Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫЯВЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №167786

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2022
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 - 5
Глава I. Теоретические аспекты формирования информационной грамотности младших школьников 6 - 34
1.1 Понятие информационной грамотности в научной литературе. Сущность, структура, компоненты 6 - 15
1.2. Информационная грамотность младшего школьника в контексте
требований ФГОС НОО 15 - 22
1.3. Пути развития информационной грамотности у младших школьников на
современном этапе образования 22 - 32
Выводы по главе I 33 - 34
Глава II. Организация опытно-экспериментального исследования актуального уровня информационной грамотности младших школьников 35 - 50
2.1. Диагностический инструментарий по выявлению актуального уровня
информационной грамотности у младшего школьника 35 - 38
2.2. Анализ результатов констатирующего среза по выявлению активного
уровня информационной грамотности у младших школьников 38 - 42
2.3. Методические рекомендации по формированию информационно
грамотности младших школьников 42 - 46
Выводы по главе II 47 - 50
Заключение 51 - 52
Список использованных источников 53 - 60
Приложение

В быстро меняющемся современном мире медиа - и информационная грамотность приобретает жизненно важное значение. В последние годы возрос интерес к понятию «информационная грамотность». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на культуру общества и отдельной личности.
Ясно, что сегодня высокое качество образования невозможно представить без высокого уровня информационной грамотности как обучающихся, читателей, так и учителей. Обновляются программы, вводятся новые технологии информационно-коммуникационные технологии обучения. Однако приоритетным остается умение обучающихся быстро реагировать на изменения в информационном мире, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. [21]
Информационная грамотность является важнейшим условием и инструментом развития информационных компетентностей личности и социума в целом. Информационная компетентность определяется во ФГОС НОО как умение при помощи словарей, справочников, энциклопедий, телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи, книг, самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать её. Она предусматривает не только обеспечивать навыки деятельности младшего школьника по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире, но и является одним из главных маркеров ступеней цивилизационного прогресса современного общества. [47]
Формирование информационной грамотности предусматривает не только обучение индивида технологиям поиска, отбора, систематизации и анализа необходимой ему информации, но и освоение знаний в области структуры и содержания различных современных коммуникативных практик.
Ученые отмечают, что при этом главное — развитие особых качеств личности, позволяющих человеку адекватно «встраиваться» в информационное пространство без его фетишизации и без ущерба ценностно - целевой ориентации своей деятельности. [26, с. 2-4]
В настоящее время в нашей стране отсутствует целостная концепция формирования информационной грамотности. Чаще всего Информационная грамотность рассматривается как тождественная технико - технологическими аспектами информации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Однако информационная грамотность включает в первую очередь развитие навыков работы с информацией. [41, с. 411-415]
Вопросами формирования информационной грамотности занимались зарубежные (С. Котилайнен, А. Лундвалл, М. Лаакконен и др.) и российские исследователи (Б.В.Сергеева, М.Г.Кривовязова, Н.Г.Шмелёва, Н.И. Гендина, И. М. Маловичко, Т. Я.Кузнецова и др.).
Проблемы информационной грамотности у младшего школьника рассматривались в работах Д. Брауна, Э. Кунан, С.Джейн С.А. Бешенковой, А.В. Горячевой, В.В. Дубининой, А.А. Дувановой, Н.Л. Королевой, Н.Г Колковой, Т. Я. Кузнецовой, А.Л. Матвеевой, М.А. Плаксина, Ю.А. Первина, А.Л. Семенова, С.Н. Тур, Ю.В. Уленко, Е.Н. Челак и др.
Особенности младшего школьного возраста раскрыты в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.С. Мухиной, Жана Пиаже, Д.Б.Эльконина и др.
Цель исследования - изучить актуальный уровень информационной грамотности у младших школьников.
Объект исследования - информационная грамотность.
Предмет исследования - актуальный уровень информационной грамотности младших школьников.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что информационная грамотность младших школьников представляет собой совокупность умений получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, которые зависит от сформированности навыков находить, структурировать, анализировать, оценивать, использовать необходимую информацию и навыков работы с компьютером.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу и раскрыть суть понятия "информационная грамотность" в научной литературе;
2. Проанализировать результаты констатирующего среза;
3. Изучить пути развития информационной грамотности у младших школьников на современном этапе образования;
4. Разработать методические рекомендации по развитию информационной грамотности у младших школьников;
5. Сделать выводы и обобщения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу и раскрыть суть понятия "информационная грамотность" в научной литературе.
