Введение 3
1. Теоретические предпосылки исследования проблемы профилактики
хронических заболеваний у младших школьников 5
1.1. Особенности хронических заболеваний современных младших школьников 5
1.2. Причины хронических заболеваний современных младших школьников 12
1 .З. Работа учителя по профилактике хронических заболеваний младших школьников 20
Выводы по 1 главе 36
2. Экспериментальная работа по изучению уровня знаний младших школьников о
хронических заболеваниях 38
2.1 Диагностическая программа констатирующего эксперимента 38
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 42
2.3 Методические рекомендации по расширению знаний младших школьников о
хронических заболеваниях 48
Выводы по 2 главе 61
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение А 69
Приложение Б 73
Приложение В
Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина ФГНУ "Институт возрастной физиологии" описывают неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита). На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны органов пищеварения (кариес, дискинезии желчевыводящих путей), диагностирующиеся более чем у половины детей. У многих дошкольников регистрируются отклонения со стороны системы кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии), заболевания лор-органов. Отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервнопсихического здоровья, а также значительное возрастание аллергопатологии. Среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте до 7 лет, в 13,5% случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит массы тела или ее избыточность, низкорослость).
Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время. Чаще всего излечиться от этих заболеваний невозможно, можно лишь добиться стойкой ремиссии - отсутствие обострений заболевания в течение длительного времени (иногда несколько лет).
Хронические заболевания возникают у учащихся с низким уровнем соматического здоровья, которое у современных школьников недостаточно хорошее, велик риск развития хронических заболеваний (перенатальные травмы, резервов меньше, отклонения функциональных отклонений тех или иных систем).
Это связано с плохой экологической ситуацией, постоянным повышением учебных нагрузок, снижением двигательной активности и другими неблагоприятными факторами. Учитывая тот факт, что ребенок проводит в школе продолжительное количество времени, школа несет ответственность за состояние здоровья школьников. Именно поэтому в школах существует особый порядок проведения профилактических мероприятий по предупреждению хронических заболеваний. Одним из способов профилактики хронических заболеваний является внеурочная работа учителя.
Цель: изучить актуальное состояние знаний младших школьников о хронических заболеваниях и разработать комплекс кружковых занятий для их профилактики.
Задачи:
l -анализ специальной литературы на предмет изучения младших школьников о хронических заболеваниях с целью расширения знаний;
l -разработка мер с целью развития или расширения знаний о хронических заболеваниях;
l -провести констатирующий эксперимент: изучить объем знаний о хронических заболеваниях у младших школьников и их профилактике;
l -проанализировать полученные результаты констатирующего
эксперимента и сформулировать выводы;
l -предложить комплекс кружковых занятий и методические рекомендации для их проведения.
Объект исследования: хронические заболевания младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние знаний младших школьников о хронических заболеваниях.
Гипотеза: актуальное состояние знаний младших школьников о хронических заболеваниях определяется объемом знаний о разнообразии заболеваний опорно-двигательного аппарата, лор-органов и аллергических заболеваний, а также - особенностей их проявления, причин и способов профилактики.
Изучив психолого-педагогическую и физиологическую литературу по вопросу нашего исследования, пришли к выводу, что необходимо выявить уровень знаний причин, особенностей проявления (признаков) и профилактики хронических заболеваний на внеурочных занятиях, были проведены тесты-вопросники по методикам: "Будьте здоровы", "Если хочешь быть здоровым", "Мое здоровье в моих руках!".
Для определения уровня знаний рассмотренных нами о профилактике хронических заболеваний у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент.
В традиционных учебниках "Окружающий мир" недостаточно представлены знания, направленные на профилактику хронических заболеваний у детей младшего школьного возраста. Методика профилактики хронических заболеваний в начальной школе не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на профилактику хронических заболеваний у младших школьников.
Причины такого положения заключаются в плохом знании о профилактике хронических заболеваний у детей младшего школьного возраста.
Поскольку сохранение и укрепление здоровья школьников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. В настоящее время проблема профилактики здоровья детей приобрела особую актуальность.
Среди хронических заболеваний, распространенных среди школьников, с высокой частотой встречаются хронические заболевания опорно-двигательного аппарата. На втором месте занимает патология ротоносоглотки - хронический тонзиллит, гипертрофия миндалин и аденоидов 2-3 степени, хронический ринит, которые часто встречаются в школе. На третьем месте занимает аллергические заболевания у детей, различные виды аллергии встречаются у детей такие, как: зуд, шелушение, чихание, кашель, слезотечение и т.д.
Проведенный нами констатирующий эксперимент выявил средний уровень знаний о профилактике хронических заболеваний у учащихся третьего класса. Нами было установлено также, что огромную роль играет многообразие видов внеурочных занятий: мероприятия, физические тренировки, правила, викторины на тему профилактики хронических заболеваний.
