуальным направлением в современных психолого- педагогических исследованиях. Это подтверждается не только нормативными документами: федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.07.2020 г.) , федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по адаптированным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» , но и реализацией таких федеральных и региональных проектов как «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей» и др., которые реализуются в рамках национального проекта «Образование».
Идея сопровождения обучения детей с ОВЗ обозначена в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и приказе Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», где прописаны особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ и что под ними понимается.
ФГОС ДО учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В качестве базового принципа дошкольной организации (далее - ДО) выделен принцип индивидуализации, то есть
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
По данным Минпросвещения России в организациях ДО обучается 517 343 человека с ОВЗ, что составляет 6,8% от общего количества воспитанников Это обосновывает актуальность реализации выше обозначенных проектов на федеральном и региональном уровнях. Так федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование; федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» предусматривает оказание методической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и / или инвалидностью.
Вопросы формирования словообразования у дошкольников с ОНР широко рассмотрены в современных источниках такими авторами, как Р.И. Лалаева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева. По мнению Т.В. Тумановой, формирование процессов словообразования у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является одной из важнейших и до сих пор практически не изученной проблемой логопедии. На протяжении двух веков ученые-лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты продолжали изучение закономерностей, последовательности и этапов развития словообразовательных возможностей при онтогенетическом развитии речи (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова, О.С. Ушакова, А.М. Шахнарович и др.).
В то же время в логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания . Доктор педагогических наук Т.В. Туманова, утверждает, основываясь на анализе специальной литературы, что системных, углубленных исследований по
проблеме овладения словообразованием детьми с общим недоразвитием речи не проводилось. До настоящего времени в логопедии отсутствуют научно обоснованные методы изучения состояния словообразования у детей с нарушениями речи, которые позволили бы определить патологический механизм, лежащий в основе недоразвития словообразовательных процессов.
....
В ходе реализации проектной работы «Живое слово» были решены следующие задачи.
Осуществлен всесторонний анализ научной психологопедагогической литературы и выделены психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР: незначительный словарный запас, недостаточно развиты все структурные единицы речи; от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексикограмматического недоразвития.
Раскрыты сущность, структура и уровни сформированности феномена «навык словообразования старших дошкольников с ОНР III уровня». С опорой на всесторонний анализ научной педагогической и лингвистической литературы под навыком словообразования в настоящем исследовании понимается совокупность автоматизированных умений образовывать слова посредством других слов, однокоренных слов или частей слова (приставки и суффиксы).
Разработан комплекс логопедических упражнений, направленный на формирование навыка словообразования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с ОНР III уровня. Спроектировано содержание комплекса логопедических упражнений, направленных на формирование навыка словообразования, с опорой на методические разработки Р.И Лалаевой и Н.В. Серебряковой. Вслед за исследователями выделены три этапа в формирования навыков словообразования у старших дошкольников: первый этап - образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей существительных, прилагательных и глаголов; второй этап - образование менее продуктивных моделей; третий этап - образование непродуктивных словообразовательных моделей.
Осуществлена апробация разработанного комплекса логопедических упражнений, направленного на формирование навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Выбор методического обеспечения оказался успешным, дети были заинтересованы в ходе занятия и выполняли упражнения с интересом, на завершающем этапе исследования дети показали положительную динамику уровня сформированности навыка словообразования.
Разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Благодаря решению поставленных задач, можно сделать вывод о том, что проект результативен. Проект способствовал формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 400 с.
2. Антипова Ж.В. Преодоление общего недоразвития речи младших школьников / Ж. В. Антипова, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др; под ред. Т. В. Волосовец. М.: Ин-т общегуманитар. Исследований, 2012. С. 20-286.
3. Алехина Ю.Г. Эффективность использования smart-игр в работе логопеда для развития лексико-грамматического строя речи у детей ОНР [Электронный ресурс] // Научные горизонты. 2018. № 1 (5). С. 8-11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32431743
4. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С., Колокольникова М.В. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, ОНР, алалия: учеб. пособие для вузов. Ставрополь: Сев.-Кавк. Федер. ун-т, 2016. 203 с.
5. Баранова Е.Б., Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в системе работы над родственными словами (в рамках комплексного подхода) // Логопед в дет. саду. М., 2004. № 1. С. 13-26.
6. Бабайцева В.В. Русский язык. М.: Просвещение, 2008. 231 с.
7. Волкова Л.С., Шаховская С.Н., Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. 680 с.
8. Волкова Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. М.: Образование Плюс, 2009. 18 с.
9. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня // Логопед. 2006. № 1. С. 34-40.
10. Великая Т.В. Особенности использования диминутивных суффиксов при словообразовании существительных старшими дошкольниками с ОНР III уровня [Электронный ресурс]// Специальное образование. Материалы IK Международной научной конференции, 2013. С. 44-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21779188
11. Воробьева А.А. Развитие словаря у детей с ОНР посредством речевых упражнений [Электронный ресурс] // Наука и образование: проблемы и перспективы. М., 2016. С. 6-7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27484057
12. Воробьева Т. А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи // Дошкольная педагогика. 2006. № 3. С. 38-41.
13. Верхоламочкина Н. Г. Модели межличностного взаимодействия дошкольников с патологией речи со здоровыми сверстниками [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». М., 2018. № 9. С. 20-23. URL: http://e-koncept.ru/2018/182022.htm.
14. Гафурова Ю.А., Высоцкая Е.А., Китаева Н.Н. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс] // Специальное образование. М., 2016. № 4. С. 35-38. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 26675542 73215005.pdf
15. Гончарова В.А. Нарушение словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР // Логопед в детском саду. М., 2015. № 1. С. 4-9.
... всего 62 источника