Объект исследования - Отель ООО «МАЛИНА ХОЛЛ» (г. Москва).
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………….………………7
Глава 1. Теоретические основы разработки мероприятий по сервису на предприятиях гостиничного бизнеса……………………………………10
1.1. Понятие сервиса на предприятиях гостиничного бизнеса…………………………10
1.2. Виды и задачи разработки мероприятий сервиса на предприятиях гостиничного бизнеса18
1.3. Зарубежный опыт разработки мероприятий сервиса на предприятиях гостиничного бизнеса.............24
Выводы по главе 1………………………………………………….28
Глава 2. Комплексный анализ мероприятий сервиса в ООО «МАЛИНА ХОЛЛ»…30
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «МАЛИНА ХОЛЛ»………………...30
2.2. Оценка мероприятий сервиса ООО «МАЛИНА ХОЛЛ»………………………….42
Выводы по 2 главе………………………….47
Глава 3. Разработка направлений по улучшению мероприятий сервиса в ООО «МАЛИНА ХОЛЛ»………………………………………………………………………………48
3.1. Предложения по совершенствованию мероприятий сервиса ООО «МАЛИНА ХОЛЛ»…48
3.2.Экономическая эффективность мероприятий……………………………………....55
Выводы по главе 3………………………………………59
Заключение………………………………………………………………………………60
Список использованной литературы………64
Приложения……………………………………………………69
Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующие ключевые моменты работы.
В данной работе был рассмотрен актуальный вопрос индустрии гостеприимства совершенствование сервиса на предприятиях гостиничного бизнеса на примере ООО «МАЛИНА ХОЛЛ».
В сфере обслуживания, особенно в гостиничном бизнесе, ключевую роль играет интегрированный подход к удовлетворению широкого спектра потребностей гостей, начиная с предоставления базовых услуг и заканчивая удовлетворением их культурных и финансовых интересов. Позитивный образ отеля и его привлекательность в глазах потенциальных гостей напрямую зависят от качества предоставляемых услуг, что предусматривает организацию множества мероприятий для обеспечения комфортабельных условий пребывания гостей в отеле. При этом важную роль в создании благоприятного впечатления о гостиничном предприятии играет профессионализм сотрудников, строгая приверженность корпоративным стандартам и правилам этикета
в общении с гостями.
В теоретической части данной работы были рассмотрены понятия, которые связаны с понятием «сервис», и конечно, проанализировано данное понятие.
В контексте предоставления услуг, понятие «сервис» заимствовано
из английского языка, но в основном означает предложение различных услуг клиентам. В русском языке вместе с термином «сервис», часто употребляется слово «услуга», поэтому оба этих понятия имеют практически одно и тоже значение. Однако, когда речь идет о «сервисной услуге», в данном случае подразумевается предоставление услуг на более высоком уровне
для удовлетворения потребностей клиента.
В сфере туризма различные предприятия выступают в виде своеобразных «мостов», которые соединяют клиентов с различными услугами, включая размещение в гостиницах, питание в ресторанах, страхование, транспортные
и экскурсионные услуги, благодаря чему потребители экономят время
и получают новый опыт. Этот процесс осуществляется туроператорами
и агентствами, которые, по сути, создают туристский продукт, при этом устраняя расхождения между предложением и спросом. Таким образом, основная цель деятельности в туристском бизнесе – это предоставление услуг, ориентированных на удовлетворение потребностей клиентов и обеспечение
им доступа к продуктам и услугам от партнерских компаний, при этом минимизируя любые возможные недопонимания между ними и конечными потребителями.
В сфере туризма, ключевые задачи сервиса заключаются в следующем:
- предоставление материальных и нематериальных товаров и услуг, адаптированных под индивидуальные предпочтения и запросы клиентов;
- поддержка в процессе использования этих товаров и услуг;
- создание оптимальных условий для жизни, отдыха и развлечений клиентов;
- помощь в увеличении количества свободного времени у клиентов
и содействие в его эффективном использовании.
Сфера туризма неразрывно связана с гостиничным бизнесом, которое выступает ключевым звеном в обслуживании туристов, предоставляя
им все необходимое как для бизнес-поездок, так и для туристских. Современная индустрия гостеприимства далеко вышла за рамки простого предоставления размещения: она объединяет множество направлений, от организации конференций и выставок до обеспечения развлекательных программ,
от ресторанного обслуживания до создания комплексных условий
для полноценного временного пребывания гостей в различных типах заведений.
