Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ «ГОРОД» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ЖИТЕЛЕЙ ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ (Материалы для элективного курса по русскому языку в старших классах)

Работа №167732

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы213
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава I. Изучение языкового сознания 10
1.1. Языковое сознание. Союз лингвистики и психологии 10
1.2. Языковое сознание и ментальность 11
1.3. Методы ассоциативного эксперимента, ассоциации.
Толкование ответов ассоциативного эксперимента 15
1.4. Метод семантического гештальта Ю.Н. Караулова 21
1.5. Понятие гендера. Мужское и женское речевое поведение 23
1.6. Выводы по первой главе 25
Глава II. Описание ассоциативного поля «город» по данным эксперимента 27
2.1. Общая характеристика ассоциативного поля «город» 27
2.2. Стимул «город» и реакции испытуемых младшего, среднего
и старшего возрастов 30
2.3. Стимул «город» и реакции испытуемых мужчин и женщин... 33
2.4. Реакции испытуемых на стимулы из задания №2 36
2.4.1. Стимул «река» в реакциях испытуемых 37
2.4.2. Стимул «Красноярск» в реакциях испытуемых 42
2.4.3. Стимул «Енисей» в реакциях испытуемых 46
2.5. Сопоставление результатов ассоциативного эксперимента с
данными Русского ассоциативного словаря под редакцией Ю.Н. Караулова и данными Ассоциативного словаря Приенисейской Сибири 51
2.6. Выводы по второй главе 58
Глава III. Элективный курс по русскому языку «Школа юного филолога» 60
3.1. Методические рекомендации 60
3.2. Конспект урока к элективному курсу по русскому языку
«Школа юного филолога», 11 класс 65
3.3. Выводы по третьей главе 73
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение 1. Реакции на стимул «город». Группа младшего возраста (20 - 30 лет). Задание №1 83
Приложение 2. Реакции на стимул «город». Группа среднего возраста (31 - 50 лет). Задание №1 85
Приложение 3. Реакции на стимул «город». Группа старшего возраста (51 - и старше). Задание №1 87
Приложение 4. Совпадение реакции испытуемых с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова и с данными АСПС. Группа младшего возраста (20 - 30 лет). Задание №1 89
Приложение 5. Совпадение реакции испытуемых с данными с РАС под редакцией Ю.Н. Караулова и с данными АСПС. Группа среднего возраста (31 - 50 лет). Задание №1 90
Приложение 6. Совпадение реакции испытуемых с данными с РАС под редакцией Ю.Н. Караулова и с данными АСПС. Группа старшего возраста (51 - и старше). Задание №1 91
Приложение 7. Сопоставление реакции испытуемых с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова с данными АСПС. Группа младшего возраста (20 - 30 лет). Задание №1 92
Приложение 8. Сопоставление реакции испытуемых с данными АСПС с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова. Группа младшего возраста (20 - 30 лет). Задание №1 95
Приложение 9. Сопоставление реакции испытуемых с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова с данными АСПС. Группа среднего возраста (31 - 50 лет). Задание №1 96
Приложение 10. Сопоставление реакции испытуемых с данными АСПС с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова. Группа среднего возраста (31 - 50 лет). Задание №1 97
Приложение 11. Сопоставление реакции испытуемых с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова с данными АСПС. Группа старшего возраста (51 - и старше). Задание №1 98
Приложение 12. Сопоставление реакции испытуемых с данными АСПС с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова. Группа старшего возраста (31 - 50 лет). Задание №1 99
Приложение 13. Ассоциативное поле «город». Группа младшего возраста (20 - 30 лет). Задание №2 100
Приложение 14. Ассоциативное поле «город». Группа среднего возраста (31 - 50 лет). Задание №2 109
Приложение 15. Ассоциативное поле «город». Группа старшего возраста (51 - и старше). Задание №2 117
Приложение 16. Сопоставление реакции испытуемых с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова с данными АСПС. Группа младшего возраста (20 - 30 лет). Задание №2 125
Приложение 17. Сопоставление реакции испытуемых с данными АСПС с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова. Группа младшего возраста (20 - 30 лет). Задание №2 146
Приложение 18. Сопоставление реакции испытуемых с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова с данными АСПС. Группа среднего возраста (31 - 50 лет). Задание №2 150
Приложение 19. Сопоставление реакции испытуемых с данными АСПС с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова. Группа среднего возраста (31 - 50 лет). Задание №2 155
