Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика противоправного поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении

Работа №167728

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы99
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы противоправного поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 8
1.1. Семья, находящаяся в социально опасном положении: понятие,
характеристика 8
1.2. Причины противоправного поведения подростков из семей,
находящихся в социально опасном положении 13
1.3. Методы и способы профилактики противоправного поведения
подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 18
Выводы по 1 главе 29
Глава II. Экспериментальная работы по профилактике противоправного поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 30
2.1. Организация и методы исследования, анализ результатов первичной
диагностики 30
2.2. Разработка и апробация программы профилактики противоправного
поведения у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 48
2.3. Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 54
Выводы по 2 главе 60
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения 72


Современная Россия столкнулась с социально-экономическими изменениями, которые в итоге затронули все сферы повседневной жизни общества. Эти изменения привели к пересмотру сложившихся общественных отношений и оказали влияние на все социальные институты, в том числе и на семью. Поэтому актуальность выпускной квалификационной работы заключается в необходимости изучения изменений и их влияния на различные стороны жизни российского общества.
Для формирования наиболее значимых социальных функций человека необходима та основа, которую представляет семья. Отношения с близкими людьми являются одним из основных элементов построения нашей личности, и без них невозможно представить свое место в современном обществе. Нередко это значение семьи становится особенно ярко выраженным по отношению к подросткам, так как в этот период закладываются основы познавательного и эмоционального развития человека, а отношения внутри семейного круга являются определяющим фактором для формирования точки зрения подростка на то, что происходит вокруг него.
Условия современной жизни привели к повышению цен на многие услуги, за которые взыскательные родители готовы платить в надежде внести свой вклад в развитие своих детей. Коммерциализация культурно-развивающих объединений, секций и кружков стала причиной того, что многие малообеспеченные семьи не могут обеспечить своим подросткам доступ к дополнительному развитию и организации своего свободного времени. Соответственно, рыночная модель оказала негативное влияние на социокультурные аспекты и привела к увеличению числа подростков, общающихся на улице в сомнительных компаниях.
Ситуация, которую мы наблюдаем в современной России, характеризуется не только отсутствием доступа к образовательным услугам, но и увеличением числа семей, недостаточно занимающихся воспитанием и развитием подростков. В некоторых случаях уровень жизни настолько низок, что не удовлетворяются даже основные потребности, такие как еда, одежда, жилье. Также важно отметить аморальный образ жизни родителей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и совершающих преступления, что негативно сказывается на развитии личности подростка.
Ситуация, описываемая в данном контексте, повышает социальную опасность для подростков, проживающих в таких семьях. Они остаются без должного внимания со стороны родителей, свой досуг часто проводят вместе с компаниями, можно сказать, что это связано с повышенным риском вовлечения подростков в противоправную деятельность...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенной работы мы можем сделать следующие выводы.
Социально опасная ситуация - это состояние, которое ставит под угрозу здоровье, психологическое благополучие и нормальное развитие ребенка, становится предпосылкой для развития девиантного поведения, зависимостей, беспризорности и правонарушений. В таких условиях, как правило, попадают дети из семей, где родители не заботятся об их воспитании, обучении и развитии, не принимают достаточно активного участия в их жизни.
Подростки в возрасте до 18 лет, находящиеся в общественно опасном положении, находятся в среде, которая может представлять опасность для их жизни или здоровья или не отвечает требованиям воспитания и содержания, что может привести к безнадзорности или беспризорности. Кроме того, они могут стать нарушителями закона или совершить антиобщественные действия.
Жизнь и развитие подростков в семьях, находящихся в социально опасной ситуации, зависят от ряда неблагоприятных факторов, которые могут повлиять на их будущее. В связи с этим задачей специалистов, работающих с такими подростками, является профилактика противоправного поведения.
Методы профилактики противоправного поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, можно сгруппировать в три группы: рефлексивно-деятельностные; практико-ориентированные; творчески- ориентированные. Перечисленные методы в совокупности обеспечивают оптимальную модель профилактики противоправного поведения подростков.
Экспериментальное исследование склонности к противоправному поведению подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, проводилось на базе КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Назаровский». Выборка представлена 10 подростками в возрасте 13¬15 лет. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел), опросник «Тест агрессивности» (автор - Л.Г. Почебут), тест «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э.В. Леус, А.Г. Соловьев). Результаты диагностики показали, что у 23,3% подростков отсутствует склонность к противоправному поведению. У 50% выявлена ситуативная предрасположенность к противоправному поведению. У 26,7% подростков диагностирована сформированная модель противоправного поведения.
Для осуществления профилактики противоправного поведения у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, разработана и апробирована Программа «Пойми себя», включающая 15 занятий. В программе предусмотрены мероприятия: рефлексивно-деятельностные (просмотр и
обсуждение кинофильмов в киноклубе «Открытый взгляд»); практико-ориентированные занятия с элементами дискуссии (семинары, практикумы, беседы, круглые столы); творчески-ориентированные занятия с использованием продуктивных видов деятельности (занятия художественным творчеством, театральные постановки, творческие мастерские).
На заключительном этапе исследовательской работы проведено повторное диагностирование. Анализ полученных данных показал, что у 53,3 % подростков отсутствует склонность к противоправному поведению. По сравнению с данными первичной диагностики показатель увеличился на 30%. У 36,7% подростков диагностирована ситуативная предрасположенность к противоправному поведению. По сравнению с данными первичной диагностики показатель снизился на 13,3%. У 10% подростков диагностирована сформированная модель противоправного поведения. По сравнению с данными первичной диагностики показатель снизился на 16,7%...


