Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ В СЕМЬЕ С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Работа №167830

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАСИЛИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 9
1.1. Насилие как социально - психологическая проблема 9
1.2. Насильственные действия в отношении несовершеннолетних 11
1.3. Методики для изучения проблемы насилия в семье 17
1.4. Отечественный и зарубежный опыт работы с лицами, пережившими
насилие 22
1.5. Концепция изучения жизнестойкости зарубежными и отечественными
учеными 28
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ В
СЕМЬЕ 34
2.1. Предпроектное исследование представлений о причинах насилия в семье
у людей с разным уровнем жизнестойкости 34
2.2. Психопрофилактический проект «Жизнь без насилия» 42
2.3. Рекомендации по реализации мероприятий проекта с людьми,
имеющими разный уровень жизнестойкости 51
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60


Всю свою жизнь человек развивается и приспосабливается к окружающему миру. Адаптация достигается путем проявления кризиса, он представляет собой различные стрессовые ситуации. Со стрессом человек сталкивается часто, и нередко эмоциональные ресурсы дают сбой. Здесь на помощь приходит жизнестойкость, она помогает справиться с таковой ситуацией. Актуальность исследования определяется повышением качества жизни, это заключается в том, чтобы создать безопасные условия жизни для института семьи [1; 4]. Семейное насилие впервые было признано как социальная проблема в конце 19-го века. Проводимые тогда исследования касались видов домашнего насилия. В 60-х годах Генри Кемпе занимался изучением проблемы безнадзорности и физического насилия над детьми, он же ввел термин «синдром избитого ребёнка». В России вопрос о домашнем насилии стал рассматриваться только в конце 20 века [4].
Русский менталитет, по мнению специалистов, отличается особенностью - терпимым отношением к проявлению жестокости и насилия. Отечественный психолог К.А. Абульханова отмечала, что на это повлияли исторические события и вероисповедание, христианские страдания, терпения - являются ключевыми для русского человека. Жертвенность является одной из социальных установок в обществе [4; 14].
Жизнестойкость - это убеждение о себе и об отношениях с миром, которые позволяют принимать и побеждать негативные влияния среды. Но не всегда человек способен справится с данным влиянием, бывает так, что у него низкий уровень жизнестойкости [23].
В работе мы будем использовать данный термин для того, чтобы анализировать личностные качества. Жизнестойкость представляет совокупность установок и навыков для регулировки поведения в стрессовых ситуациях и включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Уровень каждой говорит об умении противостоять стрессовым ситуациям, умение подстраиваться под различные ситуации без нанесения урона психологическому здоровью.
К негативным влияниям среды относится и такой феномен как агрессивное поведение человека и проявление насилия и жестокости в социуме. Здесь жизнестойкость человека включается в работу и помогает справляться с ситуацией [3; 5].
Существует много различных подходов к изучению конфликтных ситуаций. Наиболее распространённым является подход Курта Левина о «конфликте между собственными и вынуждающими силами» и взгляд американского психолога Мортона Дойча на конфликт как на конкуренцию.
Проблема агрессивного поведения личности приобретает значение в условиях современного российского общества.
Увеличение преступности среди несовершеннолетних, проявление негативных аспектов развивающейся личности (цинизм, жестокость, враждебность, агрессивность) привлекают внимание исследователей и ведут к изучению причин, механизмов и способов коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте [7; 9]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Домашнее насилие впервые было признано, как социальна проблема в конце 19-го века. Насилие в семье является одним из нежелательных и опасных способов взаимодействия. Причины насилия в семье могут идти родом из детства. В структуре домашнего насилия отличаются психические, финансовые и физиологические облики насилия [1; 8; 9].
Насилие в семье - это не нормальные, вынужденные отношения людей, когда один притесняет другого, причиняет вред здоровью или психологически давит на жертву. Дети являются незащищенной уязвимой социальной группой. Из-за взрослых они оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий. Становятся жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия. Несмотря на серьезность проблемы, отношение к ней лояльное. Факты насилия в семье не придаются огласке: это считается делом семьи. Помимо физического насилия, взрослые часто прибегают к эмоциональному (психологическому) насилию. Этот вид насилия является самым распространённым и жестоким видом насилия над детьми. Он оказывает сильнейшее влияние на психику ребёнка. Был изучен подход к изучению агрессивного поведения ребёнка ученого психолога А. Бандуры [45].
В работе использовался термин жизнестойкость для того, чтобы проанализировать личностные качества респондентов при проведении социально-психологического опроса. К негативным влияниям среды относится и такой феномен как агрессивное поведение человека и проявление насилия и жестокости в социуме. Здесь жизнестойкость человека включается в работу и помогает справляться с ситуацией. Жизнестойкость влияет на способность преодолевать агрессивность, противостоять стрессам. Многочисленные исследования ученых показали, что некоторые факторы стресса перерастают в устойчивость, это способствует психологической адаптации.
Так же были рассмотрены и изучены компоненты жизнестойкости их связь с личностными особенностями [23].
В работе были представлены методики, которые можно применить для выявлений фактов насилия в семье. Мы рассмотрели опыт работы с лицами, пережившими насилие, в зарубежных странах и в России. Во многих странах для таких людей существуют центры реабилитации, где оказывается квалифицированная помощь специалистами, на защиту прав становятся правоохранительные органы, приняты законы о защите лиц подвергшихся домашнему насилию [20; 23].
Для более глубокого изучения феномена насилия в семье проводился социально-психологический опрос и тест «Жизнестойкости». Полученные результаты были использованы для проведения статического анализа.
Респонденты, принявшие участие показали различные результаты, была выделена отдельная группа лиц с низким уровнем. Участники группы сталкивались с причинами насилия ранее, поэтому данная группа была включена для работы с проектом по повышению уровня жизнестойкости.
Данные полученные в ходе проведения исследования были распределены в таблицу, была проведена статистическая работа по подсчету шкал жизнестойкости и её компонентов. В результате исследования было установлено, что люди с низкой жизнестойкостью воспринимают причины насилия в семье как серьёзное эмоциональное потрясение...


1. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. 180 с.
2. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социс ,2016. №4. С. 78-69.
3. Аликин И.А., Аликин М.И., Лукьянченко Н.В. Связь жизнестойкости студентов с отношением к ним родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. №3. C. 75. URL: https://doi.org/10 .17759/pse.2020250307 (дата обращения: 14.04.2021).
4. Андреева А.А. Насилие в семье как социальная проблема современного общества // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. С. 1-3.
5. Бадонов А.М. Домашнее насилие как инструмент власти в семье // Власть, 2017. № 2. С.108-112.
6. Баранчикова М.В., Эрте Д.А. Виктимологические особенности женщин как жертв семейно-бытовых преступлений // Виктимология, 2019. № 4 (22). С. 20-27.
7. Беличева С.А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия. // Вестник психосоциальной и коррекционной работы , 2016. № 2. С .57-68.
8. Белорусов С.А. Психология страха смерти // Журнал
практического психолога, 2018. № 3-4. С 163-181.
9. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: лучший в мире учебник по психологии агрессии / Л. Берковиц; [пер. А. Боричев, Л. Царук, Л. Ордановская]. СПб:прайм -ЕВРОЗНАК, 2007. 510 с.
10. Вакулина О.С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работой с семьей. // Российский журнал социальной работы, 2017. № 2-3. С.51-64.
11. Вербина Г.Г. Жизнестойкость человека как личностный ресурс достижения высокого уровня физического и психического здоровья // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон.науч. журн. 2017. Т. 5. № 4 (18). URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 21.04.2021).
12. Волосова Н.Ю. Семейное (домашнее) насилие как проблема междисциплинарного характера // Вопросы российского и международного права, 2017. Том 7. № 3А. С. 310-319.
13. Втюрина О. Защита подростков от жестокого обращения и насилия / О. Втюрина // Беспризорник, 2011. № 4. С. 42-44.
14. Выявление насилия в отношении детей. Руководство для специалистов, работающих в системе защиты детей (психологи, социальные работники, социальные педагоги, медицинские работники детских учреждений и др.). Бишкек: «Блиц», 2014. 40 с.
15. Ганджи П. Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей // Молодой ученый, 2013. №7. С. 366-369...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