Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОРОБЬИНЫЕ ПТИЦЫ СЕЛА БАРХАТОВО В ЗИМНИЙ ПЕРИОД КАК ОБЪЕКТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

Работа №167815

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1 Общая характеристика села Бархатово 9
1.2 Климатические условия 9
1.3 Характер рельефа 10
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПТИЦ 12
2.1 Пространственное размещение птиц 12
2.2 Приспособленность воробьиных птиц к зимним условиям обитания 16
2.3 Специфика существования птиц в разных лесных биоценозах 22
2.4 Питание птиц в зимний период 25
2.5 Видовое разнообразие воробьиных птиц села Бархатово 27
ГЛАВА 3. ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ ВОРОБЬИНЫХ ПТИЦ СЕЛА БАРХАТОВО В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 46
3.1 Место и значение экскурсий 46
3.2 Технологическая карта экскурсии по изучению Воробьиных птиц села
Бархатово в зимний период 52
3.3 Мониторинг орнитофауны выявление видового разнообразия птиц села Бархатово, за три месяца декабрь, январь и февраль 62
ВЫВОДЫ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69


Одной из главных проблем экологии является сокращение биологического разнообразия орнитофауны в природе. Основными причинами уменьшения численности и разнообразия являются, нарушение среды обитания, а именно вырубка лесов, создание карьеров, осушение болот. Так же одним из вариантов антропогенного изменения экосистем это урбанизация, ведь самыми многочисленными представителями природы в городе являются птицы.
Птицы - являются самым богатым классом наземных позвоночных животных. Температура их тела постоянна и довольно высока. Для её поддержки расходуется большое количество энергии, затраты энергии компенсируются пищей. Эти животные отличаются непростым и разнообразным поведением. Они строят гнезда, выкармливают и охраняют свое потомство, совершают далекие перелеты. Свои эмоции птицы выражают пением, у них есть память и способность к звукоподражанию.
Люди постоянно наблюдали за их ежегодным полетом. К началу осени большинство птиц, которых мы видели летом в лесах и полях, исчезают, но ближе к весне они возвращаются. Некоторые из них являются оседлыми, т.е. с приходом зимы не улетают, а остаются зимовать в своем родном крае. Занимая вершины пищевых цепей, птицы являются важным компонентом экосистем и могут служить достаточно чутким индикатором их динамики. В холодное время года доступной пищи становится гораздо меньше, а необходимость в ней растет. Иногда естественный корм становится практически недоступным, вследствие этого многие птицы не могут пережить зиму и гибнут. В поисках пищи они вынуждены мигрировать, мелкие певчие образуют «смешанные» стаи. В это время птицы появляются в несвойственных им в летнее время местообитаниях (в небольших рощах, островках леса, лесополосах, среди открытых территорий речных пойм, кустарниковых зарослей, часто залетают в населённые пункты). Но, не мало птиц, остаются зимовать на своей территории. Это те виды птиц, которых, природа наградила способностью, искать и находить пропитание, при любых погодных условиях. Самое главное, что заложила природа в них, так это способность находить себе пищу и делать из нее запасы. Есть пернатые, которые летают очень высоко, а есть те, которые и вовсе не умеют летать. Важный вклад птиц, в симбиоз природы, во многом, они, помогают регулировать количество насекомых, мелких грызунов, росту новых растений.
Актуальность исследования состоит в том, что особую важность приобретает изучение птиц, в связи с интенсивными изменениями ландшафтов, которые происходят в результате разнообразной деятельности человека. Немало важным фактором является адаптация птиц к отрицательным погодным условиям, ведь именно зимой незначительные на первый взгляд, изменения в характере поведения, использовании территории позволяют виду выживать в самых запредельных условиях среды.
Объект исследования - представители отряда Воробьинообразные (Passeriformes Linnaeus, 1758) в зимний период.
Предмет исследования - видовое разнообразие и кормовые ресурсы исследуемых представителей отряда Воробьинообразных (Passeriformes),как объект изучения и формирования учебных действий обучающихся.
