Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата

Работа №167833

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы67
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.1. Социально-психологические особенности детей с нарушением опорнодвигательного аппарата 5
1.2. Специфика формирования навыков самообслуживания у детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата 11
Выводы по 1главе 18
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РАБОТЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 20
2.1. Организация и методы исследования формирования навыков
самообслуживания у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Анализ результатов первичной диагностики 20
2.2. Разработка и апробация индивидуальных программ по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 29
2.3. Анализ результатов динамики уровня сформированности навыков
самообслуживания по каждой группе 32
Выводы по 2 главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42


В настоящее время нарушения функций опорно-двигательного аппарата
(НОДА) наблюдаются у значительной части детей и могут носить как
врожденный, так и приобретенный характер. Степенью выраженности различных
нарушений имеет широкий спектр и носит индивидуальный характер. Кроме того,
у данной категории детей часто встречаются множественные нарушения, когда
повреждения проявляются не только в двигательных ограничениях, а также есть
нарушения в развитии сенсорных систем, психическом развитии, сопутствующие
соматические заболевания. Всё это ведет к существенным социальным
ограничениям. Например, многие дети с НОДА испытывают серьёзные трудности
при овладении навыками самообслуживания. Нарушения двигательного и
психического развития, трудности в повседневной жизни, гиперопека со стороны
родителей - все эти факторы способствуют снижению мотивации в овладении
навыками самообслуживания. Несформированность мотивации, в свою очередь,
может стать причиной иждивенческого образа жизни, инфантилизмом и
соответственно стать фактором, тормозящим интеграцию ребёнка в социальную
среду.
Следует отметить, что у детей с НОДА сочетание физических и умственных
недостатков в развитии детей страдают жизненно важные сферы деятельности.
Ведут к нарушениям структуры личности в целом, что, в свою очередь, приводит
к трудностям в организации собственной деятельности как фактора независимого
поведения, в частности, в освоении навыков, необходимых в самообслуживании и
способствующих интеграции детей в социальную среду. Следовательно,
необходимо создать условия для целенаправленной поэтапной работы по
развития моторных навыков у детей с НОДА как предпосылке их независимости в
дальнейшем.
Объект исследования: формирование навыков самообслуживания у детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: условия формирования навыков самообслуживания
у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3
Цель: теоретическое обоснование, разработка и апробация индивидуальных
программ по развитию мануальных умений и формирования навыков
самообслуживания у детей с НОДА.
Задачи:
1) проанализировать результаты социальных, психологических,
педагогических и медицинских исследований по проблеме обучения навыкам
самообслуживания детей с НОДА
2) организовать и провести диагностику сформированности навыков
самообслуживания и степени владения мануальными умениями у детей с НОДА.
3) разработать и реализовать индивидуальные программы по
формированию навыков самообслуживания и развития мануальных навыков у
детей с НОДА
4) оценить эффективность реализованных программ
Гипотеза исследования:
Формированию навыков самообслуживания у детей с НОДА будут
способствовать следующие условия:
 диагностическую оценку состояния навыков самообслуживания
мануальных умений у ребенка с НОДА;
 разработку индивидуальных программ формирования и коррекции
навыков самообслуживания у детей с НОДА с учётом их индивидуальных
психофизических особенностей;
 процесс реализации индивидуальных программ с направленных на
развитие и коррекцию двигательных дефицитов у детей и формированию навыков
самообслуживания.
В работе использовались следующие методы:
Анализ специальных источников по конкретизации понятий и определений
в соответствии с темой работы, тестирование, опрос, наблюдение, тренировка.
База исследования: 5 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
в возрасте 6-7 лет, посещающих развивающий центр БФ «Живое дыхание».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для успешной адаптации детей с тяжелыми нарушениями опорнодвигательного аппарата (НОДА) необходимо сформировать у них навыки самообслуживания. Однако отсутствие разработанной стратегии формирования этих навыков затрудняет достижение этой задачи. Проведенный анализ научнометодической литературы и практического опыта работы с детьми с ТМНР2 показал, что процедура диагностики не учитывает уровень развития навыков самообслуживания у детей с НОДА.
Под формированием навыков самообслуживания у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата мы понимаем процесс освоения выполнения двигательных действий до автоматизма, сформированных в процессе обучения, упражнения и тренировки, на основе которых вырабатываются навыки, позволяющие субъекту самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим и бытовым нормам.
Исследователи отмечают, что у детей с НОДА, нарушения в мозговой деятельности влечёт за собой различные стойкие расстройства всех аспектов моторики рук: нарушение мышечного тонуса и силы мышц (спастичность, ригидность, гипотония); ограничение или невозможность произвольных движений (парез) двухсторонний/односторонний; непроизвольные движения (гиперкинезы, тремор, синкинезии); нарушение координации и равновесия; нарушение проприоцепции и кинестезии; нарушения структуры верхних конечностей (контрактуры и другие деформации).
Кроме двигательных нарушений у детей с НОДА часто наблюдаются сопутствующие нарушения в работе сенсорных систем, такие как, нарушение зрения, слуха, кинестетического чувства и др. Двигательные нарушения у детей с НОДА препятствуют формированию зрительно-моторных связей, пространственного ориентирования (лево/право и др.), восприятию/соотнесению форм, зрительно-моторной координации. Нестабильность мышечного тонуса влечет за собой повышенную утомляемость не только рук, но и самого ребёнка.
Было проведено исследование совмещенной оценки уровня сформированное™ навыков самообслуживания у детей с нарушением опорнодвигательного аппарата и их моторных умений, включая мануальные навыки с учетом имеющихся структурных нарушений. Это связано с тем, что оценка мануальных навыков не учитывает специфику моторного развития в целом. Для диагностирования и отслеживания результативности программы владения навыками самообслуживания был использован метод системного наблюдения Переверзевой М.В. Он предполагает дробление каждого навыка на части и учет структурных нарушений при составлении программы.
Для учета минимального прогресса в овладении социально-бытовыми навыками, необходимо проводить элементарные операции и независимую оценку каждой из них. Однако, для комплексной разработки индивидуальных программ формирования навыков самообслуживания, также необходимо выявлять особенности сформированности этих навыков, диагностировать степень владения мануальными умениями и учитывать структурные нарушения. Работа в тандеме с семьей ребенка и адаптация среды также являются важными факторами. Использование такой технологии позволит каждому ребенку получить индивидуальную программу формирования навыков самообслуживания. Основная идея индивидуальных программ заключается в использовании метода «совместно-разделенной деятельности», где ребенок и взрослый взаимодействуют таким образом, что активность ребенка постепенно возрастает и переходит в самостоятельную деятельность. Для прогнозирования результатов и оценки даже минимальных изменений в развитии мануальных навыков необходимо одновременное использование метода систематического наблюдения и отслеживания динамики результатов работы. Такая картина взаимосвязи этих двух элементов позволяет оценить достижения и определить направления для дальнейшего развития.
При изучении динамики уровня сформированности навыков самообслуживания у детей с НОДА было установлено, что скорость овладения этими навыками различна и зависит от индивидуальных особенностей каждого
ребенка, в том числе его умения управлять своими руками, структуры и степени выраженности нарушений. Результаты исследования, демонстрируют, что дети с НОДА, могут осваивать необходимые навыки по самообслуживанию, но им требуется специальное обучение этим навыкам. Для достижения этой цели необходимо проводить обучение параллельно с развитием мануальных умений в правильно организованной среде и с участием семьи, и учетом индивидуальных особенностей. Отслеживание результатов обучения с помощью диагностических методов также является важным условием. Соблюдение данных условий является эффективной стратегией для формирования у детей с НОДА необходимых навыков самообслуживания и развития их как личности.


