Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков социального взаимодействия у дошкольников с расстройством аутистического спектра

Работа №167769

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы161
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения поведения в контексте социального взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста с РАС 9
1.1. Психолого-педагогические концепции поведения 9
1.2. Современные представления об аутизме 21
1.3. Формирование навыков социального взаимодействия в
онтогенезе 32
1.4. Особенности социального взаимодействия у детей младшего
дошкольного возраста с РАС 47
1.5. Краткий обзор методик по коррекции нарушений навыков
социального взаимодействия у детей с РАС 54
Выводы по первой главе 65
ГЛАВА 2. Экспериментальное обследование навыков социального взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста с РАС 68
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования 68
2.2. Результаты формирующего эксперимента 80
Выводы по второй главе 117
ГЛАВА 3. Научно-теоретические основы эксперимента 120
3.1. Методологическая основа экспериментального исследования
по развитию навыков социального взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста с РАС 120
3.2. Основные принципы коррекционно-развивающей программы по формированию навыков социального взаимодействия у
детей с РАС 126
3.3. Содержание коррекционно-развивающей программы по
развитию навыков социального взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста с РАС 127
Выводы по третьей главе 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЯ 147
ПРИЛОЖЕНИЯ 155


К настоящему времени уже много сказано об аутизме и аутистических расстройствах. Исследуют причины, уточняют диагностические параметры, ведется поиск эффективных методов коррекции, оказание помощи может быть различным на разных возрастных этапах. Что касается нашего исследования мы предлагаем коррекционно-развивающую программу для развития и формирования, на наш взгляд, наиболее важного умения - это навыков социального взаимодействия. То, самое главное звено, которое страдает у всех детей с расстройством аутистического спектра, и при этом имеет свои вариации. Мы предполагаем, что если коррекцию начинать в как можно более раннем возрасте, не дожидаюсь постановки диагноза, и уделять внимание явным дефицитам, при этом учитывая индивидуальные особенности ребенка, то можно сделать процесс коррекции наиболее эффективным. Что значительно повлияет на социальную адаптацию ребенка.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с отсутствием программ по формированию навыков социального взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста с детальными описаниями каждого обозначенного параметра. При правильно организованной коррекционной работе ребенок с РАС генерализирует полученные навыки и гораздо успешнее социализируется в общество.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что первостепенной задачей психолого-педагогической помощи для детей с РАС является установление доверительного контакта с ребенком, постепенное вовлечение его в игровые и развивающие взаимодействия и передача культурного опыта, для успешного включения в социум.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, чтобы сформулировать, обозначить основные принципы работы с детьми с РАС в младшем дошкольном возрасте, а также описать условия и организационные формы включения ребенка во взаимодействие.
Методологическая основа. Исследование базируется на классических положениях отечественной коррекционной педагогики и специальной психологии: идеях Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта, о зоне ближайшего развития ребенка, концепция о высших и низших психических функциях; труды А.Н. Леонтьева, общий принцип подхода, которого он придерживался, может быть сформулирован так: внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности (изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности).
Придерживаясь идеи О.С. Никольской о первичном нарушении развития аффективной сферы у детей с РАС, мы используем теоретический и практический опыт в коррекции детского аутизма К.С. Лебединской, О.С.Никольской; О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг [30, 31].
Разработаны различные теоретические подходы и соответствующие им методы коррекционной помощи детям с аутизмом. При составлении нашей программы мы придерживаемся нескольких: методы поведенческой терапии (дробление сложного навыка на более простые и его освоение с помощью различных методик, а также использование, преимущественно социальных подкреплений и др.); отдельными элементами применяем метод сенсорной интеграции, метод игровой терапии (Floortime) и метод TEACCH. Именно такой своеобразный синтез подходов и методов оказывает значительное влияние на развитие социальных навыков у детей младшего дошкольного возраста с РАС.
С таким стойким, в последние годы, увеличением детей с особенностями в развитии просто необходимо разработать, описать и использовать на этапах раннего вмешательства такой «пусковой механизм», который, не смотря на такие различные клинические проявления детей в спектре, «ударил» в самую середину, так сказать основу-основ развития и обучения.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общее увеличение числа детей с ОВЗ, а также наличие среди них определенного количества дошкольников, имеющих РАС, определяет необходимость их изучения и дальнейшего поиска эффективных методов и приемов работы с ними.
Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования позволяет нам утверждать, что социальные навыки представляют собой широкое понятие, которое, как правило, охватывает любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей. Если рассматривать социальные навыки с такой точки зрения, становится понятным, насколько большим значением может обладать их неполноценное развитие.
Состояние психики ребёнка с аутизмом меняется с возрастом. Причем неравномерность развития отдельных психических функций оказывается более выраженной, чем в норме. Также происходят, накладываясь, на возрастное развитие, изменения, связанные с ходом коррекционного процесса.
Следовательно, мы говорим о том, что дети с РАС значительно отличаются друг от друга по степени выраженности социальных, коммуникативных, речевых нарушений, вариабельности познавательного развития.
Таким образом, в теоретической части работы мы рассмотрели психолого-педагогические концепции поведения, обозначили особенности структурных нарушений согласно международной классификации болезней 10-го пересмотра, определили параметры социального взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста с РАС, выделили основные и наиболее значимые, на основании которых составили протокол наблюдения. Обозначили и описали основные методики по коррекции нарушений навыков социального взаимодействия у детей с РАС.
В ходе практического эксперимента нами составлена программа психолого-педагогической коррекции по формированию навыков социального взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста с РАС.
В течение 2015-2017 учебных годов на базе автономной некоммерческой организации «Ресурсный центр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями «СФЕРА» г. Красноярска нами проводилась экспериментальная работа с целью формирования навыков социального взаимодействия у детей с РАС в возрасте от 3 до 4 лет.
В результате проведенного исследования мы наблюдаем улучшение навыков социального взаимодействия у детей экспериментальной группы по следующим показателям: сотрудничество со взрослым, увеличение длительности контакта, развитие навыков моторной имитации, способность ребенка сообщить о своих желаниях и потребностях, умение действовать по образцу, расширение пассивного словарного запаса детей. Важно подчеркнуть, что на эффективность реабилитационного процесса огромное влияние оказывает степень вовлеченности родителей в проводимую работу и их компетентность (в том числе, владение практическими навыками продуктивного взаимодействия со своим ребёнком). В связи с этим мы уделяли особое внимание родителям и проводили специальные обучающие занятия и консультировали родителей по всем интересующим вопросам.
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами была достигнута поставленная цель, решены задачи, необходимые для ее достижения, и подтверждена гипотеза о том, что эффективность психолого-педагогической коррекции детей младшего дошкольного возраста с РАС обеспечивается мультимодальным подходом, в результате соединения и разумного использования каждого из обозначенных методов программа коррекционных мероприятий наиболее эффективна.



