Введение 3
Глава 1. Технология интерактивного обучения 5
1.1. Общее понятие об интерактивности и её характеристики 5
1.2. Сравнение целей традиционного и интерактивного обучения 11
1.3. Интерактивные методы обучения как средство формирования
универсальных учебных действий 15
1.4. Классификация интерактивных методов обучения 24
Выводы по главе 32
Глава 2. Методика интерактивного обучения на уроках математики 33
2.1 Групповая форма обучения. Конспект урока 11 класс. Сфера и
шар 33
2.2 Дискуссионные методы обучения 40
2.3 Игровые методы обучения 41
2.4 Тренинговый метод 50
Выводы по главе 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 56
Приложение 1 56
Приложение 2 59
Приложение 3 60
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах.
В век информационно-коммуникационных технологий растёт объем знаний в различных областях науки, что приводит к огромной проблеме - на традиционных схемах и методах обучения усвоение материала становится практически невозможным. Учитель является звеном, которое передаёт информацию, а ученики - звеном, принимающим информацию. Иными словами, традиционное обучение направлено на запоминание информации, выводы и обобщение, ученик получает информацию в готовом виде, то есть учитель или преподаватель излагает уже «готовые» знания, а ученики их лишь пассивно усваивают. Затем, чтобы знания закрепились в памяти, ученики применяют их при решении практических и теоретических задач.
Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (учитель и учащиеся) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.
Итак, объектом исследования моей работы является процесс обучения математике в школе.
Предметом исследования являются методы обучения, которые будут соответствовать современным требованиям образования и развитию у учеников творческого мышления, самостоятельности, независимости и инициативности.
Перед собой я ставила следующую цель: выбрать те методы обучения, которые сочетали бы в себе способы актуализации продуктивного, творческого мышления и самостоятельного усвоения новых знаний проверить эффективность использования данных методов.
Гипотеза: я предполагаю, что развитие умений учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения...
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Конечно, сколько бы мы не говорили о положительных сторонах введения интерактивных методов обучения на уроках математики, существуют, с другой стороны, и отрицательные моменты. Например, проведение занятий в интерактивной форме обучения требует огромного количества времени при подготовке к занятиям. Учителям, которые много лет проработали в школе по традиционным методам, будет чуждо введение новых технологий. И, конечно, те ученики, у которых уже большой опыт в учебной деятельности, будут сопротивляться новым методам и формам обучения.
Если мы придерживаемся ценностей традиционного образования, то тогда, конечно, важно количество информации на занятии, а с позиций интерактивного обучения более ценно другое - как было добыто знание учащимися, как они его применяют. Ведь информацию всегда можно найти в книгах и Интернете самостоятельно. Здесь педагогу важно определиться, с какой целью он использует методы активного обучения: чтобы учащиеся лучше запоминали учебный материал, но тогда это обыкновенный процесс оптимизации традиционного образовательного процесса, или он готов для серьёзного и последовательного изменения своего мышления и своей деятельности, что в свою очередь приведёт к изменению учебной деятельности учащихся. [9, с. 467]
Можно также согласиться и с тем, что не всегда есть в достаточном количестве материалы и источники, но это - проблема не только интерактивного обучения, ведь источников и материалов часто не хватает и для традиционных занятий. Многие методы активного обучения не требуют большого материального обеспечения, а, например, наличие учебников и договорённости с учащимися частично снимают проблему отсутствия возможностей для копирования материалов.
1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - Минск: Современное слово, 2006.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и другие. Геометрия. 10 - 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни - 18-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 255 с.
3. Белая О. Методы психологического тренинга http://propsiholog.ru/node/485;
4. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Учебник. - М.: Просвещение, 2006.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. - 336 с.
6. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. -М., 1982.-С. 181
7. Дмитриева Е. Л., Тиняков О. А., Бурдастых Е. Н., Малышева Н. С.
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, Выпуск № 1 (29) / 2014.
8. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.
9. Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта. - Знание-сила - 1997г., №4
10. Карташева Г.Д., Крайнова Л.В. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 120 с.
11. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М .: изд-во «Владос», 2004. - 352 с.
12. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. - Минск: Современное слово, 2005
13. Кукушин В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие. - Ростов- на-Дону : Издательство «Феникс», 2005. - 474 с.
14. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981
15. Матюшкин А.М.. Теоретические вопросы проблемного обучения...34