РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НЕУСПЕВАЮЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕДЬМОГО КЛАССА
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития учебной мотивации неуспевающих
обучающихся 6
1.1. Мотивация: понятие, сущность, особенности 6
1.2. Особенности мотивации в подростковом возрасте 11
1.3. Психологические особенности неуспевающих обучающихся 17
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование по развитию учебной мотивации
неуспевающих обучающихся седьмого класса 26
2.1. Организация эмпирического исследования 26
2.2. Результаты исследования учебной мотивации неуспевающих
обучающихся седьмого класса 28
2.3. Программа по развитию учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса 34
Выводы по главе 2 43
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложения 55
Глава 1. Теоретические основы развития учебной мотивации неуспевающих
обучающихся 6
1.1. Мотивация: понятие, сущность, особенности 6
1.2. Особенности мотивации в подростковом возрасте 11
1.3. Психологические особенности неуспевающих обучающихся 17
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование по развитию учебной мотивации
неуспевающих обучающихся седьмого класса 26
2.1. Организация эмпирического исследования 26
2.2. Результаты исследования учебной мотивации неуспевающих
обучающихся седьмого класса 28
2.3. Программа по развитию учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса 34
Выводы по главе 2 43
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложения 55
Актуальность исследования. В сфере образования происходят постоянные динамические изменения в плане совершенствования организационных форм и содержания обучения, а также внедрения технологий, направленных на максимальное развитие личности обучающихся. Акцент делается на создание особых условий для самосовершенствования и дальнейшей самореализации каждого учащегося. Усилия педагогов в основном направлены на совершенствование методического инструментария учебного процесса, в то время как наиболее важным рычагом активизации учебно-познавательной деятельности является мотивационная сфера обучающихся.
Проблема формирования мотивации тесно связана с обучением и воспитанием. Данный процесс зачастую поддается регуляции со стороны педагогов и психологов во время учебно-познавательной деятельности подростков в процессе проведения воспитательных мероприятий. Мотивация к обучению, являясь одним действенных факторов учебной деятельности, не появляется сама по себе, а вырабатывается сознательно. Сознательная мотивация является внутренним двигателем формирования гармонично развитой личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Проблема мотивации учебно-познавательной деятельности является достаточно изученной в трудах многих отечественных и зарубежных ученых: А.Н. Леонтьев, Ю.М. Орлов, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Л.Ф. Обухова, С.А. Беличева, Л.М. Семенюк, Т.В. Корнилова, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, В.К. Вилюнас и др. В работах В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, А.К. Марковой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. исследованы особенности учебной мотивации в подростковом возрасте.
Формирование и повышение мотивации учения у подростков, безусловно, является одной из актуальных проблем педагогики и современной школы. Большинство учителей сталкиваются с проблемой отсутствия учебной мотивации у школьников, что отрицательно сказывается на процессе обучения в целом. Наибольшие трудности в учебной деятельности начинаются в подростковом возрасте. Этот период характеризуется снижением мотивации учения, что можно объяснить рядом причин:
- во-первых, в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, а не учение, как было в начальной школе;
- во-вторых, одним из центральных новообразований этого периода является чувство взрослости, выражающееся в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личностного достоинства;
- в-третьих, у подростков происходит увеличение интереса к окружающему миру, а также увлеченность общением со сверстниками.
Кроме субъективных особенностей мотивации самих школьников, мотивация определяется и другими факторами: спецификой образовательного учреждения, личностными особенностями педагога, его отношением к обучающемуся, то есть его субъективностью, особенностями организации образовательного процесса, своеобразия учебного предмета. Интерес школьника к учебному предмету во многом зависит от качества его преподавания, умения учителя доступно, интересно и увлекательно преподносить учебный материал.
Актуальность исследования проблемы формирования и развития учебной мотивации неуспевающих обучающихся в подростковом возрасте обусловлена требованиями ФГОС ООО к личностным результатам обучающихся, заключающихся в «готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности» [45, с. 4], а также существующей тенденцией к увеличению числа неуспевающих обучающихся.
Объект исследования - учебная мотивация.
Предмет исследования - развитие учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса.
Цель исследования - изучить возможности развития учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи
исследования:
1. Рассмотреть понятие, сущность и особенности мотивация.
2. Выявить особенности мотивации в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть психологические особенности неуспевающих обучающихся.
4. Провести эмпирическое исследование учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса.