Приложение 20. Сопоставление реакции испытуемых с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова с данными АСПС. Группа старшего возраста (51 - и старше). Задание №2 159
Приложение 21. Сопоставление реакции испытуемых с данными АСПС с данными РАС под редакцией Ю.Н. Караулова. Группа старшего возраста (51 - и старше). Задание №2 161
Приложение 22. Стимул «светофор» и реакции испытуемых 163
Приложение 23. Стимул «улица» и реакции испытуемых 166
Приложение 24. Стимул «дома» и реакции испытуемых 170
Приложение 25. Стимул «фасад» и реакции испытуемых 174
Приложение 26. Стимул «красивый» и реакции испытуемых 177
Приложение 27. Стимул «огни» и реакции испытуемых 180
Приложение 28. Стимул «телефон» и реакции испытуемых 183
Приложение 29. Стимул «большой» и реакции испытуемых 187
Приложение 30. Стимул «фонтаны» и реакции испытуемых 190
Приложение 31. Стимул «Столбы» и реакции испытуемых 193
Приложение 32. Стимул «офис» и реакции испытуемых 196
Приложение 33. Стимул «фирма» и реакции испытуемых 199
Приложение 34. Стимул «магазины» и реакции испытуемых 202
Приложение 35. Стимул «родной» и реакции испытуемых 205
Приложение 36. Стимул «машина» и реакции испытуемых 208
Приложение 37. Стимул «стройка» и реакции испытуемых 212
Приложение 38. Стимул «новая» и реакции испытуемых 215
Приложение 39. Раздаточный материал к элективному курсу по русскому языку «Школа юного филолога» 218


В выпускной квалификационной работе рассматривается реализация ассоциативного поля «город» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Актуальность исследования определяется регулярным развитием и изменениями знаний человека о языке, обращением современной антропоцентрической парадигмы к лингвокультурологическим и психолингвистическим подходам в изучении языковых явлений.
Образ мира - это фундаментальное понятие для описания человека, особенностей его бытия и взаимоотношений с окружающей действительностью. Особая разновидность освоения мира - языковое сознание - «способ репрезентации реальности в духовном мире; форма опредмечивания человеческой психики с ее рациональными и эмотивными реакциями на мир» [Гукасова 2000: 71]. Возможны различные способы выявления специфики образов сознания носителей той или иной культуры.
В психолингвистических исследованиях особое место занимает ассоциативный эксперимент. Он является одним из эффективных способов исследования языкового сознания представителей того или иного этноса, дает возможность описывать, толковать и составлять ассоциативные поля. Ассоциативный эксперимент фиксирует актуальное для человека психологическое значение слова, проявляет отличие его реальной семантики от значения, представленного в словаре, выявляет пространство ассоциирования, которое выходит далеко за границы словарных статей и представляет психическую реальность «живого» слова.
В структуре стимула «город» содержатся смысловые характеристики, связанные с национальным менталитетом и духовными ценностями носителей языка. «...Языковые и культурные системы в огромной степени отличаются друг от друга, но существуют семантические и лексические универсалии, указывающие на общий понятийный базис, на котором основывается человеческий язык, мышление и культура» [Вежбицкая 1996: 322].
Интерес к изучению языкового сознания расширяет региональную географию: в последние годы многие ученые активно изучают данную проблему на Урале, в Новосибирске, а также и в Приенисейской Сибири. Итоги работы отображены в трудах Е. В. Старостиной (2006, 2007, 2008), Д. Г. Выговской (2013), Г. А. Черкасовой (2014) и др. В нашем регионе активно работают над этим вопросом С. П. Васильева (2011, 2013, 2014, 2015), А.Д. Васильев (2014, 2015), за последний период времени ими было написано множество статей и выпущено три монографии. Кроме того, активно издаются региональные ассоциативные словари.
Выпускная квалификационная работа претендует на то, чтобы в определенной мере восполнить пробел в вопросе изучения предложенной проблемы на примере рассмотрения ассоциативного поля «город» в восприятии жителей Приенисейской Сибири.
Цель исследования - изучение ассоциативного поля «город» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение языкового сознания отдельной личности, группы, региона является актуальным в психолингвистике.
Наиболее эффективным методом исследования структуры языкового сознания считается ассоциативный эксперимент, т.к. он направлен на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте, способен воссоздать образ мира через различные формы его «овнешнения». В выпускной квалификационной работе «Ассоциативное поле «город» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири» был выбран свободный (или ненаправленный) ассоциативный эксперимент.
