Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет средствами Монтессори-педагогики

Работа №167795

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Сущность понятия «сенсомоторное развитие личности» 6
1.2 Особенности сенсомоторного развития детей дошкольного
возраста 14
1.3 Потенциал Монтессори-педагогики в педагогической работе по
сенсомоторному развития детей среднего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 27
Глава II. Организация психолого -педагогической работы по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения 29
2.1 Диагностика уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет 29
2.2 Опыт организации педагогической работы по сенсомоторному
развитию детей 3-4 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения 43
2.3 Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 47
Выводы по главе II 51
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение А
Приложение Б


Актуальность проблемы. На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Данные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.
Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсомоторное развитие - это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Сенсомоторный навык сформирован тогда, когда ребенок его выполняет и в этом процессе себя регулирует. Саморегуляция - это показатель сформированности навыка. Дети с высоким уровнем сформированности как сенсорных, так и моторных навыков, умеют эти навыки демонстрировать и регулировать себя.
Поскольку такое развитие и его уровень является условием интеллектуального развития ребенка, и если в этом сензитивном периоде возрасте ребенку не будет предоставлена возможность сенсомоторного развития, то могут возникнуть сложности в развитии познавательных процессов. Поэтому, нужна специальная организованная педагогическая работа по развитию сенсорики и моторики, где будет специально разработанная программа занятий, специально организованное подходящее пространство, и выбрана форма и метод работы, которой бы был соотнесен с возможностями ребенка - это метод свободной работы.
Цель - определить результативность педагогических условий сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
Объект - образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования - педагогические условия по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
3. Теоретически обосновать и апробировать в практике дошкольного образовательного учреждения педагогические условия сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты
экспериментальной работы.
Гипотеза - сенсомоторное развитие детей 3-4 лет будет наиболее результативно, если созданы следующие педагогические условия:
- разработана и реализована программа занятий, содержание которых соотнесено со стадиями формирования сенсорных и моторных навыков;
- образовательный процесс организован в пространстве, оборудованном Монтессори-материалами;
- в качестве основного выступает метод свободной работы в подготовленной развивающей предметно-пространственной среде.
Методы исследования - теоретические: анализ и обобщение научной литературы; эмпирические: методы констатирующего и формирующего эксперимента, метод наблюдения; методы обработки данных экспериментальной работы: качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования - исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №246 города Красноярск, в исследовании участвовало 12 детей в возрасте 3¬4 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов дошкольного образовательного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги нашего исследования можно сделать следующие выводы: понятие «сенсомоторное развитие» необходимо рассматривать через понятия, его составляющие: сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, а моторное развитие - это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка.
При решении задачи исследования уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет, нами была разработана программа диагностики. Одна часть методик помогла определить уровень развития сенсорных навыков у детей, другая - уровень развития моторных навыков у детей.
На основании проведенной диагностики исследования уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет, можно сделать вывод, что большинство детей демонстрируют средний уровень развития сенсорных и моторных навыков - 67%.
Полученные результаты легли в основу программы формирующего эксперимента, направленного на повышение уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет. За основу были взяты принципы Монтессори- педагогики, определена структура занятий: вводная часть - приветствие, работа на линии; основная часть - презентация материала, свободная работа; заключительная часть - работа в кругу.
Проанализировав результаты диагностики детей экспериментальной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов мы получили следующие данные: высокий уровень развития сенсорных навыков повысился с 0 % до 59 %, средний уровень снизился с 67 % до 33 %, низкий уровень снизился с 33 % до 8 %. Высокий уровень развития моторных навыков повысился с 0 % до 50 %, средний уровень снизился с 67 % до 42 %, низкий уровень снизился с 33 % до 8 %. Сравнение уровней развития сенсорных и моторных навыков детей на этапе констатирующего и формирующего эксперимента позволяет нам сделать вывод о результативности проведенной работы.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута. Выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение: сенсомоторное развитие детей 3-4 лет будет наиболее результативно, если созданы следующие педагогические условия:
- реализована программа занятий, содержание которых соотнесено со стадиями формирования сенсорных и моторных навыков;
- образовательный процесс организован в пространстве, оборудованном Монтессори-материалами;
- в качестве основного выступает метод свободной работы в подготовленной развивающей предметно-пространственной среде.
Анализ работы позволяет оценить ее теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в изучении особенностей сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста, а также анализе потенциала Монтессори-педагогики в педагогической работе по сенсомоторному развитию детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в составлении и апробации программы групповых занятий, основанной на принципах Монтессори-педагогики.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над сенсомоторным развитием детей в дошкольном образовательном учреждении.