1. Балашова, Т. Н. Формы межведомственного взаимодействия органов, осуществляющих профилактику и защиту прав несовершеннолетних, проживающих в семьях группы риска и семьях, находящихся в социально опасном положении / Т. Н. Балашова, М. С. Власенко // Закон и право. - 2020. - № 3. - С. 32-35.
2. Бибикова, Н. В. Социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении: региональный аспект / Н. В. Бибикова // Отечественный журнал социальной работы. - 2021. - № 2(85). - С. 136-146.
3. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова. - Москва : МГППУ, 2006. - 96 с.
4. Богданов, В. А. Предоставление социально-педагогических услуг как форма социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении / В. А. Богданов // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2022. - № 4-1(41). - С. 70-71.
5. Борисенко, В. О. Семейносберегающая практика социального сопровождения семей с детьми, находящимися в социально опасном положении / В. О. Борисенко // Социальная работа и молодежная политика: роль в сохранении устойчивости общества и актуальные вызовы : сборник статей участников всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. - Москва : Российский государственный социальный университет, 2022. - С. 173-180.
6. Бубнова, С. Ю. Особенности гармонизации детско-родительских отношении в неполных семьях в контексте профилактики девиантного родительства / С. Ю. Бубнова, В. А. Андриеш // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016.- № 4. - С. 242-245.
7. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование.
Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. - Москва : МГУ, 1990. - 136 с.
8. Бусловская, М. А. Детско-родительские отношения / М. А. Бусловская, В. Н. Булгакова, Е. С. Кленина, Е. А. Зюзгина // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 29. - С. 88-93.
9. Бутина-Гречаная, С. В. Теоретические подходы к анализу детско- родительских отношений / С. В. Бутина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2010. - № 5.- С. 244-247.
10. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 / Анна Яковлевна Варга. - Москва, 1986. - 206 с.
11. Вдовина, М. В. Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении: развитие индивидуально-профилактического подхода / М. В. Вдовина // Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 11. - С. 9-12.
12. Викоренко, В. В. Сопровождение педагогом-психологом подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении / В. В. Викоренко // Вестник научных конференций. - 2020. - № 7-2(59). - С. 20-22.
13. Галиева, С. Ю. Социально-педагогическая работа с семьей, находящейся в социально опасном положении: теория и практика опытно-экспериментального исследования / С. Ю. Галиева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. - 2017. - № 2. - С. 136-146.
14. Глуханюк, Н. С. Психологическое сопровождение: принципы и техники / Н. С. Глуханюк // Известия Академии педагогических и социальных наук. - 2008. - Т. 12. - № 2. - С. 86-89.
15. Горбачев, М. В. Социально опасное положение несовершеннолетних как вызов национальной безопасности современной России / М. В. Горбачев // Logos et Praxis. - 2020. - № 3. - С. 76-83...55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