Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «МУЗЕЙНОЙ НОЧИ» КАК ФОРМЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Концептуальные основы внеурочной деятельности 7
1.2. Музейно-педагогическая деятельность в социализации и образовании
личности 17
1.3. Назначение и особенности «музейной ночи» как формы внеурочной деятельности в школе 23
Выводы по первой главе 31
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙНАЯ НОЧЬ» 34
2.1. Разработка и организация формы внеурочной деятельности «музейная ночь «Гори, гори, моя звезда...» на базе МБОУ «СШ № 143» г.Красноярска 34
2.2. Электронная энциклопедия как информационный ресурс подготовки и
организации «III музейной ночи «Гори, гори, моя звезда.» 41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 55
Заключение 58
Список используемой литературы 62
Приложение 66
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с этим предъявляются новые требования к профессиональной деятельности учителя. Актуализируется проблема поиска новых инструментов, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, ориентированных не только на формирование образовательных результатов, но и на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях в соответствии с принятием нового федерального государственного образовательного стандарта назрела необходимость выявления тех образовательных технологий, форм внеурочной деятельности, применение которых в учебном процессе даст возможность перейти в их подготовке на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, роль внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Актуальность исследования позволила определить проблему: поиск форм внеурочной деятельности в школе в соответствии с требованиями, определенными образовательным стандартом.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать содержание, структуру и необходимые ресурсы организации «музейной ночи» как формы внеурочной деятельности и апробировать данную форму в образовательной практике школы.
Объект исследования - внеурочная деятельность в образовательном учреждении.
Предмет исследования - информационно-педагогические условия организации «музейной ночи» как формы внеурочной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза о том, что «музейная ночь» как форма внеурочной деятельности в школе будет эффективна, при условии: -ориентации на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов;
-создания творческой атмосферы (благоприятного психологического климата в школьной среде);
-создания условий для сотрудничества и взаимопонимания в коллективе педагогов и учащихся;
-разработки и создания электронной энциклопедии « III музейной ночи «Г ори, гори, моя звезда» как информационного ресурса.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования предопределили постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы внеурочной деятельности.
2. Обосновать актуальность музейно-педагогической деятельности в социализации и образовании личности.
3. Описать историю возникновения, особенности организации и проведения «музейной ночи» как форму внеурочной деятельности.
4. Обосновать и реализовать информационно - педагогические условия организации и проведения «музейной ночи» как формы внеурочной деятельности.
5. Разработать и апробировать электронную энциклопедию.
6. Осуществить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- научные разработки в области внеурочной деятельности (Е. Евладова, С.Л. Выдыш, А.В. Брагуца и др.)
- основы музейной педагогики (Е.М. Краснова, С.Л. Троянская, А. Ж. Кунаева, С.Г.Зайцева и др.)
- концепции личностно-ориентированного, личностно-деятельностного и системно-диагностического подходов в образовании и воспитании (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин и др.)
В ходе исследования использовались следующие методы:
Общетеоретические:
-анализ педагогической литературы, учебно-методической
документации по проблемам исследования;
-сравнение, сопоставление, анализ и обобщение опыта специалистов по теме;
Эмпирические:
-педагогическое наблюдение, описание, педагогический эксперимент, фиксирование результатов исследования с последующим анализом;
-качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации содержания и структуры события «III музейной ночи «Г ори, гори, моя звезда...» на базе МБОУ «СШ № 143» г. Красноярска, и создании электронной энциклопедии, размещенная в сети интернет.
Исследование получило практическую апробацию:
1. В практике МБОУ «СШ № 143» в рамках деятельности клуба «Алые паруса» (ассоциации гуманитарных классов).
2. Выступление на секции «Общая педагогика» в рамках XVII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (диплом I степени).
3. Публикация тезисов «музейная ночь» как форма внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в сборнике материалов XVII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (в печати).
Логика исследования определила структуру выпускной квалификационной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты исследования в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:
Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил определить, что внеурочная деятельность имеет свою историю, в теории и практике отечественного образования доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», которые обозначали в энциклопедических и справочных изданиях составную часть учебно¬воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся.
В отличие от внеклассной работы, которая не привязана к образовательной программе, внеурочная деятельность является частью программы общего образования. Под внеурочной деятельностью, являющуюся равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП.
Создание условий для реализации внеурочной деятельности предполагает использование собственных ресурсов школы, внедрение современных институтов, а именно средств музея, музейной педагогики.
Музей является одним из главных социальных институтов, способствующим культурному развитию и социализации личности. Образовательная деятельность музея строится на передаче социального опыта, аккумулированного в памятниках духовной и материальной культуры разных эпох.
