Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ - МИГРАНТОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №167791

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ - МИГРАНТОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «самооценка» в психологии 7
1.2. Особенности самооценки ребенка в старшем дошкольном
возрасте 10
1.3. Условия формирования адекватной самооценки у детей мигрантов
старшего дошкольного возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ- МИГРАНТОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Изучение уровня самооценки у детей мигрантов старшего
дошкольного возраста 35
2.2. Формирование адекватной самооценки детей мигрантов старшего
дошкольного возраста 38
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
адекватной самооценки детей - мигрантов старшего дошкольного возраста 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность проблемы. В современных условиях модернизации образования, появления федерального государственного стандарта в системе дошкольного образования возрастает значимость актуальности проблемы адаптации детей из семей социальных мигрантов и самих семей мигрантов сегодня не вызывает сомнений. По данным Красстата на конец 2015 года миграционный прирост составил 6619 человека, из них 6591 - мигранты стран СНГ. В связи с этим, психологическое сопровождение детей - мигрантов дошкольного возраста продиктовано изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории Красноярского Края. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, это — проблема социокультурной адаптации. Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории Красноярского края. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов дошкольного возраста, формирования у них адекватной самооценки. Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования.
Нами рассматривается проблема формирования адекватной самооценки детей мигрантов в ДОО. В настоящее время наука располагает определенным объемом знаний, использование которых является важным условием становления адекватной самооценки детей мигрантов.
Вместе с тем, несмотря на важность характеризуемой проблемы, в образовательной практике дошкольных образовательных организаций вопросам формирования адекватной самооценки детей мигрантов уделяется недостаточное внимание. В дошкольных образовательных организациях отсутствует система целенаправленной работы по формированию адекватной самооценки детей мигрантов; значительная часть педагогов дошкольных образовательных учреждений работают по старинке и не готовы в полном объеме выполнять деятельность в соответствии с ФГОС. Следовательно, возникает противоречие между назревшей необходимостью формирования адекватной самооценки детей мигрантов и отсутствием такого психологического сопровождения в дошкольных образовательных организациях.
На разрешение данного противоречия направлена тема нашего исследования «Формирование адекватной самооценки детей мигрантов старшего дошкольного возраста».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки детей - мигрантов старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования формирование адекватной самооценки детей мигрантов старшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень самооценки детей мигрантов старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать условия для формирования адекватной самооценки детей мигрантов старшего дошкольного возраста.
4. Проверить эффективность условий для формирования адекватной самооценки детей мигрантов старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование адекватной самооценки детей мигрантов старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование адекватной самооценки детей мигрантов старшего дошкольного возраста будет развиваться при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- педагогическое взаимодействие с семьей по формированию самооценки дошкольников;
- содержательное взаимодействие с ребенком будет направлено на снижение тревожности и страхов;
- обеспечение профессиональной компетентности педагогов по формированию адекватной самооценки дошкольников.
Теоретико-методологическое основание исследования:
• основные принципы деятельностного культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский, А.Н, Леонтьев, А.Р. Лурия); историко-эволюционного подхода, разрабатываемого А.Г Асмоловы; методология гуманитарного знания о человеке, раскрываемая в работах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, С.Л. Рубинштейна, К. Роджерса, А. Маслоу, В.Франкла;
• принцип относительности Н.Бора (понимание относительности выявленных психологических закономерностей вследствие невозможности учета всех влияний на объект и предмет исследования);
• работы по психологии миграции (С.К. Бондырева, В.П. Гриценко, Д.В. Колесов, Н.М. Лебедева, Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова, Е.И. Шлягина), проблемам адаптации мигрантов к иной социокультурной среде, разрабатываемые в отечественной и зарубежной психологии (Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко, Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 142» города Красноярска.
Методы исследования: теоретический метод, эмпирический метод, метод обработки полученных данных.
Теоретическая значимость исследования: дополнены научные представления об особенностях самооценки детей мигрантов старшего дошкольного возраста. Полученные результаты исследования обогащают дошкольную психологию и психологию развития за счет апробирования психолого-педагогических условий для формирования адекватной самооценки детей мигрантов старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: предложенные методики помогут специалистам дошкольной образовательной организации определить самооценку детей мигрантов старшего дошкольного возраста. Представленная модель в исследовании содержит условия и механизмы формирования адекватной самооценки детей мигрантов старшего дошкольного возраста.
