Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НЕУСПЕВАЮЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕДЬМОГО КЛАССА

Работа №167780

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2024
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития учебной мотивации неуспевающих
обучающихся 6
1.1. Мотивация: понятие, сущность, особенности 6
1.2. Особенности мотивации в подростковом возрасте 11
1.3. Психологические особенности неуспевающих обучающихся 17
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование по развитию учебной мотивации
неуспевающих обучающихся седьмого класса 26
2.1. Организация эмпирического исследования 26
2.2. Результаты исследования учебной мотивации неуспевающих
обучающихся седьмого класса 28
2.3. Программа по развитию учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса 34
Выводы по главе 2 43
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложения 55

Актуальность исследования. В сфере образования происходят постоянные динамические изменения в плане совершенствования организационных форм и содержания обучения, а также внедрения технологий, направленных на максимальное развитие личности обучающихся. Акцент делается на создание особых условий для самосовершенствования и дальнейшей самореализации каждого учащегося. Усилия педагогов в основном направлены на совершенствование методического инструментария учебного процесса, в то время как наиболее важным рычагом активизации учебно-познавательной деятельности является мотивационная сфера обучающихся.
Проблема формирования мотивации тесно связана с обучением и воспитанием. Данный процесс зачастую поддается регуляции со стороны педагогов и психологов во время учебно-познавательной деятельности подростков в процессе проведения воспитательных мероприятий. Мотивация к обучению, являясь одним действенных факторов учебной деятельности, не появляется сама по себе, а вырабатывается сознательно. Сознательная мотивация является внутренним двигателем формирования гармонично развитой личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Проблема мотивации учебно-познавательной деятельности является достаточно изученной в трудах многих отечественных и зарубежных ученых: А.Н. Леонтьев, Ю.М. Орлов, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Л.Ф. Обухова, С.А. Беличева, Л.М. Семенюк, Т.В. Корнилова, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, В.К. Вилюнас и др. В работах В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, А.К. Марковой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. исследованы особенности учебной мотивации в подростковом возрасте.
Формирование и повышение мотивации учения у подростков, безусловно, является одной из актуальных проблем педагогики и современной школы. Большинство учителей сталкиваются с проблемой отсутствия учебной мотивации у школьников, что отрицательно сказывается на процессе обучения в целом. Наибольшие трудности в учебной деятельности начинаются в подростковом возрасте. Этот период характеризуется снижением мотивации учения, что можно объяснить рядом причин:
- во-первых, в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, а не учение, как было в начальной школе;
- во-вторых, одним из центральных новообразований этого периода является чувство взрослости, выражающееся в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личностного достоинства;
- в-третьих, у подростков происходит увеличение интереса к окружающему миру, а также увлеченность общением со сверстниками.
Кроме субъективных особенностей мотивации самих школьников, мотивация определяется и другими факторами: спецификой образовательного учреждения, личностными особенностями педагога, его отношением к обучающемуся, то есть его субъективностью, особенностями организации образовательного процесса, своеобразия учебного предмета. Интерес школьника к учебному предмету во многом зависит от качества его преподавания, умения учителя доступно, интересно и увлекательно преподносить учебный материал.
Актуальность исследования проблемы формирования и развития учебной мотивации неуспевающих обучающихся в подростковом возрасте обусловлена требованиями ФГОС ООО к личностным результатам обучающихся, заключающихся в «готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности» [45, с. 4], а также существующей тенденцией к увеличению числа неуспевающих обучающихся.
Объект исследования - учебная мотивация.
Предмет исследования - развитие учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса.
Цель исследования - изучить возможности развития учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи
исследования:
1. Рассмотреть понятие, сущность и особенности мотивация.
2. Выявить особенности мотивации в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть психологические особенности неуспевающих обучающихся.
4. Провести эмпирическое исследование учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса.
5. Составить и реализовать программу по развитию учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса, провести оценку ее эффективности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса будет успешным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- применение разнообразных форм и методов работы: игровые методы, интерактивные и творческие упражнения и пр.;
- включение в мероприятия внеурочной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепции и подходы к определению сущности и структуры феномена «мотивации» в отечественной и зарубежной научной литературе (Е.А. Антошкина, Д.А. Бабенко, Т.Н. Галич, С.А. Грязнов, Е.П. Ильин, М.В. Конюшенко, А. Маслоу и др.);
- положения возрастной психологии и психологии развития личности подростка (Л.С. Выготский, А.С. Головин, С.В. Молчанов, Р.С. Немов, Х.У. Рашидов и др.);
- исследования в области развития учебной мотивации подростков, в том числе в отношении неуспевающих школьников (В.М. Железкина, Н.А. Запорожская, Д.А. Пономарева, С.А. Саркисян, Ю.Ю. Сладкова и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,.