Ключевыми моментами сервиса в гостиничной индустрии являются: удовлетворение потребностей гостей, создание положительного опыта гостя, развитие лояльности клиентов, конкурентоспособность на рынке, репутация
и отзывы клиентов, координация и организация, поддержка и помощь гостям.
Важность качественного обслуживания в гостиничном бизнесе трудно переоценить. Это основа для укрепления доверия и преданности гостей, привлекает новых и способствует созданию положительного имиджа отеля. Гостиницы, стремящиеся к успеху, должны акцентировать внимание
на улучшении и разработке обслуживания. Ведь основная цель деятельности
в индустрии гостеприимства заключается в достижении высокого уровня удовлетворенности гостей, путем воплощения их потребностей и желаний.
С понятием сервис неразрывно связано понятие контроль качества предоставляемых услуг. Контроль необходим для того, чтобы выявить существующие недостатки в работе туристского предприятия для дальнейшей качественной его работы, так как от качества предоставляемых услуг зависит уровень дохода предприятия и его дальнейшее развитие.
Полное удовлетворение всех желаний гостя являются результатом высококачественного обслуживания, которое, в свою очередь, тесно связано
с предоставлением услуг высокого уровня. Целью такого сервиса является гарантия того, что гость чувствует себя полностью вознагражденным
и счастливым, отдав предпочтение именно этим услугам.
В аналитической части данной работы была проанализирована деятельность гостиничного предприятия ООО «МАЛИНА ХОЛЛ»,
его организационная структура, финансово-экономические показатели, а также представлены основные показатели эффективности управления и развития гостиничным комплексом. Также мы выделили основные мероприятия сервиса, которые проводятся в данной гостинице.
Для того, чтобы оценить эффективность проводимых данных сервисных мероприятий в гостиничном предприятии ООО «МАЛИНА ХОЛЛ» использовался дифференциальный подход. В качестве показателей качества гостиничных услуг были выбраны критерии качества, предложенные
В. Цайтамль, Л. Берри и А. Парасураманом, которые подробно описаны в нашей работе в аналитической части. Анализ качества услуг показывает положительные результаты, однако наличие оценок на уровне «хорошо» указывает на необходимость для ООО «МАЛИНА ХОЛЛ» улучшить некоторые аспекты их сервиса. В частности, требуется повысить уровень профессионализма сотрудников, поскольку впечатление гостей о пребывании начинается
с их взаимодействия с персоналом.
Таким образом, в практической части данной работы были разработаны предложения по совершенствованию мероприятий сервиса ООО «МАЛИНА ХОЛЛ». Для того, чтобы оценить экономическую эффективность представленных описанных в работе мероприятий, были рассчитаны затрат
на организацию данных мероприятий. По итогам выполнения данных мероприятий возможно увеличение следующих показателей (примерно на 2,5%) деятельности гостиничного предприятия ООО «МАЛИНА ХОЛЛ»: количество ночевок, количество размещенных лиц, в том числе и иностранных гостей, средняя продолжительность пребывания и Total Revenue.
Таким образом, ключевые аспекты, такие как скорость предоставления услуг, квалификация персонала и обеспечение гарантий обещанного сервиса, играют важную роль в определении высококачественного сервиса.
Эти параметры, являясь измеряемыми, позволяют сформировать объективную оценку уровня сервиса через их комбинацию, предоставляя возможность
для количественного анализа качества обслуживания. В контексте гостиничного бизнеса, особое значение приобретает доверие гостя к надежности услуг,
что напрямую связано с уверенностью в достижении ожидаемого результата.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующие ключевые моменты работы.
В данной работе был рассмотрен актуальный вопрос индустрии гостеприимства совершенствование сервиса на предприятиях гостиничного бизнеса на примере ООО «МАЛИНА ХОЛЛ».
В сфере обслуживания, особенно в гостиничном бизнесе, ключевую роль играет интегрированный подход к удовлетворению широкого спектра потребностей гостей, начиная с предоставления базовых услуг и заканчивая удовлетворением их культурных и финансовых интересов. Позитивный образ отеля и его привлекательность в глазах потенциальных гостей напрямую зависят от качества предоставляемых услуг, что предусматривает организацию множества мероприятий для обеспечения комфортабельных условий пребывания гостей в отеле. При этом важную роль в создании благоприятного впечатления о гостиничном предприятии играет профессионализм сотрудников, строгая приверженность корпоративным стандартам и правилам этикета
в общении с гостями.
