Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет средствами Монтессори-педагогики
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Сущность понятия «сенсомоторное развитие личности» 6
1.2 Особенности сенсомоторного развития детей дошкольного
возраста 14
1.3 Потенциал Монтессори-педагогики в педагогической работе по
сенсомоторному развития детей среднего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 27
Глава II. Организация психолого -педагогической работы по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения 29
2.1 Диагностика уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет 29
2.2 Опыт организации педагогической работы по сенсомоторному
развитию детей 3-4 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения 43
2.3 Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 47
Выводы по главе II 51
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение А
Приложение Б
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Сущность понятия «сенсомоторное развитие личности» 6
1.2 Особенности сенсомоторного развития детей дошкольного
возраста 14
1.3 Потенциал Монтессори-педагогики в педагогической работе по
сенсомоторному развития детей среднего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 27
Глава II. Организация психолого -педагогической работы по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения 29
2.1 Диагностика уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет 29
2.2 Опыт организации педагогической работы по сенсомоторному
развитию детей 3-4 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения 43
2.3 Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 47
Выводы по главе II 51
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение А
Приложение Б
Актуальность проблемы. На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Данные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.
Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсомоторное развитие - это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Сенсомоторный навык сформирован тогда, когда ребенок его выполняет и в этом процессе себя регулирует. Саморегуляция - это показатель сформированности навыка. Дети с высоким уровнем сформированности как сенсорных, так и моторных навыков, умеют эти навыки демонстрировать и регулировать себя.
Поскольку такое развитие и его уровень является условием интеллектуального развития ребенка, и если в этом сензитивном периоде возрасте ребенку не будет предоставлена возможность сенсомоторного развития, то могут возникнуть сложности в развитии познавательных процессов. Поэтому, нужна специальная организованная педагогическая работа по развитию сенсорики и моторики, где будет специально разработанная программа занятий, специально организованное подходящее пространство, и выбрана форма и метод работы, которой бы был соотнесен с возможностями ребенка - это метод свободной работы.
Цель - определить результативность педагогических условий сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
Объект - образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования - педагогические условия по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
3. Теоретически обосновать и апробировать в практике дошкольного образовательного учреждения педагогические условия сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты
экспериментальной работы.
Гипотеза - сенсомоторное развитие детей 3-4 лет будет наиболее результативно, если созданы следующие педагогические условия:
- разработана и реализована программа занятий, содержание которых соотнесено со стадиями формирования сенсорных и моторных навыков;
- образовательный процесс организован в пространстве, оборудованном Монтессори-материалами;
- в качестве основного выступает метод свободной работы в подготовленной развивающей предметно-пространственной среде.
Методы исследования - теоретические: анализ и обобщение научной литературы; эмпирические: методы констатирующего и формирующего эксперимента, метод наблюдения; методы обработки данных экспериментальной работы: качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования - исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №246 города Красноярск, в исследовании участвовало 12 детей в возрасте 3¬4 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов дошкольного образовательного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсомоторное развитие - это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Сенсомоторный навык сформирован тогда, когда ребенок его выполняет и в этом процессе себя регулирует. Саморегуляция - это показатель сформированности навыка. Дети с высоким уровнем сформированности как сенсорных, так и моторных навыков, умеют эти навыки демонстрировать и регулировать себя.
Поскольку такое развитие и его уровень является условием интеллектуального развития ребенка, и если в этом сензитивном периоде возрасте ребенку не будет предоставлена возможность сенсомоторного развития, то могут возникнуть сложности в развитии познавательных процессов. Поэтому, нужна специальная организованная педагогическая работа по развитию сенсорики и моторики, где будет специально разработанная программа занятий, специально организованное подходящее пространство, и выбрана форма и метод работы, которой бы был соотнесен с возможностями ребенка - это метод свободной работы.
Цель - определить результативность педагогических условий сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
Объект - образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования - педагогические условия по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
3. Теоретически обосновать и апробировать в практике дошкольного образовательного учреждения педагогические условия сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты
экспериментальной работы.
Гипотеза - сенсомоторное развитие детей 3-4 лет будет наиболее результативно, если созданы следующие педагогические условия:
- разработана и реализована программа занятий, содержание которых соотнесено со стадиями формирования сенсорных и моторных навыков;
- образовательный процесс организован в пространстве, оборудованном Монтессори-материалами;
- в качестве основного выступает метод свободной работы в подготовленной развивающей предметно-пространственной среде.
