Профилактика противоправного поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы противоправного поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 8
1.1. Семья, находящаяся в социально опасном положении: понятие,
характеристика 8
1.2. Причины противоправного поведения подростков из семей,
находящихся в социально опасном положении 13
1.3. Методы и способы профилактики противоправного поведения
подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 18
Выводы по 1 главе 29
Глава II. Экспериментальная работы по профилактике противоправного поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 30
2.1. Организация и методы исследования, анализ результатов первичной
диагностики 30
2.2. Разработка и апробация программы профилактики противоправного
поведения у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 48
2.3. Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 54
Выводы по 2 главе 60
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения 72
Глава I. Теоретические аспекты проблемы противоправного поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 8
1.1. Семья, находящаяся в социально опасном положении: понятие,
характеристика 8
1.2. Причины противоправного поведения подростков из семей,
находящихся в социально опасном положении 13
1.3. Методы и способы профилактики противоправного поведения
подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 18
Выводы по 1 главе 29
Глава II. Экспериментальная работы по профилактике противоправного поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 30
2.1. Организация и методы исследования, анализ результатов первичной
диагностики 30
2.2. Разработка и апробация программы профилактики противоправного
поведения у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 48
2.3. Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 54
Выводы по 2 главе 60
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения 72
Современная Россия столкнулась с социально-экономическими изменениями, которые в итоге затронули все сферы повседневной жизни общества. Эти изменения привели к пересмотру сложившихся общественных отношений и оказали влияние на все социальные институты, в том числе и на семью. Поэтому актуальность выпускной квалификационной работы заключается в необходимости изучения изменений и их влияния на различные стороны жизни российского общества.
Для формирования наиболее значимых социальных функций человека необходима та основа, которую представляет семья. Отношения с близкими людьми являются одним из основных элементов построения нашей личности, и без них невозможно представить свое место в современном обществе. Нередко это значение семьи становится особенно ярко выраженным по отношению к подросткам, так как в этот период закладываются основы познавательного и эмоционального развития человека, а отношения внутри семейного круга являются определяющим фактором для формирования точки зрения подростка на то, что происходит вокруг него.
Условия современной жизни привели к повышению цен на многие услуги, за которые взыскательные родители готовы платить в надежде внести свой вклад в развитие своих детей. Коммерциализация культурно-развивающих объединений, секций и кружков стала причиной того, что многие малообеспеченные семьи не могут обеспечить своим подросткам доступ к дополнительному развитию и организации своего свободного времени. Соответственно, рыночная модель оказала негативное влияние на социокультурные аспекты и привела к увеличению числа подростков, общающихся на улице в сомнительных компаниях.
Ситуация, которую мы наблюдаем в современной России, характеризуется не только отсутствием доступа к образовательным услугам, но и увеличением числа семей, недостаточно занимающихся воспитанием и развитием подростков. В некоторых случаях уровень жизни настолько низок, что не удовлетворяются даже основные потребности, такие как еда, одежда, жилье. Также важно отметить аморальный образ жизни родителей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и совершающих преступления, что негативно сказывается на развитии личности подростка.
Ситуация, описываемая в данном контексте, повышает социальную опасность для подростков, проживающих в таких семьях. Они остаются без должного внимания со стороны родителей, свой досуг часто проводят вместе с компаниями, можно сказать, что это связано с повышенным риском вовлечения подростков в противоправную деятельность...
Для формирования наиболее значимых социальных функций человека необходима та основа, которую представляет семья. Отношения с близкими людьми являются одним из основных элементов построения нашей личности, и без них невозможно представить свое место в современном обществе. Нередко это значение семьи становится особенно ярко выраженным по отношению к подросткам, так как в этот период закладываются основы познавательного и эмоционального развития человека, а отношения внутри семейного круга являются определяющим фактором для формирования точки зрения подростка на то, что происходит вокруг него.
Условия современной жизни привели к повышению цен на многие услуги, за которые взыскательные родители готовы платить в надежде внести свой вклад в развитие своих детей. Коммерциализация культурно-развивающих объединений, секций и кружков стала причиной того, что многие малообеспеченные семьи не могут обеспечить своим подросткам доступ к дополнительному развитию и организации своего свободного времени. Соответственно, рыночная модель оказала негативное влияние на социокультурные аспекты и привела к увеличению числа подростков, общающихся на улице в сомнительных компаниях.
Ситуация, которую мы наблюдаем в современной России, характеризуется не только отсутствием доступа к образовательным услугам, но и увеличением числа семей, недостаточно занимающихся воспитанием и развитием подростков. В некоторых случаях уровень жизни настолько низок, что не удовлетворяются даже основные потребности, такие как еда, одежда, жилье. Также важно отметить аморальный образ жизни родителей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и совершающих преступления, что негативно сказывается на развитии личности подростка.
Ситуация, описываемая в данном контексте, повышает социальную опасность для подростков, проживающих в таких семьях. Они остаются без должного внимания со стороны родителей, свой досуг часто проводят вместе с компаниями, можно сказать, что это связано с повышенным риском вовлечения подростков в противоправную деятельность...
По результатам проведенной работы мы можем сделать следующие выводы.
Социально опасная ситуация - это состояние, которое ставит под угрозу здоровье, психологическое благополучие и нормальное развитие ребенка, становится предпосылкой для развития девиантного поведения, зависимостей, беспризорности и правонарушений. В таких условиях, как правило, попадают дети из семей, где родители не заботятся об их воспитании, обучении и развитии, не принимают достаточно активного участия в их жизни.
