МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В 4 КЛАССЕ)
|
Реферат
Введение 6
1 Теоретические основы моделирования 9
1.1 Моделирование в психолого-педагогическом контексте 9
1.2 Особенности моделирования у младших школьников 10
2 Из опыта развития математических представлений средствами
моделирования 19
2.1 Видовое разнообразие моделей и задач на движение у младших
школьников 20
2.2 Описание диагностики на выявление сформированности
моделирования на материале задач на движение 34
2.3 Мониторинг эффективности моделирования 39
Заключение 29
Список использованных источников 29
Приложение А 58
Приложение Б 59
Приложение В 52
Введение 6
1 Теоретические основы моделирования 9
1.1 Моделирование в психолого-педагогическом контексте 9
1.2 Особенности моделирования у младших школьников 10
2 Из опыта развития математических представлений средствами
моделирования 19
2.1 Видовое разнообразие моделей и задач на движение у младших
школьников 20
2.2 Описание диагностики на выявление сформированности
моделирования на материале задач на движение 34
2.3 Мониторинг эффективности моделирования 39
Заключение 29
Список использованных источников 29
Приложение А 58
Приложение Б 59
Приложение В 52
Согласно ФГОС НОО одним из главных показателей развития учебной мотивации является «устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задачи». Одной из особых групп общеучебных универсальных действий, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, является моделирование. Это процесс преобразования объекта из чувственной формы в модель, где отображены существенные характеристики объекта в пространственно-графической или знаково-символической форме. .
В настоящее время, тема совершенствования образования обширно обсуждается с позиции активизации творческой познавательной деятельности учеников начальных классов. Повышение интеллектуальной нагрузки на уроках математики в начальной школе вынуждает преподавателей и методистов начать поиск методов и приемов поддержки у учеников активности и интереса к изучаемой информации. Моделирование является таким методическим приемом, который стимулирует учащихся начальной школы к самостоятельному получению знаний и развивает интерес к преподаваемому материалу.
Также стоит отметить, что умение решать текстовые задачи - это одно из главных умений, которое закладывается в начальной школе. Все основные типы и виды задач на движение изучаются в начальной школе, что является базой для успешной подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ уже будучи старшеклассником.
На занятиях по математике в начальной школе учащимся часто предлагают готовые модели, но не проводят систематической работы по составлению моделей к задачам. Это создает проблемы в случаях, когда ученикам требуется самостоятельно построить вспомогательную модель.
Цель исследования - изучение основ моделирования, направленного на развитие математических представлений у младших школьников на уроках математики (на материале задач на движение в 4 классе).
Объект исследования - математическое моделирование младших школьников.
Предмет исследования - моделирование как средство развития математических представлений у младших школьников (на материале задач на движение в 4 классе).
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач:
1. Изучить моделирование в психолого-педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности математического моделирования учеников начальной школы.
3. Описать видовое разнообразие задач на движение у младших школьников.
4. Провести диагностическое исследование по выявлению уровня сформированности моделирования на материале задач на движение.
5. Провести мониторинг эффективности моделирования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование; мониторинг.
3. Методы количественной и качественной обработки полученных данных.
...
В настоящее время, тема совершенствования образования обширно обсуждается с позиции активизации творческой познавательной деятельности учеников начальных классов. Повышение интеллектуальной нагрузки на уроках математики в начальной школе вынуждает преподавателей и методистов начать поиск методов и приемов поддержки у учеников активности и интереса к изучаемой информации. Моделирование является таким методическим приемом, который стимулирует учащихся начальной школы к самостоятельному получению знаний и развивает интерес к преподаваемому материалу.
Также стоит отметить, что умение решать текстовые задачи - это одно из главных умений, которое закладывается в начальной школе. Все основные типы и виды задач на движение изучаются в начальной школе, что является базой для успешной подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ уже будучи старшеклассником.
На занятиях по математике в начальной школе учащимся часто предлагают готовые модели, но не проводят систематической работы по составлению моделей к задачам. Это создает проблемы в случаях, когда ученикам требуется самостоятельно построить вспомогательную модель.
Цель исследования - изучение основ моделирования, направленного на развитие математических представлений у младших школьников на уроках математики (на материале задач на движение в 4 классе).
Объект исследования - математическое моделирование младших школьников.
Предмет исследования - моделирование как средство развития математических представлений у младших школьников (на материале задач на движение в 4 классе).
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач:
1. Изучить моделирование в психолого-педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности математического моделирования учеников начальной школы.
3. Описать видовое разнообразие задач на движение у младших школьников.
4. Провести диагностическое исследование по выявлению уровня сформированности моделирования на материале задач на движение.
5. Провести мониторинг эффективности моделирования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование; мониторинг.
3. Методы количественной и качественной обработки полученных данных.
...
Проанализировав литературу в области психолого-педагогической литературы, нами были рассмотрены разные точки зрения по определению моделирования, было принято решение следовать определениям, предложенным Л. А. Венгером и Т. С. Хазыковой, в данной работе. В частности, вопрос о мод
Помимо этого, в процессе исследования были рассмотрены и проанализированы различные особенности учебных моделей.