5. Составить и реализовать программу по развитию учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса, провести оценку ее эффективности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса будет успешным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- применение разнообразных форм и методов работы: игровые методы, интерактивные и творческие упражнения и пр.;
- включение в мероприятия внеурочной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепции и подходы к определению сущности и структуры феномена «мотивации» в отечественной и зарубежной научной литературе (Е.А. Антошкина, Д.А. Бабенко, Т.Н. Галич, С.А. Грязнов, Е.П. Ильин, М.В. Конюшенко, А. Маслоу и др.);
- положения возрастной психологии и психологии развития личности подростка (Л.С. Выготский, А.С. Головин, С.В. Молчанов, Р.С. Немов, Х.У. Рашидов и др.);
- исследования в области развития учебной мотивации подростков, в том числе в отношении неуспевающих школьников (В.М. Железкина, Н.А. Запорожская, Д.А. Пономарева, С.А. Саркисян, Ю.Ю. Сладкова и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,.
- эмпирические: тестирование, анкетирование, качественная и количественная обработка данных.
Практическая значимость исследования состоит в составлении и реализации программы по развитию учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса, которая может быть использована педагогами образовательных организаций на уровне основного общего образования с целью повышения качества обучения, снижения уровня неуспеваемости, обеспечения высокого уровня мотивации учения.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
Проблема формирования мотивации тесно связана с обучением и воспитанием. Данный процесс зачастую поддается регуляции со стороны педагогов и психологов во время учебно-познавательной деятельности подростков в процессе проведения воспитательных мероприятий. Мотивация к обучению, являясь одним действенных факторов учебной деятельности, не появляется сама по себе, а вырабатывается сознательно. Сознательная мотивация является внутренним двигателем формирования гармонично развитой личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Проблема мотивации учебно-познавательной деятельности является достаточно изученной в трудах многих отечественных и зарубежных ученых: А.Н. Леонтьев, Ю.М. Орлов, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Л.Ф. Обухова, С.А. Беличева, Л.М. Семенюк, Т.В. Корнилова, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, В.К. Вилюнас и др. В работах В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, А.К. Марковой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. исследованы особенности учебной мотивации в подростковом возрасте.
Формирование и повышение мотивации учения у подростков, безусловно, является одной из актуальных проблем педагогики и современной школы. Большинство учителей сталкиваются с проблемой отсутствия учебной мотивации у школьников, что отрицательно сказывается на процессе обучения в целом. Наибольшие трудности в учебной деятельности начинаются в подростковом возрасте. Этот период характеризуется снижением мотивации учения, что можно объяснить рядом причин:
- во-первых, в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, а не учение, как было в начальной школе;
- во-вторых, одним из центральных новообразований этого периода является чувство взрослости, выражающееся в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личностного достоинства;
- в-третьих, у подростков происходит увеличение интереса к окружающему миру, а также увлеченность общением со сверстниками.
Кроме субъективных особенностей мотивации самих школьников, мотивация определяется и другими факторами: спецификой образовательного учреждения, личностными особенностями педагога, его отношением к обучающемуся, то есть его субъективностью, особенностями организации образовательного процесса, своеобразия учебного предмета. Интерес школьника к учебному предмету во многом зависит от качества его преподавания, умения учителя доступно, интересно и увлекательно преподносить учебный материал.
Актуальность исследования проблемы формирования и развития учебной мотивации неуспевающих обучающихся в подростковом возрасте обусловлена требованиями ФГОС ООО к личностным результатам обучающихся, заключающихся в «готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности» [45, с. 4], а также существующей тенденцией к увеличению числа неуспевающих обучающихся.
Объект исследования - учебная мотивация.
Предмет исследования - развитие учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса.
Цель исследования - изучить возможности развития учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи
исследования:
1. Рассмотреть понятие, сущность и особенности мотивация.
2. Выявить особенности мотивации в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть психологические особенности неуспевающих обучающихся.
4. Провести эмпирическое исследование учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса.
5. Составить и реализовать программу по развитию учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса, провести оценку ее эффективности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса будет успешным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- применение разнообразных форм и методов работы: игровые методы, интерактивные и творческие упражнения и пр.;
- включение в мероприятия внеурочной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепции и подходы к определению сущности и структуры феномена «мотивации» в отечественной и зарубежной научной литературе (Е.А. Антошкина, Д.А. Бабенко, Т.Н. Галич, С.А. Грязнов, Е.П. Ильин, М.В. Конюшенко, А. Маслоу и др.);
- положения возрастной психологии и психологии развития личности подростка (Л.С. Выготский, А.С. Головин, С.В. Молчанов, Р.С. Немов, Х.У. Рашидов и др.);
- исследования в области развития учебной мотивации подростков, в том числе в отношении неуспевающих школьников (В.М. Железкина, Н.А. Запорожская, Д.А. Пономарева, С.А. Саркисян, Ю.Ю. Сладкова и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,.
