Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОВЛАДЕНИЯ НАЧАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ О СУЩНОСТИ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ

Работа №167790

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования знаний природных явлений в младшем школьном возрасте
§ 1. Исторический аспект проблемы формирования знаний 6
§ 2. Особенности формирования знаний о сезонных явлениях
в природе в младшем школьном в контексте ФГОС 2 10
§3. Способы формирования знаний о сезонных явлениях в природе в младшем школьном возрасте 14
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию знаний о сезонных явлениях в природе в начальной школе
§1. Критерии и уровни сформированности знаний о сезонных явлениях в природе 29
§ 2. Актуальный уровень сформированности знаний о сезонных явлениях в
природе 33
§ 3. Методические рекомендации по развитию знаний о сезонных явлениях в
природе 41
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложения 58

Природа — совокупность естественных условий существования человеческого общества. Общение с природой обогащает духовный мир человека, расширяет его кругозор и делает добрее. Исходя из этого, начиная с первого класса обучения в школе нужно закладывать правильное понимание природы.
Основная задача на уроках окружающего мира заключается в обучении детей свободно оперировать приобретенными знаниями. Другими словами развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы и их связи с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая тем самым к самостоятельному систематическому пополнению своего жизненного опыта.
«Одним из наиболее ярких явлений в окружающей нас природе является смена времен года. Мы, однако, настолько привыкли к тому, что за зимою следует весна, а затем лето и осень, что часто не обращаем должного внимания на грандиозные изменения, которые совершаются при этом вокруг нас. Эти изменения не исчерпываются только колебаниями температуры, количеством осадков, направлением ветров и т. п. метеорологическими явлениями. Они затрагивают и мир живых существ. При изучении растений и животных мы наблюдаем множество явлений, носящих сезонный характер. Достаточно вспомнить, например, весеннее пробуждение растений, их цветение, листопад, перелеты птиц и т. п., чтобы представить себе, насколько значительны эти явления и как велика их роль для человека» [38].
Сезонными явлениями природы называются все изменения в природе, связанные со сменой сезонов - времен года (весна, лето, осень, зима). Каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы: цветение весной, гроза летом, листопад осенью и снег зимой[1].
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей.
Развитие умения младших школьников наблюдать за природными явлениями — одна из главных задач учителя. Этот метод рассматривали такие педагоги-естественники как А.Я. Герд, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, Л.С. Севрук, К.П. Ягодовский, В.В. Половцов, М.Н. Скаткин, С.А. Павлович, Е.А. Валерианова и др.
Известный биолог А. Бекетов писал: «Наблюдение есть вовсе не легкая наука; можно долго и по-видимому внимательно осматривать предмет и все- таки не видеть его главных существенных качеств. Для того, чтобы научиться наблюдать глубоко и всесторонне, необходимо долго упражняться под руководством опытного наблюдателя» [36].
Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым способам охраны природы. В результате у ребенка формируется осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в младшем школьном возрасте.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы курсовой работы:
«Дневник наблюдений как средство организации овладения начальными знаниями о сущности сезонных явлений в природе».
Объект: процесс формирования знаний сезонных явлений у младших школьников.
Предмет: включение дневника наблюдений в учебный процесс
Цель исследования: разработать программу для формирования знаний о сезонных явлениях в природе с помощью дневника наблюдений.
Гипотеза: процесс формирования знаний сезонных явлений будет более эффективным, если в уроки окружающего мира включать дневник наблюдений за природой, соблюдая следующие условия:
- использовать дневник систематически;
- подобрать задания, направленные на развитие глубины, прочности и гибкости знаний.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, историческую и методическую литературу по формированию знаний у младших школьников.
2.Определить критерии и подобрать методики для определения уровня сформированности знаний сезонных явлений.
3.Определить актуальный уровень знаний сезонных явлений.
4. Разработать программу по формированию знаний сезонных явлений у детей младшего школьного возраста.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Образовательная Школа №34 во 2 «А» и 2 «Б» классах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Изучение окружающего мира оказывает положительное влияние на все стороны развития личности ребенка.
