Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема изучения коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков в детском возрасте.. ..17
1.3. Современное состояние изучения проблемы коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.. ..26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 34
2.1. Организация, методы и методики исследования 34
2.2. Особенности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного
возраста детей с задержкой психического развития 42
Выводы по второй главе 56
Глава 3. Коррекционно-развивающая программа формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 61
3.1. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативных
навыков детей с задержкой психического развития 61
3.2. Основные направления формы и методы коррекции коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 64
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 66
Выводы по третьей главе 76
Заключение 80
Библиографический список 84
Приложение
Актуальность исследования. Проблема изучения особенностей сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, остается актуальной на протяжении всей истории человеческого общества, так как особенности сформированности коммуникации являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Ребёнок как субъект общения - это индивид, имеющий развитые коммуникативные навыки, социально важные свойства, владеющий познаниями социально-этического нрава и возможностью к взаимодействию [117, с.1].
Потребность в общении не считается прирожденной. Она появляется в процессе жизни и действует, складывается в актуальной практике взаимодействия с окружающими. На протяжении дошкольного возраста динамика в развитии общения: от младшего к старшему возрастает напряженность общения, его избирательность, расширяется круг общения, работа, а ключевое - у ребёнка растет потребность в общении со сверстниками. Он обретает ощущение личного потенциала, видит плюсы и стремится, чтобы его уважали. Впрочем, считается важным фактором общение ребёнка со сверстником. Как раз в связи со становлением общения со сверстниками и его развитием в дошкольном возрасте обостряется потребность последующего овладения общепризнанными нормами отношений между людьми.
Эффективность процесса по развитию у детей старшего дошкольного возраста «коммуникативных способностей», во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и деятельности.
— Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею.
— Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.
— В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.
По мнению Е. Кормильцевой и Л.Г. Соловьевой любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем мы выбираем из списка наиболее подходящий и удобный способ и применяем его [117,с.4].
В данном возрасте дети показывают определенное внимание к дискуссиям на темы отношений людей, проявлениям их нравственных свойств. С целью удовлетворения данных потребностей нужно проводить этические разговоры о дружбе, благожелательном отношении к людям, почтении к старшим, заботе о младших и иных людях. Педагог-психолог выступает в роли ассистента, в достижении цели, ублажении интересов и необходимостей ребёнка. Педагог-психолог проектирует истории общения, нацеленные на тренировку умения применять уже освоенные коммуникативные умения. Преподавателю принципиально не только осуществить, но и видеть спонтанные истории и не нарушая работы детей, применять их для заключения задач коммуникации [117, с.3].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы затрагивает всю психическую сферу ребенка, и является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику коррекционно-развивающей программы по их формированию у детей данной категории.
Объект исследования: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекционно-развивающая программа формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития являются: показатели параметров эмоциональной обогащенности совместно с активной речью. Разработанная нами коррекционно-развивающая программа позволит сформировать коммуникативные навыки изучаемого контингента школьников.
Цель исследования: изучить особенности формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; разработать коррекционно-развивающую программу по их своевременной коррекции у данного контингента детского возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Изучить особенности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методологические основы исследования: коммуникативные навыки (Е. Кормильцева, Л.Г. Соловьева); общение (М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская); терминология коммуникации (И.П. Яковлев, С.В. Бориснев); общение в деятельности педагогов, родителей (М.И. Лисина); предположенная концептуальная структура деятельности (А.Н. Леонтьев); теория коммуникативных умений как фактор психологической готовности к школе (М.Г. Маркина); коммуникативные умения дошкольника (Л.А. Дубина, О.Н. Сомкова, А.А. Бодалев, Л.Я. Лозован Е.Г. Савина, Б.Ф. Ломов); исследования в речи ребенка обращенная к сверстнику (В.В. Ветрова); модели организации образовательного процесса: учебная, предметно-средовая, комплексно-тематическая (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова); терминология задержка психического развития (Г.Е. Сухарева); исследования общения ребенка- дошкольника с задержкой психического развития (О.В. Защиринская, Р.Д. Тригер).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ документации, обобщение теоретических и экспериментальных данных; моделирование педагогических ситуаций; ко вторым - наблюдение, беседа, адаптированные тесты, психолого-педагогический эксперимент. В исследовании была проведена интерпретация результатов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Особенности высказываний детей 3 - 6 лет» В. Богомолова (2005 г.) [73];
2. Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» И. А. Орловой, В. М. Холмогоровой (2008 г.) [118];
Организация исследования. Базой исследования явилось «Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Центральный» г. Красноярска (КГБУ СО «КЦСОН «Центральный»).
