ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей невербального общения младших школьников 7
1.1. Понятие общения в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности общения младших школьников. Гендерный аспект
невербального общения в младшем школьном возрасте 19
1.3. Методы развития невербального общения младших школьников 28
Выводы по Главе 1 35
Глава 2. Эмпирическое исследования гендерных особенностей невербального общения младших школьников 37
2.1. Методическая организация исследования 37
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Программа развития средств невербального общения у младших
школьников 53
Выводы по Главе 2 61
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей невербального общения младших школьников 7
1.1. Понятие общения в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности общения младших школьников. Гендерный аспект
невербального общения в младшем школьном возрасте 19
1.3. Методы развития невербального общения младших школьников 28
Выводы по Главе 1 35
Глава 2. Эмпирическое исследования гендерных особенностей невербального общения младших школьников 37
2.1. Методическая организация исследования 37
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Программа развития средств невербального общения у младших
школьников 53
Выводы по Главе 2 61
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложения
В течение всего времени существования человек пользуется таким процессом как общение. Какое название за это время не имел человек: и homosapiens (человек разумный), и homofuber (человек производящий), и homoludens (человек играющий). Предполагается также, что с большим основание его можно назвать homocommunicans - человек общающийся. Петр Чаадаев, русский мыслитель, неслучайно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе» [29]. И он был прав, так как естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Общение - одно из самых необходимых условий существования человеческого общества. Выделяют огромное количество его форм и видов. Общение может быть случайным, анонимным обменом репликами в общественном транспорте, или же задушевным разговором с близким человеком. Общение присутствует в нашей жизни всегда. Когда мы находимся наедине с собой и грустим в одиночестве, мы ведем диалог с воображаемым собеседником. Когда мы отворачиваемся от случайного попутчики, мы мысленно говорим, что он нам не интересен и что акта общения не произойдет.
Выполняя совместную деятельность, людям нужно вступать друг с другом в общение. Им необходимо устанавливать психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» [36].
Каждый из нас хотя бы раз в жизни занимался изучением языков. Мы изучаем родной язык, иностранный, кто-то изучает языки программирования. Но существует еще один общедоступный, международный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали - это язык жестов, мимики и телодвижений человека - «bodylanguage».
Наиболее влиятельной работой начала ХХ века (1872 год) по изучению проблемы bodylanguage является работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных». Она стимулировала современные исследования в области «языка тела». Многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира [50].
Особенность языка телодвижений — это то, что его проявления обусловлено импульсами подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычной речи. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей только 20¬40% информации передается с помощью вербальных, а от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения [27].
Невербальные средства общения возникли еще задолго до появления разговорного языка. Однако научное изучение этого явления началось только в последние пятьдесят лет и особую популярность приобрело в 70-х годах. Ученые, которые занимались проблемой изучения невербального общения, Ч. Дарвин, Э. Берн, Т. Пидерит, С.Л. Рубинштейн, Г. Спенсер, В. Вундт [15].
Речь каждого человека окрашена интонацией, мимикой, жестами. Люди всегда принимают какую-то позу, которую можно каким-либо образом истолковать.
Тема гендерного невербального общения младшего школьника является актуальной в настоящее время. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В периоды жизни гендерные различия в разной мере проявляются в общении между людьми. В последнее время можно часто встретить детей, которые с большим усилием могут сформулировать свою мысль, но при этом они очень ярко ее могут описать жестами, мимикой. Или наоборот, есть разговорчивые дети, но с монотонной речью без эмоций. Нельзя сказать, что из этого хуже: плохая речь, но эмоциональная, или хорошая, но не эмоциональная.
Проблема исследования заключается в том, что существует мало фактов, которые говорят об особенностях гендерного невербального общения.
Цель работы - на основе изучения актуального уровня развития не-вербального общения в гендерном аспекте разработать программу по развитию у младших школьников средств невербального общения.
Объект исследования - невербальное общение младших школьников.
Предмет исследования - гендерные особенности невербального общения младших школьников.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что невербальное общение младших школьников с разной гендерной принадлежностью будет иметь следующие особенности:
1) дети с категорией «андрогинность» имеют высокий уровень развития невербального общения, часто и ярко используют средства невербального общения и правильно их понимают;
2) дети с категорией «маскулинность» имеют средний уровень развития невербального общения, часто и ярко используют средства невербального общения, но слабо их понимают;
3) дети с категорией «фемининность» имеют средний уровень развития невербального общения, не очень часто используют средства невербального общения, но очень быстро и правильно их понимают.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения гендерных особенностей невербального общения младшего школьника.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение гендерных особенностей невербального общения младшего школьника;
4. Описать актуальный уровень невербального общения младшего школьника.