Проанализировав литературу по теме исследования, установили, что
Под информационной грамотностью понимается совокупность умений получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, которые зависит от сформированности навыков находить, структурировать, анализировать, оценивать, использовать необходимую информацию и навыков работы с компьютером
Также информационная грамотность включает в себя академическую грамотность (обучающее развитие), новые виды грамотности (мультимодальное обучения), медиа грамотность и цифровую грамотность. (См. рис. 1.)
Во ФГОС НОО, информационная грамотность в обучении является его основой построения современного образовательного процесса.
ФГОС НОО подчеркивается, что информационная грамотность является частью информационной компетенции и информационные компетенции определяются как требование к образовательной подготовке учащегося, умение находить, отбирать, извлекать необходимую ему информацию. Информационные компетенции тесно связаны с информационной деятельностью, когда учащийся осваивает информационную среду, наиболее полно реализует в ней свои способности, потребности и стремления. Так, если ученик владеет информационной деятельностью, значит, у него сформирована информационная компетентность.
2. Проанализировать результаты констатирующего среза актуального уровня информационной грамотности у младших школьников.
Результаты констатирующего среза показывают, что что у 80%, не развито умение находить заданную информацию и находится на низком уровне. У 53 % школьников умение систематизировать и анализировать информации находится на низком уровне. 80% детей был обнаружен низкий уровень умения применять и оформлять информацию. Было выявлено, что у 54% детей средний уровень компьютерной грамотности и у 46% низкий уровень. Результаты констатирующего среза доказывают актуальность выбранной темы исследования.
3. Изучить пути развития информационной грамотности у младших школьников на современном этапе образования.
На современном этапе образования путями развития информационной грамотности стали: проектная деятельность, она направлена сразу на все необходимые критерии формирования информационной грамотности, также имеет место быть тьюторскому сопровождению, которое помогает формированию информационной грамотности.
4. Разработать методические рекомендации по развитию информационной грамотности у младших школьников.
Нами были разработаны специальные занятия кружок «ХпЮграмотейка». Кружок будет проводиться в течение 2 и 3 четверти учебного года. Формой работы являются занятия, продолжительностью 1 час, с перерывом в 10 минут.
В результате проведённых занятий младшие школьники должны научиться:
• самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания об особенностях современных информационных ресурсов;
• самостоятельно анализировать и систематизировать информацию;
• оформлять и представлять собственные работы, используя компьютерные технологии;
• сориентироваться в информационной среде, в книгах, в образовательных Интернет-ресурсах доступных для данного возраста.



1. Coonan, E., &Jane, S. (2014, April 29) // "My dolly’s bigger than your dolly”,
or, Why our labels no longer matter. - Retrieved.: April 29, 2016, - [Режим доступа] - URL:https://librariangoddess.wordpress.com/2014/04/29/my-
dollys-bigger/
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и
понятий // Печатное издание М.: Издательство ИКАР, 2009. //Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2010. - URL:
http:// gramota.ru/slovari/info/az/
3. Академик, 2000-2022 // Поиск информации - URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1098990
4. Анализ предметной области. Основные понятия информационного
поиска//Студенческие материалы - Xstud, 2017 - 2021 - Интернет ресурс - [Режим доступа] - URL :
https ://xstud.ru/164786/gosudarstvennyy ekzamen/analiz predmetnoy oblasti
5. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий
в основной школе: от действия к мысли / АГ. Асмолов. — М.:
Просвещение, 2014
6. Бабанов В. Стадии психосексуального развития по З.Фрейду // Классика психологии. - URL:https://babanov.space/sigismund schlomo freud
7. Барышникова Е.В. Психология детей младшего школьного возраста,
2018. - URL:https://obuchalka.org/20181025104740/psihologiya-detei-
mladshego-shkolnogo-vozrasta-barishnikova-e-v-2018.html
8. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир,
2003. — 895 с. //Точка.ру - [Режим доступа]- URL: https://tochka.com/info/glossary/%D0%98%D0%9D%D0%A4%D0%9E%D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF
9. Вдовина И.А. Информационная культура, информационная грамотность и информационная компетентность в подготовке учителя. // Вестник Института образования человека. 2017. № 2. С. 14.