Знания о сезонных явлениях важно формировать с первых дней обучения в школе. Чтобы понимать природу, устанавливать причинно - следственные связи, состояние природы ребенку необходимо создать необходимые условия, которые помогут ему наблюдать, исследовать изменения происходящие с объектами природы. Поэтому нужно проводить экскурсии на природу, так как они позволяют в естественной обстановке познакомить учащихся с объектами и явлениями природы.
2. Одна из основных задач учителя - развить у младших школьников умения наблюдать за объектами и явлениями природы.
Наблюдение — это основной научный метод изучения природы, благодаря ему учащиеся готовятся к более сложным научным исследованиям.
Многие педагоги такие как: А.Я. Герд, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров и др. уделяли внимание наблюдению и утверждали, что чтобы научится глубокой и всесторонне наблюдать, нужно систематически упражняться под руководством опытного наблюдателя, т.е. учителя. Поэтому учителю начальных классов необходимо научить младших школьников наблюдать за предметами и явлениями окружающей природы.
В ходе наблюдений младшие школьники учатся выделять общие и отличительные особенности объектов природы и на этом основании делают выводы. После наблюдений формируются простые причинно - следственные связи, и выполняется обработка результатов.
Наблюдения за предметами и сезонными явлениями природы помогают учащимся накопить практические основы, необходимые для установления закономерностей в природе.
Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания) или можно показать фильмы о различных явлениях в природе.
3. В младшем школьном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений.
4. Анализ литературы помог выделить 3 критерия знаний, которые диагностируются в школе: глубина (проникновение в сущность явлений), прочность (способность ученика воспроизводить ранее изученный материал), гибкость (причинно — следственные связи, переносимость знаний с одних явлений на другие).
5. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в развитии знаний о природных явлениях существуют проблемы. Много учеников находятся на низком уровне по критерию глубина знаний и гибкость, то есть дети знают поверхностно, не проникают в суть предметов и явлений и испытывают затруднения в переносимости знаний с одних явлений на другие.
6. С целью повышения знаний о сезонных явлениях в природе нами была разработана программа, которая должна позволить комплексно и целенаправленно получить школьникам необходимого запаса конкретных знаний и представлений о природных явлениях. Задания были подобраны таким образом, что ученик сможет провести реальные наблюдения в природе в разные сроки и разных местах. Задания подпирались в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников.
В своей работе мы основывались на известных педагогов К.Д. Ушинский, Я. Герд, В.П. Вахтеров, В.В. Половцов, К.П. Ягодовский, и др. и при составлении программы опирались на учебники авторов Григорьева, Е.В. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А..
Ведение дневника наблюдений не только формирует наблюдательность, знания о сезонных явлениях, но и: развивает у детей чувство ответственности; тренирует внимание, приучает к аккуратности.
Очень важно, чтобы дети понимали закономерности и развитие природы, могли объяснить связь между предметами и явлениями в природе, сезонные изменения в живой и неживой природе, их взаимосвязь.
Таким образом, если в уроки окружающего мира систематически включать дневник наблюдений, используя при этом задания, направленные на развитие широты, глубины, прочности и гибкости знаний, на различных этапах урока и дома, то процесс формирования знаний о сезонных явлениях будет более эффективным.



1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования.- Томск, 1997.
3. Бекетов А. О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях // Журнал Министерства народного просвещения, 1863, декабрь. — С. 198-220
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. — М.: Педагогика, 1989.
5. Вахрушев А. А. и др. Мир и человек. Мир глазами человека. Книга для учителя. 1 класс. — М.: Дрофа, 2000.
6. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения/ — М., 1987.
7.. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике: кн. для родителей о том, как воспитывать и обучать детей/ Москва: Вентана-Граф — 2004.
8. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Беседы с учителем. - М.:
Просвещение, 2000.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. — М.: ВентанаГраф, 2005. — 240 с.: ил. — (Начальная школа XXI века).
10. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой/ 2-е изд., доп. - Москва : Просвещение, 1982.