1. Бабиева, Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева, А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова и др. // Перспективы науки. - 2016. - № 2 (77). - С. 64-67.
2. Белик, Е.Г. Мелкая моторика в развитии ребенка /Е.Г. Белик. - М.: Теремок, 2011. - 14 с.
3. Березина, Н.О. Особенности психомоторного развития дошкольников / Н.О. Березина // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - Т. 5 № 1. - С. 59.
4. Блонский, Г.Ш. Введение в дошкольное воспитание. Гл. V. Монтессори / Г.Ш. Блонский. - М., 2007. - С. 95-111.
5. Брыжинская, Г.В. Педагогика Марии Монтессори//Специальная педагогика: учебное пособие/по0д ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
6. Буйко, А.В. Значение сенсомоторных игр в развитии сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста. - 2016.
7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М., 1988.
8. Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте :дисс. ... докт. пед. наук / Л.А. Венгер. - М., 1968. - 370 с.
9. Войлокова, Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие /
Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева //СПб.: Каро. - 2005. -304 с.
10. Гризик, Т.И. Ловкие пальчики / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2007. - 54 с.
11. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М., 2012. - 253 с.
12. Дудьев, В.П. Мозговая организация психомоторики / В.П.
Дудьев. - Барнаул: БГПУ, 2012. - 314 с.
13. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды/ А.В. Запорожец. - М.:Директ-Медиа, 2008. - 287 с.
14. Запорожец, А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем дошкольном возрасте / А.В. Запорожец // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М. : АПН РСФСР, 1963. - С. 30-56.
15. Ивасева, О.В. Зайцева Ю. С. Исследование уровня развития младшего дошкольника в дидактически подготовленной по методике Марии Монтессорисредев условиях дошкольной организации / О.В. Ивасева, Ю.С. Зайцева // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. - 2017. - С. 164-168.
16. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.
17. Карапетян, А.М. Сенсорное развитие дошкольников / А.М. Карапетян. - 2014. - № 2. - С. 57-59.
18. Киселев, С.Ю. Развитие сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. н., С.Ю. Киселев. - Изд-во Психол. ин-та РАО, 2001.
19. Киселева, З.Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста / З.Н. Киселева //Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. - 2011. - С. 51-53.
20. Кузнецов, А.П. Развитие психомоторики и сенсорных процессов / А.П. Кузнецов // Научный журнал. - 2015. - № 1. - С. 52-54.
21. Луцак, Н.А. Современные формы работы в развитии мелкой моторики и сенсорного опыта старших дошкольников с помощью камешков- кабошонов / Н.А. Луцак // Педагогика и современность. - 2016. - № 5 (25). - С. 40-42.
22. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка / А.А. Люблинская. - М. : Просвещение, 1965. - 363 с.
23. Макарова, О. Н. Значение сенсомоторной сферы психики в развитии учебных навыков в младшей школе / О.Н. Макарова //Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2013. - №. 5. - С. 81-92.
24. Монтессори, М. Дети - другие / М. Монтессори. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с.
25. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / М.
Монтессори. - М.: Карапуз, 2000. - 271 с.
26. Монтессори-материалы. Школа для малышей. - М.: Мастер, 1992. - 80 с.
27. Морозова, Т.Н. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / Т.Н. Морозова // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». - 2014. - № 1. - С. 247-252.
28. Мухина, В.С. Психология дошкольника/ В.С. Мухина ; под ред. Л.А. Венгера. - М. : Просвещение, 1975. - 239 с.
29. Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М. : Владос, 2001. - Кн. 1 : Общие основы психологии. - 2001. - 687 с.
30. Никулина, Ф.Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного
возраста / Ф.Х. Никулина // Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным участием. Материалы Международной научно-практической конференции 24-25 мая 2010. - Челябинск: ООО
МАТРИЦА. 2010.
31. Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики : Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) / Л.Б. Осипова. - Челябинск : Цицеро, 2011. - 60 с.
32. Покрина, О.В. Сенсомоторное развитие как базовый уровень формирования высших психических функций детей / О.В. Покрина, К.Р. Першин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. - 2016. - № 4 (27). - С. 7-10.
33. Поляшова, Н.В. Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста / Н.В. Поляшова, Е.В. Уткина // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2015. - № 2 (3). - С. 195-197.
34. Репринцева, Г.А. Методические рекомендации для воспитателей
дошкольных образовательных организаций по педагогике М. Монтессори / Г.А. Репринцева // http://www.goldkey14.ru/wp-
content/uploads/2015/04/rekomendacii.pdf.
35. Репринцева, Г.А. Совершенствование образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения принципов педагогики М. Монтессори / Г.А. Репринцева //Инновации в науке. - 2011. - №. 5-2. - С. 106-112.
36. Сакулина, Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка- дошкольника / Н.П. Сакулина // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 228 с.
37. Свистунова-Болотова, И.С. Игровые технологии как средство сенсомоторного развития младших дошкольников в условиях ДОУ / И.С. Свистунова-Болотова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 28. - С 158-161.
38. Семенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом / К.А. Семенова. - М. : Закон и порядок, 2007. - 616 с.
39. Сиротюк, А.Л. Сенсомоторное развитие дошкольников : учебное пособие / А.Л. Сиротюк. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 80 с.
40. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори: теория и практика: учебное пособие / М.Г. Сорокова. - М.: Академия, 2005. - 384 с.
41. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : учебное пособие / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
42. Федуленков, М.Н. О роли сенсорных эталонов в умственном развитии дошкольника / М.Н. Федуленков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2008. - № 2. - С. 92-97.
43. Хилтунен, Е.А. Детский сад по системе Монтессори. Образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие / Под. ред Е.А. Хилтунен. - М. : Национальное образование, 2014.
44. Шаграева, О.А. Детская психология / О.А. Шаграева. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
45. Якобсон, С.Г. Соотношение зрения и осязания в восприятии формы детьми дошкольного возраста / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 1957. - № 3. - С. 81-87.
46. Якубовская, Е.А. Стимуляция сенсомоторного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Якубовская // Спецыяльнаяадукацыя. -Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. - № 4. - С. 27¬36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