В теоретической части данной работы были рассмотрены понятия, которые связаны с понятием «сервис», и конечно, проанализировано данное понятие.
В контексте предоставления услуг, понятие «сервис» заимствовано
из английского языка, но в основном означает предложение различных услуг клиентам. В русском языке вместе с термином «сервис», часто употребляется слово «услуга», поэтому оба этих понятия имеют практически одно и тоже значение. Однако, когда речь идет о «сервисной услуге», в данном случае подразумевается предоставление услуг на более высоком уровне
для удовлетворения потребностей клиента.
В сфере туризма различные предприятия выступают в виде своеобразных «мостов», которые соединяют клиентов с различными услугами, включая размещение в гостиницах, питание в ресторанах, страхование, транспортные
и экскурсионные услуги, благодаря чему потребители экономят время
и получают новый опыт. Этот процесс осуществляется туроператорами
и агентствами, которые, по сути, создают туристский продукт, при этом устраняя расхождения между предложением и спросом. Таким образом, основная цель деятельности в туристском бизнесе – это предоставление услуг, ориентированных на удовлетворение потребностей клиентов и обеспечение
им доступа к продуктам и услугам от партнерских компаний, при этом минимизируя любые возможные недопонимания между ними и конечными потребителями.
В сфере туризма, ключевые задачи сервиса заключаются в следующем:
- предоставление материальных и нематериальных товаров и услуг, адаптированных под индивидуальные предпочтения и запросы клиентов;
- поддержка в процессе использования этих товаров и услуг;
- создание оптимальных условий для жизни, отдыха и развлечений клиентов;
- помощь в увеличении количества свободного времени у клиентов
и содействие в его эффективном использовании.
Сфера туризма неразрывно связана с гостиничным бизнесом, которое выступает ключевым звеном в обслуживании туристов, предоставляя
им все необходимое как для бизнес-поездок, так и для туристских. Современная индустрия гостеприимства далеко вышла за рамки простого предоставления размещения: она объединяет множество направлений, от организации конференций и выставок до обеспечения развлекательных программ,
от ресторанного обслуживания до создания комплексных условий
для полноценного временного пребывания гостей в различных типах заведений.
Ключевыми моментами сервиса в гостиничной индустрии являются: удовлетворение потребностей гостей, создание положительного опыта гостя, развитие лояльности клиентов, конкурентоспособность на рынке, репутация
и отзывы клиентов, координация и организация, поддержка и помощь гостям.
Важность качественного обслуживания в гостиничном бизнесе трудно переоценить. Это основа для укрепления доверия и преданности гостей, привлекает новых и способствует созданию положительного имиджа отеля. Гостиницы, стремящиеся к успеху, должны акцентировать внимание
на улучшении и разработке обслуживания. Ведь основная цель деятельности
в индустрии гостеприимства заключается в достижении высокого уровня удовлетворенности гостей, путем воплощения их потребностей и желаний.
С понятием сервис неразрывно связано понятие контроль качества предоставляемых услуг. Контроль необходим для того, чтобы выявить существующие недостатки в работе туристского предприятия для дальнейшей качественной его работы, так как от качества предоставляемых услуг зависит уровень дохода предприятия и его дальнейшее развитие.
Полное удовлетворение всех желаний гостя являются результатом высококачественного обслуживания, которое, в свою очередь, тесно связано
с предоставлением услуг высокого уровня. Целью такого сервиса является гарантия того, что гость чувствует себя полностью вознагражденным
и счастливым, отдав предпочтение именно этим услугам.
В аналитической части данной работы была проанализирована деятельность гостиничного предприятия ООО «МАЛИНА ХОЛЛ»,
его организационная структура, финансово-экономические показатели, а также представлены основные показатели эффективности управления и развития гостиничным комплексом. Также мы выделили основные мероприятия сервиса, которые проводятся в данной гостинице.
Для того, чтобы оценить эффективность проводимых данных сервисных мероприятий в гостиничном предприятии ООО «МАЛИНА ХОЛЛ» использовался дифференциальный подход. В качестве показателей качества гостиничных услуг были выбраны критерии качества, предложенные
В. Цайтамль, Л. Берри и А. Парасураманом, которые подробно описаны в нашей работе в аналитической части. Анализ качества услуг показывает положительные результаты, однако наличие оценок на уровне «хорошо» указывает на необходимость для ООО «МАЛИНА ХОЛЛ» улучшить некоторые аспекты их сервиса. В частности, требуется повысить уровень профессионализма сотрудников, поскольку впечатление гостей о пребывании начинается
с их взаимодействия с персоналом.