Структура работы:
Во введении научно обоснованы проблема, и актуальность темы нашего исследования, на основе которых сформулирована цель исследования, выделены его объект, предмет, выдвинута гипотеза, определены задачи исследования, указаны методы исследования, определена теоретико-методическая основа исследования, раскрыта практическая значимость, намечены этапы исследования.
В I главе - «Теоретические аспекты формирования адекватной самооценки детей - мигрантов старшего дошкольного возраста». В данной главе достаточно подробно дается понятие самооценка, особенности формирования адекватной самооценки детей - мигрантов, воспитание детей мигрантов в различных стилях семейного воспитания.
Во II главе - «Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей - мигрантов старшего дошкольного возраста». В данной главе реализуются цели и задачи исследования работы. Представлен практический материал по проведению исследования для доказательств поставленной гипотезы, приведены результаты исследования.
В заключении анализируются основные теоретические и экспериментальные результаты исследования.
Список литературы представлен перечнем источников используемых нами в исследовании. В приложение представлено описание методик исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблематику формирования адекватной самооценки исследовали многие отечественные и зарубежные психологи (И. С. Кон, А. И. Липкина, Э. Эриксон, Мухина В. С., Репина Т. А., Лисина М. И., Якобсон С. Г.), рассматривали структуру и развитие личности с разных сторон, что и дает такую широкую картину ее описания. Но общим для всех этих теорий является то, что личность формируется в обществе.
Семья является важнейшим условием формирования личности ребенка, т.к. это первая микросреда, куда попадает ребенок и где он получает первый социальный опыт. Высокая положительная самооценка обеспечивается любовью и бескорыстной заботой со стороны взрослых, уважением, принятием и полноценным общением с родителями.
Решая первую задачу, мы проанализировали психолого¬педагогическую литературу по проблеме формирования адекватной самооценки у детей мигрантов старшего дошкольного возраста и пришли к выводу, что данной проблемой занимались разные ученые (И.С. Кон, А.И. Липкина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, Э. Эриксон, С.Г.Якобсон). Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.
Мы выявили, необходимые психолого-педагогические условия для формирования адекватной самооценки у детей мигрантов старшего дошкольного возраста.
Была теоретически обоснована гипотеза, согласно которой формирование адекватной самооценки у детей мигрантов старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно при реализации следующих условий:
- педагогическое взаимодействие с семьей по формированию
самооценки дошкольников;
содержательное взаимодействие с ребенком будет направлено на снижение тревожности и страхов;
обеспечение профессиональной компетентности педагогов по формированию адекватной самооценки дошкольников.
Решая вторую задачу, мы выявили и обосновали критерии проверки гипотезы. Подобрали тесты и методики по определению самооценки, уровня тревожности и положения ребенка в группе сверстников.
Решая третью задачу, мы подобрали практико-ориентированный материал для реализации гипотезы. Подобрали игры по формированию самооценки ребенка группе сверстников.
Таким образом, все поставленные задачи в нашей работе решены.



1. Авдеева, Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. Воспитание, обучение и психологическое развитие. М.: АСТ пресс, 1997. 214 с.
2. Авдулова, Т.П. Особенности самооценки и склонность к конформизму у дошкольников [Электронный ресурс]: Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. №1.
3. Алексеева, Е.Л. Эффективные методы и приемы формирования адекватной самооценки. Пачатковае навучанне: сям’я,дзщячы сад, школа, №9. 2009. С. 18 - 26.
4. Анненкова, Н.В. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка. (Материалы международной научно-практической конференции). М.: Академия, 1995. С. 60-62.
5. Бернс Р. Что такое Я концепция. Психология самосознания: Хрестоматия ред. Самара: БАХРАХ М, 2013. 334с.
6. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Учебное пособие М.: Флинта, 2014. - 158 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
8. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: Вопросы психологии, №2. 2011. С. 16 125.
9. Кондаков, И.М Большой энциклопедический словарь. 2000.
10. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с «Я концепцией». Вестник Московского университета. Серия 14, Психология,
2011. № 1. С. 54-65. 71
11. Деркач, А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития. Мир психологии. - 2005, №3.
12. Запорожец, И.Ю. Формы и уровни саморазвития и самореализации ребенка на дистанции дошкольного периода онтогенеза. Мир психологии.