- эмпирические: тестирование, анкетирование, качественная и количественная обработка данных.
Практическая значимость исследования состоит в составлении и реализации программы по развитию учебной мотивации неуспевающих обучающихся седьмого класса, которая может быть использована педагогами образовательных организаций на уровне основного общего образования с целью повышения качества обучения, снижения уровня неуспеваемости, обеспечения высокого уровня мотивации учения.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
В результате анализа научно-теоретической литературы по проблеме развития учебной мотивации неуспевающих обучающихся были сделаны следующие выводы:
Мотивация - связь между различными условиями ситуации, индивидуальными особенностями личности и последующим их поведением. Феномен мотивации тесно связан со всеми основными структурными составляющими в рамках формирования личности индивида: особенности характера, направленность осуществляемой деятельности, эмоциональный фон, психические процессы, а также внутренняя активность и способности. На сегодняшний день подлежат рассмотрению следующие виды мотивации - внешняя и внутренняя; первичная и вторичная. Мотивы деятельности делят на следующие группы: непосредственно-побуждающие мотивы, интеллектуально- побуждающие мотивы.
Подростковый возраст характеризуется существенными изменениями потребностно-мотивационной сферы: изменяется иерархия личных и общественных мотивов, перестраивается система учебных мотивов. Особенности формирования мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте: влияние интимно-личностного общения как ведущего вида деятельности на развитие личности старшеклассника; проблемы протекания пубертатного периода; изменение социальной ситуации развития; адаптация личности во взрослом обществе; включение в профессиональное самоопределение; эмоциональная неустойчивость личности учащегося в ситуации неуспеха; неуверенность поведения в ситуации самостоятельного выбора.
Неуспеваемость - это результат процесса отставания, который в свою очередь был вызван временными трудностями в процессе обучения. Неуспеваемость школьников может быть связана с различными психологическими особенностями, в том числе и с недостатками в развитии познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление и т.д. При этом, особенности могут быть как врожденными, так и приобретенными в ходе 46 жизни, например, из-за недостаточной стимуляции, плохой организации учебного процесса, плохого питания и т.д. Недостаток мотивации для учения является одной из основным причин низкой успеваемости учащихся-подростков. Причина спада школьной мотивации: у подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего; отношение ученика к учителю; у девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания; личная значимость предмета; умственное развитие ученика; продуктивность учебной деятельности; непонимание цели учения; страх перед школой.
В практической главе выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения (МАОУ) «Средняя школа №XXX» среди 26 учащихся 7 «А» класса. В результате анализа академической успеваемости нами было выявлено 6 неуспевающих учеников. Результаты исследования учебной мотивации неуспевающих обучающихся 7 «А» класса показали, что 66,66% демонстрируют сниженный уровень мотивации; резко отрицательное отношение к школе было диагностировано у 33,34% обучающихся: подростки демонстрируют высокий уровень тревожности, неблагоприятные эмоциональные состояния. У 83,33% учащихся отмечается несформированность личностных смыслов учения, недостаточная способность к целеполаганию, преобладание внешних, игровых мотивов и мотивов получения отметки, 16,67% (1 ребенок) демонстрирует низкий уровень мотивации: ребенок не заинтересован в учении, преобладают мотивы получения оценки, игровой мотив, внешние мотивы. У неуспевающих обучающихся подросткового возраста существенно преобладает направленность на получение оценки (8,6 ср. б.), в то время как внутренние мотивы приобретения знаний (3,6 ср. б.) практически отсутствуют.
В рамках разработанной программы внеурочной деятельности нами были предложены разнообразные формы и методы работы, направленные на развитие личностных качеств учащихся и обеспечение успешной учебной деятельности. Ожидаемые результаты реализации названной программы: развитие умений и навыков самопрезентации, повышение учебно-познавательной мотивации обучающихся, творческих способностей; активизация умений поиска стратегий решения проблемных ситуаций, критического мышления; самоопределение обучающихся, повышение целеустремлённости, осознание важности успешного обучения для будущего личностного и профессионального развития; развитие творческих способностей и визуализационного мышления, повышение успеваемости школьников, и интереса к внеурочной деятельности, развитие навыков групповой и парной работы.