1. Абрамова А.В. Наумов Н.А. Малышева А.А. Детский церебральный паралич // Справочное издание/ Пермь: Здравствуй 2000,12пл./ 3 п.л.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. А35 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Александрова О. Н., Боголюбова О. Н., Васильева Н. Л. и др.; Под общей ред. М. А. Гулиной. Психология социальной работы / -СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
4. Баранов А.А. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом: учеб. -метод. пособие / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, А.Л. Куренков [и др.]; Федеральное гос. бюджетное науч. учреждение Науч. центр здоровья детей. - М.: ПедиатрЪ, 2014. -.84 с.
5. Босых В.Г. Оценка тяжести двигательных нарушений при ДЦП в форме спастической диплегии, Специальная психология. - 2005. - №1 (3). - С.2127.
6. Биологический энциклопедический словарь/под ред. М.С. Гилярова. - второе, исправленное. -М: Советская энциклопедия,1989. - 483с.-
7. Бронников В.А. Наумов А.А. Обучение социально-бытовым навыкам детей с тяжёлыми психоневрологическими заболеваниями// Методические указания/ - Березники: Сфера 2002, 3 п.л./1,5 п.л.
8. Бронников В.А. Наумов А.А., Интегративная оценка эффективности комплексной реабилитации инвалидов в системе социальной защиты населения // Методические рекомендации/ Пермь 2003-2,5 п.л./1 п.л
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. . - М :
Просвещение, 1997
10. Игнатьева Л.П. Организация работы по гигиеническому воспитанию в различных учреждениях. Программы здорового образа жизни для различных возрастных групп: учеб. пособие / Игнатьева Л.П., Чирцова М.В., Потапова М.О. - Иркутск, 2017. - 44 с.
11. Клочкова Е.В.. Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. -М.: Теревинф, 2014 г.-288с.-
12. Костюк, А. В. Психолого-педагогические технологии формирования
навыков социального поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: методические рекомендации / А. В. Костюк, С. В. Соловьева. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. - 62с.
13. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
14. Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А. А.Л34
ФГОС обучающихся с ОВЗ: обучение детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Национальный книжный центр, 2018 - 160 с. (Специальная психология.) ISBN 978-5-4441-0236-7
15. Левченко И.Ю., Абакович А.Я. Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата для индивидуальной образовательной траектории/Методическое пособием: Парадигма,2019. -26с.
... всего 38 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