Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей невербального общения младших школьников 7
1.1. Понятие общения в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности общения младших школьников. Гендерный аспект
невербального общения в младшем школьном возрасте 19
1.3. Методы развития невербального общения младших школьников 28
Выводы по Главе 1 35
Глава 2. Эмпирическое исследования гендерных особенностей невербального общения младших школьников 37
2.1. Методическая организация исследования 37
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Программа развития средств невербального общения у младших
школьников 53
Выводы по Главе 2 61
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложения
В течение всего времени существования человек пользуется таким процессом как общение. Какое название за это время не имел человек: и homosapiens (человек разумный), и homofuber (человек производящий), и homoludens (человек играющий). Предполагается также, что с большим основание его можно назвать homocommunicans - человек общающийся. Петр Чаадаев, русский мыслитель, неслучайно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе» [29]. И он был прав, так как естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Общение - одно из самых необходимых условий существования человеческого общества. Выделяют огромное количество его форм и видов. Общение может быть случайным, анонимным обменом репликами в общественном транспорте, или же задушевным разговором с близким человеком. Общение присутствует в нашей жизни всегда. Когда мы находимся наедине с собой и грустим в одиночестве, мы ведем диалог с воображаемым собеседником. Когда мы отворачиваемся от случайного попутчики, мы мысленно говорим, что он нам не интересен и что акта общения не произойдет.
Выполняя совместную деятельность, людям нужно вступать друг с другом в общение. Им необходимо устанавливать психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» [36].
Каждый из нас хотя бы раз в жизни занимался изучением языков. Мы изучаем родной язык, иностранный, кто-то изучает языки программирования. Но существует еще один общедоступный, международный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали - это язык жестов, мимики и телодвижений человека - «bodylanguage».
Наиболее влиятельной работой начала ХХ века (1872 год) по изучению проблемы bodylanguage является работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных». Она стимулировала современные исследования в области «языка тела». Многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира [50].
Особенность языка телодвижений — это то, что его проявления обусловлено импульсами подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычной речи. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей только 20¬40% информации передается с помощью вербальных, а от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения [27].
Невербальные средства общения возникли еще задолго до появления разговорного языка. Однако научное изучение этого явления началось только в последние пятьдесят лет и особую популярность приобрело в 70-х годах. Ученые, которые занимались проблемой изучения невербального общения, Ч. Дарвин, Э. Берн, Т. Пидерит, С.Л. Рубинштейн, Г. Спенсер, В. Вундт [15].
Речь каждого человека окрашена интонацией, мимикой, жестами. Люди всегда принимают какую-то позу, которую можно каким-либо образом истолковать.
Тема гендерного невербального общения младшего школьника является актуальной в настоящее время. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В периоды жизни гендерные различия в разной мере проявляются в общении между людьми. В последнее время можно часто встретить детей, которые с большим усилием могут сформулировать свою мысль, но при этом они очень ярко ее могут описать жестами, мимикой. Или наоборот, есть разговорчивые дети, но с монотонной речью без эмоций. Нельзя сказать, что из этого хуже: плохая речь, но эмоциональная, или хорошая, но не эмоциональная.
Проблема исследования заключается в том, что существует мало фактов, которые говорят об особенностях гендерного невербального общения.
Цель работы - на основе изучения актуального уровня развития не-вербального общения в гендерном аспекте разработать программу по развитию у младших школьников средств невербального общения.
Объект исследования - невербальное общение младших школьников.
Предмет исследования - гендерные особенности невербального общения младших школьников.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что невербальное общение младших школьников с разной гендерной принадлежностью будет иметь следующие особенности:
1) дети с категорией «андрогинность» имеют высокий уровень развития невербального общения, часто и ярко используют средства невербального общения и правильно их понимают;
2) дети с категорией «маскулинность» имеют средний уровень развития невербального общения, часто и ярко используют средства невербального общения, но слабо их понимают;
3) дети с категорией «фемининность» имеют средний уровень развития невербального общения, не очень часто используют средства невербального общения, но очень быстро и правильно их понимают.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения гендерных особенностей невербального общения младшего школьника.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение гендерных особенностей невербального общения младшего школьника;
4. Описать актуальный уровень невербального общения младшего школьника.
5. Проследить гендерные особенности невербального общения младших школьников.
6. Разработать программу по развитию средств невербального общения младшего школьника.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Метод первичной статистики.