На сегодняшний день музей это не только средство расширения культурного горизонта, но и социокультурный институт, оформляющий процессы общения детей, молодежи и взрослых. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию, ориентированную на передачу культурного опыта, повышение познавательного интереса, погружение в мир другой эпохи.
Основной формой музейно-педагогической работы является экскурсия, которые для учащихся проводят очень часто, а вот использование такой формы внеурочной деятельности как «музейная ночь» встречается довольно редко.
«Музейная ночь» является уникальным опытом организации внеурочной деятельности в школе, культурной и социальной практикой на основе принципов и средств музейной педагогики. Она проводится как масштабное событие, расширяющее опыт конструктивного творческого поведения детей в культуре.
«Ночь музеев» возникла в странах Европы, в 2000-е годы их опыт был подхвачен в России, и теперь такая форма пользуется неизменным вниманием и популярностью за свою оригинальность, насыщенность и доступность.
Важной особенностью «музейной ночи» является то, что большинство площадок специально созданы так, чтобы пришедший смог проявить себя, научиться какому-нибудь искусству в альтернативной игровой форме.
Одно из преимуществ музейной ночи в том, что данная форма внеурочной деятельности влияет на формирование основных образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных), определенных в образовательном стандарте.
Одна из главных целей «музейной ночи» создать такое событие, которое будет решать проблемы гражданской активности, коммуникации и креативного мышления.
В рамках «музейной ночи» часто используются такие формы современного искусства как перформансы, инсталляции, видеоарт, экспериментальная музыка, паблик-арт.
«Музейная ночь» как форма внеурочной деятельности способствует актуализации исторических знаний, формированию гражданственности и патриотизма. Использование такой формы внеурочной деятельности «музейной ночи» создает условия для современного осмысления учащимися исторических событий.
Практическая реализация «музейной ночи» как формы внеурочной деятельности была осуществлена на базе МБОУ «СШ № 143» г. Красноярска.
Потенциал педагогов, коллектива учащихся, сформированная школьная образовательная среда позволяют использовать совершенно новые формы внеурочной деятельности.
Поводом организации «III музейной ночи «Гори, гори, моя звезда...» послужило знаменательное событие в истории России - 190 лет со дня восстания декабристов. Событие представляет собой игровую модель с организацией тематических демонстрационных площадок.
Особенностью «музейной ночи» являлось изучение и понимание эпохи XIX века в целом и декабристского восстания в частности, ее результатов и последствий, символичное подведение итогов восстания и создавшейся ситуации в стране, «проживание» значимых моментов истории нашего отечества.
С целью ознакомления учащихся различных возрастов с эпохой XIX века, используя доступность и преимущества электронных ресурсов, было принято решение о создании электронной энциклопедии в рамках «III музейной ночи «Гори, гори, моя звезда.». Составленная электронная энциклопедия опубликована на google-диске, создана и структурирована по смысловой нагрузке события. Энциклопедия состояла из 12 разделов («декабристы: лица и судьбы», «быт XIX века», «салоны XIX века», «фонотека» и др.). Доступ для ее просмотра был открыт всем желающим, у которых была ссылка на электронный ресурс. Данная ссылка опубликована в группах социальной сети, в объявлении на стенде школы.
Реализованные направления «III музейной ночи» способствовали заинтересованному отношению школьников к историческим событиям, историческим персонажам, формированию позитивной школьной атмосферы и межличностных отношений.
Организованное событие обеспечивало возможность осуществлять инновационный подход к образованию, основанный на интересе детей и подростков к исследовательской деятельности; активизировать эмоциональные, интеллектуальные, духовно-нравственные силы учащихся; создать условия для творческой самореализации каждого из участников.
Заключительным этапом исследовательской работы стало анкетирование, цель которого - выявить и обосновать условия эффективной реализации «музейной ночи» как формы внеурочной деятельности.
В результате проведенного анкетирования было выяснено, что для большинства учащихся «музейная ночь» запомнилась творческой атмосферой, были созданы условия для сотрудничества и взаимопонимания; стимулирование к активной роли при подготовке и проведении «музейной ночи»; респонденты отмечали, что такая форма внеурочной деятельности «содействовала погружению в эпоху XIX века».
Креативность и инновационность «музейной ночи» как формы внеурочной деятельности способствовала формированию в подростках духовных жизненных приоритетов, патриотических, гражданско- нравственных убеждений, моральных норм и ценностей.
Таким образом, в ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы поставленная цель достигнута, и задачи исследования решены.