2012, №1 - 0,5п.л. (издание, рекомендованное ВАК РФ).
13. Запорожец, А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка. 1998. С. 3-10.
14. Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры Психологический журнал. 2006. том 27, №3.
15. Ищенко, С.Е. Психологические факторы формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей мигрантов старшего дошкольного возраста Дошкольная педагогика: журнал. 2012 №4 С. 53-55.
16. Каменская, В.Г. Психическое и социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФА М, 2010. С.190 191.
17. Козубовский, В.М. Самооценка личности. Общая психология: личность: Учеб пособие. Мн.: Амалфея, 2011. С. 311 - 317.
18. Коломинский, Я.Л. Условия развития личности ребенка. Детская психология: учебное пособие / Ред. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др. Минск.: Университетское, 1998. С. 290 - 294.
19. Кочетова, Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений. Психологическая наука и образование 2012, №3. С. 77-87.
20. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология. Учебник. М.: Юрайт, 2012. с. 72
21. Кравченко, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. М.: Риор, 2014. 128 с.
22. Карпенко, Л.А Краткий психологический словарь.
23. А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов - на Дону: «ФЕНИКС». 199.
24. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: Учебник М.: Юрайт, 2014. 471 с.
25. Курочкина, И. Поведенческая компетенция. Дошкольное воспитание: журнал. 2014 .№8 С. 85-87.
26. Лобанова, В. Структура педагогического партнёрства в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками. Дошкольное воспитание: журнал . 2013. №5 . С. 107-112.
27. Маслоу, А. Мотивация и личность// А. Маслоу, под ред. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999
28. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и
эмпирические исследования: Флинта, Наука, 2010. 391 с.
29. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2007. 213 с.
30. Музычина, Е.К. Влияние родительского отношения на развитие самоотношения у детей мигрантов старшего дошкольного возраста. ПшхалоПя, №4. 2012. С. 36 41.
31. Нивикова, Т. Театральная деятельность как условие социализации дошкольника. Дошкольное воспитание: журнал. 2014 №11 .— С. 27-30.
32. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий ^теория и практика обучения языкам/. М.: Издательство ИКАР. 2009.
33. Гамезо, М.В. Общая психология. Учебно-методическое пособие М.: Ось-89, 2008 352с.
34. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 160 с.
35. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров М.: Юрайт-Издат, 2013. - 724 с.
36. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
37. Петровский, А.В. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 494 с.
38. Реан, А.А. Я - концепция личности. Психология и педагогика. - СПб., 2012. С. 125 - 129.
39. Роджерс, К.О. становлении личностью Ред. Е.И. Исенина. М.: «Прогресс», 1994. С. 25 -31.
40. Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы Ростов Н/Д.: Феникс, 2015. 125 с.
41. Тутушкина, М.К. Самосознание: самооценка и рефлексия Современная практическая психология: Учеб. пособие Под ред. М.К. Тутушкина. М.: Изд. центр АКАДЕМИЯ, 2010. С. 180 - 187.
42. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное Столяренко. М.: КноРус, 2012. 480 с.
43. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика: Учебный курс М.: Юрайт, 2013. 543 с.
44. Симонов, В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие М.: Инфра-М, 2015. 320 с.
45. Тиринова, О.И. Основные этапы формирования самоконтроля и самооценки. Пачатковае навучанне: сям’я, дзщячы сад, школа, №9. 2009. С. 14 - 17.
46. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь Ушакова. 1935-1940.
47. Тумбасова, Е.Р. Изучение "образа Я" в зарубежной и отечественной психологии. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. Выпуск 16. № 6 (265). Челябинск: ЮУрГУ, 2012. С. 4-11. (0,6 / 0,4 п.л.).
48. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие М.: Инфра- М, 2015. 381 с.
49. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М., 1997.
50. Установление дружеских отношений между детьми дошкольного возраста Детский сад от А до Я : журнал. 2012 . №6 . С. 153-157.
51. Фонарева, А.М. Развитие личности ребенка. М., 1987.
52. Ильясов, И.И. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 2007. с. 275
53. Якобсон, С.Г. Становление ранних форм самосознания детей мигрантов
С.Г.Якобсон, Л. Р. Адилова. С.12-22. 2007.
52. С.Г Якобсон, С.Г. Вопросы психологии, №1 2010. С.12-22


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