5. Метод качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база: В исследовании приняли участие 106 младших школьников 2 - 4 классов и их родители. Исследование проводилось на базе МБОУ Средняя школа №98.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложений.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 26 - 27 апреля 2018 года. По теме исследования имеется публикация.
Человек живет в социуме, в социуме он и развивается, а для развития необходимо выстраивать процесс общения для обмена информацией. Основой развития человечества является общение как вербальное, так и невербальное. Младший школьный возраст очень восприимчив для получения каких-либо новых знаний и именно поэтому в данный период необходимо развивать разные виды процесса общения.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были изучены понятие общения, его основные характеристики, виды, понятие гендера и гендерных особенностей младших школьников.
Охарактеризован процесс общения у младших школьников. Процесс общения рассматривается как одна из основных психологических категорий. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития кон-тактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера. Важное значение в овладении средствами невербального общения связанно с освоение правил поведения. Развитие неречевого общения имеет большой скачок в период прихода ребенка в школу. Чтобы младшие школьники овладевали средствами не-вербального общения учителю необходимо проводить с ними различные упражнения по приобретению данного навыка.
Подобран диагностический комплекс для изучения гендерных особенностей невербального общения младших школьников. Мы исследовали уровни понимания невербального общения у младших школьников. Определили гендер учеников и соотнесли полученные данные.
По результатам констатирующего эксперимента у детей младшего школьного возраста были выявлены 3 уровня развития невербальных методов общения. 41,4% с уровнем ниже среднего, 49,3% со средним уровнем и 9,3% с уровнем выше среднего. Из этого можно сделать вывод, что все дети обладают знаниями и пониманием невербальных методов, но не в полном объеме.
Результаты позволяют сделать выводы, что:
Jдети с категорией андрогинность в большей части не используют невербальные методы общения и не понимают невербальные методы общения. Относительно нашего предположения, что они имеют высокий уровень развития методов невербального общения, часто и ярко их используют и правильно их понимают;
Jдети с категорией маскулинность умеренно используют невербальные методы общения и частично понимают и реагируют на невербальные методы общения. Наше предположение, что дети имеют средний уровень развития методов невербального общения, они часто и ярко используют данные методы, но слабо их понимают;
Jдети с категорией фемининность умеренно используют и частично понимают невербальные методы общения, а у части детей наблюдается практически полное отсутствие и непонимание данных методов. Что совпадает частично с нашим предположением о том, что дети с категорией фемининность имеют средний уровень развития методов невербального общения, но не очень часто их используют, но очень быстро и правильно их осознают.
На основании результатов констатирующего экспериментами была со-ставлена программа по развитию средств невербального общения. В разработанной программе представлены групповые занятия с использованием игр, психологических техник и упражнений, направленные на развитие средств невербального общения и правильной их интерпретации.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась частично, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса.
1. 100 разминок для тренинга // Электрон. дан. Режим доступа URL : https://studfiles.net/preview/2872904/page:6/(дата обращения: 19.02.2018).
2. Аболина Н.С. Практикум по развитию коммуникации // Электрон. дан. Режим доступа URL :http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/3742/1/978-5-8050-0486-6 2012.pdf(дата обращения: 20.03.2017).
3. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. // Вопросы психологии, 2002. №5. С.71-75.
4. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре: учеб.пособие для вузов. М.Воронеж: НПО Модэк, 2002. 228с.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб.пособие для вузов/ Т. В. Бендас. М.: Питер, 2005. 293с.
6. Богданов В.В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении / Языковое общение: Единицы и регулятивы. Калинин: Изд-во КГУ, 1987.
7. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником?/ Л. Венгер //Дошкольное воспитание. 2005. №8. С. 28-36.
8. Веселая школа. Особенности общения детей младшего школьного возраста // Электрон. дан. Режим доступа URL : http://veselajashkola.ru/klass/ osobennosti-obshheniya-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta/ (дата обращения: 18.02.2016).
9. Групповые игры и упражнения для развития навыков общения у младших школьников // Электрон. дан. Режим доступа URL : https:// kopilkauro- kov.ru/vneurochka/meropriyatia/gruppovyie_ighry_i_uprazhnieniia_dlia_ razvitiia_navykov_obshchieniia_u_mladshikh (дата обращения: 14.04.2018).
10. Джонсон Д.У. «Тренинг общения и развития». Москва, 2000.
11. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. М., 2004.
12. Игры и упражнения на развитие невербальных способов общения, осознание закономерностей процесса общения // Электрон. дан. Режим до-ступа URL :http://magicspeedreading.com/books/a govori/osnovi kon-struktivnogo obshenia/osnovi konstruktivnogo obshenia 038.html(дата обращения: 15.01.2018).
