Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения гендерных особенностей общения младших школьников 7
1.1. Понятие общения в психологической науке 7
1.2. Гендерные особенности общения в младшем школьном возрасте 21
1.3. Формы и методы развития навыков общения у детей младшего
школьного возраста 38
Выводы по Главе 1 48
Глава II. Экспериментальное исследование гендерных особенностей общения младших школьников 50
2.1. Методическая организация исследования 50
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 57
2.3. Программа развития навыков общения у младших школьников 67
Выводы по главе II 74
Заключение 76
Список используемых источников 78
Приложения
Проблема общения младших школьников достаточно актуальна, т.к. общение выступает важной стороной жизнедеятельности школьника.
Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности и в какой-то степени определяется в жизни. И именно в этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношение с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которыми он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы вовремя провести развивающую работу с ребенком.
Исследованием проблемы общения занимались Е.И. Рогов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, A. В. Петровский, М.Г. Ярошевский, А.А. Бодалев, Э. Шостром, B. Н. Панферов, Е.В. Андриенко, Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына, И.А. Зимняя и многие другие зарубежные и отечественные авторы.
В научной среде нет единого общепринятого определения общения . В Психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга» [48].
На сегодняшний день такие науки, как психология, педагогика, социальная психология уделяют большое внимание понятию «гендер». Первым, кто ввёл понятие «гендер» был американский психолог Дж. Скотт. Проблемой гендерных различий занимались Ш. Берн, И.С. Кон, А.А. Логинова, Д.В. Колесова. Понимание гендерных особенностей общения в младшем школьном возрасте даст возможность психологам, педагогам и родителям так организовать обучение и развитие детей, чтобы они были успешны в общении с окружающими.
Цель работы - на основе изучения актуального уровня развития общения в гендерном аспекте разработать программу по развитию у младших школьников навыков общения.
Объект исследования - общение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - гендерные особенности общения детей младшего школьного возраста.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что общение в гендерных группах будет иметь следующие особенности:
1) дети с категорией «маскулинность» имеют высокий уровень развития общения, имеют желание общаться, первыми пытаются начать разговор, с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, способны на протяжении всего дня общаться;
2) дети с категорией «фемининность» имеют средний уровень развития общения, имеют желание общаться, но участвуют в общении лишь по инициативе других, нуждаются в общении, но быстро устают от него и через некоторое время прекращают коммуникацию со сверстниками;
3) дети с категорией «андрогинность» имеют средний уровень развития общения, имеют желание общаться, но участвуют в общении лишь по инициативе других, нуждаются в общении, но быстро устают от него и через некоторое время прекращают коммуникацию со сверстниками;
4) развитию навыков общения у младших школьников с разной гендерной принадлежностью будут способствовать групповые занятия на основе групповых дискуссий и игровых приемов, направленные на развитие навыков вербального и невербального общения, умения слушать, навыков сотрудничества.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашего психолого-педагогического исследования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения гендерных особенностей общения младших школьников.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение гендерных особенностей общения младших школьников.
4. Описать актуальный уровень общения младших школьников.
5. Проследить гендерные особенности общения младших школьников.
6. Разработать программу по развитию навыков общения младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Метод первичной статистики.
5. Метод качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база: В исследовании приняли участие 115 младших школьников 4 классов. Исследование проводилось на базе МАОУ СШ №32.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников, приложений.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХ! века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Человек живет в социуме, в социуме он и развивается, а для развития необходимо выстраивать процесс общения для обмена информацией. Основой развития человечества является общение как вербальное, так и невербальное. Младший школьный возраст очень восприимчив для получения каких-либо новых знаний и именно поэтому в данный период необходимо развивать разные виды процесса общения.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были изучены понятие общения, его основные характеристики, виды, понятие гендера и гендерных особенностей младших школьников.
Охарактеризован процесс общения у младших школьников. Процесс общения рассматривается как одна из основных психологических категорий. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимания партнера.
Подобран диагностический комплекс для изучения гендерных особенностей общения младших школьников.
По результатам констатирующего эксперимента у детей младшего школьного возраста были выявлены 3 уровня развития общения. 34% обладают высоким уровнем, 47% - средним уровнем, 19% - низким уровнем. Из этого можно сделать вывод, что большинство детей имеют желание общаться, но не все могут начать общение.
Наша цель была достигнута. Мы исследовали уровни общения у младших школьников. Определили гендер учеников и соотнесли полученные данные.
Наши результаты позволяют нам сделать вывод, что:
Jдети с категорией «андрогинность» в большей части участвуют в общении только по инициативе других детей, от общения быстро устают и через некоторое время прекращают его. Относительно нашего предположения, что они имеют средний уровень развития общения, имеют желание общаться, но участвуют в общении лишь по инициативе других, нуждаются в общении, но быстро устают от него и через некоторое время прекращают коммуникацию со сверстниками;
Jдети с категорией «маскулинность» в большей части проявляют инициативу в общении, способны длительное время поддерживать общение. Наше предположение, что дети имеют высокий уровень развития общения, имеют желание общаться, первыми пытаются начать разговор, с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, способны на протяжении всего дня общаться;
Jдети с категорией «фемининность» в большей части участвуют общении по инициативе сверстников, не способны длительное время общаться. Что совпадает с нашим предположением о том, что дети с категорией «фемининность» имеют средний уровень развития общения, имеют желание общаться, но участвуют в общении лишь по инициативе других, нуждаются в общении, но быстро устают от него и через некоторое время прекращают коммуникацию со сверстниками.