Методы исследования - теоретические: анализ и обобщение научной литературы; эмпирические: методы констатирующего и формирующего эксперимента, метод наблюдения; методы обработки данных экспериментальной работы: качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования - исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №246 города Красноярск, в исследовании участвовало 12 детей в возрасте 3¬4 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов дошкольного образовательного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Подводя итоги нашего исследования можно сделать следующие выводы: понятие «сенсомоторное развитие» необходимо рассматривать через понятия, его составляющие: сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, а моторное развитие - это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка.
При решении задачи исследования уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет, нами была разработана программа диагностики. Одна часть методик помогла определить уровень развития сенсорных навыков у детей, другая - уровень развития моторных навыков у детей.
На основании проведенной диагностики исследования уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет, можно сделать вывод, что большинство детей демонстрируют средний уровень развития сенсорных и моторных навыков - 67%.
Полученные результаты легли в основу программы формирующего эксперимента, направленного на повышение уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет. За основу были взяты принципы Монтессори- педагогики, определена структура занятий: вводная часть - приветствие, работа на линии; основная часть - презентация материала, свободная работа; заключительная часть - работа в кругу.
Проанализировав результаты диагностики детей экспериментальной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов мы получили следующие данные: высокий уровень развития сенсорных навыков повысился с 0 % до 59 %, средний уровень снизился с 67 % до 33 %, низкий уровень снизился с 33 % до 8 %. Высокий уровень развития моторных навыков повысился с 0 % до 50 %, средний уровень снизился с 67 % до 42 %, низкий уровень снизился с 33 % до 8 %. Сравнение уровней развития сенсорных и моторных навыков детей на этапе констатирующего и формирующего эксперимента позволяет нам сделать вывод о результативности проведенной работы.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута. Выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение: сенсомоторное развитие детей 3-4 лет будет наиболее результативно, если созданы следующие педагогические условия:
- реализована программа занятий, содержание которых соотнесено со стадиями формирования сенсорных и моторных навыков;
- образовательный процесс организован в пространстве, оборудованном Монтессори-материалами;
- в качестве основного выступает метод свободной работы в подготовленной развивающей предметно-пространственной среде.
Анализ работы позволяет оценить ее теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в изучении особенностей сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста, а также анализе потенциала Монтессори-педагогики в педагогической работе по сенсомоторному развитию детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в составлении и апробации программы групповых занятий, основанной на принципах Монтессори-педагогики.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над сенсомоторным развитием детей в дошкольном образовательном учреждении.
При решении задачи исследования уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет, нами была разработана программа диагностики. Одна часть методик помогла определить уровень развития сенсорных навыков у детей, другая - уровень развития моторных навыков у детей.
На основании проведенной диагностики исследования уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет, можно сделать вывод, что большинство детей демонстрируют средний уровень развития сенсорных и моторных навыков - 67%.
Полученные результаты легли в основу программы формирующего эксперимента, направленного на повышение уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет. За основу были взяты принципы Монтессори- педагогики, определена структура занятий: вводная часть - приветствие, работа на линии; основная часть - презентация материала, свободная работа; заключительная часть - работа в кругу.
Проанализировав результаты диагностики детей экспериментальной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов мы получили следующие данные: высокий уровень развития сенсорных навыков повысился с 0 % до 59 %, средний уровень снизился с 67 % до 33 %, низкий уровень снизился с 33 % до 8 %. Высокий уровень развития моторных навыков повысился с 0 % до 50 %, средний уровень снизился с 67 % до 42 %, низкий уровень снизился с 33 % до 8 %. Сравнение уровней развития сенсорных и моторных навыков детей на этапе констатирующего и формирующего эксперимента позволяет нам сделать вывод о результативности проведенной работы.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута. Выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение: сенсомоторное развитие детей 3-4 лет будет наиболее результативно, если созданы следующие педагогические условия:
- реализована программа занятий, содержание которых соотнесено со стадиями формирования сенсорных и моторных навыков;
- образовательный процесс организован в пространстве, оборудованном Монтессори-материалами;
- в качестве основного выступает метод свободной работы в подготовленной развивающей предметно-пространственной среде.
Анализ работы позволяет оценить ее теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в изучении особенностей сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста, а также анализе потенциала Монтессори-педагогики в педагогической работе по сенсомоторному развитию детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в составлении и апробации программы групповых занятий, основанной на принципах Монтессори-педагогики.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над сенсомоторным развитием детей в дошкольном образовательном учреждении.
Подобные работы
- СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Использование игр с сыпучими материалами в работе по
сенсомоторному развитию детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, дополнительное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2024 - Сенсомоторное развитие воспитанников психоневрологического интерната 5-7 лет на основе принципов педагогики М. Монтессори
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет) (Дошкольное образование, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей
раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе знакомства с предметами из различных материалов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