13. Игры на развитие вербальных и невербальных способов общения // Электрон. дан. Режим доступа URL :http://budkoew.netfolio.ru/files/8d055160-6b0e-46a1-8a45-03848e18798b.pdf(дата обращения: 18.02.2018).
14. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003 544 с.
15. История становления невербальной семиотики в отечественной и за-рубежной науке// Электрон. дан. Режим доступа URL :https://poisk-ru.ru/s61562t2.html(дата обращения: 19.11.2016).
16. Казаева Т.Н. Развитие речи младших школьников /Т.Н. Казаева // Начальная школа. 2013. №6. С. 76 - 79.
17. Картотека игр на развитие сотрудничества // Электрон. дан. Режим доступа URL :https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/14/igry-na-razvitie-sotrudnichestva(дата обращения: 13.03.2018).
18. Кириловская А.С. Картотека игр на развитие коммуникативных
навыков младших школьников // Электрон. дан. Режим доступа URL : http://ped-kopilka.ru/blogs/alena-sergevna-kirilovskaja/kartoteka-igr-napravlenyh-na-razvitie-komunikativnyh-navykov-mladshih-shkolnikov.html (дата обращения: 25.04.2017).
19. Киянченко Е.А. Учим детей общаться/ Е.А. Киянченко // Начальная школа. 2012. №6. С. 63.
20. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению/ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина.Ярославль: Академия развития, 1996.267 с.
21. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования/ Г.Г. Кравцов.Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 2004.133 с.
22. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
23. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического раз-вития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей/ И.Ю. Кулагина.М.: ТЦ "Сфера", 1999. 192 с.
24. Лемяскина Н.А., Стернин И.А. Коммуникативное поведение младшего школьника. Воронеж, 2000.
25. Лисина М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной.М.: Наука, 1980.-320 с.
26. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1981. 144 с.
27. Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Психология младшего школьника.
28. Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А. М. Кузнецова) // Электрон. дан. Режим доступа URL :https://scibook.net/ sotsi-alnaya-psihologiya-knigi/516-metodika-ekspertnoy-otsenki-neverbalnoy-22474.html(дата обращения: 15.09.2017).
29. Мир знаний // Электрон. дан. Режим доступа URL :http://mirznanii. com/a/201925/psikhologiya-obshcheniya-8 (дата обращения: 10.11.2016).
30. Мудрых И.С. Универсальный язык современного делового общения // Электрон. дан. Режим доступа URL :http://www.psycademy.ru/pages/369/(дата обращения: 19.11.2016).
31. Невербальное общение: приемы, упражнения // Электрон. дан. Режим доступа URL : https://infourok.ru/neverbalnoe-obschenie-priemi-
uprazhneniya-556617.html(дата обращения: 15.01.2018).
32. Невербальные средства общения и их роль в усилении социально-психологического взаимодействия // Электрон. дан. Режим доступа URL :
http://studbooks.net/1612619/psihologiya/chastnye metodiki (дата обращения:
15.09.2017).
33. Неупокоева Н.М. «Коммуникативная культура педагога» Курган, 2004 г.
34. Общение мужчин и женщин - в чем различие? // Электрон. дан. Режим доступа URL :https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/lichnost/119-obscheniye-muzchin-i-zhenschin.html(дата обращения: 23.02.2016).
35. Олейник Л. Гендерное воспитание младших школьников // Электрон. дан. Режим доступа URL :http://sekretiki7ya.ru/gendernoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov/(дата обращения: 23.02.2016).
36. Парыгин Б.Д. Основа социально-психологической теории. М., «Мысль» 1971.
37. Пашков Д. Исследование маскулинности-фемининности Сандры Бэм // Электрон. дан. Режим доступа URL :https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/03/03/issledovanie-maskulinnosti-femininnosti-sandry-bem(дата обращения: 15.09.2017).
38. Петрова В.И. Горбенко Н.А. Картотека игр на сотрудничество «Я те¬
бя понимаю, ты меня понимаешь» // Электрон. дан. Режим доступа URL : http://a2b2.ru/storage/files/methodologicals/26246/31974 (дата обращения:
14.04.2018).
39. Психологическая диагностика. // Электрон. дан. Режим доступа URL :https://sites.google.com/site/test300m/stott(дата обращения: 13.09.2017).
