Формирование навыков безопасного поведения в опасных ситуациях криминального характера у обучающихся 10 классов с применением метода ситуационно - ролевых игр
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования навыков безопасного поведения у обучающихся 7
1.1. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме
формирования навыков безопасного поведения 7
1.2. Психолого-педагогические проблемы формирования навыков
безопасного поведения 13
1.3. Анализ традиционных и активных методов обучения 23
Глава 2. Разработка и практическое применение метода ситуационноролевых игр для формирования навыков безопасного поведения в опасных ситуациях криминального характера у обучающихся 10
классов 32
2.1. Разработка сценария ситуационно-ролевой игры 32
2.2. Практическое применение ситуационно-ролевых игр для
формирования навыков безопасного поведения в опасных
ситуациях криминального характера у обучающихся 10
классов 39
Вывод 49
Список литературы 51
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Рост преступности - один из главных факторов и характерных признаков увеличения угрозы личной безопасности. Данная тенденция создает крайне неблагоприятную криминогенную обстановку. Общий рост объема преступности по России за последние 15 лет составил 85%, а это значительно превосходит динамику роста населения за этот же период (3,5%). [65]
В 2017-м зарегистрировано 1551,6 тыс. преступлений, или на 6,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Точно такая же тенденция прослеживается и в целом по краю, где произошел рост на 10,5%. Полицейские объясняют это тем, что с одной стороны, улучшилась работа по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины, а с другой - значительным увеличением количества обращений граждан.
В 2017 году на 3,6% сократилось число преступлений экономической направленности. Более половины всех зарегистрированных преступлений (51,5%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи - 587,0 тыс. (12,8%), мошенничества - 162,2 тыс. (+4,0%), грабежа - 43,6 тыс. (7,6%), разбоя - 6,7 тыс. (21,1%). Каждая четвёртая кража (28,2%), каждый двадцать второй грабеж (4,6%), и каждое десятое разбойное нападение (10,2%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с 2016 года увеличилось на 2,3% и составило 22,7 тыс., а количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств уменьшилось на 8,3% (929 преступлений).
На территории Красноярского края в 2017 году зафиксировано 51085 преступлений, что на 10,8 % ниже по сравнению с 2016 годом.
Совершено преступлений несовершеннолетними 1412 (-23,1 %).
В ЗАТО Железногорск ситуация выглядит несколько иначе. Так, уровень преступности на обслуживаемой территории в расчете на 10 тысяч населения составил 129,6 преступных проявлений, что значительно ниже, чем в среднем по краю (по краю - 179,1).
По итогам 2017 года на обслуживаемой Управлением территории наблюдается снижение как общего числа зарегистрированных преступлений на 7,5% (с 1335 до 1235, в крае снижение на 10,8%), так и преступлений тяжкой и особо тяжкой категорий на 16% (в крае снижение на 14,5%).
Существенное влияние на снижение количества зарегистрированных преступных посягательств оказало снижение числа зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (-28,8%, со 146 до 104), мошенничеств (-21,2%, со 165 до 130), убийств (с 8 до 1) и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью потерпевшим (-46,7%, с 30 до 16).
Цифры ужасающие. Положительная тенденция, сложившаяся в нашем городе совсем не означает, что проблема решена и не требует внимания к вопросам профилактике безопасного поведения школьников.
Исследования, ведущиеся в рамках науки виктимологии, позволяют утверждать, что поведение жертвы оказывает существенное влияние на мотивацию преступника. Оно может облегчать и даже провоцировать его. Напротив, оптимальное поведение может сделать невозможным преступное посягательство (либо свести его вероятность к минимуму или, по крайней мере, позволит избежать серьезных отрицательных последствий криминала).
У каждого человека должно быть сформировано сознательное и ответственное отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих. В повседневной жизни просто необходимо иметь знания и умения по распознаванию и оцениванию опасных ситуаций, владеть навыками способов защиты от них, оказания само- и взаимопомощи.
Методы практического обучения, максимально повышающие уровень познавательной активности, способствующие формированию прочных навыков безопасного поведения в опасных ситуациях криминального характера у обучающихся 10 классов, принято называть активными методами обучения. Один из таких методов - ситуационно-ролевая игра.