10. Волгушева А. А., Информационные процессы - Центр управления
финансами // Сenter-yf■ru - [Режим доступа] - URL:https://center-
yf.ru/data/stat/Informacionnye-processy.php
11. Выготский Л.С. Кризис семи лет// Библиотека Гумер: Психология. -
Интернет ресурс - [Режим доступа] - URL :
https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/hrestomatia/18.php
12. Выготский Л.С., Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо,
2005. — 1136 с. - URL:https://klex.ru/d95
13. Гендина Н. И. и др. Формирование информационной культуры
личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006. - 512 с. - URL:
http://www.ifapcom.ru/files/publications/Kultura lichnosti uchebn disciplina final small.pdf
14. Глизбург В.И., Перевезенцева О.Н. Тьюторское сопровождение в
информационном пространстве школ / В.И. Глизбург, О.Н. Перевезенцева // Вестник Российского университета Казанский педагогический журнал №2, 2019 58 дружбы народов. Серия:
Информатизация образования. - 2017. - Т. 14. - № 1. - С. 69-75. с.70
15. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Ключевые компетентности обучающихся в контексте требований ФГОС нового поколения: Методическое пособие. - Самара 2012. - Стр. 51. - URL: http://www.tverobr.ru/data/docs/071216 2.pdf
16. Горобец О. А. Информационная грамотность как качество личности
современного школьника // «Инновации и инвестиции» - 2014. - №6 - 148 с. ; URL: file:///C:/Users/katya/Downloads/informatsionnaya-
gramotnost-kak-kachestvo-lich-nosti-sovremennogo-shkolnika.pdf
17. Горобец О. А. Информационная грамотность как качество личности современного школьника // «Инновации и инвестиции» - 2014. - №6 - 147 - 148 с. ; URL:file:///C:/Users/katya/Downloads/informatsionnaya-gramotnost-kak-kachestvo-lich-nosti-sovremennogo-shkolnika.pdf
18. Горобец, О. А. Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования// Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Санкт-Петербург СатисЪ, 2014. — С. 135-138
19. Джумажанова Г.К., Койшибаева Н.И., Жунисбекова Д.А., Изтаев Ж.Д., Жунисбекова Ж.А. Психологические основы обучения младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-1. - С. 183-187. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7843
20. Думилина Л. Ю. Формирование информационной грамотности младшего школьника // Международный педагогический портал - URL: https:// solncesvet.ru/ opublikovannyie-materialyi/formirovanie-informacionnoy-gramotnosti-3458980/
21. Информатика: Учебное пособие/Под ред. К.И. Тараканова.М. : Книга,
1986 .- 304 с. - URL: http://www.e-
biblio.ru/book/bib/01 mformatika/mfteh/book/docs/piece186.htm
22. Информационная грамотность в XXI веке: Компьютерная и
информационная грамотность — не одно и то же // Резолюция 1999 - Резолюция Совета Безопасности ООН 1244 от 10 июня 1999 г. / ООН: Резолюции Совета безопасности. - Нью-Йорк, 1999. - [Электронный ресурс].Режим Доступа, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ., фр. и др. - URL:https://newtonew.com/tech/Information-literacy
23. Ковалева Т.М. Профессия «Тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С. Попова и др. // М.: Тверь: «СФК - офис», 2012. - С.246 - 85с.
24. Костенко, С. Л. Информационная компетентность как планируемый
результат освоения ФГОС / С. Л. Костенко, М. А. Симаков. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 143-145. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7262/
25. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка//Первое издание: СПб.: Норинт, 1998// Публикуется в авторской редакции 2014 года. //Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ». - [Режим доступа]. -URL: http:// gramota.ru/slovari/info/bts/
26. Кузнецова, Т. Я. Чем грозит информационная грамотность? Общество знаний: плюсы и минусы // Мир библиографии. - 2013. - № 1. - С. 2-4.
27. КУЛЬТУРА. РФ: Пушкин А.С. - «Сказка о попе и его работнике Балде» - URL:https://www.culture.ru/poems/4414/skazka-o-pope-i-o-rabotnike-ego-balde
28. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М., 2007. - 45 с.
