Особенности родительского отношения к ребенку младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические анализ проблемы родительского отношения к ребенку младшего школьного возраста с задержкой психического развития 6
1.1. Общие представления о понятии «задержка психического развития» и характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 6
1.2. Факторы формирования типов родительского отношения к ребенку младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 11
1.3. Способы коррекции родительского отношения к ребенку младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Экспериментальное изучение родительского отношения к ребёнку
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 20
2.1 Описание выборки и методики исследования 20
2.2 Результаты констатирующего исследования родительского отношения
к ребёнку младшего школьного возраста с задержкой психического развития
24
2.3 Программа развития родительного отношения к ребенку школьного возраста
с задержкой психического развития 33
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения 51
Глава 1. Теоретические анализ проблемы родительского отношения к ребенку младшего школьного возраста с задержкой психического развития 6
1.1. Общие представления о понятии «задержка психического развития» и характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 6
1.2. Факторы формирования типов родительского отношения к ребенку младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 11
1.3. Способы коррекции родительского отношения к ребенку младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Экспериментальное изучение родительского отношения к ребёнку
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 20
2.1 Описание выборки и методики исследования 20
2.2 Результаты констатирующего исследования родительского отношения
к ребёнку младшего школьного возраста с задержкой психического развития
24
2.3 Программа развития родительного отношения к ребенку школьного возраста
с задержкой психического развития 33
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения 51
Возрастающее количество детей с задержкой психического развития являетсяодной из тревожных тенденций в современном обществе.
Изучением данной проблемы в разные годы занимались:
Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова, Е.Е. Дмитриева, О.В. Защиринская, Т.А. Егорова.
Ресурс развития детей с проблемами в развитии в значительной мере определяется особенностями той среды, в которой они находятся, в значительной степени — семьи. Появление в семье ребенка с проблемами в развитии вносит дезорганизацию в ее функционирование и нарушает весь уклад жизни семьи. Аффективная напряженность родителей, возникающая при рождении ребенка с ЗПР, влияет на формирование представлений о семье, на тактику поведения относительно каждого члена семьи.
Существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребенка с ЗПР, так как семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья и стиля воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Высокая ценность успешности в профессии приводит к тому, что часто матери настроены, уделять большую часть своего времени карьере (А.Р. Субочева). А ребенок с ОВЗ требует обычно большую и длительную включенность в его жизнь родителей. Что не редко идет в разрез с установками родителей и матерей, в частности. Таким образом, видим возможность возникновения дополнительного напряжения в отношении родителей к ребенку с ЗПР.
Высокая ценность успешности и индивидуализма распространяется и на ожидания от ребенка. Но чем больше выражена задержка психического развития у ребенка, тем меньше шансов, что он оправдает ожидания родителей. И это, несомненно, может отразиться на родительском отношении к ребенку.
Образовательная практика в нашей стране показывает, что чаще всего диагноз «задержка психического развития» ребенку ставят при прохождении ПМПК перед поступлением в школу или в начале обучения в школе. Таким образом, родители часто на данном этапе переживают утрату надежд и находятся в естественном процессе горевания. Специфика протекания данного процесса так же может отразиться на отношение родителя к ребенку.
Хочу сказать, что педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка с ЗПР в семье, одной из важнейших функций семьи — создание условий для воспитания здоровой личности. Учитывая выше обозначенные тенденции в увеличении числа детей с задержкой психического развития и влиянии тенденций социальной действительности и в образовании в частности, мы приходим к выводу об актуальности обозначенной нами темы исследования: «Особенности родительского отношения к ребенку младшего школьного возраста с задержкой психического развития».
Изучением данной проблемы в разные годы занимались:
Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова, Е.Е. Дмитриева, О.В. Защиринская, Т.А. Егорова.
Ресурс развития детей с проблемами в развитии в значительной мере определяется особенностями той среды, в которой они находятся, в значительной степени — семьи. Появление в семье ребенка с проблемами в развитии вносит дезорганизацию в ее функционирование и нарушает весь уклад жизни семьи. Аффективная напряженность родителей, возникающая при рождении ребенка с ЗПР, влияет на формирование представлений о семье, на тактику поведения относительно каждого члена семьи.
Существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребенка с ЗПР, так как семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья и стиля воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Высокая ценность успешности в профессии приводит к тому, что часто матери настроены, уделять большую часть своего времени карьере (А.Р. Субочева). А ребенок с ОВЗ требует обычно большую и длительную включенность в его жизнь родителей. Что не редко идет в разрез с установками родителей и матерей, в частности. Таким образом, видим возможность возникновения дополнительного напряжения в отношении родителей к ребенку с ЗПР.
Высокая ценность успешности и индивидуализма распространяется и на ожидания от ребенка. Но чем больше выражена задержка психического развития у ребенка, тем меньше шансов, что он оправдает ожидания родителей. И это, несомненно, может отразиться на родительском отношении к ребенку.
Образовательная практика в нашей стране показывает, что чаще всего диагноз «задержка психического развития» ребенку ставят при прохождении ПМПК перед поступлением в школу или в начале обучения в школе. Таким образом, родители часто на данном этапе переживают утрату надежд и находятся в естественном процессе горевания. Специфика протекания данного процесса так же может отразиться на отношение родителя к ребенку.
Хочу сказать, что педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка с ЗПР в семье, одной из важнейших функций семьи — создание условий для воспитания здоровой личности. Учитывая выше обозначенные тенденции в увеличении числа детей с задержкой психического развития и влиянии тенденций социальной действительности и в образовании в частности, мы приходим к выводу об актуальности обозначенной нами темы исследования: «Особенности родительского отношения к ребенку младшего школьного возраста с задержкой психического развития».
Проблема воспитания и обучения младших школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) принято использовать для обозначения отклонений психического развития детей, не имеющих умственной отсталости, грубых нарушений сенсорных систем поражений нервной системы, но при этом отстающих в психическом развитии.
Учитывая характеристики данной группы детей, встает вопрос об особенностях родительского отношения к ним. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств к своему ребенку, поведенческие стереотипы, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков. И часто родители испытывают противоречивые чувства к ребенку с задержкой в развитии, что влияет на выстраивание взаимодействия с ребенком и, как следствие, на становление и развитие его личности.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что позитивными моментами в отношении родителей к детям является кооперация и принятие особенностей ребенка. Присутствуют неблагоприятные аспекты отношения - инфантилизация детей, симбиотические отношения и непринятие ребенка, негативные чувства по отношению к нему.
Анализ рисунков детей свидетельствуют об эмоционально- благополучной семейной ситуации.
Таким образом, исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод о том, что коррекция родительского отношения к ребёнку младшего школьного возраста с ЗПР необходима.
Нами предложена программа развития родительного отношения к ребенку школьного возраста с задержкой психического развития. Реализация программы позволяет установить доверительные отношения и эмоциональный контакт родителей с ребенком, привлечь внимание родителей к проблемам семейного воспитания, сформировать представление о семейных ценностях, желание и стремление проводить больше времени со своим ребёнком. К концу занятий родители смогут принимать особенности своего ребенка, поверить в его возможности. Следовательно, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза - подтверждена.
Учитывая характеристики данной группы детей, встает вопрос об особенностях родительского отношения к ним. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств к своему ребенку, поведенческие стереотипы, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков. И часто родители испытывают противоречивые чувства к ребенку с задержкой в развитии, что влияет на выстраивание взаимодействия с ребенком и, как следствие, на становление и развитие его личности.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что позитивными моментами в отношении родителей к детям является кооперация и принятие особенностей ребенка. Присутствуют неблагоприятные аспекты отношения - инфантилизация детей, симбиотические отношения и непринятие ребенка, негативные чувства по отношению к нему.
Анализ рисунков детей свидетельствуют об эмоционально- благополучной семейной ситуации.
Таким образом, исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод о том, что коррекция родительского отношения к ребёнку младшего школьного возраста с ЗПР необходима.
Нами предложена программа развития родительного отношения к ребенку школьного возраста с задержкой психического развития. Реализация программы позволяет установить доверительные отношения и эмоциональный контакт родителей с ребенком, привлечь внимание родителей к проблемам семейного воспитания, сформировать представление о семейных ценностях, желание и стремление проводить больше времени со своим ребёнком. К концу занятий родители смогут принимать особенности своего ребенка, поверить в его возможности. Следовательно, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза - подтверждена.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция проявлений агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Возможности коррекции родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018