В указанном комплексном центре находятся на социальном обслуживании дети в возрасте от 3-18 лет. В эксперименте участвовало 30 человек, из них 14 мальчиков и 16 девочек. Возраст испытуемых 5-7 лет, с диагнозом F80 - Задержка психического развития.
Исследование проводилось в период с 2019 г. по 2021 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап (ноябрь 2019 - январь 2020) - анализ общей психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап (февраль 2020 - март 2020) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап (апрель 2020 - октябрь 2020) - подбор диагностического инструментария, выявление особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основании отобранных методов и методик. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап (ноябрь 2020 - июнь 2021) - разработка и реализация коррекционно-развивающей программы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Пятый этап (июль 2021 - ноябрь 2021) - обработка результатов формирующего эксперимента, оценка сформированности коммуникативных навыков. Формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений о коммуникативных навыках у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и их значимости в психическом и социальном развитии личности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что данные, полученные в ходе экспериментальной работы и их качественная интерпретация, позволяют определить содержание коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Представленные в магистерской диссертации материалы, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами,
работающими с данной категорией дошкольников.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа объёмом 107 страниц, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографический список в количестве 118 источников, приложения, включает 8 таблиц, и 4 гистограммы.
Целенаправленностью исследования явилось изучение особенностей формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, разработать программу по их коррекции и развитию.
Коммуникация (общение) с взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игровой, трудовой, продуктивной, проектной деятельности и др.), а также самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.
По мнению Е. Кормильцевой и Л.Г. Соловьевой любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем мы выбираем из списка наиболее подходящий и удобный способ и применяем его [117,с.4].
В процессе исследования мы предположили, что особенностями коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития являются: показатели параметров эмоциональной обогащенности совместно с активной речью. Разработанная нами коррекционно-развивающая программа позволит сформировать коммуникативные навыки изучаемого контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики:
1. Методика «Особенности высказываний детей 3 - 6 лет» В. Богомолова (2005 г.) [73];
2. Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» И. А. Орловой, В. М. Холмогоровой (2008 г.) [118];
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В указанном комплексном центре находятся на социальном обслуживании дети в возрасте от 3-18 лет. В эксперименте участвовало 30 человек, из них 14 мальчиков и 16 девочек. Возраст испытуемых 5-7 лет, с диагнозом F80 - Задержка психического развития.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления коррекционно-развивающей работы:
1. Способность к конструктивному ведению диалога: умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания;
2. Адекватность ориентировки в коммуникативном пространстве: умение конструировать образ «Я» на основе согласования собственных и чужих представлений о себе;
3. Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия: умение находить тему и планировать ход предстоящего общения.
Эффективность внедрения и реализации коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие особенностей формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Анализ результатов по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» И. А. Орловой, В. М. Холмогоровой (2008 г.) [118], показал, что у большинства испытуемых на основе полученных результатов можно сделать вывод, что в группе большая часть детей 33,3% детей (10 человек) имеет средний уровень сформированности коммуникативных умений, 66,6% детей (20 человек) имеют низкий уровень сформированности коммуникативных умений.