С целью повышения уровня знаний о профилактике хронических заболеваний нами был разработан комплекс упражнений на кружковых занятиях.
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. - М.: Профиздат, 2012. - 155 с.
2. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
3. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья, - Москва: Сталкер, 2004. - 502с.
4. Аронова, Т.В. Педагогика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин . - М.: ИЦ Академия, 2013. - 368 с.
5. Барин Л.Г. Мама, папа, я - здоровая семья, - СПб.: Питер, 2005. - 254с.
6. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
7. Безруких М.М.Здоровьесберегающая школа, Москва, 2008. -222с.
8. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья, - Минск: Высшая школа, 2004. - 303с.
9. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
10. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
11. Буцкина Д.К. Младший школьник, - Москва: Аверсев, 2001. - 152с.
12. Бредихина Е.В. Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников - важное направление в современной школе. - М.: Современная педагогика, 2012. - №4. - С. 56-67.
13. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф- Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 с.
14. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2013. - 488 с.
15. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
16. Водзинский Д.И. Внеклассная воспитательная работа. - М.: Смысл, 2014. - 235с.
17. Возрастная и педагогическая психология. //под ред. Петровского А.В. - М., Просвещение, 2001. - 431с.
18. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 с.
19. Выбор методов обучения в средней школе. //под ред. Бабанского Ю.К.. - М., 1997. -328с.
20. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - ИЯШ,
1998, №3, с 47-49.
21. Дик Н.Ф. Работаем по-новому. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 420 с.
22. Дик Н.Ф. Настольная книга заместителя директора по начальной школе и учителя 1-4 классов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 210 с.
23. Е.М.Тихомирова. Окружающий мир. Москва, 2018 г.
24. Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005. - 144 с.
25. Журнал «Здоровье школьника» №2 2007 г.
26. Журнал «Здоровье школьника» №2 2008 г.
27. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 2001. с. 148-153.
28. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. - СПб., 2015.- 78 с.
29. Запорожченко В. Г. К понятию здоровый образ жизни. Москва.: Центр, 2004. - 92 с.
30. Златопольский Д.М. Внеклассная работа //Информатика: Приложение к «Первому сентября» - 2001. - №44. - С.14-21.
31. Игнатова Ф. В., Симонова Г. И. Формирование отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 32. - С. 31-35.
32. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека, - Москва: Академия, - 254с.
33. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 2001. - 261с.
34. Климова В. И. Человек и его здоровье. Москва.: Знание, 2004. 192 с.
35. Колесов В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников. Москва.: Педагогика, 2001. 176 с.
36. Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни.//Здоровье 2004, № 2. с. 5 - 8.
37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
38. Кумко В.Д. Педагогика, - Минск: Веды, 2002. - 287с.
39. Лебедев О.Е. Качество - ключевое слово современной школы. -СПБ, Просвещение,2008 - 189с.
40. Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников. Москва.: ИВЦ Минфина, 2005. - 112 с.
41. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. Москва: Физкультура и спорт, 2005.- 303с.
42. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся. Методика. 5-11 класс, - Москва: Луч, 2006. - 232с.
43. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины Критич. анализ: [Перевод]. - Ханой: Медицина, 2014. - 323 с.
44. Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова, - М.: 2005 - 288с.
45. Мухина В.И. Возрастная психология. Феноменология развития. - СПб.: Питер,
2014. -312 с.
46. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полак - М.,2009. - 180 с.
47. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 2007. - 149 с.
48. Панкратьева Н. В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы. Москва.: Мысль, 2002 - 236 с.
49. Сергеева К. М. Педиатрия. - М.: Смысл, 2007. - 360 с.
50. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы» М., «Аркти», 2005. - 250 с.
51. Смирнова А.Н., Фадеева Е.А. Нетрадиционные формы организации внеклассной работы - СПб.: Книжный Дом, 2011.-412с.
52. Соловьева Ю.А. Самостоятельная работа учащихся - СПб.: Европейский дом, 2009. -210 с.
53. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. - Ставрополь, СГУ, 2015. - 111с.
54. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М.: Просвещение, 2011. - 412 с.
55. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 2015. - 270 с.
56. Чусов Ю.Н. Физиология человека: учебное пособие для пед. училищ. - М.: Просвещение, 2003 - 240с.
57. Шабалов Н. П., Детские болезни. Учебник. Санкт-Петербург, 1999 - 1088 с.
58. Шишова В. В., Данилова М. В. Здоровье сберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников // Молодой ученый.-2014.-№4.-С. 1136-1138.
59. Юковчиц Л.К. Педагогическое воспитание, - СПб.:Питер, 2007. - 292с.
60. Чумаков Б. Н., Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 407 с.
61. Интернет-ресурс http://lechfk.narod.ru/osanka.html- ЛФК нарушений осанки.
62. Интернет-ресурс http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=888- медицинский портал для врачей и студентов.