Проведено эмпирическое исследования.
Выборка: 20 человек (возраст от 13 до 15 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ....4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР...8
1.1. Современные представления о гендерной идентичности..............8
1.1.1. Анализ подходов к определению сущности гендерной идентичности.....8
1.1.2. Механизмы формирования гендерной идентичности личности........ 11
1.1.3. Гендерная идентичность у современных подростков........... 14
1.2. Современные представления об эмоциональном интеллекте........16
1.2.1. Способности и свойства личности, составляющие эмоциональный интеллект...18
1.2.2. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта...20
1.2.3. Гендерные аспекты эмоционального интеллекта......... 23
1.2.4. Эмоциональный интеллект у современных подростков..25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...28
2.1. Описание выборки (участников исследования)...28
2.2. Описание методов и методик исследования...28
2.3. Описание процедуры исследования...29
2.4. Описание методов математико-статистической обработки данных.........30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...32
3.1. Результаты исследования эмоционального интеллекта современных подростков...32
3.2. Результаты исследования гендерной идентичности современных подростков....34
3.3. Результаты корреляционного анализа..34
3.4. Обсуждение результатов исследования...6
ВЫВОДЫ...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...41
ПРИЛОЖЕНИЯ....45
Приложение 1. Текст опросника эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина (стимульный материал), вопросы 1-13...45
Приложение 2. Текст опросника эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина (стимульный материал), вопросы 14-28...46
Приложение 3. Текст опросника эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина (стимульный материал), вопросы 29-44...47
Приложение 4. Текст опросника эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина (стимульный материал), вопросы 45-46...48
Приложение 5. Инструкция к опроснику эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина....49
Приложение 6. Шкалы методики эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина....50
Приложение 7. Способ обработки первичных данных опросника эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина и ключ к методике..51
Приложение 8. Текст методики изучения гендерной идентичности (МИГИ) Л.Б. Шнейдер (стимульный материал) и инструкция к методике......................52
Приложение 9. Шкалы методики изучения гендерной идентичности (МИГИ) Л.Б. Шнейдер...53
Приложение 10. Способ обработки первичных данных методики изучения гендерной идентичности (МИГИ) Л.Б. Шнейдер и ключ к методике................56
Актуальность. Интерес к изучению взаимосвязи эмоционального интеллекта и гендерной идентичности уходит своими корнями в глубокую древность. Еще до появления современных научных психологических методов изучения данных феноменов люди при помощи наблюдения во время социальных взаимодействий пытались выявить различные закономерности проявлений эмоционального интеллекта, характерные для людей разных полов. Именно так появились самые распространенные гендерно-эмоциональные стереотипы, основанные на представлениях о том, что мужчины и женщины противоположны друг другу, и все особенности их психической жизни неразрывно связаны с их биологическим полом. Наиболее известным подобным стереотипом является суждение о том, что женщины по своей биологической природе более эмоциональны и экспрессивны, чем мужчины, а также имеют более развитую эмпатию и другие способности, составляющие эмоциональный интеллект. [22, с. 3]
Однако при дальнейшем изучении, ставшим возможным благодаря развитию философии, психологии и медицинских дисциплин, понимание природы, внутренней структуры феноменов гендерной идентичности и эмоционального интеллекта, а также их взаимосвязи усложняется их многогранностью и неоднозначностью. Так, на сегодняшний день существует как минимум три возможных вариантов трактовки понятия «гендер» и, соответственно, понятия «гендерная идентичность». [8, с. 1-5] Стоит также отметить, что неоднозначное нравственное, этическое и политическое отношение к различным вариантам определения природы гендерной идентичности затрудняет объективные исследования в данной области знания.