- эмпирические: тестирование, анкетирование, качественная и количественная обработка данных.
Практическая значимость исследования состоит в составлении и реализации программы по развитию учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса, которая может быть использована педагогами образовательных организаций на уровне основного общего образования с целью повышения качества обучения, снижения уровня неуспеваемости, обеспечения высокого уровня мотивации учения.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа научно-теоретической литературы по проблеме развития учебной мотивации неуспевающих обучающихся были сделаны следующие выводы:
Мотивация - связь между различными условиями ситуации, индивидуальными особенностями личности и последующим их поведением. Феномен мотивации тесно связан со всеми основными структурными составляющими в рамках формирования личности индивида: особенности характера, направленность осуществляемой деятельности, эмоциональный фон, психические процессы, а также внутренняя активность и способности. На сегодняшний день подлежат рассмотрению следующие виды мотивации - внешняя и внутренняя; первичная и вторичная. Мотивы деятельности делят на следующие группы: непосредственно-побуждающие мотивы, интеллектуально- побуждающие мотивы.
Подростковый возраст характеризуется существенными изменениями потребностно-мотивационной сферы: изменяется иерархия личных и общественных мотивов, перестраивается система учебных мотивов. Особенности формирования мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте: влияние интимно-личностного общения как ведущего вида деятельности на развитие личности старшеклассника; проблемы протекания пубертатного периода; изменение социальной ситуации развития; адаптация личности во взрослом обществе; включение в профессиональное самоопределение; эмоциональная неустойчивость личности учащегося в ситуации неуспеха; неуверенность поведения в ситуации самостоятельного выбора.
Неуспеваемость - это результат процесса отставания, который в свою очередь был вызван временными трудностями в процессе обучения. Неуспеваемость школьников может быть связана с различными психологическими особенностями, в том числе и с недостатками в развитии познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление и т.д. При этом, особенности могут быть как врожденными, так и приобретенными в ходе 46 жизни, например, из-за недостаточной стимуляции, плохой организации учебного процесса, плохого питания и т.д. Недостаток мотивации для учения является одной из основным причин низкой успеваемости учащихся-подростков. Причина спада школьной мотивации: у подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего; отношение ученика к учителю; у девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания; личная значимость предмета; умственное развитие ученика; продуктивность учебной деятельности; непонимание цели учения; страх перед школой.
В практической главе выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения (МАОУ) «Средняя школа №XXX» среди 26 учащихся 7 «А» класса. В результате анализа академической успеваемости нами было выявлено 6 неуспевающих учеников. Результаты исследования учебной мотивации неуспевающих обучающихся 7 «А» класса показали, что 66,66% демонстрируют сниженный уровень мотивации; резко отрицательное отношение к школе было диагностировано у 33,34% обучающихся: подростки демонстрируют высокий уровень тревожности, неблагоприятные эмоциональные состояния. У 83,33% учащихся отмечается несформированность личностных смыслов учения, недостаточная способность к целеполаганию, преобладание внешних, игровых мотивов и мотивов получения отметки, 16,67% (1 ребенок) демонстрирует низкий уровень мотивации: ребенок не заинтересован в учении, преобладают мотивы получения оценки, игровой мотив, внешние мотивы. У неуспевающих обучающихся подросткового возраста существенно преобладает направленность на получение оценки (8,6 ср. б.), в то время как внутренние мотивы приобретения знаний (3,6 ср. б.) практически отсутствуют.
В рамках разработанной программы внеурочной деятельности нами были предложены разнообразные формы и методы работы, направленные на развитие личностных качеств учащихся и обеспечение успешной учебной деятельности. Ожидаемые результаты реализации названной программы: развитие умений и навыков самопрезентации, повышение учебно-познавательной мотивации обучающихся, творческих способностей; активизация умений поиска стратегий решения проблемных ситуаций, критического мышления; самоопределение обучающихся, повышение целеустремлённости, осознание важности успешного обучения для будущего личностного и профессионального развития; развитие творческих способностей и визуализационного мышления, повышение успеваемости школьников, и интереса к внеурочной деятельности, развитие навыков групповой и парной работы.
На этапе повторной диагностики была выявлена существенная положительная динамика в развитии учебной мотивации учащихся: значительное количество учащихся демонстрируют наличие продуктивной мотивации учения с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему (отмечают наличие интереса к обучению, стремление к достижению успеха в учебе, проявляют исследовательскую активность); демонстрируют преобладание внутренней, а не внешней мотивации учения, расширение учебных мотивов и реализации их в поведении; большинство обучающихся демонстрируют направленность на получение знаний, а не на отметку. Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности разработанной программы для развития учебной мотивации неуспевающих подростков.