29. Лоэртшер Д., Коклин К., Цваан С., Розенфельд Э. Новое
образовательное пространство. Выигрывают учащиеся: в помощь педагогу-библиотекарю. Серия 1. Выпуск 6. - 2018
30. Маловичко И. М. Информационная культура: методико¬
библиографический материал. - п. Никель, 2015. [Режим доступа] - URL: https://cbspechenga.ru/nashi-izdaniya/rekomendatelnye-ukazateli/99-informatsionnaya-kultura/755 -informatsionnaya-kultura-metodiko-
biblio graficheskij -material
31. Маяки информационного общества. Александрийская декларация об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни // Международная Ассоциация библиотечных ассоциаций и учреждений. - URL:https://www.ifap.ru/ofdocs/ifla/ifla12.pdf
32. Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С., Основы информатики, 2 изд., М., 1968, с. 244-620; Bourne Ch. P., Methods of information handling, N. Y., 1963; Vickery B. C., On retrieval system theory, 2 ed., L., 1965// Большая советская энциклопедия, БСЭ, 2012 - [Режим доступа]. - URL:https://slovar.cc/enc/bse/1999786.html
33. Мухина В.С., Возрастная психология. - 4-е изд., - М.: Academia, 1999.-456 с. - [Режим доступа] - URL:
https://www. gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/muhina/index.php
34.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 1997. - 940 с. - URL: http://www.slovorod.ru/dic-ozhegov/ozh-i.htm#in
35.Олефир С.В. Библиотеки, обслуживающие детей и подростков как компонент информационно-образовательного пространства // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 24. С. 292-298.
Зб.Олефир С.В. Информационные компетентности учащихся как средство освоения информационно - образовательного пространства социума // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11823
37. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной
грамотности // TuominenS., Kotilainen S., Lundvall A.,Laakkonen M.- Издательство «Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании». - М.: 2012. - [Режим доступа] -
URL:https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf
38. Перевезенцева О.Н. Формирование информационной деятельности младших подростков для достижения метапредметных результатов образования / О.Н. Перевезенцева // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4(71). - С. 84-85.
39. Перевезенцева О.Н., Углов В.В., Белякова Т.А. ТЬЮТОРСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Казанский педагогический журнал - 2019. - № 2 - С.55 - 58; URL:
https://e.mail.ru/attach/16392379720915699418/0%3B4/?folder-id=0&x-email=katya2905999%40mail.ru&cvg=nsg-2
40. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М.,
2006. - Т. 2. URL: https://do-portal.ksla.kg/wp-
content/uploads/2019/02/%D0%92. %D0%9F. -%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%BE.%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D 1%82%D0%B5%D0%BB%D1 %8C%D0%BD%D1 %8B%D1 %85-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9.-2-%D1%82.-%D0%A2.2 .pdf
41. Сергеева Б.В., Кривовязова М.Г. Формирование информационной грамотности младших школьников // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 6-2. - С. 411-415. - URL:http://www.top- technologies.ru/ru/article/view?id=36046
42. Сидорова Н.Н. Формирование информационной компетентности
обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования // Санкт-петербургский образовательный вестник, 2017. - С. 81-91. -
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kompetentnosti-obuchayu15schihsya-v-usloviyah-realizatsii-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh
43. Сорока М. Информационная грамотность в начальной школе//
Корпорация Российский учебник. -
URL:https://rosuchebnik.ru/material/informatsionnaya-gramotnost-v-shkole/
44. Судина С. В. Формирование информационной грамотности в начальной школе // Фестиваль «Открытый урок»: начальная школа. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/612161
45. Фардзинова, М. В. Роль проектной деятельности в развитии
информационной культуры старшеклассников / М. В. Фардзинова, К. А. Брутян // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 726-728. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70480/(дата обращения: 10.12.2021)
46. ФГОС НОО - [Режим доступа ] - URL.:https://fgos.ru/
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Мин. обр. и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 114 с.
48. Шмелёва Н.Г. Использование информационных технологий в
профессиональной деятельности // Вестник современных исследований№64-1, 20.04.2017 С. 200-201. - [Режим доступа ] - URL: https://novainfo.ru/article/12702
49. Шмойлова И.С. Формирование информационной грамотности младших
школьников // Социальная сеть работников
образования nsportal. ru,2017. - Интернет ресурс. - [Режим доступа ] -
URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/ informatika/2017/10/14/formirovanie-informatsionnoy- gramotnosti-mladshih
50.Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. - 560 с._- [Режим доступа] - URL:http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM#


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