На этапе повторной диагностики была выявлена существенная положительная динамика в развитии учебной мотивации учащихся: значительное количество учащихся демонстрируют наличие продуктивной мотивации учения с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему (отмечают наличие интереса к обучению, стремление к достижению успеха в учебе, проявляют исследовательскую активность); демонстрируют преобладание внутренней, а не внешней мотивации учения, расширение учебных мотивов и реализации их в поведении; большинство обучающихся демонстрируют направленность на получение знаний, а не на отметку. Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности разработанной программы для развития учебной мотивации неуспевающих подростков.
Мотивация - связь между различными условиями ситуации, индивидуальными особенностями личности и последующим их поведением. Феномен мотивации тесно связан со всеми основными структурными составляющими в рамках формирования личности индивида: особенности характера, направленность осуществляемой деятельности, эмоциональный фон, психические процессы, а также внутренняя активность и способности. На сегодняшний день подлежат рассмотрению следующие виды мотивации - внешняя и внутренняя; первичная и вторичная. Мотивы деятельности делят на следующие группы: непосредственно-побуждающие мотивы, интеллектуально- побуждающие мотивы.
Подростковый возраст характеризуется существенными изменениями потребностно-мотивационной сферы: изменяется иерархия личных и общественных мотивов, перестраивается система учебных мотивов. Особенности формирования мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте: влияние интимно-личностного общения как ведущего вида деятельности на развитие личности старшеклассника; проблемы протекания пубертатного периода; изменение социальной ситуации развития; адаптация личности во взрослом обществе; включение в профессиональное самоопределение; эмоциональная неустойчивость личности учащегося в ситуации неуспеха; неуверенность поведения в ситуации самостоятельного выбора.
Неуспеваемость - это результат процесса отставания, который в свою очередь был вызван временными трудностями в процессе обучения. Неуспеваемость школьников может быть связана с различными психологическими особенностями, в том числе и с недостатками в развитии познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление и т.д. При этом, особенности могут быть как врожденными, так и приобретенными в ходе 46 жизни, например, из-за недостаточной стимуляции, плохой организации учебного процесса, плохого питания и т.д. Недостаток мотивации для учения является одной из основным причин низкой успеваемости учащихся-подростков. Причина спада школьной мотивации: у подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего; отношение ученика к учителю; у девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания; личная значимость предмета; умственное развитие ученика; продуктивность учебной деятельности; непонимание цели учения; страх перед школой.
В практической главе выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения (МАОУ) «Средняя школа №XXX» среди 26 учащихся 7 «А» класса. В результате анализа академической успеваемости нами было выявлено 6 неуспевающих учеников. Результаты исследования учебной мотивации неуспевающих обучающихся 7 «А» класса показали, что 66,66% демонстрируют сниженный уровень мотивации; резко отрицательное отношение к школе было диагностировано у 33,34% обучающихся: подростки демонстрируют высокий уровень тревожности, неблагоприятные эмоциональные состояния. У 83,33% учащихся отмечается несформированность личностных смыслов учения, недостаточная способность к целеполаганию, преобладание внешних, игровых мотивов и мотивов получения отметки, 16,67% (1 ребенок) демонстрирует низкий уровень мотивации: ребенок не заинтересован в учении, преобладают мотивы получения оценки, игровой мотив, внешние мотивы. У неуспевающих обучающихся подросткового возраста существенно преобладает направленность на получение оценки (8,6 ср. б.), в то время как внутренние мотивы приобретения знаний (3,6 ср. б.) практически отсутствуют.
В рамках разработанной программы внеурочной деятельности нами были предложены разнообразные формы и методы работы, направленные на развитие личностных качеств учащихся и обеспечение успешной учебной деятельности. Ожидаемые результаты реализации названной программы: развитие умений и навыков самопрезентации, повышение учебно-познавательной мотивации обучающихся, творческих способностей; активизация умений поиска стратегий решения проблемных ситуаций, критического мышления; самоопределение обучающихся, повышение целеустремлённости, осознание важности успешного обучения для будущего личностного и профессионального развития; развитие творческих способностей и визуализационного мышления, повышение успеваемости школьников, и интереса к внеурочной деятельности, развитие навыков групповой и парной работы.
На этапе повторной диагностики была выявлена существенная положительная динамика в развитии учебной мотивации учащихся: значительное количество учащихся демонстрируют наличие продуктивной мотивации учения с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему (отмечают наличие интереса к обучению, стремление к достижению успеха в учебе, проявляют исследовательскую активность); демонстрируют преобладание внутренней, а не внешней мотивации учения, расширение учебных мотивов и реализации их в поведении; большинство обучающихся демонстрируют направленность на получение знаний, а не на отметку. Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности разработанной программы для развития учебной мотивации неуспевающих подростков.