Анализ результатов по методике по В. Богомолова «Особенности высказываний детей 3 - 6 лет в общении со сверстниками» (2005 г.) [73], показал, что в категории «ТЫ» также преобладающими являются ситуативные высказывания, а внеситуативно-личностные сформированы в меньшей степени. Высказывания в категории «МИР» наблюдаются лишь у половины детей экспериментальной группы. И только категория «ИГРА» сформирована у всех детей экспериментальной группы. У детей, включенных в констатирующей этап экспериментального исследования, существенно преобладает ситуативное общение и высказывания, включенные в их игру. Исходя из полученных данных, сделан вывод о том, что детям данной группы, ведущим высказыванием является категория «Игра». А высказывания по категории «Ты»
- внеситуативно-личностные у детей является отстающим.
Таким образом, в категории «Я» преобладают ситуативные высказывания, в меньшей степени сформированы внеситуативно-личностные. В категории «ТЫ» также преобладающими являются ситуативные высказывания, а внеситуативно-личностные сформированы в меньшей степени. Высказывания в категории «МИР» наблюдаются лишь у половины детей экспериментальной группы. И только категория «ИГРА» сформирована у всех детей экспериментальной группы. У детей, включенных в констатирующей этап экспериментального исследования, существенно преобладает ситуативное общение и высказывания, включенные в их игру. Исходя из полученных данных, сделан вывод о том, что детям данной группы, ведущим высказыванием является категория «Игра». А высказывания по категории «Ты»
- внеситуативно-личностные у детей является отстающим.
Анализ результатов по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» И. А. Орловой, В. М. Холмогоровой (2008 г.) [118], показал, что после проведения коррекционных занятий дети легче справились с данной методикой и показали лучший результат. Большинство детей в группе имеют средний уровень сформированности коммуникативного навыка при общении со сверстниками (72% детей с ЗПР). Это проявляется в том, что дети обращают своё внимание на ровесников, смотрят за его действиями с интересом, рассматривая его телосложение, черты лица, фигуру, но бояться подойти. Если же сверстник подойдёт к ребёнку и начнёт взаимодействие, то ребёнок согласится и вступит с ним в контакт. У детей появилось желание взаимодействовать со сверстниками. Иногда они даже пытаются подстроиться под действия другого, выполнив общую работу. Дети охотно делятся игрушками друг с другом, выражая при этом своё эмоциональное состояние.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции особенностей формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике в развитии формирования особенностей коммуникативных навыков.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что особенностями коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития являются: показатели параметров эмоциональной обогащенности совместно с активной речью. Разработанная нами коррекционно-развивающая программа позволит сформировать коммуникативные навыки изучаемого контингента школьников.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. - с. 67;
2. Васильева Е.Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье / Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвуз. сб. науч. тр. Н. Новгород, 1993. - с.98 - 109;
3. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / под ред. О.А. Денисовой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - с. 15 - 20;
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973 - с. 47 - 60; 5. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. - М., 1990. - с. 203;
5. Никашина Н.А. Обучение детей с ЗПР. - Смоленск, 1994. - с. 38 - 49;
6. Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. Е.С. Рапацевич. - Минск, 2006. - с. 319;
7. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. - Ярославль: Академия развития, 2008. - с. 11 - 35;
8. Психология детей с задержкой психического развития / сост. О.В. Защиринская. - СПб., 2004 - с.165 - 293;
9. Дридзе Т.М. От герменевтики к семиосоциопсихологии: от “творческого” толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 2. М, 2000.
10. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении.
11. М. А. Полетаева тезаурус основных понятий культурологии учебное пособие
12. О коммуникативных навыках современных детей Адамьянц Т.З.
13. «Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста» — Альраххаль Д.И. — издание: 1992
14. Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» О. В. Защиринской и Р. Д. Тригер
15. Владимир Крыско «Психология и педагогика» 2007г.
16. В .И Яшина, М.М Алексеева «Теория и методика развития речи детей»
17. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] / М. К. Акимова; под ред. М. К. Акимова. - СПб. : Питер, 2015. - 304 с.
18. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
19. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектолоия. - 2002. - № 5. - С. 40-45.
20. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М. : УРАО, 1999. - 146 с.
21. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
22. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л.
А. Венгер. - М. : Педагогика, 1988. - 172 с. 36
23. Волкова, А. И. Психология общения [Текст] : учеб. пособие / А. И. Волкова. - М. : Академия, 2007. - 368 с. 56
24. Воронцова, М. А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры [Текст] / М. А. Воронцова, Ш. С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - № 3. - С. 107-112.
25. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1996. - 416 с.
26. Демиденко, О. П. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие / О. П. Демиденко. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 261 с.
27. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / А. В Запорожец ; под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М. : Просвещение, 1996. - 351 с.
28. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2004. - 168 с.
29. Кондратьева, С. Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 5. - С. 40-45.
30. Коненкова, И. Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И. Д. Коненкова // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 51-61.
31. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2002. - 480 с.
32. Кулигина, Е. А. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации [Текст] / Е. А. Кулигина, Е. В. Кислякова // Практический журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2010. - № 5. - С. 61. 37
33. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития [Текст] / В.
В. Лебединский. - М. : Педагогика, 2015. - 306 с.
34. Лисина, М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус ; под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение,
2000. - 169 с.
35. Луговых, Н. Н. О некоторых аспектах работы с дошкольниками с ЗПР [Текст] / Н. Н. Луговых // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - С. Тб- 77.
36. Недоспасова, В. А. Растем играя [Текст] : пособие для воспитателей и родителей / В. А. Недоспасова. - М. : Просвещение, 2002. - 94 с.
37. Новакова, К. Соотношение разных форм мыслительной деятельности как диагностический показатель нарушения умственного развития [Текст] / К. Новакова // Дефектология. - 1983. - № 4. - С. 39-45.
38. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М. С. Певзнер // Дефектология. - 2014. - №3. - С. 102.
39. Переслени, Л. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Л. И. Переслеи, Е. М. Мастюкова // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 30-34.
40. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / под ред. К. С. Лебединской. - М., 1982. - 325 с.
41. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М., 2006. - 67 с.
42. Барыльник, Ю. Б. Современный взгляд на задержку психического развития [Текст] : медицинские науки / Ю. Б. Барыльник, А. С. Исмайлова, Н. В. Филиппова // международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №10. - С. 256 - 262.
43. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М. Я. Басов. - М., 1975. - 432 с.
44. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
45. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М., 1973.
46. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова. - М. : Просвещение, 1992. - 143 с.
47. Дети с ЗПР [Текст] / под ред. Т. А. Власовой. - М., 1984.
48. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / под ред. С. Г. Шевченко. - М. : Аркти, 2001. - 224 с.
49. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников [Текст] : сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. - М. : Книголюб, 2006. - 64 с.
50. Ежкова, Н. С. Реализация эмоционального компонента в образовательном процессе дошкольных учреждений [Текст] : монография / Н. С. Ежкова. - Тула : ИНФРА, 2007. - 260 с.
51. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.
52. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, Владос, 1995. - 112 с.
53. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - СПб : Речь, 2003. - 432 с.
54. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога [Текст] : психологический практикум / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто; 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 568 с.
55. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Текст] : в 3 т. / Г. Е. Сухарева. - М. : Медицина, 1965 Т. 3 : Избранные главы / Г. Е. Сухарева. - 1965.
56. Крысько, В. Г. Психология [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Крысько. - М. : Изд-во: Вузовский учебник, 2014. - 251 с.
57. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей [Текст] : учеб. пособие / В. В. Лебединский. - М. : Изд-во Московского университета, 1985. - С. 45.
58. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] : 2-е изд., испр. и доп. / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1997. - 365 с.
59. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.
60. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский, Л. И. Переслени. - М. : Просвещение, 2003. - 164 с.