11. Герд А. Я. Избранные педагогические труды/ А. Я. Герд. — М., 1953.
12. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. — 2 изд., испр. и доп. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. — 283 с.
13. Григорьева Е.В. Педагогика и методика начального образования. — М.: ВЛАДОС, 2008.
14. Григорьева Е. В., Титаренко Н.Н., Природа Южного Урала. Рабочая тетрадь. - 5-е изд., стереотип. /Челябинск: АБРИС, 2016. - 56 с.
15. Гринева Е.А., Давлетшина Л.Х. Формирование экологической культуры младших школьников. — Москва 2012.
16.. Грощенко В.П. Хрестоматия по природоведению: Пособие для учителей/ М.: Просвещение ,1979.
17. Гугуева Н.Л. Насекомые. Окружающий мир//Журнал Начальная школа, №11 2013. С.77-80.
18. Дормидонова Т.И. Диагностика обученности [Электронный ресурс] / Т.И. Дормидонова. — Режим доступа: http://www.eidos.ru(проверено 05.05.17.).
19. Журнал о природе. Сезоны года. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:http://сезоныгода.рф (Проверено 1.05.17.).
20.Зуев В. Ф. Педагогические труды. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
21. Исакова О.А. Окружающий мир 2 класс. Поурочные планы./ - Волгоград. - 2006.
22. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. — М.: Логом, 2003.
23. Клепина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе/ М. «Просвещение» 1988.
24. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2004.
25. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности/ И.Я. Лернер. — М., 1980.
26. Маркова А.К., Матис Т.А, Орлов. А. Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990.
27. Мельчаков Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Пособие для учителей. / - М.: Просвещение,1981. - 158 с.
28. Наблюдения третьеклассников за объектами природы [Электронный ресурс]/Режим
доступа: http: //www.bookfi.ru/priroda/nablj udenij a_treteklassnikov_za_obektami_prirody.html (Проверено 26.04.17.)
29. Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения/ В.М. Пакулова, В. И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2005. - 338 с.
30. Планируемые результаты начального общего образования; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.
31. Переверзева Э.В. Материалы для организации экскурсии по ознакомлению с растениями водоемов// Журнал начальная школа. №9 2016.С.36-42.
32. Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 2000.
33. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: проверим себя : 2-й кл. Вита-Пресс: Окружающий мир, 2008.
34. Плешаков А. А, Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. Издательство: Просвещение, 2016.
35. Подласый И.П. Педагогика начальной школы/ И.П. Подласый. — М.: Владос, 2008.
36. Половцов В.В. Избранные педагогические труды. — М., 1957. — С. 74-75
37. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация/ В.М. Полонский. — М.: Новая школа, 1995.
38. Полянский И.И. Сезонные явления в природе — Л.: Учпедгиз, 1956.
39. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века» /Рук. Проекта Н.Ф. Виноградова. М., 2003.
40. Российская педагогическая энциклопедия. — 1993.
41. Саморукова П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.
42. Сезонные явления [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://helpiks.org/1-114321.html(Проверено 09.05.17.)
43. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе: Учебно-методическое пособие/ В.П. Симонов. — 2000.
44. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
45. Ушинский К.Д. Избранные сочинения/ К.Д. Ушинский. — М., 1968.
46. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
47. Фенология. Сезоны и фазы (подсезоны) в фенологии[Электронный ресурс/] Режим доступа: http://www.librero.ru/phenology/(Проверено 09.05.17.)
48. Филоненко-Алексеева А. Л. и др. Полевая практика по природоведению. Экскурсии в природу. — М.: Владос, 2000.
49. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей/ Л.М. Фридман. — М., Издательство "Институт практической психологии", 1997.
50. Чудинова Е. В., Букварева Е.Н. Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя. — Издательство: Вита-Пресс, 2005
51. Шептуховский, М. В. Начальное природоведение: методы преподавания / М. В. Шептуховский // Школьные технологии, 2003.
52. Шептуховский, М. В. Формирование естественно-научных понятий и умственное развитие младших школьников / М. В. Шептуховский // Школьные технологии, 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