Таким образом, в практической части данной работы были разработаны предложения по совершенствованию мероприятий сервиса ООО «МАЛИНА ХОЛЛ». Для того, чтобы оценить экономическую эффективность представленных описанных в работе мероприятий, были рассчитаны затрат
на организацию данных мероприятий. По итогам выполнения данных мероприятий возможно увеличение следующих показателей (примерно на 2,5%) деятельности гостиничного предприятия ООО «МАЛИНА ХОЛЛ»: количество ночевок, количество размещенных лиц, в том числе и иностранных гостей, средняя продолжительность пребывания и Total Revenue.
Таким образом, ключевые аспекты, такие как скорость предоставления услуг, квалификация персонала и обеспечение гарантий обещанного сервиса, играют важную роль в определении высококачественного сервиса.
Эти параметры, являясь измеряемыми, позволяют сформировать объективную оценку уровня сервиса через их комбинацию, предоставляя возможность
для количественного анализа качества обслуживания. В контексте гостиничного бизнеса, особое значение приобретает доверие гостя к надежности услуг,
что напрямую связано с уверенностью в достижении ожидаемого результата.
1.Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями на 14 октября 2024 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 18.11.2024).
2.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20
об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (с изменениями на 7 февраля 2022 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561260503 (дата обращения: 18.11.2024).
3.Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" (с изменениями на 13 февраля 2024 года) (дата обращения: 18.10.2024). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/727709328 (дата обращения: 18.11.2024).
4.Национальный проект «Туризм и гостеприимство» (дата обращения: 18.04.2024). [Электронный ресурс] // Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/403085286/ (дата обращения: 18.11.2024).
5.ГОСТ Р 50681-2010. - Туристские услуги. Проектирование туристских услуг (УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г.
N 580-ст, переиздание июль 2020 г.).
6.ГОСТ Р 50690-2017. - Туристские услуги. Общие требования (УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 1561-ст, переиздание декабрь 2019 г.)
7.ГОСТ Р 53522-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения" (утв. и введен
в действие Приказом Росстандарта от 29.12.2022 N 1701-ст).
8.ГОСТ Р 54600-2011. - Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования (Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2011 г. N 734-ст, переиздание май 2020 г.)
9.ГОСТ Р ЕН 13809-2012. - Туристские услуги. Туроператоры и турагенты. Терминология (УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
от 29 ноября 2012 г. N 1609-ст, переиздание январь 2019 г.)
10. Абрамова, Л.С., Шайдуллина, А.А. Подходы к определению экономической эффективности туристско-гостиничных предприятий в условиях современной экономики / Вектор экономики. – 2018. – № 12 (30). – С. 174
11.Артемова, Е. Н. Организация туризма на внутреннем и международном рынках [Текст]: Учебное пособие. – Орел, ОрелГТУ, 2019. – 93 с.
12. Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия : учебник для вузов / Л. В. Баумгартен. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 339 с.
13. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский дом "Герда", 2000. – 192 с.
14.Балалова, Е.И., Каурова, О.В. Сервисная деятельность: учет, экономический анализ и контроль : учеб. пособие. М. : Дело и сервис, 2006.
15.Бондаренко, Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. М. :
Новое знание, 2006.
16.Булатова, М.А., Седова И.В. Гостиничный бизнес: учет и налоги. М. : Налог Инфо, 2008.
17. Быстров, С. А. Организация гостиничного дела : учебное пособие / С.А. Быстров. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. – 432 с.
18. Ветитнев, А. М. Информационные технологии в туристской индустрии : учебник для вузов / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 340 с.
19. Вотинцева, Н. А. Правовое обеспечение гостиничной деятельности : учебное пособие / Н. А. Вотинцева. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2024. – 279 с.
20.Волк Е. Н. Основы гостеприимного сервиса [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. Н. Волк ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – 2-е изд., перераб.
и доп. – Пермь, 2020. – 2,57 Мб ; 186 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/osnovy-gostepriimnogo-servisa-volk.pdf
21. Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания. Ростовн/Д. : Феникс, 2003.
22. Высокие технологии. Организация внедрения системы менеджмента качества на предприятиях: В 2 т. /Л.Д. Подлипаев и др. – М.: Гелиос АРВ, 2003
23. География туризма: учебник / В. И. Кружалин, Н. С. Мироненко,
Н. В. Зигерн-Корн, Н. В. Шабалина. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. — 336 с.