Изучив особенности моделирования младших школьников, развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников имеет благоприятные условия. Это утверждение подкреплено данными, полученными Матюхиной М. В. в ходе исследования особенностей моделирования данной возрастной группы. Важная роль в этом процессе отводится становлению самостоятельности высших психических функций, таких как произвольность памяти, внимания и воображения, которые необходимы для эффективного моделирования и, следовательно, формирования универсальных учебных действий.
Методы обучения в младшем школьном возрасте должны учитывать эти особенности. Идеальным вариантом для развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников является использование моделирования в обучении. Важно отметить, что учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, так как на постоянно меняющемся пути развития самопознания разных ребят потребуется разный подход к формированию универсальных учебных действий.
Таким образом, проанализировав видовое разнообразие моделей и задач на движение и мы выяснили, что в процессе обучения ученикам необходимо овладеть различными видами моделей, чтобы стать способным свободно решать задачи, выбирая соответствующую поставленной цели модель и способ перехода от одной формы к другой. Важным аспектом является возможность ученика строить несколько вспомогательных моделей к одной и той же задаче, что приводит к различному ходу рассуждений и, как следствие, к разным способам решения задачи.
Опытно-практическое исследование проходило на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Лесосибирска. Выборка исследования представлена учащимися 4 класса в количестве 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек).
Первичная диагностика уровня сформированности умения решать задачи на движение показала, что (15%) учащихся демонстрируют высокий уровень сформированности умения решать задачи на движение, (50%) средний уровень и (35%) низкий уровень сформированности умения решать задачи на движение.
Для повышения уровня сформированности умения решать задачи на движение нами был разработан комплекс заданий, в которые вошли задачи на применение младшими школьниками моделирования. Этот комплекс позваляет в дальнейшем отследить мониторинг сформированности у учащихся умения решать задачи на движение.
После мы провели вторую контрольную работу.
Анализ итоговой контрольной работы показал, что 20 % показали высокий результат, что на 5 % больше чем на констатирующем этапе , 55% показали средний результат, что так же на 5% меньше, чем на констатирубщем этапе, и 25% учащихся показали низкий уровень сформированности умения решать задачи на движение, что на 10% меньше чем было на констатирующем этапе.
...
Помимо этого, в процессе исследования были рассмотрены и проанализированы различные особенности учебных моделей.
Изучив особенности моделирования младших школьников, развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников имеет благоприятные условия. Это утверждение подкреплено данными, полученными Матюхиной М. В. в ходе исследования особенностей моделирования данной возрастной группы. Важная роль в этом процессе отводится становлению самостоятельности высших психических функций, таких как произвольность памяти, внимания и воображения, которые необходимы для эффективного моделирования и, следовательно, формирования универсальных учебных действий.
Методы обучения в младшем школьном возрасте должны учитывать эти особенности. Идеальным вариантом для развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников является использование моделирования в обучении. Важно отметить, что учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, так как на постоянно меняющемся пути развития самопознания разных ребят потребуется разный подход к формированию универсальных учебных действий.
Таким образом, проанализировав видовое разнообразие моделей и задач на движение и мы выяснили, что в процессе обучения ученикам необходимо овладеть различными видами моделей, чтобы стать способным свободно решать задачи, выбирая соответствующую поставленной цели модель и способ перехода от одной формы к другой. Важным аспектом является возможность ученика строить несколько вспомогательных моделей к одной и той же задаче, что приводит к различному ходу рассуждений и, как следствие, к разным способам решения задачи.
Опытно-практическое исследование проходило на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Лесосибирска. Выборка исследования представлена учащимися 4 класса в количестве 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек).
Первичная диагностика уровня сформированности умения решать задачи на движение показала, что (15%) учащихся демонстрируют высокий уровень сформированности умения решать задачи на движение, (50%) средний уровень и (35%) низкий уровень сформированности умения решать задачи на движение.
Для повышения уровня сформированности умения решать задачи на движение нами был разработан комплекс заданий, в которые вошли задачи на применение младшими школьниками моделирования. Этот комплекс позваляет в дальнейшем отследить мониторинг сформированности у учащихся умения решать задачи на движение.
После мы провели вторую контрольную работу.
Анализ итоговой контрольной работы показал, что 20 % показали высокий результат, что на 5 % больше чем на констатирующем этапе , 55% показали средний результат, что так же на 5% меньше, чем на констатирубщем этапе, и 25% учащихся показали низкий уровень сформированности умения решать задачи на движение, что на 10% меньше чем было на констатирующем этапе.
...
Подобные работы
- Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Формирование представлений о труде
у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Учебная деятельность как деятельность по самоизменению. (19.00.07 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Использование здоровьесберегающих технологий при решении текстовых задач в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИНИЦИАТИВНОЕ ОПРОБОВАНИЕ ЗНАКОВЫХ СРЕДСТВ КАК УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА ОТ ЗАМЕЩЕНИЯ К ПРЕОБРАЗОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Комбинаторные задачи в системе развивающего обучения четырехлетней начальной школы
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ БУМАГИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018