1. Авдулова Т П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум. 1-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2019. 394 с.
2. Антошкина Е. А., Никитин Н. А. Понятие мотивации и ее процесс // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 22. С. 5-6.
3. Апозян Э. Р Проблема развития учебной мотивации в подростковом возрасте // Актуальные научные исследования: от теории к практике: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Кишинев, Молдавия, 26 ноября 2019 года. Кишинев, Молдавия: Мир науки, 2019. С. 159-164.
4. Артамонова О. В. Школьная неуспеваемость подростков: причины
снижения мотивации // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века: Материалы XIX Международной научно-практической конференции
студентов и молодых исследователей, Минск, 19 мая 2022 года. Минск: Колорград, 2022. С. 161-164.
5. Бабенко Д. А. Социально-философские идеи в определении понятия «мотивация» // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий. Донецк: Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики, 2021. С.11-13.
6. Борисова Е. Ю. Неуспеваемость учащихся в процессе обучения // Лучшие теоретические и прикладные исследования 2024: сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 15 января 2024 года. Пенза: Наука и Просвещение, 2024. С. 81-83.
7. Бурховецкая А. А., Панченко В. В., Коломыц О. Н. Сущность
дефиниций «мотив» и «мотивация» // Перспективы развития
предпринимательской экосистемы отраслевого менеджмента в условиях внешних ограничений: Материалы Международной научно-практической конференции, Краснодар, 21 декабря 2022 года. Краснодар: ФГБУ Российское энергетическое агентство, 2022. С. 43-47.
8. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М.:
Издательство Юрайт, 2019. 281 с.
9. Галич Т Н., Быкова Е. С. Понятие мотивация и мотив учебной
деятельности // Актуальные вопросы педагогики: сборник статей X
Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 февраля 2022 года. Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 29-32.
10. Галкин В. А., Федорова Ю. Р Особенности психологии подростка // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник статей XXIII Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 14 октября 2021 года. Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 264-266.
11. Гирфанова А. В., Фокина О. В. Анализ подходов к понятию «мотивация» // Цифровая экономика и управление знаниями: проблемы и перспективы развития. Киров: Вятская государственная сельскохозяйственная академия, 2020. С. 25-28.
12. Головин А. С., Костин В. Е. Физические и психологические особенности детей подросткового возраста // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Белгород, 08 февраля 2019 года. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2019. С. 193-196.
13. Горюнова Д. М., Терехова-Пушная Д. В. Сравнение современных концепций мотивации // Сборник статей магистрантов ММА - 2020. Том 2. М.: Московская международная академия, 2020. С. 86-89.
14. Грязнов С. А. Исследование понятия «мотивация» в отечественной психологии // Психология человека и общества. 2021. № 9(38). С. 20-23.
15. Дерипаска Е. И., Маришин С. В. Мотивация подростков, обучающихся в общеобразовательной школе // Философия образования и проблемные пространства детства: Сборник научных трудов на основе материалов XXVIII Международной конференции к 225-летию РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт- Петербург, 13-15 апреля 2022 года. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2022. С. 162-167.
16. Железкина В. М. Особенности мотивации учебной деятельности современных подростков // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: Сборник научных статей 2-й Всероссийской молодежной научной конференции, Курск, 04 июня 2021 года. Курск: Юго¬Западный государственный университет, 2021. С. 89-92.
17. Запорожская Н. А., Чернецкая А. И., Макарова А. Н. Мотивация учебной деятельности современных подростков // Наука молодых - будущее России: сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 8 томах, Курск, 10-11 декабря 2019 года. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 99-102.
18. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
19. Казурова Ю. В. Причины школьной неуспеваемости // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 201-204.
20. Кирилова М. В. Особенности развития учебной мотивации в
подростковом возрасте // Научный альманах. 2019. № 3-2(53). С. 133-135.
21. Конюшенко М. В. Основные понятия теории мотивации //
Психологические и биологические особенности нарушенного поведения. М.: Издательство Ритм, 2021. С. 41-46.
22. Красильникова Г. А. Причины школьной неуспеваемости и пути её устранения // Трибуна ученого. 2021. № 8. С. 135-137.
23. Кузнецова Ю. П. Школьная неуспеваемость подростков: причины и способы преодоления // Студенческий вестник. 2023. № 7-1(246). С. 23-27.