24. Гостиничное дело : словарь / Н.С. Морозова, М.М. Морозов,
Н.Ф. Маврина. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 247 с.
25. Гостиничный менеджмент : учебное пособие / Н.В. Дмитриева,
Н.А. Зайцева, С.В. Огнева, Р.Н. Ушаков ; под ред. Н.А. Зайцевой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2024. – 326 с.
26.Горбашко, Е.А. Управление качеством: учебное пособие – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
27.Ефремова, М. В. Управление качеством гостиничных услуг : учебник
и практикум для вузов / М. В. Ефремова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 399 с.
28. Зайцева, Н. А. Управление персоналом в гостиницах : учебное пособие / Н.А. Зайцева. – Москва : Форум : ИНФРА-М, 2023. – 416 с.
29. Законодательство в сфере туризма: Правила предоставления гостиничных услуг, классификация гостиниц, национальные стандарты
в области гостиничного сервиса в Российской Федерации : правила / . – Москва : Финансы и статистика, 2024. – 112 с.
30. Ключевская, И. С. Рекламная и PR-деятельность гостиничного предприятия : учебное пособие / И.С. Ключевская. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 359 с.
31.Лесник, А.Л. Тарифная политика гостиничных предприятий. М. :
АС ПЛЮС, 2003
32. Ляпина, И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания : учебник для проф. образования / под ред. к.п.н. А.Ю. Лапина. 2е изд., стер.М. : ИЦ «Академия», 2002.
33.Медник, С., Инграм Х. Гостиничный бизнес : учебник. М. : ЮНИТИДАНА, 2005.
34.Меллер, К., Хагедаль, П. Человек прежде всего: Высококачественный сервис через личностное развитие. - М.: TMI, 1987. - 150 с.
35.Мичелли Дж. А. Ritz-Carlton: золотой стандарт гостиничного бизнеса нового тысячелетия / пер. с англ. В.И. Иващенко. М.: Эксмо, 2009. 320 с.
36. Морозова, Н. С. Менеджмент, маркетинг и реклама гостиничного предприятия : учебник для среднего профессионального образования /
Н. С. Морозова, М. А. Морозов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 192 с.
37. Николенко, П. Г. Гостиничная индустрия : учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. Г. Николенко, Е. А. Шамин,
Ю. С. Клюева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 531 с.
38. Николенко, П. Г. Организация гостиничного дела : учебник для вузов / П. Г. Николенко, Е. А. Шамин, Ю. С. Клюева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 531 с.
39. Официальный сайт ООО «Малина Холл». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://suschevsky.moscow-hi.ru/ (дата обращения 18.11.2024)
40.Романов, В., Цветкова, С., Шевцова, Т., Каращенко, В. Гостиничные комплексы. Организация и функционирование. — М.: МарТ; Феникс, 2010. — 224 с.
41. Caвицкaя Г.В. Aнaлиз хозяйcтвeнной дeятeльноcти прeдприятия : учeбник. 5e изд., пeрeрaб. и доп. М. : ИНФРAМ, 2009.
42.Сафина Д.М. Управление ключевыми показателями эффективности: учебное пособие. Казань: Казан. ун-т, 2018. 123 с.
43. Скобкин, С. С. Практика гостиничного и туристического менеджмента : учебное пособие / С. С. Скобкин, Л. А. Попов, А. П. Ковальчук. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2024. – 352 c.
44. Столярова, О. А. Особенности организации учета в гостиничном бизнесе / О. А. Столярова, Н. С. Щербина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 884-887. —
URL: https://moluch.ru/archive/114/29755/ (дата обращения: 06.12.2024)
45.Технология и организация гостиничных услуг : учебник /
Л.Н. Семеркова, В.А. Белякова, Т.И. Шерстобитова, С.В. Латынова. – Москва : ИНФРА-М, 2024. – 320 с.
46. Тимохина, Т. Л. Гостиничная индустрия : учебник для среднего профессионального образования / Т. Л. Тимохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 300 с.
47. Ушаков, Р. Н. Организация гостиничного дела: обеспечение безопасности : учебное пособие / Р. Н. Ушаков, Н. Л. Авилова. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 136 с.
48. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М. : Финансы и статистика, 2003.
49. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения 18.11.2024).
50. Фролова, Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций / Т.А. Фролова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aup.гц
51. Шоул, Д. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество / Д.Шоул. пер. С англ. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Альпина Бизнс Букс, 2011. - 338 с.