40. Психология и психиатрия. Невербальное общение // Электрон. дан. Режим доступа URL :http://psihomed.com/neverbalnoe-obshhenie/(дата обр-щения: 19.11.2016).
41. Психология невербального общения // Электрон. дан. Режим доступа URL :https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/110-psychologiya-neverbalnogo-obscheniya.html#contents1(дата обращения: 19.11.2016).
42. Разминочные упражнения // Электрон. дан. Режим доступа URL : https://studfiles.net/preview/5287949/page:13/(дата обращения: 28.02.2018).
43. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей/ Т. А. Репина. М.: Московский психологический институт; Воронеж: Модэк, 2004.- 387 с.
44. Селезнева Г.Я. Коммуникативное тестирование и возраст. // Культура общения и её формирование. Выпуск.4. Воронеж, 1997.
45. Скрытые особенности и виды невербального общения // Электрон.
дан. Режим доступа URL:
http://yourspeech.ru/gesticulation/nonverbal/neverbalnoe-obshhenie.html (дата
обращения: 19.11.2016).
46. Сластенин В.А., Исаев Н.Ф. Педагогика, «Москва» Издательский центр «Академия», 2002 г.
47. Смирнова Е.В. Гендерные и социокультурные особенности коммуникации // Электрон. дан. Режим доступа URL : http://www.vestnik.vsu. ru/pdf/lingvo/2005/02/smirnova.pdf (дата обращения: 18.02.2016).
48. Социально-психологические феномены. Вербальные и невербальные средства общения // Электрон. дан. Режим доступа URL :https://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/135-verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshheniya.html(дата обращения: 18.02.2016).
49. Структура общения // Электрон. дан. Режим доступа URL : http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=3(дата обращения: 19.11.2016).
50. Студенческая библиотека онлайн. Невербальные средства общения // Электрон. дан. Режим доступа URL :http://studbooks.net/1652738/psihologiya/povedenie(дата обращения: 19.11.2016).
51. Студенческая библиотека онлайн. Невербальные средства общения // Электрон. дан. Режим доступа URL :http://studbooks.net/1866280/ pedagogi-ka/voprosy obucheniya mladshih shkolnikov metodicheskoy nauke(дата об-ращения: 20.03.2016).
52. Студми. Учебные материалы для студентов // Электрон. дан. Режим доступа URL :http://studme.org/36242/psihologiya/ponyatie obscheniya psi-hologii(дата обращения: 19.11.2016).
53. Тренинг Вербальные и невербальные средства общения // Электрон. дан. Режим доступа URL :https://summercamp.ru(дата обращения: 18.02.2018).
54. Упражнения для совершенствования невербальных способов общения // Электрон. дан. Режим доступа URL :https://lektsii.org/5-50610.html(дата обращения: 15.01.2018).
55. Упражнения на развитие умений общения у младших школьников // Электрон. дан. Режим доступа URL : https ://multiurok.ru/files/uprazhnieniia-na-razvitiie-umienii-obshchieniia-u-.html(дата обращения: 14.04.2018).
56. Упражнения, направленные на развитие эффективного взаимодействия в команде // Электрон. дан. Режим доступа URL :http://mognovse.ru/fyt-uprajneniya-napravlennie-na-razvitie-effektivnogo-vzaimode.html(дата обращения: 13.03.2018).
57. Урбан К.А. Гендерные аспекты коммуникации // [Электрон. дан. Режим доступа URL :http://bibliofond.ru/view.aspx?id=869228(дата обращения: 23.02.2016).
58. Учимся сотрудничеству в играх и упражнениях // Электрон. дан. Режим доступа URL :http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/uchimsya-sotrudnichestvu-v-igrach-i-uprazhneniyach.html(дата обращения: 13.03.2018).
59. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. «Психотренинг. Игры и упражнения» Москва, 1988 г.
60. Чебану Ю.К. Методика обучения младших школьников невербальному общению // Электрон. дан. Режим доступа URL :https://infourok.ru/statya-na-temu-metodika-obucheniya-mladshih-shkolnikov-neverbalnomu-obscheniyu-1116850.html(дата обращения: 20.03.2017).
61. Чернова. Виды общения// Электрон. дан. Режим доступа URL :http://www.studfiles.ru/preview/5662003/page:3/(дата обращения 19.11.2016).
62. Шувалова А. Что представляют собой психология общения? Виды
общения // Электрон. дан. Режим доступа URL :http://fb.ru/article/37953/vidyi- obscheniya-v-psihologii (дата обращения: 19.11.2016).