61. Мартьянова, Г. Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии [Текст] / Г. Ю. Мартьянова // Школьному психологу. - М., 2003. - №2. - С. 13-19.
62. Никашина, Н. А. Обучение детей с ЗПР [Текст] / Н. А. Никашина // Дефектология. - Смоленск, 1994. - С. 38 - 49.
63. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст] : психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. - М. : Педагогика, 2007. - 304 с.
64. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М. С. Певзнер. - М., 2000. - 12 с.
65. Потребности и мотивы общения между дошкольниками [Текст] / под ред. Я. Л. Коломинского. - Минск : Сила, 2005. - 194 с.
66. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению [Текст] / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. : Междунар. образоват. психол. колледж, 1995. - 144 с.
67. Психолого-педагогический словарь [Текст] / авт.-сост. Е. С. Рапацевич. - Минск, 2006. - С. 319.
68. Сафьянов, В. И. Этика общения [Текст] : учеб. пособие / В. И. Сафьянов. - М. : Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. - 164 с.
69. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / Е. С. Слепович. - Минск : Академия Холдинг, 1989. - 64 с.
70. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
71. Специальная психология [Текст] / под ред. В. И. Лубовского. М. : Знание, 2003. - 356 с.
72. Стрекалова, Т. А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР [Текст] / Т. А. Стрекалова // Дефектология. - М. 1987. - №1. - С. 64 - 69.
73. Тестирование детей [Текст] : серия «Психологический практикум» / ав.-сост. В. Богомолов. - Ростов н/Д. : «Феникс», 2004. - 352 с. 63
74. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р. Д. Тригер. - СПб. : Питер, 2008. - 33 с.
75. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - М. : Просвещение, 2000. - 294 с.
76. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - М. : Педагогика, 1990. - 182с.
77. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст] : практическое пособие / К. Фопель ; пер. с нем.; В 4-х томах. - М. : Генезис, 1998. - 160 с Т. 2 : Психологические игры и упражнения. - 1998.
78. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д., 2005. - 256 с.
79. Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] : учеб. пособие / И. А. Шаповал. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 320 с.
80. Азина Е.Г. Сорокоумова С.К. Сопровождение младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения //Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Материалы VIII международного теоретико-методологического семинара. 2016. С. 33-41.
81. Айзенберг Б.И. Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П.Вайзман. М.: Просвещение, 1992. 245 с.
82. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
83. Быханова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в начальной школе // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. Материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. Под ред. М.В. Сурниной. 2017. С. 102¬104.
84. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: 1973. С.47-56.
85. Власова Т.А., Лебединская Т.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития. М.: Дефектология, 1996. 83 с.
86. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Изд-во: «АПН», 1960. 488 с.
87. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. М.: Учеб.пособие. Николаевск. 2002. 113 с.
88. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. // Учебное пособие. «Психолого-педагогическая коррекция» Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2017 г. 77 с.
89. Ковылова Е. В. Психокоррекционная технология
коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Нижний Новгород, ГОУ ВПО «ТГУ» М.: 2017 г.
90. Крушная Н.А. Социально-психологическая специфика отношения родителей к детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Ярославль, М.: 2017 г.
91. Шутова Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия : Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Нижний Новгород, М.: 2017 г
92. Чаркина Н.В. Формирование мотивационной готовности к овладению чтением у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва, ВПО «ОГУ» М.: 2018 г.
93. Журбина, О. А., Краснощекова Н.В. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе. М.: Феникс, 2007. 158 c.
94. Инденбаум Е.Л. Роль социокультурных условий в генезисе легкого психического недоразвития // Дефектология. 2008. № 3. С. 3-10.
95. Калинина Т.С. Теоретические аспекты психологического сопровождения младших подростков с ЗПР // Специальная педагогика испециальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара. 2013. С. 58-63.
96. Колесникова Г.И.: Специальная психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 253 с.