Важным этапом в развитии гендерной идентичности и эмоционального интеллекта у человека является подростковый возраст. Именно в данном возрастном периоде полоролевая идентичность является одним из основных новообразований – своеобразной целью развития. Эмоциональная сфера также претерпевает значительные изменения, прежде всего, благодаря изменениям гормонального фона, однако, это не единственная причина. Ведущей деятельностью, способствующей гармоничному развитию личности, в подростковом возрасте является общение со сверстниками с целью самопознания. [1, с. 313] Для наиболее эффективной и продуктивной межличностной коммуникации понимание и верная интерпретация информации, полученной от собеседника, приобретают первостепенную значимость. В осуществлении данных элементов общения требуется иметь развитый эмоциональный интеллект. Исходя из этого, можно сказать, что уровень развития эмоционального интеллекта напрямую связан с благополучным возрастным развитием подростка. Исходя из вышесказанного, изучение взаимосвязи гендерной идентичности и эмоционального интеллекта в данном возрасте обосновывается ключевой ролью подросткового возраста в развитии данных феноменов.
Изучение взаимосвязи гендерной идентичности и эмоционального интеллекта у современных подростков имеет огромное значение для современной психологической науки, поскольку, прежде всего, помогает понять, как различные внешние и внутренние факторы влияют на развитие личности подростка. Кроме того, изучение данной взаимосвязи позволяет выявлять и купировать затруднения в развитии эмоционального интеллекта подростков, связанные с гендерными стереотипами и установками, а также с дезадаптивными вариантами гендерной идентичности. Также изучение данной проблематики позволит создать эффективные психокоррекционные методы развития эмоционального интеллекта для подростков, имеющих проблемы в сфере гендерной идентичности, и способствует возникновению современных психопрофилактических мероприятий в данной сфере.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является теоретическое изучение развития эмоционального интеллекта и гендерной идентичности у современных подростков и практическая проверка экспериментальной гипотезы о взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и гендерной идентичностью.
В качестве объекта исследования в данной работе выступают современные подростки; в качестве предмета – их эмоциональный интеллект, гендерная идентичность, а также взаимосвязь данных феноменов в процессе подросткового развития.
Гипотеза исследования: существует значимая корреляция между различными составляющими эмоционального интеллекта и гендерной идентичности у современных российских подростков.
Также можно выделить следующие задачи исследования:
1. Произвести анализ литературы по теме гендерной идентичности; проанализировать подходы к определению сущности гендерной идентичности; изучить механизмы формирования гендерной идентичности; рассмотреть имеющийся теоретический и эмпирический материал по теме гендерной идентичности современных подростков.
2. Произвести анализ литературы по теме эмоционального интеллекта; определить способности, составляющие эмоциональный интеллект; изучить биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта; рассмотреть имеющийся теоретический и эмпирический материал по теме эмоционального интеллекта современных подростков; изучить гендерные аспекты эмоционального интеллекта.
3. Определить и описать выборку, психодиагностический инструментарий, методы математико-статистической обработки данных, а также процедуру проведения эмпирического исследования.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и гендерной идентичности у современных подростков.
5. Проанализировать, проинтерпретировать и описать результаты проведенного эмпирического исследования.
6. Сформулировать выводы и определить вектор дальнейших исследований по тематике работы.
Данная работа состоит из 59 страниц имеет следующую структуру:
1. Введение;
2. Три главы, включающие в себя теоретический анализ литературы по теме, описание выборки, методов и процедуры исследования, а также описание результатов исследования;
3. Выводы;
4. Заключение;
5. Список используемой литературы, включающий 34 источника;
6. 10 приложений, 1 таблицу и 2 рисунка.
В результате проведенного исследования было установлено, что не существует значимой корреляционной связи между эмоциональным интеллектом и гендерной идентичностью у современных подростков. Однако, исследование данных явлений необходимо продолжить, так как существует риск влияния на результаты исследования невалидного психодиагностического инструментария. Несмотря на это, результаты работы позволяют утверждать, что социальный фактор, проявляющийся в воспитании детей и, соответственно, влияющий на психологию подростков, оказывает значительное влияние на формирование их гендерной идентичности и эмоционального интеллекта. Данный аспект может быть интересен для дальнейших исследований в области психологии подростков и развития их личности. В целом, изучение взаимосвязи между гендерной идентичностью и эмоциональным интеллектом у современных подростков является актуальной и важной задачей в контексте социальных и культурных изменений в нашем обществе.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. -379 с.