Цель исследования: изучение Воробьинообразных (Passeriformes)птиц в зимний период на территории села Бархатово, как объект для использования в школьном курсе биологии .
Задачи исследования:
1. Дать характеристику Воробьинообразных (Passeriformes)птиц обитающих в зимний период на территории села Бархатово.
2. Определить качественный и количественный состав Воробьиных птиц, в зимний период на территории села Бархатово.
3. Применить наглядный материал на примере зимующих Воробьиных птиц, для изучения в школьном курсе биологии.
Методы исследования: фотография представителей отряда Воробьинообразных, фотографирование кормушек и кормовых ресурсов на определенных территориях, анализ по внешнему виду и по фотографиям, работа с определителями.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех разделов, списка использованных источников, включающего 31 наименование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На территории села Бархатово для выявления зимней орнитофауны было заложено три экологических маршрута общей протяженностью 2,6 км, с учетом искусственно организованных прикормочных мест, так как в зимний период концентрация воробьиных птиц в антропогенном ландшафте сосредоточена на кормушках.
В зимних условиях на территории села Барахатово выявлено одиннадцать видов птиц: Поползень обыкновенный (27 особей - 4%), Снегирь обыкновенный (7 особей - 1%), Пищуха обыкновенная (3 особи - 1%), Щегол обыкновенный (4 особи - 1%), Свиристель обыкновенная (98 особей - 15 %), Обыкновенная синица (64 особи - 10 %), Буроголовая гаичка (2 особи - 1 %), Воробей домовой (256 особей - 41%), Воробей полевой (132 особи - 21%), Сорока обыкновенная (12 особей - 2%), Ворона черная (19 особей - 3%). Активность видов птиц отличается так как, причиной
колебаний может служить абиотический фактор - температура окружающей среды. В период, когда наступают морозы, активность птиц значительно падает, когда температура воздуха становится выше, то такой показатель способствует повышению активности. Необходимо также отметить и действие антропогенного фактора. Ведь именно зимний период запас естественных кормов почти не восстанавливается и птицам приходится использовать вынужденные корма. Изменяются и поведение, и активность.
На основании выпускной квалификационной работы и использованных методов для изучения птиц, разработан курс для учеников средней школы на тему «Экскурсия по изучению зимней жизни птиц на примере Воробей домовой Passer domesticus L., 1758 и Воробей полевой Passer montanus L., 1758». Экскурсия в природу является эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоничное развитие всех сторон личности. С помощью визуальных объектов эффективно достигается воспитательные цели, и реализуются образовательные задачи.



1. Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 2014. 30 с.
2. Баранов А.А. Птицы интразональных лесных сообществ степной зоны Средней Сибири А.А. Баранов, К.К. Воронина. Красноярск, 2013. 190 с.
3. Баранов А.А., Банникова К.К. Биоразнообразие позвоночных животных Средней Сибири: учебное пособие Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 460 с.
4. Боголюбов А.С. Простейшая методика количественного учета птицы расчета плотности населения: Методическое пособие. М.: Экосистема, 2006. 13с.
5. Виноградова Н.В. Определение пола и возраста воробьиных птиц фауны СССР/Н.В. Виноградова, В.Р. Дольник, В.Д. Ефремов и др. М.: Наука, 2010. 189 с.
6. Владышевский Д.В. Закономерности географического и биотопического распределения лесных птиц/Д.В. Владышевский, Ю.П. Шапарев//Экология популяций лесных животных Сибири. Новосибирск: Наука, 2011.76 с.
7. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М.:Просвещение, 2008. 272 с.
8. Выготский Л.С. Проблемы обучения и творческого
развития в школьном возрасте // Избран. психол.исследования. Т. 1. М.:
Педагогика, 1982. 24с. 12. Гладков Н.А., Дементьев Г.П., Птушенко Е.С., Судиловская А.М. Определитель птиц СССР. М.: советская наука, 2014. 450 с.