На основании результатов констатирующего эксперимента была составлена программа по развитию навыков общения. В разработанной программе представлены групповые занятия с использованием игр, психологических техник и упражнений, направленные на развитие навыков общения.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса.
1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 2002. №5. с. 71-75.
2. Абрамовских Н.В. Педагогика среднего специального образования: Метод. пособие для студентов. Шадринск: ШГПИ, 2014. 308 с.
3. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учеб. пособие. М.:
Академия, 2014. 329 с.
4. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 384 с.
5. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008. 319 с.
6. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 264 с.
7. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. 1993. №1. с. 47-53.
8. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Академия, 1983. 207 с.
9. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли своего ученика? М.: Просвещение, 1991. 193 с.
10. Бодалев А.А. Психология общения. М.: МОДЭК, 1996. 256 с.
11. Божович Л.И. Вопросы психологии личности школьника. М.: Академия, 1961. 321 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. 296 с.
13. Вершинина Н.В. Коммуникативное развитие младших школьников // Молодой ученый. 2015. №20. с. 10-12.
14. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. СПб., Питер. 2009. 113 с.
15. Выготский Л.С. Психология. М.: Лабиринт, 2008. 556 с.
16. Галагузова Ю.Н., Сорвачёва Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика. М.: Владос, 2001. 347 с.
17. Григорьев С.В. Самовыражение и развитие личности через смену форм игры на протяжении жизненного пути: Автореф. дис, ... канд. психол. Наук. М., 1991. 253 с.
18. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник. М.: Юрайт, 2014. 478 с.
19. Гуревич П.С. Психология: Учебник. М.: Инфра-М, 2015. 330 с.
20. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2009. 289 с.
21. Жданова К.У., Кульгарина Л.Р. Роль игровой деятельности младших школьников в формировании коммуникативных умений // Science Time. 2015. № 5. с. 174-178.
22. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.
23. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. С.-Пб.: Питер, 2009. 576 с.
24. Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996. 267 с.
25. Колесов Д.В. Вопросы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1986. 160 с.
26. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. Соотношение биологического и социального. М.: Смысл, 1975. 205 с.
27. Коротаева А.И. Гендерные характеристики отношений младших школьников: Автореф. дис, . канд. психол. наук. Ярославль, 2012. 135 с.
28. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 2004. 133 с.
29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
30. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Сфера, 1999. 192 с.
31. Казаринова Н.В., Куницына В.Н., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. С.-Пб.: Питер, 2001. 544 с.
32. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д: Феникс, 1986. 176 с.
33. Лабутова И.В. Развитие общих коммуникативных умений у студентов-педагогов в условиях интенсивного обучения иностранному языку: Автореф. дис, ... канд. психол. наук. М., 1990. 216 с.
34. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с.
35. Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопросы психологи. 1998. №5. с. 37-46.
36. Лисина М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное. М.: Наука, 1980. 320 с.
37. Лисина М.И. Потребность в общении. М.: Педагогика, 1986. 209 с.
38. Логинов А.А. Женщина и мужчина. Минск: Полымя, 1989. 446 с.
39. Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
40. Мирзоева Д.М. Самовыражение как составляющая коммуникативной компетентности обучаемого-субъекта педагогического общения // Человек и образование. 2011. №1. с. 90-94.
41. Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. М.:
Педагогическое общество России, 2011. 320 с.
42. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Автореф. дис, ... канд. пед. наук. М., 1992. 251 с.
43. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2000. 267 с.
44. Немов Р.С. Психология: Учебник. М.: КноРус, 2014. 718 с.
45. Панферов В.Н. Общая психология. Теоретические основы: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 296 с.
46. Петровская Л.А. Общение, компетентность, тренинг. Избранные труды. М.: Смысл, 2007. 387 с.
47. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Владос, 2007. 230 с.
48. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., Академия, 1990. 494 с.
49. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Книга по Требованию, 2005. 241 с.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-Пб: Питер, 2002. 720 с.
51. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.:
Проспект, 2005. 336 с.
52. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
53. Смирнова А.В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников. М.: Оолита, 2005. 68 с.
54. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2005. 116 с.
55. Степина О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия: дис, ... док. психол. наук. Екатеринбург, 2009. 219 с.
56. Тартаковская И.Н. Гендерная социология . М.: Невский Простор , 2005. 368 с.
57. Титяева Л.М. Воспитание коммуникативных свойств личности младших школьников // Наука времени. 2014. № 8. с. 55-58.
58. Федоришин Б.А. Оценка коммуникативных и организаторских
склонностей (КОС) // [Электронный ресурс]. URL:
http://psylist.net/praktikum/00219.htm. Дата обращения 23.02.2018 г.
59. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? М.: Эксперимент, 2000. 224 с.
60. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 141 с.
61. Чернова Г.Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. С.-Пб.: Питер, 2012. 240 с.
62. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. М.: Педагогика, 1989. 159 с.
63. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 481 с.
64. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004. 152 с.
65. Берн Ш. Гендерная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
66. Скотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа. Харьков: ХЦГИ, 2001. 273 с.
67. Шостром Э. Анти-Карнеги. М.: Попурри, 2005. 192 с.
68. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 238 с.