Подростки в возрасте до 18 лет, находящиеся в общественно опасном положении, находятся в среде, которая может представлять опасность для их жизни или здоровья или не отвечает требованиям воспитания и содержания, что может привести к безнадзорности или беспризорности. Кроме того, они могут стать нарушителями закона или совершить антиобщественные действия.
Жизнь и развитие подростков в семьях, находящихся в социально опасной ситуации, зависят от ряда неблагоприятных факторов, которые могут повлиять на их будущее. В связи с этим задачей специалистов, работающих с такими подростками, является профилактика противоправного поведения.
Методы профилактики противоправного поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, можно сгруппировать в три группы: рефлексивно-деятельностные; практико-ориентированные; творчески- ориентированные. Перечисленные методы в совокупности обеспечивают оптимальную модель профилактики противоправного поведения подростков.
Экспериментальное исследование склонности к противоправному поведению подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, проводилось на базе КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Назаровский». Выборка представлена 10 подростками в возрасте 13¬15 лет. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел), опросник «Тест агрессивности» (автор - Л.Г. Почебут), тест «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э.В. Леус, А.Г. Соловьев). Результаты диагностики показали, что у 23,3% подростков отсутствует склонность к противоправному поведению. У 50% выявлена ситуативная предрасположенность к противоправному поведению. У 26,7% подростков диагностирована сформированная модель противоправного поведения.
Для осуществления профилактики противоправного поведения у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, разработана и апробирована Программа «Пойми себя», включающая 15 занятий. В программе предусмотрены мероприятия: рефлексивно-деятельностные (просмотр и
обсуждение кинофильмов в киноклубе «Открытый взгляд»); практико-ориентированные занятия с элементами дискуссии (семинары, практикумы, беседы, круглые столы); творчески-ориентированные занятия с использованием продуктивных видов деятельности (занятия художественным творчеством, театральные постановки, творческие мастерские).
На заключительном этапе исследовательской работы проведено повторное диагностирование. Анализ полученных данных показал, что у 53,3 % подростков отсутствует склонность к противоправному поведению. По сравнению с данными первичной диагностики показатель увеличился на 30%. У 36,7% подростков диагностирована ситуативная предрасположенность к противоправному поведению. По сравнению с данными первичной диагностики показатель снизился на 13,3%. У 10% подростков диагностирована сформированная модель противоправного поведения. По сравнению с данными первичной диагностики показатель снизился на 16,7%...
Социально опасная ситуация - это состояние, которое ставит под угрозу здоровье, психологическое благополучие и нормальное развитие ребенка, становится предпосылкой для развития девиантного поведения, зависимостей, беспризорности и правонарушений. В таких условиях, как правило, попадают дети из семей, где родители не заботятся об их воспитании, обучении и развитии, не принимают достаточно активного участия в их жизни.
Подростки в возрасте до 18 лет, находящиеся в общественно опасном положении, находятся в среде, которая может представлять опасность для их жизни или здоровья или не отвечает требованиям воспитания и содержания, что может привести к безнадзорности или беспризорности. Кроме того, они могут стать нарушителями закона или совершить антиобщественные действия.
Жизнь и развитие подростков в семьях, находящихся в социально опасной ситуации, зависят от ряда неблагоприятных факторов, которые могут повлиять на их будущее. В связи с этим задачей специалистов, работающих с такими подростками, является профилактика противоправного поведения.
Методы профилактики противоправного поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, можно сгруппировать в три группы: рефлексивно-деятельностные; практико-ориентированные; творчески- ориентированные. Перечисленные методы в совокупности обеспечивают оптимальную модель профилактики противоправного поведения подростков.
Экспериментальное исследование склонности к противоправному поведению подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, проводилось на базе КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Назаровский». Выборка представлена 10 подростками в возрасте 13¬15 лет. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел), опросник «Тест агрессивности» (автор - Л.Г. Почебут), тест «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э.В. Леус, А.Г. Соловьев). Результаты диагностики показали, что у 23,3% подростков отсутствует склонность к противоправному поведению. У 50% выявлена ситуативная предрасположенность к противоправному поведению. У 26,7% подростков диагностирована сформированная модель противоправного поведения.
Для осуществления профилактики противоправного поведения у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, разработана и апробирована Программа «Пойми себя», включающая 15 занятий. В программе предусмотрены мероприятия: рефлексивно-деятельностные (просмотр и
обсуждение кинофильмов в киноклубе «Открытый взгляд»); практико-ориентированные занятия с элементами дискуссии (семинары, практикумы, беседы, круглые столы); творчески-ориентированные занятия с использованием продуктивных видов деятельности (занятия художественным творчеством, театральные постановки, творческие мастерские).
На заключительном этапе исследовательской работы проведено повторное диагностирование. Анализ полученных данных показал, что у 53,3 % подростков отсутствует склонность к противоправному поведению. По сравнению с данными первичной диагностики показатель увеличился на 30%. У 36,7% подростков диагностирована ситуативная предрасположенность к противоправному поведению. По сравнению с данными первичной диагностики показатель снизился на 13,3%. У 10% подростков диагностирована сформированная модель противоправного поведения. По сравнению с данными первичной диагностики показатель снизился на 16,7%...
Подобные работы
- «Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении (на примере социального проекта «Счастье не за горами»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Организация совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении, в рамках проекта «Вместе с детьми»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2015 - СЕМЬЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ: ПРАКТИКИ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Технологии социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические условия, способствующие успешному сопровождению воспитанников детского дома с делинквентным
поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ЕГО
ПРЕОДОЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА
ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3620 р. Год сдачи: 2016