Анализ ассоциативных полей помогает создать ассоциативный портрет испытуемых, выявить общие и специфические черты картины мира представителей этноса в зависимости от возраста, пола, территории проживания, изучить языковое сознание (как индивидуальное, так и общественное), языковую картину мира (прежде всего так называемую наивную), а также диагностировать состояние общества и даже в какой-то степени прогнозировать его дальнейшее развитие [Васильев 2015: 35, 67].
Предметом исследования выпускной квалификационной работы явилось ассоциативное поле «город» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Рассматривались реакции трех групп испытуемых, младшего возраста (от 20 до 30 лет), среднего возраста (от 31 до 50 лет) и старшего возраста (от 51 и старше).
В процессе подробного изучения полученных результатов ассоциативного эксперимента, их структурирование и сравнения, были сделаны выводы, что ассоциативное поле «город» у жителей Приенисейской Сибири весьма разнообразны. Это обусловлено тем, что имеют разный жизненный опыт, разные социокультурные установки и цели, разное мировосприятие.
Анализ материала показал, что ядро ассоциативного поля «город» составляют реакции, которые могут характеризовать любой город: большой (20), люди (15), Красноярск (12), красивый (8), суета (7), машины (6), пробки (5), дым (3).По реакциям в ядре можно воспроизвести предложение, которое определяет смысл, вкладываемый реципиентами в слово «город»:Большой и красивый, где суетятся множество людей, машины стоят в пробках, загрязняя дымом воздух.
Ассоциации в поле «город» у младшего и среднего возрастов меньше, чем у старшего возраста. Они включают научный, бытийный, эмпирический, политический и другие смыслы.
Большинство реакций в ядре парадигматические. Меньшая часть реакций является синтагматической (большой, красивый). С эмоциональной точки зрения в ядре есть позитивные/нейтральные ассоциации (красивый, большой), негативные (суета, пробки). Важная составляющая «люди».
В периферийной зоне младшего, среднего и старшего возрастов присутствуют позитивные и негативные ассоциации.
По количеству реакций в общей сложности преобладают нейтральные реакции. Число сходных реакций уступает числу одиночных (индивидуальных) реакций.
Изучая результаты ассоциативного эксперимента, мы можем отметить, что ассоциации опрошенных мужчин часто более конкретны и в большей степени относятся к физическому, бытовому плану восприятия, а также имеют сему водителя. Женская часть опрошенных дает ассоциации с бытовой семой, семой мечты, надежды, а так же с точки зрения пешехода.
В отличие от мужчин у женщин-реципиентов в реакциях отмечено позитивно-нейтральное отношение к стимулу «город». Преобладают парадигматические реакции (люди, дома, мегаполис, улица, суета, машины, серость, пробки, транспорт, огни, фонарь, район, аллея)...


1. Архипова С.В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике // Вестник Бурятского университета. 2011. № 11. С. 6-9.
2. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник / В. П. Белянин. 2-е изд. М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. 232 с.
3. Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта, 2011 [эл. копия].
4. Большой Энциклопедический Словарь. [Электронный ресурс].URL: http://dic.academic.ru.
5. Бутакова О.В. Языковое сознание жителей города: возможности психолингвистического описания // Вопросы психолингвистики. 2009. № 10. С.102-109.
6. Васильев А.Д., Васильева С.П., Тимченко А.Г. Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в языке: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 204 с.
7. Васильева С.П. Ассоциативное поле «дом» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2. С. 107-114.
8. Васильева С.П. «Вера», «надежда», «любовь» в языковом сознании сибиряков Приенисейской Сибири // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №2. С. 214-220.
9. Васильева С.П., Ильина А. Г. Репрезентация эстетических ценностей в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири // Политическая лингвистика. Екатеринбург: УрГПУ, 2013. № 4 (46). С. 172-177.
10. Васильева С.П. Семантическое поле «труд» в говорах Приенисейской Сибири // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.2011. № 3. С. 56-59.
11. Васильева С.П. Этническое сознание и самосознание сибиряка // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева.2014. № 4 (30). С.177-181.
12. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
13. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2005. 384 с.
14. Выговская Д.Г. К проблеме эксперимента в психолигвистике (на примере языкового сознания россиян) // коммуникация в современном поликультурном мире: этнопсихологический анализ: сб. ст. / отв. ред. Т. А. Барановская. М. : PEARSON, 2013. С. 94-102.
15. Горинова Н.С. Ассоциативный эксперимент как способ изучения языкового сознания // Альманах современной науки и образования.
2009. № 8: в 2-х ч. Ч. II. С.52-53...59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