5. Проследить гендерные особенности невербального общения младших школьников.
6. Разработать программу по развитию средств невербального общения младшего школьника.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Метод первичной статистики.
5. Метод качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база: В исследовании приняли участие 106 младших школьников 2 - 4 классов и их родители. Исследование проводилось на базе МБОУ Средняя школа №98.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложений.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 26 - 27 апреля 2018 года. По теме исследования имеется публикация.
Общение - одно из самых необходимых условий существования человеческого общества. Выделяют огромное количество его форм и видов. Общение может быть случайным, анонимным обменом репликами в общественном транспорте, или же задушевным разговором с близким человеком. Общение присутствует в нашей жизни всегда. Когда мы находимся наедине с собой и грустим в одиночестве, мы ведем диалог с воображаемым собеседником. Когда мы отворачиваемся от случайного попутчики, мы мысленно говорим, что он нам не интересен и что акта общения не произойдет.
Выполняя совместную деятельность, людям нужно вступать друг с другом в общение. Им необходимо устанавливать психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» [36].
Каждый из нас хотя бы раз в жизни занимался изучением языков. Мы изучаем родной язык, иностранный, кто-то изучает языки программирования. Но существует еще один общедоступный, международный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали - это язык жестов, мимики и телодвижений человека - «bodylanguage».
Наиболее влиятельной работой начала ХХ века (1872 год) по изучению проблемы bodylanguage является работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных». Она стимулировала современные исследования в области «языка тела». Многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира [50].
Особенность языка телодвижений — это то, что его проявления обусловлено импульсами подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычной речи. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей только 20¬40% информации передается с помощью вербальных, а от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения [27].
Невербальные средства общения возникли еще задолго до появления разговорного языка. Однако научное изучение этого явления началось только в последние пятьдесят лет и особую популярность приобрело в 70-х годах. Ученые, которые занимались проблемой изучения невербального общения, Ч. Дарвин, Э. Берн, Т. Пидерит, С.Л. Рубинштейн, Г. Спенсер, В. Вундт [15].
Речь каждого человека окрашена интонацией, мимикой, жестами. Люди всегда принимают какую-то позу, которую можно каким-либо образом истолковать.
Тема гендерного невербального общения младшего школьника является актуальной в настоящее время. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В периоды жизни гендерные различия в разной мере проявляются в общении между людьми. В последнее время можно часто встретить детей, которые с большим усилием могут сформулировать свою мысль, но при этом они очень ярко ее могут описать жестами, мимикой. Или наоборот, есть разговорчивые дети, но с монотонной речью без эмоций. Нельзя сказать, что из этого хуже: плохая речь, но эмоциональная, или хорошая, но не эмоциональная.
Проблема исследования заключается в том, что существует мало фактов, которые говорят об особенностях гендерного невербального общения.
Цель работы - на основе изучения актуального уровня развития не-вербального общения в гендерном аспекте разработать программу по развитию у младших школьников средств невербального общения.
Объект исследования - невербальное общение младших школьников.
Предмет исследования - гендерные особенности невербального общения младших школьников.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что невербальное общение младших школьников с разной гендерной принадлежностью будет иметь следующие особенности:
1) дети с категорией «андрогинность» имеют высокий уровень развития невербального общения, часто и ярко используют средства невербального общения и правильно их понимают;
2) дети с категорией «маскулинность» имеют средний уровень развития невербального общения, часто и ярко используют средства невербального общения, но слабо их понимают;
3) дети с категорией «фемининность» имеют средний уровень развития невербального общения, не очень часто используют средства невербального общения, но очень быстро и правильно их понимают.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения гендерных особенностей невербального общения младшего школьника.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение гендерных особенностей невербального общения младшего школьника;
4. Описать актуальный уровень невербального общения младшего школьника.
5. Проследить гендерные особенности невербального общения младших школьников.
6. Разработать программу по развитию средств невербального общения младшего школьника.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Метод первичной статистики.
5. Метод качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база: В исследовании приняли участие 106 младших школьников 2 - 4 классов и их родители. Исследование проводилось на базе МБОУ Средняя школа №98.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложений.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 26 - 27 апреля 2018 года. По теме исследования имеется публикация.
Человек живет в социуме, в социуме он и развивается, а для развития необходимо выстраивать процесс общения для обмена информацией. Основой развития человечества является общение как вербальное, так и невербальное. Младший школьный возраст очень восприимчив для получения каких-либо новых знаний и именно поэтому в данный период необходимо развивать разные виды процесса общения.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были изучены понятие общения, его основные характеристики, виды, понятие гендера и гендерных особенностей младших школьников.