1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. - М.: Теревинф, 2006. - 216с.
2. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). - М.: Теревинф, 2012.
3. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (младший дошкольный возраст). - М.: Институт учебника «Пайдея», 1999. - 88с.
4. Барбера М. Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavion Approach): Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами/ Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен; пер. с англ. Д. Г. Сергеева, предисл М. Сандберга. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 304с.
5. Башина В. М. Аутизм в детстве. - М., 1999.
6. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление. - М., 1993. - 165с.
7. Богдашина О. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему // Сибирский вестник специального образования №2 (6)
1. С.13-31.
8. Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / КГПУ им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2014.
9. Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие. - Красноярск, 2015. - 180с.
10. Брак У. Б. Ранняя диагностика и коррекция. В 2 т.: практическое руководство / под ред. Удо Б.Брака; [науч. ред. русского текста Н. М. Назарова; пер. с нем. В. Т. Алтухова]. Т.1. Нарушения развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 320 с.
11. Брак У. Б. Ранняя диагностика и коррекция. В 2 т.: практическое руководство / под ред. Удо Б. Брака; [науч. ред. русского текста Н. М. Назарова; пер. с нем. В. Т. Алтухова]. Т.2. Нарушения поведения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 304 с.
12. Волкмар Ф. Р., Вайзнер Л. А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. - Кн. 1 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер, пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной, И. Дергачевой и др. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 224с.
13. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. в 6 т. - М., 1982 - 1985. - Т.4.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 533с.
15. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969. - №1.
... всего 81 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