Метод ситуационно-ролевых игр достаточно молодой. Впервые этот термин стал использоваться в семидесятых годах XX века. Современные исследователи признают, что данный метод является отличным средством активизации обучения и рекомендуют его для применения в педагогическом процессе как эффективного компонента наряду с другими методами обучения, в том числе и традиционными.
...
В результате проведенного дипломного исследования, нам удалось в полной мере решить все поставленные изначально задачи.
1. Проанализировав научно-педагогическую литературу, пришли к выводу что, проблема формирования навыков безопасного поведения в опасных ситуациях различного характера особенно актуальна. Школа играет важную роль в решении данной проблемы. В своей деятельности она обязана опираться на новый федеральный государственный стандарт, который базируется на системно-деятельностном подходе. Предмет «ОБЖ» всегда был направлен на подготовку учащихся к жизни, а, следовательно, является ключевым инструментом в формировании навыков безопасного поведения. К окончанию обучения учащиеся должны быть компетентны в широком круге вопросов безопасности.
2. Проанализировав и сравнив преимущества традиционных и активных методов обучения, пришли к выводу, что наиболее полноценно отвечает требованиям по формированию навыков безопасного поведения вид активного обучения - интерактивный метод ситуационно-ролевых игр. Главные принципы его основаны на взаимодействии, работе в малых и большой группах, активной игровой организации обучения.
3. Выявив особенности организации и проведения ситуационноролевых игр, разработали урок с применением метода ситуационно-ролевых игр для формирования навыков безопасного поведения в опасных ситуациях криминального характера у обучающихся 10 класса.
4. Успешно провели педагогический эксперимент на базе 10 класса средней общеобразовательной школы с использованием собственной методической разработки урока с применением метода ситуационно-ролевых игр.
В процессе нашего исследования мы столкнулись с небольшим количеством источников по проблемам формирования навыков безопасного поведения.
Термин «ситуационно-ролевые» игры впервые был применен в конце ХХ века и до сих пор используется лишь небольшим числом авторов. Отсюда вытекают трудности связанные с малой разработкой данного метода, его характеристикой, а также отсутствием полноценных рекомендаций по организации, методики проведения подобных игр.
Поэтому основную структуру урока и методические рекомендации по применению метода ситуационно-ролевых игр мы разработали самостоятельно во второй главе нашего исследования.
Целью нашего дипломного исследования выступало выявление, теоретическое обоснование и практическое применение метода ситуационноролевых игр для формирования навыков безопасного поведения в опасных ситуаций криминального характера у обучающихся 10 классов. Благодаря изученной теоретической литературе и проведенному эксперименту, мы можем утверждать, что обучение с использованием метода ситуационноролевых игр является эффективным для формирования навыков безопасного поведения в опасных ситуациях криминального характера.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 - ФКЗ)
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897)
3. Абаскалова Н. П., Казин Э. М., Шинкаренко А. С. Проблемы и перспективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современном этапе [Текст] // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 183-185.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с англ. А. Боковикова., 2011. - 240 с.
5. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические
особенности школьников: Учет и коррекция : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 160 с.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. СПб : СПбГУ, 2007, т.1 - 395 с.
7. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : Уч. для вузов - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 680 с.
8. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М.: Наука, 1994. - 400 с.
9. Борисова И.И., Ливанова Е.Ю. Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе : Учебное пособие. - Нижний Новгород, 2011 . - 65 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М. : АСТ, 2008. - 672 с.
11. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М. : Народное образование, 2006. - 496 с.
12. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л.Б. Ительсон - М.: Книга по Требованию, 2012. - 193 с.
13. Казин Э. М., Абаскалова Н. П. Роль предмета Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников [Текст] // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. -2014. - С. 205-211.
14. Квинн В. Прикладная психология. — СПб : Издательство «Питер», 2000. — 560 с.
15. Кибирев А.А., Веревкина Т.А. Интерактивные методы обучения : теория и практика : Учеб. - метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. - 117 с.
... всего 68 источников