Охарактеризован процесс общения у младших школьников. Процесс общения рассматривается как одна из основных психологических категорий. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития кон-тактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера. Важное значение в овладении средствами невербального общения связанно с освоение правил поведения. Развитие неречевого общения имеет большой скачок в период прихода ребенка в школу. Чтобы младшие школьники овладевали средствами не-вербального общения учителю необходимо проводить с ними различные упражнения по приобретению данного навыка.
Подобран диагностический комплекс для изучения гендерных особенностей невербального общения младших школьников. Мы исследовали уровни понимания невербального общения у младших школьников. Определили гендер учеников и соотнесли полученные данные.
По результатам констатирующего эксперимента у детей младшего школьного возраста были выявлены 3 уровня развития невербальных методов общения. 41,4% с уровнем ниже среднего, 49,3% со средним уровнем и 9,3% с уровнем выше среднего. Из этого можно сделать вывод, что все дети обладают знаниями и пониманием невербальных методов, но не в полном объеме.
Результаты позволяют сделать выводы, что:
Jдети с категорией андрогинность в большей части не используют невербальные методы общения и не понимают невербальные методы общения. Относительно нашего предположения, что они имеют высокий уровень развития методов невербального общения, часто и ярко их используют и правильно их понимают;
Jдети с категорией маскулинность умеренно используют невербальные методы общения и частично понимают и реагируют на невербальные методы общения. Наше предположение, что дети имеют средний уровень развития методов невербального общения, они часто и ярко используют данные методы, но слабо их понимают;
Jдети с категорией фемининность умеренно используют и частично понимают невербальные методы общения, а у части детей наблюдается практически полное отсутствие и непонимание данных методов. Что совпадает частично с нашим предположением о том, что дети с категорией фемининность имеют средний уровень развития методов невербального общения, но не очень часто их используют, но очень быстро и правильно их осознают.
На основании результатов констатирующего экспериментами была со-ставлена программа по развитию средств невербального общения. В разработанной программе представлены групповые занятия с использованием игр, психологических техник и упражнений, направленные на развитие средств невербального общения и правильной их интерпретации.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась частично, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были изучены понятие общения, его основные характеристики, виды, понятие гендера и гендерных особенностей младших школьников.
Охарактеризован процесс общения у младших школьников. Процесс общения рассматривается как одна из основных психологических категорий. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития кон-тактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера. Важное значение в овладении средствами невербального общения связанно с освоение правил поведения. Развитие неречевого общения имеет большой скачок в период прихода ребенка в школу. Чтобы младшие школьники овладевали средствами не-вербального общения учителю необходимо проводить с ними различные упражнения по приобретению данного навыка.
Подобран диагностический комплекс для изучения гендерных особенностей невербального общения младших школьников. Мы исследовали уровни понимания невербального общения у младших школьников. Определили гендер учеников и соотнесли полученные данные.
По результатам констатирующего эксперимента у детей младшего школьного возраста были выявлены 3 уровня развития невербальных методов общения. 41,4% с уровнем ниже среднего, 49,3% со средним уровнем и 9,3% с уровнем выше среднего. Из этого можно сделать вывод, что все дети обладают знаниями и пониманием невербальных методов, но не в полном объеме.
Результаты позволяют сделать выводы, что:
Jдети с категорией андрогинность в большей части не используют невербальные методы общения и не понимают невербальные методы общения. Относительно нашего предположения, что они имеют высокий уровень развития методов невербального общения, часто и ярко их используют и правильно их понимают;
Jдети с категорией маскулинность умеренно используют невербальные методы общения и частично понимают и реагируют на невербальные методы общения. Наше предположение, что дети имеют средний уровень развития методов невербального общения, они часто и ярко используют данные методы, но слабо их понимают;
Jдети с категорией фемининность умеренно используют и частично понимают невербальные методы общения, а у части детей наблюдается практически полное отсутствие и непонимание данных методов. Что совпадает частично с нашим предположением о том, что дети с категорией фемининность имеют средний уровень развития методов невербального общения, но не очень часто их используют, но очень быстро и правильно их осознают.
На основании результатов констатирующего экспериментами была со-ставлена программа по развитию средств невербального общения. В разработанной программе представлены групповые занятия с использованием игр, психологических техник и упражнений, направленные на развитие средств невербального общения и правильной их интерпретации.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась частично, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Игровая деятельность как средство развития коммуникативных
способностей у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эмпатийного потенциала личности (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах
Прочее, психология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2002 - ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ДИНАМИКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О КОНФЛИКТАХ (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Нормативная составляющая коммуникативного поведения в русской языковой традиции (на материале фразеологии)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья методами сказкотерапии (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022