9. Голикова Т. В, Иванова Н.В, Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие /Красноярск. Гос. Пед. ун-тим В.П. Астафьева. Красноярск, 2015.152-159с.
10. Долженко Г.П Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное («Туризм и сервис») Москва: ИКЦ «март», Ростов н/Д: Издательский центр «март», 2006. 304с.
11. Иванов А. Е. Элементы педагогики в экскурсионной работе. М., 2010. 78 с.
12. Кириллов, М. В. География Красноярского края и история развития его природы / М. В. Кириллов. Красноярск: Красноярск. кн. изд-во, 2007. 210 с.
13. Кравченко, А. П. Методический комплекс по изучению миграций птиц: Метод, рекомендации / А. П. Савченко. Красноярск, 2011. 48 с.
14. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии // Народное образование. №10. М.: Народное образование, 2009. 152-158 с.
15. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. № 1. М.: Академия естествознания. 2011. 121-123 с.
16. Наумов Р.Л. Новые сведения о птицах Красноярского края /Р.Л. Наумов, Т.Е. Бурковская // Орнитология. М., 2015. 180-183 с.
17. Наумов Р. Л. О биологии некоторых птиц Средней Сибири / Р. Л. Наумов // Орнитология. 2012. 135-143 с.
18. Осмоловская В.И., Формозов А.Н. Очерки экологии
некоторых полезных птиц леса: Обыкновенный поползень Sitta europaea // Русский орнитологический журнал. Т. 26 Санкт-Петербург: Русский
орнитологический журнал, 2017. 3524-3528 с.
19. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Бим-Бад Б.М. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 582 с.
20. Плешак Т.В. О способах добывания корма свиристелем // Русский орнитологический журнал. Экспресс-выпуск 146. Санкт-Петербург: Русский орнитологический журнал, 2001. 470 с.
21. Прокофьева И.В. Результаты наблюдений за питанием пищухи Certhiafamiliaris и длиннохвостой синицы Aegithalos caudatus // Русский орнитологический журнал. Экспресс-выпуск 224. Санкт-Петербург: Русский орнитологический журнал, 2003. 597-604 с.
22. Прокофьев С.М. О* некоторых закономерностях весенней миграции птиц в Средней Сибири/С.М. Прокофьев/ТЖивотное население и растительность бореальных лесов и лесостепей Средней Сибири: Межвуз. сб. научн. тр. Красноярск, 2000. 158-166 с.
23. Романова Е.М., Шленкина Т.М. Зоология позвоночных животных Учебное пособие для студентов биотехнологического факультета. Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина», 2013. 189 с.
24. Рябицев В. А. Птицы Сибири. Справочник определитель. 2015. 115 с.
25. Смирнова Н.З. Биологические экскурсии и методика их проведения: учебное пособие / Н.З. Смирнова; гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2007. 136 с
26. Смирнова Н.З. Галкина Е.А. Основные вопросы методики обучения экологии: учебное пособие. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014.212 с
27. Степанян Л.С. Конспект орнитологической фауны Л.С. Степанян, М.: Наука, 2012. 728 с.
28. Тимошкин В.Б., Тимошкина О.А. Современное состояние фауны птиц г. Красноярска и его окрестностей // Вестник Красноярского государственного аграрного университета: сб. статей. Красноярск: Вестник Красноярского государственного аграрного университета, 2012. С. 47-49.
29. Фауна и экология животных Сибири: межвуз. сб. науч. тр. вып. 7 отв. ред. А.А. Баранов; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 184 с.
30. Энциклопедия птиц [Электронный ресурс]. Москва [2008 - 2018]. URL:http://pticy.dljatebja.ru(дата обращения 10.02.2022)
31. Энциклопедия птиц. Описание отрядов и видов птиц всего мира. Классификация птиц. [Электронный ресурс]. Москва [2011]. URL: https://www.liveinternet.ru/users/ovkoch/post188603105(дата обращения 02.02.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