Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические средства формирования здорового образа жизни у подростков силами специалистов разных ведомств и организаций

Работа №167810

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2021
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение с. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у подростков с.7
1.1. Понятие здорового образа жизни с.7
1.2. Возрастные особенности подростков с.13
1.3. Необходимые условия для формирования здорового образа
жизни подростков с.22
Выводы по 1 главе с.28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у подростков с.30
2.1. Организация исследования с.30
2.2. Проведение формирующего эксперимента по воспитанию у
подростков ценностного отношения к ЗОЖ и привычек здорового образа жизни с.41
2.3. Оценка результативности проведения эксперимента с.48
Выводы по 2 главе с. 60
Заключение с.61
Список использованной литературы с. 63
Приложения

Актуальность темы: здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества, здоровье помогает человеку выполнять планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Быть здоровым - значит быть успешным, счастливым и наслаждаться полноценной жизнью.
21 век характеризуется ростом заболеваемости и смертности населения, не смотря на достижения медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Известно, что уровень здоровья любого человека зависит от различных факторов: социально-экономических, экологических, наследственных, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным Всемирной организации здравоохранения, он лишь на небольшую долю связан с последним фактором, в определенной степени обусловлен генетическими факторами, на четверть его определяют экологические условия и на половину от условий и образа жизни человека. Отсюда следует, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его ценностям, его образу жизни, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должна сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, превращению здоровый образ жизни в потребность.
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; недооценивается роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Таким образом, очевидно противоречие между потребностью государства и общества в здоровых людях, способных сознательно заботиться о сохранении и укреплении здоровья, пропагандировать идеи здорового образа жизни и передавать их последующим поколениям, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических средств формирования таких способностей у личности.
На наш взгляд, необходимо объединить усилия специалистов различных ведомств для повышения качества воспитательной работы с подрастающим поколением по формированию у него здорового образа жизни.
Отсюда возникает проблема исследования: каковы психолого-педагогические средства формирования здорового образа жизни у подростков в условиях межведомственного взаимодействия?
Объект исследования: формирование здорового образа жизни у подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические средства формирования здорового образа жизни у подростков силами специалистов разных ведомств и организаций.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность программы по формированию здорового образа жизни в условиях межведомственного взаимодействия.
Гипотеза исследования: программа формирования здорового образа жизни у подростков как психолого-педагогическое средство будет результативной, если:
- ее содержание обогащено информацией о здоровье, здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья подростка;
- включает в себя такие формы работы, как лекция, беседа, экскурсии, соревнования, квесты, игры, мастер-классы, проведенные разными специалистами;
- используются такие методы, как личный пример взрослых и сверстников, активно занимающихся спортом, рефлексия всех участников мероприятия.
Задачи исследования:
1) выявить понятие здорового образа жизни;
2) охарактеризовать возрастные особенности подростков в свете предмета исследования;
3) выявить теоретические основания для создания психо лого - педагогических условий формирования здорового образа жизни у подростков;
4) опытно-экспериментальным путем проверить результативность программы межведомственного взаимодействия по формированию здорового образа жизни у подростков как эффективного педагогического средства.
Теоретическую основу исследования составили труды: Гаркали Л.Х., Изуткина Д.А., Квакиной Е.Б., Лищука В.А., Попова С.В., Рогова Е.И., Степанова А.Д., Фельдштейна Д.И., Хухлаевой О.В., Чумакова Б.Н., Яковлевой Н.В., Янбухиткина Т.А. и др.
Методы исследования:
теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
эмпирические: анкетирование, тестирование, эксперимент; 
Методики:
опросник «Отношение к здоровью» (автор Р. А. Березовская);
тест «Какое у тебя здоровье?» из психологических тестов для тинэйджеров (составитель Орлова Т.В.);
экспресс - диагностика ценностных представлений о здоровье (автор Ю.В. Науменко).
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ Агинская средняя образовательная школа №2 с.Агинское, Саянский район, Красноярский край. В исследовании приняли участие обучающиеся 7 классов в количестве 30 человек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная выпускная квалификационная работа будет способствовать расширению знаний о здоровом образе жизни подростков, может быть использована студентами для подготовки докладов, рефератов, в период прохождения практики. Материалы исследования также могут быть использованы для организации деятельности психологов, педагогов по формированию здорового образа жизни у подростков с привлечением специалистов различных ведомств и организаций.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит нам прожить долгую и полную радостей жизнь.
Этим и определилась актуальность нашего исследования. В нашей работе мы рассмотрели процесс формирования здорового образа жизни среди подростков учеников 7 класса АСОШ№2.
Решая поставленные перед собой задачи, мы изучили актуальную для нашего исследования литературу по данной теме и обнаружили, что для современного психолога имеется большое количество как научной, так и методической литературы, которую при необходимости можно использовать.
На основании научных и методических данных, полученных в ходе анализа теоретических источников, мы заявили гипотезу и провели эмпирическое исследование.
В ходе исследования при помощи методик: Опросник «Отношение к здоровью» (автор Р. А. Березовская), Тест «Какое у тебя здоровье?» из психологических тестов для тинэйджеров (составитель Орлова Т.В.), Экспресс - диагностика ценностных представлений о здоровье (автор Ю.В. Науменко) и межведомственного взаимодействия школы, МБОУ ДО ДЮСШ, ОУР ОП МО МВД России «Ирбейский», МБУ Молодежный Центр «Саяны», КГБУЗ «Саянская РБ» выявили, что проводимая воспитательная работа по формированию ЗОЖ наиболее эффективна, чем воспитательная работа по данному направлению, проводимая только школой.
Таким образом, для формирования ценностного здорового образа жизни среди подростков необходимо создавать комплексный подход к решению данной проблемы. Это означает необходимость объединения усилий всех ведомств и структур, а так же родителей. Необходимо организовать внеклассную работу по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные конкурсы, тренинги, походы, спортивно-развлекательные игры и др. Социальным педагогом и психологом в условиях учебно-воспитательного процесса в школе должна организовываться систематическая диагностика уровня сформированности представлений о ЗОЖ у подростков. С целью освещения проблем по формированию ЗОЖ необходимо проведение консультаций, бесед, собраний и конференций, как для педагогического коллектива, так и для родителей учащихся. Также необходимой мерой является активное вовлечение родителей на родительских собраниях в обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья своих детей. Классный руководитель совместно с учителями предметниками должны организовывать внеклассную работу, которая также будет способствовать формированию ценностного отношения к ЗОЖ у подростков.
Подвода итог нашей работе, мы можем констатировать факт эффективности межведомственного взаимодействия в работе с подростками по профилактике здорового образа жизни, свидетельствующий о правильности выдвинутой нами гипотезы.



1. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб., 1993, С.49-60.
2. Белов В.И. Психология здоровья. СПб., 1994. 272 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 268 с.
4. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990. 239 с.
5. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с.
6. Бычкова М. Российские подростки: движение из зоны риска // Воспитание школьников. 2001. № 6. С. 14-16.
7. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, 269 с.
8. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.
9. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с.420-429.
10. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.
Петровского. М., 1979.
11. Гаркали Л.Х., Квакина Е.Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология. 1996, №2, с. 15-20.
12. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.
13. Динейка К. В.10 уроков психофизической тренировки. М., 1987, 63 с.
14. Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 1997.
15. Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс- 2000.- № 6.- с.43-48.
16. Здоровье, образ жизни. Медицина, 1992, 214с.
17. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с.
18. Здоровый образ жизни — залог здоровья / под ред.Ф.Г. Мурзакаева. Уфа, 1987, 280 с.
19. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 1996, №4, с.75-82.
20. Калягин А. Здоровый образа жизни и его составляющие / А. Калягин // ОБЖ.- 2005.- № 10.- С. 8 - 13.
21. Ковалёв Н.Е. Введение в педагогику/ М.: Просвещение, 1975. 362 с.
22. Крутецкий В.А. Психология о бучения и воспитания школьников/. М., 1976. 254 с.
23. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996, №1, с.7¬17.
24. Куценко Г.И. Книга о здоровом образе жизни. М.: Профиздат, 1987.- 256.
25. Лисецкий К. Подростковая наркомтия и алкоголизм. Основы безопасности жизнедеятельности.- 2004.- № 5.- с.40-42.
26. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
27. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984. 36с.
28. Лищук В.А. Стратегия здоровья. М., 1992. 389 с.
29. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998, 688 с.
30. Макеева А. Культ одурманивания или принцип реальности? / А. Макеева // Учитель.- 2000.-№4.-С.81-82.
31. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 1992, №2.
32. Матвеев В.Ф. Профилактика вредный школьников: просвещение. 1987.- 96 с.
33. Петрова Л.В. Педагогический журнал. Педагогическое образование в России выпуск №3/ 2013 г.
34. Нистрян Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса // Здоровыш образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы:. Кишинев, 1991, с.40-63.
35. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М.: "Академия", 2003.- 448 с.
36. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону, 1994, с.132-133.
37. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997.
38. Практическая психология образования.- СПб.: Питер, 2004.¬506 с.
39. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд.М., 1990, 494 с.
40. Психология современного подростка/ под ред. Д.И.
Фельдштейна. М., 1987. 166с.
41. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. М., 1992.240 с.
42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2006.- 477 с.
43. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.136с.
44. Сборник материалов 2 краевого форума профилактологов «Красноярье без наркотиков» / Краева! государственная программа «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2013 - 2015 г.г. Красноярск, 2014г. 94с.
45. Семенов В.С. Культура и развитие. 1982., №4. С.15-29.
46. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6.
47. Соковня - Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997. 142с.
48. Труфанова О.К. К вопросу о психологической характеристике состояния соматического здоровья // Психологический вестник РГУ. 1998, №3, с.70-71.
49. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции М.: "Академия", 2006.- 208 с.
50. Чаклин А.В. Как изжить вредные привычки. М.: "Знание", 1988.¬41 с.
51. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с.3-14.
52. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997. 152с.
53. 111свандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 2001.- 512 с.
54. Янбухтин Т.А. журнал Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология выпуск№2/2011г. 33с.
55. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2. с.364-366.
56. Яцун С. Мотивация - на здоровый образ жизни. Учитель.- 2001.- № 2.- с. 69 - 72.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