Дальнейшее направление исследования может быть связано с практическим применением в педагогической деятельности и распространением опыта проведения «музейной ночи» в школах Красноярского края.
1. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя как система ценностных ориентаций//Развитие творческих и коммуникативных способностей личности. - Самара: из-во СамГПУ, 2000. - 65 с.
2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования.// Педагогика, №4, 2004. - 87 с.
3. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа. - 2011. - №6. - 135 с.
4. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика. // Воспитание школьников, №5, 2000. - 52 с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России: Учебное издание. М., 2009.
7. Диденко Л.А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: учебное пособие / изд-е 2, доп. и перераб.; КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. - 172 с.
8. Енин А.В. Внеурочная деятельность. Теория и практика / Сост..М.:ВАКО, 2015.
9. Колякина А. С чего начинается музей? // Мир музея - 2010. - №11. - 47 с.
10. Медведева, Е.Б. Музейная педагогика в Германии и России: История и современность. Учебное пособие / Е.Б. Медведева. - М.: АПРИКТ, 2003. - 92 с.
11. Медведева Е.Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. - М.: 1999. - 129 с.
12. Нарежнев А.Е. «Роль музея в формировании гражданственности и патриотизма», «Актуальные вопросы педагогики и психологии, №4. - 62 с.
13. Палаткина Т. М. «Школьный музей. В помощь руководителю музея образовательного учреждения по патриотическому воспитанию» - М., 2004. - 103 с.
14. Подласый И.П. Педагогика: учеб. М.: Юрайт, 2010. - 574 с.
15. Приставкина Т.А. «Ресурсы школьного музея в воспитании и развитии личности», «Народное образование», №6, 2010. - 326 с.
16. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 / Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - №3. - 141 с.
17. Сабельникова, С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. - 2011. - №3. - 67 с.
18. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие. - СПб.: из-во Питер, 2004.
19. Справочник ресурсов Интернет / Под ред. В. В. Горчакова. - Владивосток, 2001. - Вып. 1 - 2.
20. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика.: учеб. пособие / Б.А. Столяров. - М.: Высш. шк., 2004. -216 с.
21. Столяров, Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: учебное пособие для вузов / Б.А. Столяров. - СПб.: Специальная литература, 1999. -222 с.
22. Столяров, Б.А. Педагогическая деятельность музея // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11. - 67 с.
23. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие.
- Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. - 131 с.
24. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования. Монография. Ижевск, 2004. - 100с.
25. Хоруженко, К.М. Культурология: энциклопедический словарь /К.М. Хоруженко. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 639 с.
26. Шишлянникова С.А. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС. // Журнал Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения, 2015. - № 10.
Интернет-ресурсы
27. Академия коммуникации [Электронный ресурс]. - URL:
http: //wacademy.livejournal .com/25330.html
28. Выдыш СЛ. Сущность внеклассной воспитательной работы
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.pedsovet.info/pages/articles/metodica_vidis_sl_1_lic_Maioresu.html
29. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс]. - URL: http://lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1525
30. Евладова Е. «Внеурочная деятельность в свете требований
федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]. - URL:
http://socialnauki.prosv.ru/article/900
31. Зайцева С.Г. Технология музейной педагогики [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/08/13/tekhnologiya-muzeynoy-pedagogiki
32. Коузова Е. «Чем внеурочная деятельность отличается от дополнительного образования» [Электронный ресурс] / Вектор образования - URL:http: //eduurfo .ru/opinions/?ELEMENT_ID=22626
33. Классическая музыка, опера и балет [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. belcanto. ru/experiment.html
34. Краснова Е.М. Методические аспекты музейной педагогики [Электронный ресурс]. - URL: https://musobr.wordpress.com/medas/
35. Кунаева А.Ж. Использование возможностей музейной педагогики на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. - URL:
http://multiurok.ru/assolina/blog/ispol-zovaniie-vozmozhnostiei-muzieinoi-piedaghoghiki-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury.html
36. Прогрессор. Группа компаний [Электронный ресурс]. - URL: http://www.progressor.pro/city/pablik-art-indikator-kreativnogo-goroda/
37. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. - URL: www.standart.edu.ru
38. Шеховская Н.Л., Мандебура Е.П. Музейная педагогика:
историко-педагогический анализ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №6
[Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya- pedagogika-istoriko-pedagogicheskiy-analiz
39. Электронный словарь [Электронный ресурс] - URL:
http://slovari.yandex.ru
40. Электронный словарь [Электронный ресурс]. - URL:
http: //maxpark.com/community/2023/content/2962183