2. Александров А.А. Человек. Анатомия. Физиология. Психология: энциклопедический иллюстрированный словарь / А.А. Александров, Я.А. Альтман, О.В. Барсукова, и др.; Под ред. А.С. Батуева, Е.П. Ильина, Л.В. Соколовой. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
3. Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов: учебно-метдодическое пособие для вузов / Александрова Р.А., Бакланова Е.А., Баранов Е.Г. [и др.]; под ред. С.Л. Кандыбовича, А.Д. Короля, Т.В. Разиной. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Харвест, 2021. – 864 с.
4. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие / И.Н. Андреева. – Новополоцк: Полоц. Гос. Ун-т, 2020 – 356 с.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
7. Волчкова Н.И., Федяева М.В. Особенности гендерной идентичности у современных подростков [Электронный ресурс]. – URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1427
8. Воронцов Д.В. Современные подходы к определению понятия «гендер» в социальной психологии [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-gender-v-sotsialnoy-psihologii
9. Густодымова В.С., Мусаэлян Э.С. Особенности эмоционального интеллекта подростков, склонных к интернет-зависимости [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-podrostkov-sklonnyh-k-internet-zavisimosti/viewer
10. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-podrostkov
11. Дресвянина А.В. Понятие «гендерная идентичность», сущность и основные исследовательские подходы [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gendernaya-identichnost-suschnost-i-osnovnye-issledovatelskie-podhody/viewer
12. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – 2-е изд. – М.: Джангар, 2012. – 864 с.
13. Ильин Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
14. Калыпа О.В., Стежко П.А. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problemy-emotsionalnogo-intellekta-sovremennyh-podrostkov/viewer
15. Каменская Е.Н. Информационное воздействие как фактор формирования гендерной идентичности школьников [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-vozdeystvie-kak-faktor-formirovaniya-gendernoy-identichnosti-shkolnikov/viewer
16. Карпов А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, пратктика: монография / А.В. Карпов, А.С. Петровская. - Яросл. Гос. Ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2008. – 344 с.
17. Кон И.С. Сексология - Учебное пособие / И.С. Кон. – М.: Академия, 2004. - 383 с.
18. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. — 2006. — № 4. — С. 3-22.
19. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2009. — С. 264—278
20. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерения, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29-36.
21. Перегудина В.А. Особенности возрастного становления гендерной идентичности [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vozrastnogo-stanovleniya-gendernoy-identichnosti
22. Симонова О.А. Гендерные стереотипы и эмоциональная жизнь [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2015-03-014-017-gendernye-stereotipy-i-emotsionalnaya-zhizn-svodnyy-referat-105
23. Синкевич И.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня тревожности у подростков [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-emotsionalnogo-intellekta-i-urovnya-trevozhnosti-u-podrostkov/viewer
24. Степанова Л.Г. Актуальные проблемы гендерной психологии: курс лекций / Л.Г. Степанова. – Минск: БГПУ, 2009 - 68 с.
25. Федоренко М.В., Белоусова М.В., Четырчинская Т.В. Уровень эмоционального интеллекта как предиктор девиантного поведения подростков [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-emotsionalnogo-intellekta-kak-prediktor-destruktivnogo-povedeniya-podrostkov/viewer
26. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 128 с.
27. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 336 с.
28. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 320 с.
29. Би Х. Развитие ребенка / Х. Би. – СПб.: Питер, 2004. – 768 с.
30. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 301 с.
31. Келли Г.Ф. Основы современной сексологии / Г.Ф. Келли. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 896 с.
32. Крукс Р., Баур К. Сексуальность / Р. Крукс, К. Баур. - М.: Прайм-Еврознак, 2005. - 452 с.
33. Мацумото, Дэвид. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия / Дэвид Мацумото; [пер. на рус. яз.: Голубева О. и др.]. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 668 с.
34. Фрейд З. Я и Оно: сочинения / З. Фрейд. – М.: Эксмо, 2004. – 864 с.