24. Ливенкова Е. А. Особенности мотивации достижения в подростковом
возрасте: обзор современных исследований // Актуальные проблемы
формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов: Межвузовский сборник научных статей с международным участием по материалам научно-практического семинара, Барановичи, 01-30 ноября 2020 года. Барановичи: Барановичский государственный университет, 2020. С. 155-166.
25. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
26. Лосич М. С. Содержание понятия «мотивация» // Генетическая социология XXI. 2020. №1 (10). С. 96-99.
27. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб.: Питер, 2016. 400 с.
28. Матвеева П. В. Проблема мотивации учения в подростковом возрасте и пути ее решения // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: Сборник научных статей 3-й Всероссийской молодежной научной конференции, Курск, 03 июня 2022 года. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 337-345.
29. Маханькова П. Д. Анализ современных взглядов на проблему
определения понятия «учебная мотивация» в педагогике и психологии // Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве: Сборник трудов Международной научно-практической
конференции, Экибастуз, Республика Казахстан, 14 мая 2021 года. Экибастуз: Кузбасский государственный технический университет имени Т Ф. Горбачева, 2021. С. 621-625.
30. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник. 1-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2019. 351 с.
31. Немов Р С. Психология. В 3-х книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. М.: Владос, 2020. 687 с.
32. Никифорова Ю. А., Иванова И. П. Неуспеваемость школьника и пути
ее преодоления // Современные и информационные технологии в социальной сфере: Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической
конференции, Чебоксары, 27 апреля 2023 года. Чебоксары: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2023. С. 373-378.
33. Нуркенова А. С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости // Калининградский вестник образования. 2021. № 3(11). С. 85-91.
34. Нуркенова А. С. Проблема школьной неуспеваемости в отечественной и зарубежной литературе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 3(57). С. 230-234.
35. Пахомова Ю. И. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе // Педагогика и психология: перспективы развития. Чебоксары: Интерактив плюс, 2021. С. 131-132.
36. Подгорный Р А. Мотивация // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Пенза: Омега сайнс, 2020. С. 231-233.
37. Пономарева Д. А., Ткаченко П. А. Особенности учебной мотивации в подростковом возрасте // Инновационный дискурс развития современной науки: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 15 июня 2023 года. Петрозаводск: Новая Наука, 2023. С. 167-171.
38. Рашидов Х. У Психология подросткового возраста // Экономика и социум. 2021. № 10(89). С. 1397-1401.
39. Саркисян С. А. Личностные особенности как причины неуспеваемости подростков // Наука и образование: тенденции, проблемы и перспектив развития: Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Железноводск, 27 мая 2022 года. Ставрополь: ИП Тимченко Оксана Геннадьевна, 2022. С. 233-237.
40. Сладкова Ю. Ю. Учебная мотивация в подростковом возрасте // Педагог-профессионал в школе будущего: Материалы V Всероссийской молодежной конференции, Элиста, 22 апреля 2022 года. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2022. С. 141-144.
41. Токарева А. Ю. Психология подростков: подростковый возраст и его сложности // Аграрная наука, творчество, рост: материалы XI Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 09-10 февраля 2022 года. Ставрополь: Издательство «АГРУС», 2022. С. 143-146.
42. Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум. 1-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2019. 406 с.
43. Третьякова М. В., Терскова А. С. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3(90). С. 112-116.
44. Турукбаева А. К., Гиляузизова Н. М. Педагогические аспекты неуспеваемости учащихся подросткового возраста // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 10-5(78). С. 136-140.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Режим доступа:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/(дата обращения: 30.01.2024).
46. Цахаева А. А. Дефиниция понятия «мотивы» и «мотивация» в современной психологии // Психологическая, правовая и социальная безопасность личности: проблемы и пути их решения: Материалы 2-ой Международной научно-практической интернет-конференции, Махачкала, 28 января 2020 года. Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2021. С. 94-102.
47. Шарина К. А. Учебная мотивация в подростковом возрасте // Наука и
образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: Сборник статей XL
Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 августа 2022 года. Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 238-240.
48. Шевлякова И. А. Школьная неуспеваемость: причины возникновения и возможные пути решения педагогической проблемы // Вопросы педагогики.
2022. № 3-1. С. 263-267.
49. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. Сочинения: В 2 т. Т 1. М.: Наука, 2003. 672 с.
50. Gaete V Desarrollo psicosocial del adolescente. Rev. Chil. Pediatr. 2015. №86. P 436-443.
51. Oberle E. Early Adolescents’ Emotional Well-Being in the Classroom: The Role of Personal and Contextual Assets. J. Sch. Health. 2020. №88. P 101-111.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